Экспертная оценка стиля организаторской деятельности

(модифицированный вариант А. Н. Лутошкина символической оценки стиля или

почерка организаторской деятельности в версии Н. П. Фетискина)

Назначение. Определение стиля работы организаторов не с помощью стилевых

геш-тапьтных символов, как это было у А. Н. Лутошкина (1981), а на основе

шкалированных критериев, значительно облегчающих выявление того или иного стиля.

Данная методика может быть эффективно использована в различных молодежных

объединениях.

Инструкция. В бланке ответов представлен целый ряд приемов и способов

воздействия организаторов на возглавляемую группу. После ознакомления с ними

оцените по 5-балльной системе выраженность каждого из признаков, включенных в

бланк ответов, свойственных данному организатору в большинстве случаев

управления членами своей группы.

Значения шкалы:

5 - этот способ применяется очень часто;

4- способ применяется в большинстве случаев;

3 - трудно определить его проявление;

2- применяется редко;

1 - не используется в организаторской практике.

Бланк ответов

Используемые приемы и способы организатора Оценка приемов и способов (баллы) 5

4 3 2 1 1-РС

1. Стремится единолично принимать решения.

2. Игнорирует мнение группы в ходе любой работы.

3. Оказывает сильное давление при выполнении заданий, поручений, не доверяя

членам своей группы. 4. Главными формами воздействия на членов группы являются

указания, требования, угрозы.

5. Не дает группе толком сосредоточиться на выполнении главной цели.

Корректирующие указания сыплются как из рога изобилия. ИТОГО: II -ВБ

1 . Запускает свое предложение по кругу.

2. Советуется с помощниками и авторитетными участниками организуемого дела.

3. Принимаемые решения основаны на коллективном мнении.

4. Коллективно обсуждает итоги и оценивает вклад каждого участника в общее депо.

ИТОГО: III-сч

1 . Организатор при решении делового вопроса мечется от одного члена группы к

другому, от одной группировки к другой.

2. Пытается примирить партнеров, не вступая с ними в контакт.

3. В затруднительных ситуациях прибегает к уговорам, увещеваниям,

приспособлениям или просто выкручивается из положения.

4. Любой ценой стремится приглушить конфликт и оставаться удобным для всех.

5. Только в его присутствии группа принимает рабочий вид, вынуждая сновать от

одной группы к другой. ИТОГО: IV- ПП

1 . Живет по принципу «Все само собой уладится и придет в норму». 2. В

сложных ситуациях отказывается от вмешательства. 3. Проявляет

соглашательство с лидерами соперничающих группировок. 4. Не проявляет

своего мнения или отношения к происходящему. ИТОГО:

Обработка и интерпретация результатов

Подсчитываются средние значения каждого из четырех стилей ОД: РЗ - «разящие

стрелы», ВБ - «возвращающийся бумеранг», СЧ - «снующий челнок», ПП - «плывущий

плот».

По показателям средних оценок можно судить по доминированию одного из

стилей ОД или профильном их сочетании.

О степени выраженности того или иного стиля ОД можно судить по следующим

усредненным значениям (в баллах):

1-5 баллов - очень низкий уровень;

6-8 баллов - низкий уровень;

9-15 - средний уровень;

16-19 - высокий уровень;

20 и более - очень высокий.

6.2.9. Диагностика функционально-ролевых позиций в управленческой команде

Инструкция. В каждом разделе распределите сумму в 10 баллов между

утверждениями, которые, по вашему мнению, лучше всего характеризуют ваше

поведение. Эти баллы можно распределить между несколькими утверждениями. В

редких случаях все 10 баллов можно распределить между всеми утверждениями или

отдать все 10 баллов какому-либо одному утверждению. Занесите баллы в

прилагаемую таблицу.

1.Что, по моему мнению, я могу привнести в групповую работу:

A. Я быстро нахожу новые возможности.

Б. Я хорошо могу работать со множеством людей.

B. У меня хорошо получается выдвигать новые идеи.

Г. У меня получается помогать другим людям выдвигать идеи.

Д. Я способен очень эффективно работать, мне нравится интенсивная работа.

Е. Я согласен быть непопулярным, если в итоге это приведет к хорошим

результатам.

Ж. В привычной обстановке я работаю быстро.

3. У меня нет предубеждений, поэтому я всегда даю возможность альтернативного

действия.

2. У меня есть недостатки в групповой работе, возможно, это то, что:

А. Я очень напряжен, пока мероприятие не продумано, не проконтролировано, не

проведено.

Б. Я даю слишком большую свободу людям, чью точку зрения я считаю обоснованной.

В. У меня есть слабость много говорить самому, пока, наконец, в группе не

появляются

новые идеи.

Г. Мой собственный взгляд на вещи мешает мне немедленно разделять энтузиазм

коллег.

Д. Если нужно чего-то достичь, я бываю авторитарен.

Е. Мне трудно поставить себя в позицию руководителя, так как я боюсь разрушить

атмосферу сотрудничества в группе.

Ж. Я сильно увлекаюсь собственными идеями и теряю нить происходящего группе.

3. Мои коллеги считают, что я слишком беспокоюсь о несущественных деталях и

переживаю, что ничего не получится.

3. Когда я включен в работу с другими:

А. Я влияю на людей, не подавляя их.

Б. Я очень внимателен, так-что ошибок из-за небрежности быть не может.

В.Я готов настаивать на каких-то действиях, чтобы не потерять время и не

упустить из

виду главную цель.

Г. У меня всегда есть оригинальные идеи.

Д. Я всегда готов поддержать хорошее предложение в общих интересах.

Е. Я очень внимательно отношусь к новым идеям и предложениям.

Ж. Окружающим нравится моя холодная рассудительность.

3. Мне можно доверить проследить, чтобы вся основная работа была выполнена.

4. В групповой работе для меня характерно, что:

А. Я очень заинтересован в том, чтобы хорошо знать своих коллег.

Б.Я спокойно разделяю взгляды окружающих или придерживаюсь взглядов меньшинства.

В.У меня всегда найдутся хорошие аргументы, чтобы опровергнуть ошибочные

предложения.

Г.Я думаю, что у меня есть дар выполнять работу, как только ее план нужно

приводить

в действие.

Д.У меня есть склонность избегать очевидного, а предлагать что-то неожиданное.

Е.Все, что я делаю, я стараюсь довести до совершенства.

Ж.Я готов устанавливать контакты и вне группы.

З.Хотя меня интересуют все точки зрения, я не колеблясь могу принять

собственное

решение, если это необходимо,.

5. Я получаю удовольствие от своей работы, потому что:

А. Мне нравится анализировать ситуации и искать правильный выбор.

Б.Мне нравится находить практические решения проблемы.

В.Мне нравится чувствовать, что я влияю на установление хороших взаимоотношений.

Г.Мне приятно оказывать сильное влияние при принятии решений.

Д.У меня есть возможность встречаться с людьми, которые могут предложить что-то

новое.

Е.Я могу добиться согласия людей по поводу хода выполнения работы.

Ж.Мне нравится сосредоточивать собственное внимание на выполнении поставленных

задач.

З.Мне нравится работать в области, где я могу применять свое воображение и

творческие способности.

6. Если я неожиданно получил трудное задание, которое надо выполнить в

ограниченное время и с незнакомыми людьми:

А.Я буду чувствовать себя загнанным в угол, пока не найду выход из тупика и не

выработаю свою линию поведения.

Б.Я буду работать с тем, у кого окажется наилучшее решение, даже если он мне не

симпатичен.

В.Я попытаюсь найти людей, между которыми смогу разделить на части это задание

и таким образом уменьшить объем работы.

Г.Мое врожденное чувство времени не позволит мне отстать от графика.

Д. Я верю, что буду спокойно, на пределе своих способностей идти прямо к цели.

Е. Я буду добиваться намеченной цели вопреки любым затруднительным ситуациям.

Ж. Я готов взять осуществление работы на себя, если вижу, что группа не

справляется.

3. Я устрою обсуждение, чтобы стимулировать людей высказывать новые идеи и

искать возможности для продвижения к цели.

7.Что касается проблем, которые у меня возникают, когда я работаю в группе:

А. Я всегда высказываю нетерпение, если кто-то тормозит процесс.

Б. Некоторые люди критикуют меня за то, что я слишком аналитичен и мне не

хватает

интуиции.

В.Мое желание убедиться, что работа выполняется на самом высоком уровне,

вызывает

недовольство.

Г.Мне очень быстро все надоедает и я надеюсь только на одного-двух человек,

которые

могут воодушевить меня.

Д.Мне трудно начать работу, если я четко не представляю своей цели.

Е.Иногда мне бывает трудно объяснить другим какие-либо сложные вещи, которые

приходят мне на ум.

Ж. Я понимаю, что я требую от других сделать то, что сам сделать не могу.

3. Если я наталкиваюсь на реальное сопротивление, то мне трудно четко изложить

мою точку зрения.

Таблица ответов испытуемого

Вопрос А

Б

В

Г

ДЕЖЗ1

2 .3

4 5 6 7

Обработка и интерпретация результатов

Постройте таблицу в соответствии с приведенным ниже образцом-ключом, вписывая

по каждому вопросу рядом с соответствующей буквой то количество баллов, которое

вы дали этому варианту ответа в таблице ответов испытуемого.

Найдите сумму баллов по каждому из I- V11I столбцов. Выделите те столбцы-роли,

где набраны наибольшие суммы. Эти роли вы чаще играете в группе (см. рисунок).

Прочтите и проанализируйте описания ролей в групповом взаимодействии: I роль

-председатель, II роль - формирователь, III роль - генератор идей, IV роль -

оценщик идей, V роль - организатор работы, VI роль- организатор группы, VII

роль - «следователь ресурсов, Vttt роль - завершитель.

Образец — ключ для обработки и интерпретации ответов испытуемого

Роли 1 II III IV V VI VU VI П Вопросы 1 Г Е В 3 Ж Б А Д 2 Б Д Ж ГА Е В

3 3 А В Г Ж 3 Д Е К 4 3 Б Л В Г А Ж Е 5 Е Г 3 А Б В Д Ж 6 В Ж А Д Е Б 3 Г 7 Ж А

Е Б Д _З_ ГВ

Характеристика ролей в управленческой команде

II - формирователь

I - председатель

IV- оценщик идей Управленческая команда

III-генератор идей

VI- организатор группы

V-организатор работ

VIII- завершитель

VII-исследователь ресурсов

/ - председатель. Функции: впитывает всевозможные мнения и принимает

решения. Свойства: умеет слушать, хорошо говорит, логичный, решительный. Тип:

спокойный, стабильный тип личности, нуждается в высокомотивированной группе.

// - формирователь. Функции: лидер, соединяет усилия членов группы в единое

целое. Свойства: динамичный, решительный, напористый. Тип: доминирующий

экстраверт, нуждается в компетентной, целой группе.

I и II - два противоположных подхода к общему управлению группой.

/// - генератор идей. Функции: источник идей. Свойства: умен, богатое

воображение, креативность. Тип; нестандартная личность, нуждается в

мотивированном окружении, которое будет воспринимать его идеи,

IV-оценщик идей (критик). Функции: анализ и логические выводы, контроль.

Свойства: аналитичность, интеллектуальность, эрудированность, «якорь группы»,

возвращает к реальности. Тип: рассудительный, волевой склад личности, нуждается

в постоянном притоке информации и новых идей.

V - организатор работы. Функции: преобразование идей в конкретные

задания и организация их выполнения. Свойства: организатор, волевой,

решительный. Тип: волевой тип личности, нуждается в предложениях, идеях группы.

VI - организатор группы. Функции: способствует согласию группы,

улаживает разногласия, знает потребности, проблемы членов группы; свойства:

чувствительность, дипломатичность, доброта, коммуникативность; тип: эмпативный

и коммуникативный тип личности, нуждается в постоянном контакте со всеми

членами группы.

VII - исследователь ресурсов. Функции: связующее звено с внешней

средой. Свойства: общительный, увлекающийся, энергичный, привлекательный. Тип:

«напористый экстраверт», нуждается в свободе действий.

VIII - завершитель. Функции: побуждает группу все делать вовремя и до

конца. Свойства: профессиональная педантичность, обязательность,

ответственность. Тип: педантичный тип личности, нуждается в групповой

ответственности, обязательности.

Чтобы управленческая команда была эффективной, нужно, чтобы все эти роли были

представлены в группе, чтобы члены группы взаимно дополняли друг друга. (Иногда

один член группы может играть две и больше ролей.)

6. 2.10. Экспертная диагностика стилей руководства

Назначение. Методика направлена на изучение трех классических стилей

руководства: демократического (Д), авторитарного (А) и

либерально-попустительского (Л). Их проявление определяется с помощью

экспертной оценки деятельностного поведения реального или потенциального

руководителя в 27 заданных ситуациях.

Инструкция. Просим вас оценить типичное поведение данного субъекта в 27

заданных ситуациях, В каждом случае вы должны выбрать один из трех вариантов

поведения, свойственного данному лицу, и зафиксировать его в бланке ответов.

Для этого рядом с номером вопроса проставьте ответ в буквенной форме. При

наличии бланка с возможными вариантами ответов обведите кружочком

соответствующий ответ.

Опросник

1.Руководитель: а) централизует руководство, требует, чтобы обо всем сразу

докладывали именно ему; б) пассивен, можно сказать, что «плывет по течению»; в)

четко распределяет функции между собой, своими заместителями и подчиненными.

2.Руководитель: а) в критических ситуациях, как правило, переходит на более

жесткие методы руководства; б) сталкиваясь с трудностями, начинает более тесно

взаимодействовать с подчиненными; в) в критических ситуациях плохо справляется

с руководством коллективом.

3.Руководитель: а) регулярно общается с подчиненными, говорит о положении

дел в коллективе, о возможных трудностях; б) умеет общаться, но ограничивает

общение с подчиненными, держится на расстоянии от них; в) старается общаться с

подчиненными, но при этом испытывает трудности в общении.

4.Руководитель: а) когда он отсутствует, члены группы работают хуже; 6} если

даже временно покидает коллектив, то люди не снижают продуктивности; в) такой,

что члены коллектива работают при нем не в полную силу, при другом руководителе

могли бы сделать больше.

5.Руководитель: а) на критику обычно не обижается, прислушивается к ней; б)

критику выслушивает, обещает принять меры, но ничего не делает; в) не любит,

когда его критикуют, и не скрывает этого.

6.Руководитель: а) сам обращается за советом к подчиненным; б) не допускает,

чтобы подчиненные ему советовали, а тем более возражали; в) такой, что

подчиненные не только советуют, но и дают ему указания.

7.Руководитель: а) контролирует работу от случая к случаю; 6} всегда очень

строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом; в) контролируя

работу, всегда заметит положительные результаты, похвалит тех, кто этого

заслуживает.

8.Руководитель: а) интересуется только выполнением намеченного плана, и ему

безразлично, как при этом люди относятся друг к другу; 6) решая повседневные

задачи, старается создать и поддержать доверительные отношения между людьми в

коллективе; в} в эффективной работе особенно не заинтересован, подходит к

работе формально.

9.Руководитель: а) приказывает так, что хочется выполнить задание; 6)

приказывать не умеет, его приказы не имеют требуемой силы; в) обращается с

просьбой, а получается приказ.

10.Руководитель: а) сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо

знаком; б)

если что-либо не знает, то не боится показать это и обращается за помощью к

другим членам коллектива; в) если не знает, как решить вопрос, чаще всего все

пускает на самотек.

11.Руководитель: а) такой, что складывается впечатление, будто он боится

много брать на себя; 6} ответственность распределяет между собой и членами

коллектива; в) концентрирует ответственность в своих руках.

12.Руководитель: а) хочет, чтобы его помощники были яркими и интересными

людьми; 6} добивается, чтобы помощники подчинялись ему во всем безотказно; в)

такой, что ему все равно, кто у него помощник.

13.Руководитель: а) такой, что все довольны, когда он отсутствует,

чувствуют некоторое облегчение; б) такой, что с ним работать интересно, все с

радостью ждут его возвращения; в) такой, что отсутствие его не замечается,

члены коллектива к нему почти безразличны.

14.Руководитель: а) такой, что для выполнения работы ему нередко приходится

уговаривать членов коллектива; 6) никогда не просит, всегда настаивает,

приказывает, распоряжается; в) часто обращается к подчиненным с поручением,

советом, просьбой.

15.Руководитель: а) всегда доброжелателен к подчиненным; б) по отношению к

подчиненным может быть нетактичным и грубым: в) характер обращения с

подчиненными бывает разным, часто меняется.

16.Руководитель: а) привлекает к управлению рядовых членов коллектива; 6)

нередко перекладывает свои функции на других; в) создает обстановку, когда

управленческие функции фактически принимают на себя другие члены коллектива.

17.Руководитель: а) не влияет на дисциплину, она определяется другими; 6}

умеет поддерживать дисциплину и порядок; в) такой, что дисциплина всегда

неплохая, так как все его боятся.

18.Руководитель: а} общается только по сугубо деловым вопросам; 6)

разговаривая с подчиненными о делах, спросит и о личном; в) такой, что нередко

трудно понять, чего он хочет.

19.Руководитель: а) единолично принимает решения или отменяет их; 6}

старается уйти от выполнения сложного и хлопотливого дела; в} старается решать

дела с подчиненными, единолично принимает решения лишь в срочных случаях.

20.Руководитель: а) руководит так, что в его коллективе недостаточно

развиты взаимопомощь и взаимное доверие; б) старается, чтобы у подчиненных на

работе было хорошее настроение; в) способствовал текучести кадров в коллективе,

люди уходят и не жалеют об этом.

21.Руководитель: а) способствует тому, чтобы подчиненные самостоятельно

принимали решения: б) иногда навязывает свое мнение, а говорит, что это мнение

большинства; в) создал такую обстановку, что исполнители предоставлены сами

себе.

22.Руководитель: а) всегда советуется со всеми, особенно с опытными

работниками; б) советуется только с вышестоящими руководителями: в) советуется

с коллективом изредка.

23.Руководитель: а) инициативу подчиненных не поощряет; б) инициативу

подчиненных поддерживает; в) обычно ждет подталкивания со стороны.

24.Руководитель: а) использует любимый лозунг «Давай-давай!»; б)

требователен, но справедлив; в) пожалуй, весьма не требовательный человек.

25.Руководитель: а) предпочитает следовать уже отработанным нормам,

требованиям; б) охотно поддерживает целесообразные нововведения; в)

нововведения чаще всего пропускает мимо себя.

26.Руководитель: а) в своей работе широко опирается на общественные

организации; б) создал обстановку, когда некоторые важные дела общественной

жизни коллектива чаще всего решаются без него; в) не очень считается с

общественными организациями.

27.Руководитель: а) таков, что ему безразлично, что о нем думают

подчиненные; б) никогда не проявляет своего превосходства над членами

коллектива; в) считает себя незаменимым в коллективе.

Обработка и интерпретация результатов Ключ

Группа утверждений Утверждении Группа

утверждений Утверждение а б в а 6 в 1 А Л Д 15 Д А Л 2 А Д Л 16 Д А Л 3 Д А Л

17 ЛД А 4 А Д Л 18 А Д Л 5 Д Л А 19 А Л Д 6 Д А Л20 А Д Л 7 ЛА Д 21 Д А Л 8А Д

Л 22 Д Л А 9 Д Л А 23 А А Л 10 А Д Л 24 А Д Л11 Д- Л А 25 А Д Л 12 Д А Л 26 Д Д

А 13 А Д Л27 Л Д А 14 Л А Д Диагностика стиля производится на основе

преобладания числа совпадений с ключом.

6.2.11. Диагностика стилей руководства (А. Л. Журавлев)

Назначение. Методика направлена на оценку преобладающего стиля руководства:

директивного, коллегиального или либерального.

Инструкция. Вам будет предложено 27 характеристик деятельности руководителя и

к каждой характеристике - по 5 вариантов ее проявления.

Выберите, пожалуйста, один или несколько вариантов, которые вам подходят, и

отметьте их. Просим быть искренним.

Можно протестировать не себя, а другого руководителя, тогда выбирайте

варианты, подходящие ему, характерные для его поведения.

Опросник

1. Распределение полномочий между руководителями и подчиненными:

а) централизует руководство, требует, чтобы обо всех деталях докладывали именно

ему;

б)руководитель пассивен в выполнении управленческих функций;

в)четко распределяет функции между собой, своими заместителями и подчиненными;

г)ожидает указаний сверху или даже требует их;

д)централизует руководство только в трудных ситуациях.

2.Действия руководителя в критических (напряженных) ситуациях:

а) в критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более

жесткие методы руководства;

б} критические ситуации не изменяют его способов руководства;

в) в критических ситуациях он не обходится без помощи вышестоящих

руководителей;

г)сталкиваясь с трудностями, руководитель начинает более тесно

взаимодействовать с подчиненными;

д)в критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими

обязанностями.

3.Контакты руководителя с подчиненными:

а)недостаточно общительный человек, с людьми разговаривает мало;

б} регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о

трудностях, которые предстоит преодолеть;

в)умеет общаться, но специально ограничивает общение с'подчиненными, держится

от них на расстоянии:

г)старается общаться с подчиненными, но при этом испытывает трудности в

общении;

д)общается в основном с активом коллектива.

4.Продуктивность работы коллектива в отсутствие руководителя:

а) в отсутствие руководителя исполнители работают хуже;

б)коллектив не снижает продуктивности, если руководитель временно покидает его;

в)исполнители постоянно работают не в полную силу, при другом руководителе

могли бы сделать больше;

г)продуктивность работы повышается в отсутствие руководителя;

д)в отсутствие руководителя коллектив работает с переменным успехом.

5.Отношение руководителя к советам и возражениям со стороны исполнителей:

а)сам обращается за советом к подчиненным;

б) не допускает, чтобы подчиненные ему советовали и тем более возражали;

в)подчиненные не только советуют, но и могут давать указания своему

руководителю;

г) руководитель советуется даже тогда, когда обстоятельства не особенно требуют

этого;

д)если исполнители знают, как лучше выполнить работу, они говорят об этом

своему руководителю.

6Контроль деятельности подчиненных:

а)контролирует работу от случая к случаю;

б)всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом;

в)контролируя работу, всегда замечает положительные результаты, хвалит

исполнителей;

г)контролируя, обязательно выискивает недостатки в работе;

д)нередко вмешивается в работу исполнителей.

7.Соотношение решений производственных и социально-психологических задач в

процессе руководства коллективом:

а) его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к другу;

б) решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между

людьми в коллективе;

в)в работе не заинтересован, подходит к делу формально;

г) больше внимания уделяет налаживанию взаимоотношений в коллективе, а не

выполнению производственных заданий;

д) когда нужно, защищает интересы своих подчиненных.

8.Характер приказов руководителя:

а)приказывает так, что хочется выполнять;

б) приказывать руководитель не умеет;

в) просьба руководителя не отличается от приказа;

г)приказы принимаются, но выполняются недостаточно хорошо и быстро;

д)его приказы вызывают у подчиненных недовольство.

9.Отношение руководителя к критике со стороны подчиненных:

а)на критику руководитель обычно не обижается, прислушивается tc ней;

б)критику выслушивает, даже обещает принять меры, но ничего не делает;

в)не любит, когда его критикуют, и не старается скрыть это;

г) принимает критику только со стороны вышестоящих руководителей;

д) не реагирует на критику.

10. Поведение руководителя при недостатке знаний:

а)сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком;

б) если чего-то не знает, то не боится это показать и обращается за помощью к

другим;

в)можно сказать, что руководитель не стремится восполнить недостающие знания;

г)когда чего-то не знает, то скрывает это и старается самостоятельно восполнить

недостатки в знаниях;

д)если руководитель не знает, как решить вопрос или выполнить работу, то

поручает это своим подчиненным.

11.Распределение ответственности между руководителем и подчиненными:

а) складывается впечатление, что он боится отвечать за свои действия, хочет

уменьшить свою ответственность;

б)ответственность распределяет между собой и своими подчиненными;

в)всю ответственность возлагает только на себя;

г)нередко подчеркивает ответственность вышестоящих руководителей, старается

свою ответственность переложить на них;

д)бывает, что руководитель, являясь ответственным за какое-то дело, пытается

переложить его на своих замов или нижестоящих руководителей.

12.Отношение руководителя к своим заместителям и помощникам:

а)старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами;

б)добивается безотказного подчинения заместителей и помощников;

в)руководителю безразлично, кто у него работает заместителем (помощником);

г)осторожен по отношению к заместителям, потому что боится за свое положение;

д)не желает иметь рядом очень квалифицированных специалистов

13.Эмоциональная удовлетворенность исполнителя в отсутствие руководителя:

а)исполнители довольны, когда отсутствует руководитель, они чувствуют некоторое

облегчение;

б)с руководителем работать интересно, поэтому ожидают его возвращения;

в)отсутствие руководителя не замечается исполнителями;

г) вначале исполнители довольны, что руководитель отсутствует, а потом скучают;

д)сначала отсутствие руководителя чувствуется исполнителями, а затем быстро

забывается.

14.Преобладающие методы воздействия на подчиненных:

а)для выполнения какой-то работы ему нередко приходится уговаривать своих

подчиненных;

б)всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не

просит;

в) часто обращается к подчиненным с поручениями, просьбами, советами;

г) часто делает подчиненным замечания и выговоры;

д) его замечания всегда справедливы.

15.Характер обращения руководителя с подчиненными:

а всегда обращается к подчиненным вежливо и доброжелательно;

б) по отношению к подчиненным бывает нетактичен и даже груб;

в) в обращении к подчиненным часто проявляет равнодушие;

г) создается впечатление, что вежливость руководителя неискренняя;

Д) характер обращения к подчиненным у него часто меняется.

16.Участие членов коллектива в управлении:

а) руководитель привлекает к управлению членов коллектива;

б) нередко руководитель перекладывает свои функции на других;

в) управленческие функции не закрепляются стабильно, их распределение может

меняться;

г) бывает, что управленческие функции фактически принимает на себя не

руководитель, а другие члены коллектива.

17. Поддержание руководителем трудовой дисциплины:

а) руководитель стремится к формальной дисциплине и идеальному подчинению;

б) не может влиять на дисциплину;

в) руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок;

г) дисциплина выглядит хорошей, так как подчиненные боятся руководителя;

д) руководитель недостаточно пресекает нарушения дисциплины.

18. Характер общения руководителя с исполнителями:

а) общается с подчиненными только по деловым вопросам;

б) заговаривая с подчиненными о деле, руководитель спрашивает и о личном, о

семье;

в) часто общается по личным вопросам, не касаясь дела;

г) инициатива общения исходит от исполнителей, руководитель редко заговаривает

сам;

д) нередко руководителя трудно понять в общении с ними.

19. Характер принятия решений по руководству коллективно:

а) руководитель единолично вырабатывает решения или отменяет их;

б) редко берется за выполнение сложного дела, скорее уходит от этого;

в) старается решать вместе с подчиненными, единолично решает только самые

срочные и оперативные вопросы;

г) решает только те вопросы, которые сами возникают, не старается заранее

предусмотреть их решения;

д) берется за решение в основном мелких вопросов.

20.Взаимоотношения между людьми в коллективе:

а) в руководимом коллективе недостаточно развиты взаимопомощь и взаимное

доверие;

б) старается, чтобы у подчиненных на работе было хорошее настроение;

в) в его коллективе наблюдается повышенная текучесть кадров, люди нередко

уходят из коллектива и не жалеют об этом;

г) люди, которыми он руководит, относятся друг к другу чутко, по-дружески;

д) в присутствии руководителя исполнителям постоянно приходится работать в

напряжении.

21.Предоставление самостоятельности подчиненным:

а) способствует тому, чтобы подчиненные работали самостоятельно;

б)иногда руководитель навязывает свое мнение, а говорит, что это мнение

большинства;

в) исполнители работают больше по указаниям руководителя, нежели

самостоятельно;

г) исполнители предоставлены самим себе;

д) предоставляет подчиненным самостоятельность лишь время от времени.

22.Отношение руководителя к советам других:

а) регулярно советуется с исполнителями, особенно с опытными работниками;

б) советуется с подчиненными только в сложной ситуации;

в) обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с

рядовыми исполнителями;

г) с удовольствием прислушивается к мнению коллег;

д) советуется только с вышестоящими руководителями.

23.Соотношение инициативы руководителя и подчиненных:

а) инициатива подчиненных руководителем не принимается;

б) считает, что лучше сделать меньше (тогда меньше спросят);

в) руководитель поддерживает инициативу подчиненных;

г) он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны;

д) инициативы не проявляют ни он сам, ни его подчиненные.

24.Характер требовательности руководителя:

а его любимый лозунг: «Давай- давай!»;

б) он требователен, но одновременно и справедлив;

в) о нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым;

г) пожалуй, он не очень требовательный человек; д} руководитель требователен к

себе и к другим.

25.Отношение руководителя к нововведениям:

а) наверное, он консервативен, потому что боится нового;

Б) охотно поддерживает целесообразные нововведения;

в) поддерживая нововведения в сфере производства, с большим трудом меняет

характер общения с людьми;

г) у него лучше получается с нововведениями в непроизводственной сфере (в быту,

на отдыхе, в межличностных отношениях};

д) нововведения проходят мимо руководителя.

26.Привлечение членов коллектива к выработке решений:

а) в своей работе широко опирается на общественные организации;

б) многие вопросы решаются коллективом на общем собрании; ,

в) некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его

функции выполняют другие;

г) большинство вопросов решает за коллектив сам руководитель;

д) руководитель способствует внедрению различных форм самоуправления в

коллективе.

27.Отношение руководителя к самому себе:

а) руководителю безразлично, что о нем думают подчиненные;

б) никогда и ни в чем не проявляет своего превосходства над исполнителями;

в) считает себя незаменимым в коллективе,

г) увлеченно занимается своим делом и не думает о том, как его оценивают;

д) руководитель излишне критичен по отношению к исполнителям.

Обработка и интерпретация результатов

Ключ

Подсчитайте сумму баллов по каждому из трех стилей руководства {Д - директивный,

К -коллегиальный, П - попустительский} в соответствии с данной таблицей.

Цифра в таблице означает балл данного ответа, буква - стиль руководства.

Вариант а б в г Л 1. Д-3 П-2 К-З П-З К-2 2. Д-3 К-2 П-1 К-З П-З 3. П-1 К-2 Д-2

К-1; П-2 К-2 4. Д-1 К-2 П-2 П-1 К-2 5. К-3 Д-2 П-2 П-2; К-1 К-2 6. П-3Д-3 К-З

Д-3 Д-2 7. Д-1 К-1 П-2 П-1; К-1 К-1 8- К-3 П-3 Д-2 П-2 Д-З 9. К-2 П-2 Д-2 Д-2;

П-2 П-2 10. Д-2 К-2 П-1 Д-2; К-2 К-1; К-2 11. П-2 К-2 Д-2 Д-1,П-2Д-2; П-1 12.

К-1 Д-1 П-1 Д-2 Д-З 13. Д-2 К-2 П-2 К-1 Д-1; П-2 14. П-З Д-З К-З Д-2 К-З 15.

К-2 Д-2 П-2 Д-2 Д-2; П-2 16. К-2 Д-1; П-1 Д-1; П-2 П-З ---17. Д-2 П-2 К-2 Д-2

П-3 18. Д-З К-З П-2; К-1 П-2; Д-1 П-1 19. Д-З П-2 К-З П-З П-З 20. Д-1 K-1П-1

К-2 Д-2 2L К-2 Д-2 Д-2 П-2 Д-2 22. К-2 Д-1; К-2 Д-2; К-1 К-2 Д-2 23. Д-2 П-2

К-2 П-2 П-3 24. Д-З К-З Д-2 П-З К-2 25. П-1 К-1 Д-2 К-2 П-2 26. К-2 К-З П-З Д-З

К-З 27. П-1К-2 Д1 К-2 Д-3 Д=К=П

Сумму баллов по каждому стилю руководства приведите к цифре, удобной для

дальнейшего анализа: разделите на 10 и округлите до целого значения.

Результат выражается тремя цифрами, каждая из которых варьируется до 10

баллов.

Во-первых, определите доминирующий стиль руководства. За количественный

показатель доминирования того или иного типа принята разница в 3 и более баллов.

Возможные соотношения трех крайних типов в стиле руководства:

1) Д-1-1 директивный стиль (например, 10-2-4, 6-3-4, 9-5-4 и т. д.);

2) 1-К-1 коллегиальный стиль (например, 4-9-4, 3-8-4, 5-10-4);

3} 1-1-Л либеральный стиль (например, 3-2-10, 4-3-9 и т. д.).

Если приблизительно одинаковая выраженность двух стилей доминирует над третьим,

то стиль руководства смешанный:

4) Д-К-1: директивно-коллегиальный (например, 7-8-4, 6-7-3 и т. д.);

5) 1-К-Л: коллегиально-либеральный (например, 4-7-9, 4-7-7, 3-6-7 и т. д,);

6) Д-1-Л: директивно-либеральный (например, 8-1-6, 8-3-8, 7-2-9);

7) Д-К-Л: смешанный (например, 2-3-3, 3-3-3, 5-6-6, 10-8-8).

При этом результаты смешанного типа соответствуют разным характеристикам

руководства:

а) одинаково низкая выраженность стилей (2-3-3, 3-3-3 и т. д.) характерна для

неопытных руководителей;

б) одинаково средняя выраженность стилей (5-6-6,6-6-4 и т. д.) характеризует

оперативно меняющегося руководителя;

в) одинаково высокая выраженность стилей (10-8-8, 9-9-8 и т. д.) характеризует

противоречивый, непредсказуемый тип.

Любое сочетание стилей приемлемо, если директивный имеет значение от 5 до 7

баллов (лучше 6-10-5 или 5-9-4, чем 3-9-4 или 3-8-3).

Исследования показали следующее соответствие профессионально важных качеств и

стиля руководства:

Cтиль 11 Професснональные Професс иональная Организаторские Воспитание

Морально-психологические качества коллектива (общение)

руководства хaрактеристикикомпетенция качества

Директивный (Д-1-1) Низкая Среда не Низкое Низкое Коллегиальный (1-К-1)

Высокая Высокие Высокое Высокое Либеральный (1-1-Л) Низкая Низкие Низкое

Среднее Директивно- (Д-К-1) Низкая Средине Среднее Среднее коллегиальный

Директивно- (Д-1-Л) Низкая Высок

Наши рекомендации