Методическое пособие представляет обзор теоретических и психотехнологических работ по социальной, психосоциальной и психологической работе с кризисной личностью.

Книга адресована социальным работникам, социальным педагогам, практическим психологам и специалистам в области социальной работы. Книга может быть интересна студентам и аспирантам, изучающим психологию, социальную работу, социальную педагогику.

Содержание.

Введение……………………………………………………..……………….6

Глава 1.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С КРИЗИСНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ………………………………………………..12

Общая методология……………………………………….…………………13

Частная методология………………………………………..……………….20

Конкретная методология…………………………………..…………………24

Глава II.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ ЛИЧНОСТИ

Интегративный и трансцендентный подходы к личностному кризису…………………………………………………………………………..30

Трансцендентный подход…………………………………………………….31

Интегративный подход………………………………………………………..31

Понятие интеграции……………………………………………………………33

Цели и процесс выхода из кризиса:

соотношение понятий интеграции и самоактуализации…………….36

Фрейд и ученики…………………………………………………………………37

Гуманистическая психология………………………………………………….40

Теория самоактуализации А.Маслоу………………………………………..42

Эверетт Шостром: актуализаторы……………………………………………45

Самоактуализация в гештальт-терапии……………………………………..47

Самоактуализация в трансперсональной психологии…………………….48

Самоактуализация в интенсивных психотехнологиях…………………….51

Глава III.

ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ И ЛИЧНОСТНЫЙ КРИЗИС

Этапы и стадии интеграции………………………………………………….54

“Я” - материальное……………………………………………………………..60

Основные тенденции личности………………………………………………..62

Я-социальное……………………………………………………………………..66

Я-духовное…………………………………………………………………………68

Соотношение основных структур………………………………………………69

Личность во временном континууме…………………………………………..71

Я-реальное и Я-потенциальное………………………………………………..71

Хаос и космос в личности……………………………………………………….74

“Не-Я”………………………………………………………………………………75

Поход в “Не-Я”……………………………………………………………………75

Равностность………………………………………………………………………77

Мудрость………………………………………………………………………….78

Запредельное……………………………………………………………………80

Глава IV.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ.

Кризис как посвящение……………………………………………………….82

Основные этапы социальной и психологической работы с кризисными состояниями.…………………………………………………..83

Виды кризисов………………………………………………………………….87

Кризисы в материальном и социальном “Я”……………………………91

Пубертатный кризис……………………………………………………………..92

Кризис середины жизни…………………………………………………………93

Кризис старения и смерти………………………………………………………95

Кризисы “Духовного Я”……………………………………………………….98

Трансперсональное измерение психодуховного кризиса………………..108

Основные причины духовного кризиса………………………………………112

Психоэмоциональные паттерны переживаний духовного кризиса…..………………………………………………………………………..116

У грани…………………………………………………………………………….119

Стратегии консультирования и психотерапии при психодуховных кризисах…………………………………………………………………………..120

Проблемы эмпирического исследования психодуховного кризиса…….122

Основные этапы развития кризиса……………………………………….124

Обыденное существование……………………………………………………124

Зов….……………………………………………………………………………..126

Смерть и возрождение…………………………………………………………129

Урок………………………………………………………………………………..131

Завершение………………………………………………………………………131

Глава V.

ИСТОРИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С КРИЗИСНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ……………..……………………………………………………..114

Семикомпонентная модель ЦПР……………………………………………..117

Проблемы групповой формы работы с кризисной личностью…………..126

Предпосылки эффективности групповой работы………………………….130

Зигмунд Фрейд. Психоанализ……..……………………………………….135

Психоаналитический инструментарий………………………………………137

Карл Густав Юнг. Аналитическая психология……… 141

Инструментарий аналитической психологии………………………………142

Альфред Адлер. Индивидуальная психология………………………..145

Инструментарий…..…………………………………………………………….146

Вильгельм Райх. Психология телесности……………………………….147

Инструментарий…..…………………………………………………………….148

Фредерик Соломон Перлз. Гештальт-терапия…………………………149

Инструментарий…………………………………………………………………156

Якоб Морено. Психодрама………………………………………………….162

Инструментарий…………………………………………………………………169

Карл Роджерс. Гуманистическая психология…………………………..177

Инструментарий…………………………………………………………………179

Бархус Фредерик Скиннер. Бихевиористский подход……………….181

Инструментарий…………………………………………………………………184

Интенсивные интегративные психотехнологии……………………….187

Ребефинг…………………………………………………………………………188

Вайвейшн…………………………………………………………………………188

Холотропное дыхание……………………………………………………..…..189

Тренинг любящих взаимоотношений……………………………………….191

Основные особенности Свободного Дыхания…………………………….192

Инструментарий………………………………………………………………..193

Контекстуальные тренинги……………………………………………………213

Диагностические методики…………………………………………………214

Собеседование с кризисной личностью. Структура………………………214

Включенное наблюдение как метод исследования эмоционального

состояния клиента и особенности терапевтической беседы……..…….216

Темперамент личности и элементы НЛП в понимании и взаимодействии

с клиентом во время беседы………………………………………………….218

Умение слушать и слышать клиента………………………………………...221

Логичеcкая помощь при выходе из кризисной ситуации…………………222

Литература………………………………………………………………………224

Введение.

В последнее время понятие кризиса стало центральным во многих психологических исследованиях и социальной работе. Причины, как всегда, имеют вполне объективное происхождение:

1) кризис в глобальных общественных системах (можно говорить о политическом, идеологическом, морально- этическом, национальном и т.д.)

2) кризисные явления в малых социальных общностях (семья, трудовые, научные, учебные группы и др.)

3) кризис личностный.

Из всех вышеперечисленных кризисов мы хотим остановиться на кризисах личностных. С одной стороны, все вышеперечисленные кризисы достаточно хорошо освещены не только в научной литературе, но и в широкой прессе. Собственно, с утра до вечера о них вещают радио и телевидение.

Личностные кризисы, хотя с ними человек сталкивается в обычной жизни повседневно, не являются объектом столь пристального внимания, а самые значимые из них, так называемые психодуховные и экзистенциальные кризисы, зачастую вовсе обходятся вниманием научного сообщества.

Тема личностных кризисов нас привлекает по нескольким причинам:

1) малая разработанность в науке;

2) огромная социальная значимость проблемы;

3) насущная необходимость построения общей теории, методологии кризисов разного происхождения и выстраивания технологии работы с кризисными состояниями личности и групп.

Остановимся более подробно на этих пунктах.

Как это ни удивительно, понятие кризиса не вошло в понятийный аппарат современной психологии, хотя еще в начале столетия об их важности писал гений отечественной психологии Л. С. Выготский.

Для того, чтобы изложение материала было более предметным, мы хотим вначале определить понятия, которыми будем оперировать в данной работе.

Под личностным кризисом мы понимаем то состояние личности, когда возникает дисбаланс в жизни и деятельности человека, по причине которого возникает неразумное с точки зрения личности и неадекватное в социальном аспекте поведение, поступки и действия, а также срыв нервно- психического и соматического состояния.

Под кризисным состоянием мы имеем в виду временную ситуационно или внутренне обусловленную дезинтеграцию личности.

В методологическом отношении личностный кризис можно обозначить как некую прерывность в линейной области эволюции личности как сложной системы. При этом существует бинарность векторов дезинтеграции:

- позитивная, когда кризис является неким условием и шагом в новое качество, новый уровень целостности. Данная дезинтеграция отличается преобладанием конструктивности личности, повышением адаптивности и общей витальности, а также увеличением творческого потенциала. Позитивная дезинтеграция является необходимым этапом в эволюции личности. К позитивной дезинтеграции можно отнести возрастные кризисы, а также так называемые психодуховные кризисы, приводящие к огромным по силе и новизне творческим всплескам на новых уровнях целостности.

С позитивной дезинтеграцией мы связываем понятие кризисного состояния как временной неустойчивости в линейной эволюции личности, причем успешное разрешение кризисного состояния сопровождается ростом сопротивляемости личности за счет расширения совокупности усилий, которые человек может направить на преодоление кризиса.

- негативная дезинтеграция, как правило, сопровождается деструктивными изменениями личности, снижением общей устойчивости, уровня сбалансированности, большей фрагментарности и тенденцией к социальной аутизации личности. Личность теряет энергию, общую витальность. Уменьшается коммуникативность, личность теряет социальные связи. Негативная дезинтеграция может привести к психопатическим сдвигам, депрессиям, к астении, к психосоматическим болезням, иногда к суицидным намерениям и к смерти.

С негативной дезинтеграцией мы связываем понятие кризисной личности, т.к. именно она создает предпосылки формирования контингента клиентов социальных работников – бомжей, безработных, наркоманов и т.д.

Сразу хочется отметить факт чрезвычайной важности: личностный кризис всегда является вызовом эволюции человека как психосоциального существа и, если личность не воспринимает этот вызов, то возникает вероятность порождения кризиса такой интенсивности, который сметает личность своей глубиной и мощью. В крайних случаях мы имеем варианты или личностной смерти (патологии с потерей персоны), или полной личностной инволюции (социальные аутсайдеры).

На наш взгляд, чрезвычайно важна своевременная помощь клиентам социального и психологического характера. Личностный кризис должен в ближайшее время стать объектом пристального научного и практического внимания со стороны социальной работы и прикладной практической психологии.

Данная работа вызвана к жизни высокой социальной значимостью проблемы личностных кризисов в современном обществе.

В настоящий момент ни одно развитое государство не может обойтись без социальных работников и психологов, прошедших подготовку в универ­ситетах и специальных учебных заведениях (84). Они, как известно, могут профессионально помогать всем нуждающимся решать проблемы, возни­кающие в их повседневной жизни. В первую очередь тем, кто находится в кризисном состоянии и не защищен в социальном плане (пожилым людям; инвали­дам; детям, лишенным нормального семейного воспитания; лицам с психическими расстройствами; алкоголикам; нарко­манам; больным СПИДом; семьям из групп “риска”; лицам с девиантным поведением). Они не только снимают социаль­ную напряженность, но и участвуют в разработке законода­тельных актов, призванных полнее выразить интересы раз­личных слоев населения.

В начале третьего тысячелетия в России после ры­ночных реформ, которые не только улучшили прежнюю “плохую” жизнь при коммунистах, но и довольно-таки успешно понизили и без того невысокий уровень жизни, остро стоит во­прос не только о социально незащищенных слоях населе­ния, но и о жизни среднего класса. Он, благодаря экономическому реформированию, приблизился вплотную к черте бедности. Долгосрочные задержки выплаты зарплат, со­кращение пособий, задержка стипендий студентам, бесконеч­ные обещания правительства привели к возрастанию социальной напря­женности, повышению стрессогенности и конфликтности в социальных коммуникациях. Кризисное состояние выражено не только на уровне отдельной личности, но также на уровнях социальных слоев и групп. Обострение социально-психологической напряжен­ности в условиях политической нестабильности и экономического кризиса делают особенно актуальным вопрос о практической деятельности психологов, социальных работников, методо­логии и технологиях её осуществления.

В истории развития любой страны можно найти связь между формами, видами социальной, психологической помощи и возникающими социальными проблемами. И, хотя в России социальная ра­бота и психологическая помощь как профессиональные виды деятельности (в западном пони­мании) только начинают развиваться, отдельные её виды и формы имеют длительное историческое развитие (например, патронажные службы, медико-социальная помощь, службы социального обеспечения и т.д.). Поэтому, занимаясь пробле­мами социальной работы и психологической помощи на разных уровнях, важно активно использовать существующий опыт помощи различным груп­пам населения. Следует учитывать, что существуют особенности в организации социальной и психологической работы и в использо­вании отдельных её методов, обусловленные спецификой теоретико-методологических подходов к одним и тем же соци­альным и психологическим проблемам.

Особого внимания требуют, с одной стороны, технология воздействия, оказание социальной и психологической помощи на индивидуально-личностном уровне взаимодействия с клиентом, и с другой - глобальные социальные и психологические программы помощи нуж­дающимся в ней гражданам.

Профессиональная подготовка социальных работников и психологов - прикладников в России делает первые шаги. Социальная работа как деятель­ность (особенно как непрофессиональная, добровольческая) уже длительное время существует в России. К непрофессио­нальной деятельности относятся различные виды добровольческой помощи и взаимоподдержки, которые явля­ются неотъемлемыми компонентами жизнедеятельности от­дельных субъектов и социальной практики в целом в любом обществе.

Основой профессиональной работы как в психологии, таки в социальной работе выступают отношения “специалист - клиент” (клиентом может выступать и общество, и социальная группа, и индивид). Мы можем выделить следующие уровни объек­тов социальной и психологической :

· конкретный человек

· различные социальные группы (по профессиональному признаку, по возрасту, по половому признаку и др.)

· конкретное общество

· всё человечество

Реализация этих отношений может идти по двум направлениям: социального и психологического проектирования, прогнозирования (структурная социальная и психологическая работа) и непосредственной работы с индивидом или группой (психосоциальная работа).

Для российского общества в настоящее время жизненно важно развивать структурную социальную и психологическую работу, и деятельность специалистов с применением психологических техник и технологий (171, 172). Важно, чтобы оба эти направления взаимодополняли друг друга.

Социальный работник и психолог как субъекты специфической деятельности должен владеть немалым арсеналом умений и навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, акмеологии, социологии, педаго­гики, права. Знания и умения в сочетании с соответствующими личностными качествами и способностью к творчеству могут рассматриваться как готовность к профессиональной деятельности.

В самом общем виде суть социальной работы заключается в регуляции правовых и экономических отношений человека с обществом, оказание помощи в решении личностных проблем.

Цель социальной работы: сохранять комфортное, дос­тойное, правовое существование человека как субъекта, а также адаптировать личность в социуме.

Объектом социальной и психологической работы является, как мы указывали выше, человек и различные общности. В сло­жившейся экономической и социальной ситуации в нашей стране помощь в основном направлена на тех, кто находится в самой тяжелой, безвыходной, кризисной ситуации: многодетные семьи, беженцы, безработные, пенсионеры, инвалиды. В настоящее время забота государства о слабо защищенных слоях населе­ния почти совсем исчезла. Пособия приходят с большим опо­зданием, а их размер просто смехотворен.

Работа с кризисными состояниями групп и личности - общепризнанный и общепринятый предмет в практике социальной и психологической работы с индивидами, семьями и группами (172). Стрессовые ситуации, которые могут приводить к кризисным состояниям, обычно делят на острые ситуативные кризисы, кризисы переходного периода (или изменения роста) и, наконец, вызванные катастрофами или несчастными случаями и болезнями.

Теория кризиса и ее применение на практике развивались на фоне открытий, происходивших в последние 40 лет в психологии, социологии и психиатрии, а также в самой социальной работе.

В психологии основные моменты работы с кризисной личностью были раскрыты Э.Эриксоном и Г. Селье.

Э.Эриксон (1959) высказал идею о восьми стадиях жизненного цикла, в течение которого, по его мнению, проверяется способность личности преодолевать основные психосоциальные кризисы, обусловленные соответствующей стадией развития.

Г.Селье (1956) начал исследование реакций индивидов на стрессовые условия. Селье разделил вызываемый стрессом процесс на три стадии:

а) реакция тревоги (страха, смятения), которая включает шок и контршок,

б) сопротивление, в течение которого происходит попытка максимальной адаптации;

в) истощения, когда адаптивные механизмы практически не работают.

И теоретики, и практики считали, что в ситуации кризиса при попытке овладения стрессовым состоянием человек переживает определенный вид физической и психологической перегрузки. Акцент делался на когнитивные аспекты опыта, на переход от старых, неудачных или вредных моделей взаимодействия к новым, более конструктивным. Внимание было сосредоточено на формировании социально приемлемого поведения и менее болезненного восприятия стрессовой ситуации.

Что касается общего подхода к кризисным явлениям, мы в психологии, социологии, психиатрии и социальной работе можем обнаружить два диаметрально противоположных мнения:

- кризисы являются источником непредсказуемых разрушений, не способствующих развитию личности.

- личностное развитие является процессом смены качественно различных стадий, а кризисы и катастрофы суть неизбежные и необходимые шаги этого процесса.

Что касается социально-психологических подходов, то основные открытия были сделаны в психологии семьи и психиатрии. Социальные психологи, занятые проблемами семьи, рассматривают влияние стрессовых событий на взаимодействие ее членов и на семейную структуру. Семейные кризисы связаны с уменьшением числа членов семьи или, напротив, с ее пополнением, а также с внешними дестабилизирующими факторами. Г. Хилл (1958) выделил три взаимосвязанные характеристики, которые, по его мнению, определяли, будет ли какое-то событие порождать семейные кризисы или нет: внешние затруднения или неожиданное событие (стрессор), внутренняя организация семьи, оценка семьей какого-либо события и качестве угрожающего, стрессового.

Социальные психологи, занятые в области психиатрии, предложили выделить следующие основные типы кризисов: те, которые обусловлены биологически, и поэтому неизбежны, например, кризисы подросткового периода; те, которые определяются окружающей средой, — их в какой-то мере можно избежать, к ним относятся, например, переселение из одной местности в другую или переезд из страны в страну; наконец, те, которые случайны, непредсказуемы, такие, как катастрофы и болезни. Развитие человеческого "Я" можно рассматривать как серию дисбалансов и последующих возвращений в состояние уравновешенности между личностью и окружающей средой.

Большой вклад в исследование кризисных явлений был сделан в психиатрии. Э. Лайндманн (1944) сделал вывод, что некоторые неизбежные события в жизненном цикле порождают эмоциональные напряжения и стрессы, которые, в свою очередь, могут приводить либо к овладению новой ситуацией, либо к срыву и ухудшению выполнения жизненных функций. Хотя некоторые ситуации могут быть стрессовыми для всех людей, они оказываются кризисами для тех, кто особенно раним в силу личностных особенностей. В США в 1948 г. была основана Служба человеческих отношений, ставившая перед собой задачу профилактической работы с семьями в типичных ситуациях риска.

Д. Канлан (1962) разработал свою теорию вмешательства в кризисную ситуацию. Он называет кризисом ситуацию, когда человек сталкивается с препятствием в реализации важных жизненных целей и когда он не может справиться с этой ситуацией с помощью привычных средств. Были выделены два типа кризисных ситуаций: обусловленные изменениями в естественном жизненном цикле, такие, как поступление в школу и выход на пенсию, и те, которые происходят из-за случайных травмирующих событий, таких, как тяжелая болезнь, катастрофа или семейные неурядицы.

Дж. Джекобсон и его коллеги на Западном побережье открыли Кризисный центр, в основу работы которого был положен подход Каплана. Они предложили экстренное "кризисное вмешательство" для решения социальных и эмоциональных проблем, выделив два подхода в этих случаях. Генетический подход сконцентрирован на ситуационных кризисах и кризисах взросления. которые может переживать значительное число людей независимо от индивидуальной психодинамики — с такими случаями вполне могут справиться пара-профессионалы и добровольцы. Другой подход — индивидуальный — требует более интенсивного вмешательства, и осуществлять его должны только профессионалы.

Привлекательность теории кризиса для социальных работников обусловлена ее совместимостью с их собственным подходом, который исторически был основан на работе с индивидами и семьями в ситуации сильного стресса.

Все люди испытывают различные внешние и внутренние проблемы, которые могут быть эпизодическими или связанными с развитием или переходом от одной стадии жизненного цикла к другой. Хотя у человека есть много адаптивных средств для того, чтобы справиться с этими трудностями, неожиданное усиление таких воздействий или уменьшение способности управлять ими приводят к недостатку обычных защитных механизмов.

Нам хочется констатировать, что социальная и психологическая работа с кризисами в настоящий момент возможна на уровне индивида и групп. Что касается общества и всего человечества, автор данной работы достаточно скептически относится к организации профессиональной деятельности на данных уровнях. Особенно в современном обществе.

Глава 1.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С КРИЗИСНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ.

Методология является стержнем любой науки. Анализ любого сложного социального явления требует, в первую очередь, строгого соблюдения общих для всех наук и специфических для отдельной науки, или конкретной ее отрасли методологических принципов. Особенно важны методологические принципы в тех областях, которые касаются человеческого сознания и психики. Значимость методологии как совокупности принципов и способов организации теоретической и практической деятельности возрастает при социальной и психологической работе С КРИЗИСНЫМИ СОСТОЯНИЯМИ личности и кризисной личностью.

Вопрос методологии социальной и психологической работы чрезвычайно важен, т.к. он является основным вопросом организации науки и профессиональной деятельности.

Анализ ведущих тенденций развития мировой теории и практики социальной работы, психологии свидетельствуют о том, что в этой области происходят новые важные процессы. Усилива­ется гуманистическая направленность социальной деятельно­сти в целом, которая ориентируется не только на защиту от­дельного индивида в его конкретной трудной ситуации, но и на целостный подход к человеку. Растет общественное призна­ние социальной работы и психологии как общественно значимых профессий. Психология и социальная работа многогранны. Они связаны с человеком в целом - в его биологическом, социальном и ду­ховном параметрах, обусловлены совокупностью взаимосвя­занных факторов, характеризующих все разнообразие человеческого поведения и взаимоотношений.

На наш взгляд, методология - это не только система принципов, приемов и средств теоретического познания действительности, но также и практического воздействия на нее. Знание является “реализованной силой” в той мере, насколько оно может служить потребностям общества и личности. Методология социальной и психологической должна быть “соизмерена” обыденностью человеческого существования и инструментально адаптирована к его проблемам жизни в обществе. Именно это является условием ее эффективности.

Методологические принципы, которые являются теоретическим и практическим основанием для работы с кризисными состояниями, мы можем подразделить, вслед за Г.М. Андреевой, на три уровня анализа:

- общая методология, когда можно проследить, как те или иные философские принципы претворяются в ткани конкретных социально-психологических исследований;

- специальная, или частная, методология каждой отдельной научной дисциплины, представляющая собой реализацию общефилософских принципов при исследовании специфического предмета;

- совокупность конкретных методик исследования.

Система научных методов на всех уровнях составляет главное содержание конкретной методологии социальной и психологической вообще и работы с кризисной личностью, в частности.

Методология в социальной работе, на наш взгляд, представляет собой не только “учение о методах” познания и объяснения социальных явлений, но и направленных на преобразование этих явлений, входящих в сферу интересов социальной и психологической.

По этой причине каждый уровень методологии работы с кризисной личностью мы будем рассматривать в преломлении к объекту нашего анализа. Это касается и общей методологии.

По отношению к специальной, или частной методологии мы, кроме нашего понимания, будем еще раскрывать парадигмы различных подходов, направлений, школ современной психологии и социальной работы.

Что касается третьего уровня, мы будем исходить в основном из прагматической ориентации, данной работы. Нас конкретные методы исследования будут интересовать постольку, поскольку они раскрывают кризисное состояние личности. Основной акцент мы будем делать на методах воздействия, методах взаимодействия с кризисными состояниями личности и с кризисной личностью.

В социальной работе (может быть, даже больше, чем в других социальных науках) наличествуют и те методы, которые позволяют решать совершенно конкретные, обыденные задачи, которые ученые относят к классу “здравого смысла” (Ю.М. Забродин). Более того, многие социальные работники являются практическими помощниками других людей настолько, насколько они используют эти методы “здравого смысла”.

По нашему убеждению, система научных методов социальной работы и психологии с самого начала их оформления в самостоятельные отрасли знания, различались по целям их создания и применения:

1) научно-исследовательские (добывающие, поставляющие новые знания);

2) научно-практические (применяющие новые знания и добавляющие необходимые корректировки впервые).

Основную задачу мы видим в раскрытии второго класса методов, не забывая при этом, важности и значимости методов первого класса.

Общая методология.

Как мы указывали выше, общая методология - это некая совокупность необходимых и достаточных научных принципов исследования общественного явления. Мы будем рассматривать общие методологические принципы, разработанные в психологии и философии в преломлении к социальной работе. На наш взгляд, применять общие универсальные философские законы, принципы и категории через особенное, которое выступает в виде законов и категорий конкретной науки, изучающей данный класс явлений, является адекватным методологическим приемом построения методологии социальной и психологической. Тем более, как бы модно ни было говорить сегодня о методологическом кризисе в русской науке, именно в методологическом отношении она наиболее мощна.

Принцип целостности.

Первый принцип - целостный подход в теоретической и практической деятельности в социальной работе. Целостный подход подразумевает системный анализ предмета науки. Объектом социальной и психологической является человек. Субъек­том социальной и психологической выступает тоже человек. Поэтому доминирующими были и остаются отношения “специалист - клиент”. Для эффективной профессиональной деятельности социальному работнику необходимы знания психологии, чтобы грамотно наладить контакт с клиентом.

Но успешный социальный работник должен быть не только в какой-то степени профессиональным психологом, но и пси­хотерапевтом. Социальная работа является интегративной дисциплиной. Принцип целостности предполагает системный, целостный характер самой профессиональной деятельности социального работника. Если посмотреть на социаль­ную работу как на вид деятельности, то можно заметить, что эта профессия соединяет в себе множество знаний и навыков из других областей. Действительно, есть специалисты, спе­циализирующиеся строго в своей области. Но социальная ра­бота пытается уйти от этого узкого подхода. Она видит человека и понимает его как целостное существо, которое в конкретной ситуации испытывает трудности определенного ха­рактера. Когда мы говорим о том, что социальный работник должен быть психологом и психотерапевтом, то не имеем в виду его профессиональную деятельность в качестве психолога или психотерапевта, а говорим лишь о профессиональных функциях, компонентах профессиональной деятельности социального работника. Это чрезвычайно важно, т.к. любая профессия, в том числе и социальная работа, имеет “сферу компетентности”.

Одновременно с этим нам хочется отметить, что для эффективной социальной и психологической в рамках “профессионал - личность” и “профессионал-группа” психологическая и психотерапевтическая компоненты являются исключительно важными, если не сказать основными. Поэтому для нас важна методологическая рефлексия личности и человека.

Принцип целостности постулирует понимание человека как живой, открытой, сложной, многоуровневой самоорганизующейся системы, обладающей способностью поддерживать себя в состоянии динамического равновесия и генерировать новые структуры и новые формы организации. Данное определение позволяет нам:

А) строить перспективные проекты трансформации личности;

Б) опираться на внутренние ресурсы самой личности;

В) адекватно “психотехнологизировать” взаимодействие с клиентом социальной и психологической.

Мы будем придерживаться следующего определение системы: система - это совокупность двух или более элементов, удовлетворяющая следующим трем условиям:

1) Поведение каждого элемента влияет на поведение целого;

2) Поведение элементов и их воздействие на целое взаимозависимы;

3) Если существуют подгруппы элементов, то каждая из них влияет на поведение целого (при этом ни одна из них не оказывает такого влияния независимо).

В качестве базисных посылок, описывающих принцип целостности, мы можем обозначить следующие положения:

1. Основными процессами в функционировании психической реальности являются процессы организации, т.е. образования новых структур.

2. Основная функция человека как целостной системы - структурный, биоэнергоинформационный обмен со средой.

3. Процессы эволюции и инволюции систем понимаются следующим образом: повышение целостности и внутренней непротиворечивости является прогрессивным, а увеличение раздробленности и конфликтности как регрессивное.

4. В ходе эволюции уровень организованной сложности, количество взаимосвязанных уровней и гибкость психической реальности человека как саморефлексирующей целостной системы возрастает.

5. В самоорганизующихся системах процессы развития и функционирования тождественны, т.е. психика как сложная система имеет качество трансформации, внутреннего изменения (как инвариантное, имманентно присущее ее существованию).

Методологический принцип целостности является краеугольным камнем не только в познании предмета социальной и психологической, но и стратегической отправной точкой построения профессиональной деятельности.

Принцип целостности в исследовании кризисной личности предполагает:

- выявление взаимоотношений клиента с внешней социальной и природной средой, нахождение основных триггеров кризиса в этих взаимоотношениях;

- выделение компонентов личности, влияющих на формирование позитивной или негативной дезинтеграции, рассмотрение их свойств, функций и роли в рамках целостной эволюции-инволюции;

- свойства кризисного состояния понимаются с учетом свойств различных его составляющих и наоборот;

- анализ различных типов связей между основными структурами личности (Я-материальное, Я-социальное, Я-духовное, Я-Реальное, Я-потенциальное и др.), выделение системообразующих связей, придающих системе упорядоченность;

- анализ структуры триггеров кризиса по горизонтали (рассмотрение связей между однотипными элементами) и по вертикали (выделение различных уровней и их иерархии);

- определение возможностей управления, регулирования, целенаправленного воздействия на позитивную эволюцию личности в кризисном состоянии.

Целостность в исследовании дает возможность вскрыть глубинные связи, раскрыть субстанциональные свойства, сущность и выявить тем самым качественную определенность кризиса, способ его существования и одновременно выстроить адекватную систему выхода из него.

Генетический принцип.

Второй принцип – генетический, или принцип развития. Само обозначение психики как сложной многоуровневой открытой живой системы вносит генетический принцип как имманентно присущий человеку, его психической реальности, а также социальным общностям на микро- и макро- уровнях.

Наиболее адекватное и инструментально полезное описание проявления генетического принципа в развитии личности и кризисных состояний существует в теории диссипативных структур (Никлис Г., Пригожин И., 1990). Неравновесные (диссипативные) структуры проявляют следующие свойства: избирательная неустойчивость, вероятностный отбор состояний, "режим обострения" в ходе эволюции системы, а также автономность, независимость собственной эволюции системы от начальных условий ее возникновения.

Суть этих свойств состоит в следующем. Сложная, многокомпо

Наши рекомендации