Формы протекания эмоций и чувств
В жизни наблюдается самое разнообразное проявление эмоциональных переживаний. Они отличаются особым своеобразием протекания и влияния на поведение и деятельность человека. При характеристике форм переживания эмоций и чувств критериями их являются: глубина, длительность, наличие или отсутствие объекта, вызвавшего их, степень выраженности вовне. К эмоциональным особенностям относятся также легкость эмоциональной возбудимости, импульсивность и аффективность, устойчивость, сила, темп и ритм эмоциональных реакций, эмоциональный тонус. Индивидуальные особенности эмоциональных реакций особенно проявляются при сопоставлении эмоциональной возбудимости и эмоциональной устойчивости. Есть люди, у которых эмоциональные состояния проявляются в такой минимальной степени, что практически почти не оказывают влияния на их поведение, поступки. Про таких людей говорят, что они живут разумом. Для них типична пониженная эмоциональная возбудимость, слабая впечатлительность. Эмоциональные особенности в первую очередь выступают в поведении и замечаются без особого труда. Обусловлены они главным образом типом нервной системы человека.
Выделяют следующие проявления эмоциональных переживаний: настроение, аффект, страсть, стресс, эмоциональный тон, фрустрация.
Настроение - устойчивое, сравнительно продолжительное эмоциональное состояние, отражающееся на деятельности и поведении. В радостном настроении человек становится более активным и продуктивным, склонен все воспринимать с положительной стороны. Вещи, обычно безразличные, могут вызвать в этих случаях радостные переживания. В тревожном, плохом настроении его активность и продуктивность резко снижаются, он отовсюду ожидает опасности, неприятности и т.п. Настроение вызывается как различными событиями, имеющими определенное значение для человека, так и физическим самочувствием. Чтобы изменить плохое настроение, важно найти причину, которая вызвала его, проанализировать ее, сделать вывод.
Аффект - эмоциональное проявление, быстро овладевающее человеком, бурно протекающее, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля. Это эмоциональная «буря». Аффективные эмоции характеризуются огромной интенсивностью, затратой энергии, кратковременностью. Они могут быть положительными и отрицательными: аффекты ярости, ужаса, дикого восторга, отчаяния, растерянности.
Во время аффекта физиологически происходит перевозбуждение подкорки, которая выходит из-под контроля («сурдинки», по выражению И.П. Павлова) коры. Выразительные движения становятся безотчетными, характерны жесты и мимика лица, учащенное или затрудненное дыхание. Индуктивное торможение все более охватывает кору больших полушарий, что приводит к дезорганизации мышления и других психических процессов. Психологические советы: постараться сдержаться (посчитать до 10), не потерять власти над собой, отсрочить наступление аффекта.
Страсти – быстро возникающие, сильные, устойчивые, глубокие чувства, определяющие направление мыслей и поступков человека. «Неистовый Виссарион» – называли друзья В.Г. Белинского за его страстность в убеждениях и действиях.
Страсть - чувство длительное, неярко выраженное вовне, но внутренне очень глубокое и сильное. Она может быть положительной (страсть к изобретательству, науке, служению народу и пр.) и отрицательной (страсть к алкоголю, картежным играм и т.д.).
Стресс имеет место в ситуациях опасности, обиды, угрозы, стыда. Состояние человека при стрессе характеризуется дезорганизацией поведения и речи, проявляющейся в одних случаях в беспорядочной активности, в других – в пассивности, бездеятельности, когда требуется решительно действовать. Если стресс оказывается незначительным, то он может способствовать мобилизации сил, активизации деятельности. Поведение индивида в стрессовых состояниях существенно зависит от типа нервной системы человека, прежде всего от жизненно значимого свойства нервной системы – ее силы или слабости. Известно, что люди с сильной нервной системой не только легко справляются со стрессовой ситуацией, но и, мобилизуя свои силы, действуют эффективнее, чем в спокойной обстановке. Показательна характеристика, данная Наполеоном одному из своих генералов: «Ней имел умственные озарения только среди ядер в громе сражения, там его глазомер, его хладнокровие и энергия были несравненны, но он не умел так же хорошо приготовлять свои операции в тиши кабинета, изучая карту».
Стрессовая ситуация (соревнование, экзамен и т.д.) хорошо выявляет устойчивость человека к стрессорам, стрессогенным, т.е. порождающим эмоциональный стресс, воздействиям. Одни люди оказываются собранными, активными, другие -расстроенными, неспособными целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.
Г. Селье, изучавший стресс, дал свою концепцию, описал общий адаптационный его синдром. Ученый показал, что по своему характеру стресс - синдром специфический, сопровождающийся стереотипными реакциями, а по происхождению – неспецифический: возникает в ответ на раздражители разной природы.
Эмоциональный тон– чувственный тон человека как некоторая сторона его мироощущения и восприятия.
Фрустрация – одна из форм психологического стресса, эмоциональное состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи; эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели. Она характеризуется дезорганизацией сознания и деятельности; возникает тогда, когда вследствие препятствий и противодействий, степень неудовлетворения мотива деятельности (или торможение его удовлетворения) выше того, что человек может вынести. Фрустрация часто возникает в условиях отрицательной социальной оценки и самооценки личности, когда оказываются затронутыми глубокие личностно-значимые отношения. Больше подвержены ей люди с повышенной возбудимостью, со слабым торможением, с неразвитыми волевыми чертами. Ее уровень зависит от:
- силы, интенсивности фрустратора, -- функционального состояния человека, попавшего во фрустрационную ситуацию, на которую влияет повторность, «суммация» неудовлетворенности потребности и мотива, - от типа и свойств нервной системы, особенно от степени возбудимости отрицательных эмоций;
- устойчивости к фрустраторам, в основе которой лежит способность человека к адекватной оценке фрустрационной ситуации и предвидение выхода из нее;
- сложившихся в процессе становления личности устойчивых форм эмоционального реагирования на жизненные трудности;
- степени значимости для личности неудовлетворенной потребности.
Реакции на фрустрацию будут различными и в зависимости от темперамента человека: меланхолик будет испытывать большую подавленность, обвинять себя; сангвиник будет действовать по типу снятия фрустрационной реакции путем снижения мотивационной ценности; холерик будет пытаться сорвать зло на ком-то другом; флегматик будет проявлять выдержку и спокойствие.
Литература
1.Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М, 1984. С. 16-30, 33 -36, 49-155.
2.Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976. С. 41-85, 100-123.
3.Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр. соч. М., 1982. Т. 2. С. 416-436.
4.Изард К.Е. Эмоции человека. М., 1980. С. 13-25, 31-397.
5.Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М., 1983. С. 5-44, 58-139, 202-339.
6.Немов Р.С. Психология: В 2 т. М., 1994. Т. I. С. 366-389.
7.Психология эмоций: Тексты. М., 1984. С. 29-63, 103-151, 235-237.
8.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т. II. С. 147-182.
9.Симонов П.В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественно-научные основы психологии. М., 1987. С. 61-86.
10.Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М., 1990. С. 4-32.
План-задание для самостоятельной работы.
1. Проведите самозачет, используя методическую процедуру (см. §1, план-задание, п.1): амбивалентность, апатия, астенические и стенические чувства, аффект, вдохновение, виды чувств: интеллектуальные, моральные, практические, эстетические; депрессия, ирония, лимбическая система, настроение, страсть, стресс, фрустрация, чувства и эмоции, чувственный тон, эмпатия.
2. Составьте таблицу, описывающую формы протекания эмоций и чувств и их характеристику.
3. Проведите наблюдение за поведением на уроках двух учителей вашей школы с точки зрения выразительности их чувств. Проанализируйте, сравните и охарактеризуйте их эмоциональное воздействие на учащихся. Дайте психологические обоснования поведения каждого.
4. С помощью методики Г.Ш. Габреевой проведите обследование группы учеников с целью изучения их тревожности как свойства личности.
ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ*
* См.: Методические указания к лабораторным занятиям по психологии. Казань, 1988. С. 23; Диагностика психического развития детей./Под ред. Е.В. Гуровой, Н.Ф. Шляхта. М, 1992. С. 44-46.
Инструкция.Вашему вниманию предлагается 30 утверждений. На каждое утверждение вы должны ответить либо «да», либо «не знаю», либо «нет». Работать надо спокойно, ничего не пропускать, представлять себе типичные ситуации.
Ответы заполняются в три столбика: первый столбик включает ответы на утверждения от 1 до 10, второй – от 11 до 20, третий – от 21 до 30.
Обработка результатов
Подсчитать количество ответов «да» в первых двух колонках. Подсчитать количество ответов «нет» в последней колонке. Подсчитать количество ответов «не знаю» по всей анкете и разделить на два. Сложить все три числах полученную сумму сравнить со шкалой для оценки.
Показатель высокой тревожности расположен в правой части оценочной шкалы. Для лиц, получивших высокие и выше среднего оценки, характерен целый ряд признаков, свидетельствующих о высокой психической напряженности и несформированности системы самоуправления: неверном предвидении, неверной оценке своих возможностей и реальных успехов в учебной деятельности, неадекватном самоконтроле.
Оценочная шкала
Уровни тревожности | |||||
низкий | ниже среднего | средний | выше среднего | высокий | |
Юноши | 0-7 | 8-11 | 12-15 | 16-18 | |
Девушки | 0-11 | 12-14 | 15-16 | 17-22 |
ОПРОСНИК
1. Мне с трудом удается сосредоточить внимание на лекции (уроке)..
2. Отступление преподавателя от основной темы занятий сильно отвлекает меня.
3. Меня постоянно тревожат мысли о предстоящем зачете или экзамене.
4. Порою мне кажется, что мои знания по тому или иному предмету ничтожны.
5. Отчаявшись выполнить какое-либо задание, я обычно «опускаю руки».
6. Я не успеваю усваивать учебный материал, и это вызывает чувство неуверенности в себе.
7. Болезненно реагирую на критические замечания преподавателя.
8. Неожиданный вопрос преподавателя приводит меня в замешательство.
9. Меня сильно беспокоит положение в группе (классе).
10. Я безвольный человек, и это отражается на моей успеваемости.
11. Я с трудом сосредоточиваюсь на каком-либо задании или работе и это раздражает меня.
12. Несмотря на уверенность в своих знаниях, испытываю страх перед зачетом, экзаменом, собеседованием.
13. Порой мне кажется, что не смогу усвоить всего учебного материала.
14. Во время ответа меня смущает необходимость выступать перед аудиторией.
15. Возможные неудачи в учебе очень беспокоит меня.
16. Во время выступления или ответа я от волнения начинаю заикаться.
17. Мое состояние во многом зависит от успешного выполнения учебных заданий.
18. Я часто ссорюсь с товарищами по классу (группе) из-за пустяков и потом жалею об этом.
19. Микроклимат в группе (классе) очень влияет на мое настроение.
20. После спора или ссоры долго не могу успокоиться.
21. У меня редко бывают головные боли после длительной и напряженной деятельности.
22. Меня ничто не может вывести из хорошего расположения духа.
23. Невыполнение задания или неудачи на контрольных работах не волнуют меня.
24. Я не волнуюсь перед экзаменом, если уверен в своих знаниях.
25. Захожу на экзамен в числе первых и не задумываюсь над выбором билета.
26. Мне не требуется времени на обдумывание дополнительного вопроса.
27. Насмешки одноклассников (сокурсников) не портят мне настроения.
28. Я спокойно сплю во время сессии (экзаменов), и во сне меня не преследуют экзаменационные мотивы.
29. В коллективе чувствую себя легко и непринужденно.
30. Мне легко организовать свой рабочий день, я всегда успеваю сделать то, что спланировал.
5. Приведите пример аффективного состояния из личных наблюдений или из известных литературных произведений. Дайте его характеристику.
6. Проведите измерения активности самочувствия, настроения и тревожности у себя и у школьников с помощью нижеследующих методик.
ОПРОСНИК САН*
* См.: Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. М, 1991. С. 20-21; Диагностика психического развития детей./ Под ред. Е.В. Гуровой, Н.Ф. Шляхта. М„ 1992. С. 40-41.
Методика предназначена для оперативной оценки функциональных состояний: самочувствия, активности, настроения. Сущность оценивания заключается в том, что учащихся просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала эта состоит из индексов (3, 2, 1,0, 1, 2, 3) и расположена между 30 парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Ученик должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования.
Обработка результатов
При обработке отмеченные цифры кодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 – за 2 балла; индекс 1 – за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов.
Положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные низкие. По этим «приведенным» баллам и рассчитывается среднее арифметическое, как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению. При анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. Дело в том, что у отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. А вот по мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.
Код опросника
Вопросы на: самочувствие - 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
активность - 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
настроение - 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
Типовая карта методики САН
Фамилия и инициалы ________________________________________
Пол _____ Возраст _______ Дата ___________ Время _____________
Самочувствие хорошее | 3 2 1 0 2 3 | Самочувствие плохое | |
Чувствую себя сильным | 3 2 1 0 2 3 | Чувствую себя слабым | |
Пассивный | 3 2 1 0 2 3 | Активный | |
Малоподвижный | 3 2 1 0 2 3 | Подвижный | |
Веселый | 3 2 1 0 2 3 | Грустный | |
Хорошее настроение | 3 2 1 0 2 3 | Плохое настроение | |
Работоспособный | 3 2 1 0 2 3 | Разбитый | |
Полный сил | 3 2 1 0 2 3 | Обессиленный | |
Медлительный | 3 2 1 0 2 3 | Быстрый | |
Бездеятельный | 3 2 1 0 2 3 | Деятельный | |
Счастливый | 3 2 1 0 2 3 | Несчастный | |
Жизнерадостный | 3 2 1 0 2 3 | Мрачный | |
Напряженный | 3 2 1 0 2 3 | Расслабленный | |
Здоровый | 3 2 1 0 2 3 | Больной | |
Безучастный | 3 2 1 0 2 3 | Увлеченный | |
Равнодушный | 3 2 1 0 2 3 | Взволнованный | |
Восторженный | 3 2 1 0 2 3 | Унылый | |
Радостный | 3 2 1 0 2 3 | Печальный | |
Отдохнувший | 3 2 1 0 2 3 | Усталый | |
Свежий | 3 2 1 0 2 3 | Изнуренный | |
Сонливый | 3 2 1 0 2 3 | Возбужденный | |
Желание отдохнуть | 3 2 1 0 2 3 | Желание работать | |
Спокойный | 3 2 1 0 2 3 | Озабоченный | |
Оптимистичный | 3 2 1 0 2 3 | Пессимистичный | |
Выносливый | 3 2 1 0 2 3 | Утомляемый | |
Бодрый | 3 2 1 0 2 3 | Вялый | |
Соображать трудно | 3 2 1 0 2 3 | Соображать легко | |
Рассеянный | 3 2 1 0 2 3 | Внимательный | |
Полный надежд | 3 2 1 0 2 3 | Разочарованный | |
Довольный | 3 2 1 0 2 3 | Недовольный |
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ НАСТРОЕНИЯ
Методика предназначена для изучения настроения старшеклассников в момент обследования. По ответам составляется мнение о том, какое настроение преобладает: обычное, эйфорическое или негативное (астенизированное).
Опросник содержит 21 вопрос, на которые следует ответить одним из трех вариантов ответов: «да», «нет», «наоборот» (противоположное чувство).
1. Чувствую себя исключительно бодро.
2. Соседи (другие учащиеся и т.д.) очень мне надоели.
3. Испытываю какое-то тягостное чувство.
4. Скорее бы испытать чувство покоя (закончились бы уроки, занятия, четверть и т.п.).
5. Оставили бы меня в покое, не беспокоили бы.
6. Состояние такое, что готов горы свернуть.
7. Оценка по тесту неприятна, вызывает чувство неудовлетворенности.
8. Удивительное настроение: хочется петь и танцевать, целовать от радости каждого, кого вижу.
9. Вокруг меня очень много людей, способных поступить неблагородно, сделать зло. От любого человека можно ожидать неблаговидного поступка.
10. Все здания вокруг, все постройки на улице кажутся мне удивительно неудачными.
11. Каждому, кого встречаю, способен сказать грубость.
12. Иду радостно, не чувствую под собой ног.
13. Никого не хочется видеть, ни с кем не хочется разговаривать.
14. Настроение такое, что хочется сказать: «Пропади все пропадом!».
15. Хочется сказать: «Перестаньте меня беспокоить, отвяжитесь!».
16. Все люди без исключения мне кажутся чрезвычайно благожелательными, хорошими. Все они без исключения мне симпатичны.
17. Не вижу впереди никаких трудностей. Все легко! Все доступно!
18. Мое будущее мне кажется очень печальным.
19. Бывает хуже, но редко.
20. Не верю даже самым близким людям.
12. Автомашины на улице гудят резко, но зато эти звуки воспринимаются как приятная музыка.
Обработка результатов
9 баллов – 20 ответов «нет»
8 -″- – 19 -″-
7 -″- – 18 -″-
6 -″- – 16-17 -″-
5 -″- – 13-15 -″-
4 балла – 10-12 ответов «нет»
3 -″- – 8-9 -″-
2 -″- – 6-7 -″-
1 балл – 5 и менее ответов «нет»
Астеническое состояние: ответы «да» в вопросах 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 18, 19, 20; ответы «наоборот» в вопросах 1, 6, 8, 12, 16, 17. Чем меньше указанных ответов, тем лучше состояние:
9 баллов – 1-2 ответа
8 -″- – 3 -″-
7 -″- – 4 -″-
6 -″- – 5-6 -″-
5 -″- – 7-8 -″-
4 балла – 9-10 ответов «нет»
3 -″- – 11-13 -″-
2 -″- – 14-15 -″-
1 балл – 17 и более ответов
Состояние эйфории: ответы «да» в вопросах 1, 6, 8, 12, 16, 17; ответы «наоборот» в вопросах 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 18, 19, 20. Чем больше указанных ответов, тем более выражено эйфорическое состояние (неадекватно восторженная оценка событий):
9 баллов – 7 ответов и ниже
8 -″- – 7 -″-
7 -″- – 8-9 -″-
6 -″- – 10-11 -″-
5 -″- – 12-13 -″-
4 балла – 14-15 ответов «нет»
3 -″- – 16-17 -″-
2 -″- – 18-19 -″-
1 балл – 20 ответов и более
Глава 12. Воля
Значение и функции воли
В процессе познания окружающего мира человек для достижения поставленных целей преодолевает различные трудности, сознательно регулируя свое поведение. Во всем этом проявляется его воля.
Воля– сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это понятие было введено в систему категорий о душе еще Аристотелем для объяснения того, каким образом поведение человека осуществляется в соответствии со знанием, которое само по себе лишено побудительной силы. Воля же, по его мнению, наряду со стремлением, способна изменить ход поведения – инициировать его, останавливать, менять направление и темп. Проблема воли, являясь одной из центральных проблем в психологии еще вXVIII-X1X вв., в XX столетии она оказалась отошедшей на второй план и недостаточно научно обоснованной и разработанной. Причинами тому явились неоднозначность феноменов, описывающихся в психологии под ее понятием, а также трудности разработки данной проблемы на новой методологической основе и использования в качестве основного ее метода самонаблюдения.
В отечественной психологии изучением воли занимались С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.М. Высоцкий, В.А. Крутецкий, Н.Д. Левитов, В.И. Селиванов и др., в настоящее время В.А. Иванников, Т.И. Шульга; в зарубежной - Т. Рибо, В. Вундт, У. Джемс, Т. Эббингауз, К. Изард, Х. Хейкхаузен, К. Левин, Ф. Хоппс, Н. Ах, Ж. Пэйо.
Воля как характеристика сознания и деятельности возникла вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Она является значимым компонентом психики человека, неразрывно связанным с потребностями, мотивами, интересами, мировоззрением, убеждениями, познавательными и эмоциональными процессами. Глубоко убежденный в правоте своего дела человек может проявить большую волевую активность для достижения поставленной цели. Сильной волей чаще всего отличаются люди с высокими идеалами, глубокими и разносторонними интересами. Целенаправленное восприятие, произвольное запоминание, внимание, творческое воображение требует от него определенного волевого напряжения. Оказывают влияние на волевую активность и чувства, которые могут иметь двоякое действие: в одних случаях стимулировать (положительные чувства), в других - ослаблять (отрицательные чувства). Но человек с сильной волей может управлять своими эмоциями и чувствами: подавлять те из них, которые мешают делу, при любом настроении взять себя в руки, быть хозяином своего настроения. Не случайно говорят, что воля – это власть над своими чувствами.
И.М. Сеченов писал, что воля – не какой-то безличный агент, распоряжающийся только движением, – это деятельная сторона разума и морального чувства».
А.С. Макаренко подчеркивал, что большая воля – это не только пожелать и добиться, но и заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно.
Проблема воли приобретает огромное практическое значение, особенно в педагогической практике, которая показывает, что наибольших успехов в разных видах деятельности добиваются развитые в волевом отношении учащиеся, что успеваемость прямо связана с развитием их воли. Практическое значение воли состоит также и в том, что перед образовательными учреждениями стоит важнейшая задача – сформировать активного члена нашего общества, человека слова и дела, в достижении которой первостепенную роль играет воля.
Волевые действия по своей природе причинно обусловлены, возникают в процессе активного взаимодействия со средой – природной и социальной.
Волевые свойства (качества) личности представляют собой устойчивые психические образования.
Волевая активность имеет сложную психологическую структуру и включает отношение к внешним воздействиям, мотивацию, сознательную саморегуляцию.
Таким образом, воля выполняет три функции.
1. Побудительнаяи направляющая функция – обеспечивается активностью человека, сознательными действиями, направленными на достижение поставленной цели при преодолении трудностей, связанных с борьбой мотивов (т.е. требующих дополнительного побуждения для достижения цели), характеризуется надситуативностью, т.е. выходом за пределы исходных целей, требований ситуации.
2. Тормознаяфункция проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности, мотивов и действий, несоответствующих мировоззрению, идеалам и убеждениям личности.
3. Регулирующаяфункция выражается в произвольной, сознательной регуляции действий, психических процессов и поведения, преодолении препятствий, направленности действий в будущее, борьбе мотивов, конфликте между требованием подчинения социальным нормам и имеющимся у человека желаниям, удержании в поле сознания объекта, с которым человек действует или размышляет, поддержании сконцентрированного на нем внимания, доведении дела до конца и т.д.