РАЗДЕЛ 1. Диагностика коммуникативных потенциалов личности и группы

3.1.1.Психологическая сущность коммуникативной компетентности и методики ее

диагностики

3.1.2.Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер)

3.1.3.Диагностика коммуникативно-характерологических особенностей личности

(Л. И. Уманский.И. А. Френкель, А. Н. Лутошкин,А. С. Чернышев и др.)

3.1.4.Исследование коммуникативно-характерологических тенденций (Т. Лири)

3.1.5.Диагностика потенциала коммуникативной импульсивности (В. А. Лосенков)

3.1.6. Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности (В. В.

Бойко)

3.1.7.Диагностика доминирующей эмоциональной модальности у педагогов (Л. А.

Рабинович в модификации Т. Г. Сырицо)

3.1.8.Экспресс-диагностика уровня личностной фрустрации (В. В. Бойко)

РАЗДЕЛ 2. Диагностика феноменов коммуникативной компетентности

3.2.1.Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК)

3.2.2.Диагностика коммуникативной толерантности (В. В. Бойко)

3.2.3.Диагностика уровня поликоммуникативнсй эмпатии

3.2.4.Диагностика принятия других (по шкале Фейя)

3.2.5.Диагностика доброжелательности (по шкале Кэмпбелла)

3.2.6.Экспресс-диагностика доверия (по шкале Розенберга)

3.2.7.Диагностика эффективности педагогических коммуникаций (модифицированный

вариант анкеты А. А. Леонтьева)

3.2.8.Определение уровня конфликтоустойчивости

3.2.9.Методика «шкала совестливости» (В. В. Мельников, Л. Т. Ямпольский)

3.2.10.Изучение способности к самоуправлению в общении

3.2.11.Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении (В. В. Бойко)

3.2.12.Диагностика межличностных отношений (А. А. Рукавишников)

3.2.13.Самооценка психической устойчивости в межличностных отношениях

(М.В. Секач, В.Ф. Перевалов, Л. Г. Лаптев)

Глава IV. ПСИХОДИАГНОСТИКА ГРУППОВЫХ И МЕЖГРУППОВЫХ ЯВЛЕНИЙ

РАЗДЕЛ 1. Диагностика интегральных характеристик малой группы

4.1.1.Социально-психологические характеристики групповых особенностей и явлений

4.1.2.Самооценка эмоционально-мотивационных ориентации в межгрупповом

взаимодействии (модифицированный вариант Н. П. Фетискина)

4.1.3.Определение индекса групповой сплоченности Сишора

4.1.4.Изучение сплоченности группы

4.1.5.Экспертная оценка сплоченности учебной группы

4.1.6.Определение опосредованной групповой сплоченности

(В. С. Ивашкин, В. В. Онуфриева)

4.1.7.Определение ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ)

(В. С. Ивашкин, В. В. Онуфриева)

4.1.8.Экспертная диагностика взаимодействия в малых группах

(А. С. Чернышев, С. В. Сарычев)

4.1.9.Экспертная диагностика интерактивной согласованности в малых группах

(А. С. Чернышев, С. В. Сарычев)

РАЗДЕЛ 2. Диагностика психологического климата в малых группах

4.2.1.Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А. Ф.Фидлеру)

4.2.2.Оценка микроклимата студенческой группы (В. М. Завьялова)

4.2.3.Диагностика социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд)

4.2.4.Изучение психологического климата в учебной группе

4.2.5.Психологический климат классного коллектива (В. С. Ивашкин, В. В.

Онуфриева)

4.2.6.Диагностика психологического климата в малой производственной группе

(В. В. Шпалинский, Э. Г Шелест)

4.2.7.Диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе

РАЗДЕЛ 3. Диагностика конфликта в малых группах

4.3.1.Диагностика ролевого конфликта в деятельности руководителя (С. И. Ерина)

4.3.2.Экспресс-оценка глубины конфликта (А. М. Бандурка, С. И. Бочарова, Е В.

Земянская)

4.3.3.Доминирующие стратегии конфликтного поведения (метафорический вариант)

4.3.4.Экспресс-диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации

4.3.5.Экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам

4.3.6.Самооценка рационального поведения в конфликте

4.3.7.Самооценка конструктивного поведения в конфликте

4.3.8.Диагностика личностной агрессивности и конфликтности (Е. П. Ильин, П, А.

Ковалев)

РАЗДЕЛ 4, Диагностика развития малых групп

4.4.1.Интегральная самооценка уровня развития группы как коллектива (Л. Г.

Почебут)

4.4.2.Диагностика уровня развития малой группы

4.4.3.Диагностика психолого-педагогической характеристики малой учебной группы

4.4.4.Методика «Климат» (модифицированный вариант методики Б. Д. Парыгина)

Глава V. ПСИХОДИАГНОСТИКА ПЕРЦЕПТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ И ГРУППЫ

РАЗДЕЛ 1. Диагностика содержательно-стилевых перцептивных особенностей личности

и малой группы

5.1.1.О специфике социально-перцептивной диагностики

5.1.2.Социально-перцептивная дифференциация малых групп

5.1.3.Диагностика перцептивно-интерактивной компетентности (модифицированный

вариант Н. П. Фетискина)

5.1.4.Диагностика доминирующей перцептивной модальности (С. Ефремцева)

5.1.5.Перцептивная самооценка парциальной и интегральной эмоциональной

экспрессивности (Л. Е. Бачина, А. Е. Ольшанникова)

5.1.6.Методика экспертной оценки невербальной коммуникации (А. М. Кузнецова)

5.1.7.Самооценка уровня онтогенетической рефлексии

5.1.8.Определение уровня перцептивно-невербальной компетентности (Г. Я. Розен)

РАЗДЕЛ 2. Диагностика перцептивно-стилевых особенностей личности и малой группы

5.2.1.Социально-перцептивная оценка личностно-деятельностных особенностей

тренера (Ю. Ханин, А. Стамбулов)

5.2.2.Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости

5.2.3.Перцептивно-образная самооценка (В. В. Бойко)

5.2.4.Определение стиля информационного усвоения

5.2.5.Исследование стереотипов восприятия успешного ученика

5.2.6.Невербальная диагностика эмоциональных состояний (А. 0. Прохоров)

Глава VI. ПСИХОДИАГНОСТИКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПОТЕНЦИАЛОВ И СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА

РАЗДЕЛ 1. Диагностика личностно-деятельностных потенциалов руководителя

6.1.1.Основные подходы к исследованию управленческих способностей

и стилей руководства

6.1.2.Диагностика ситуативно-личностных ориентации руководителя

6.1.3.Экспресс-оценка управленческого потенциала руководителя

6.1.4.Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2)

6.1.5.Психологическая оценка организаторских способностей личности

в рамках организуемой группы (Л. И. Уманский, А. Н. Лутошкин, А. С. Чернышев, Н.

П. Фетискин)

6.1.6.Диагностика управленческих ориентации (Т. Санталайнен)

6.1.7.Экспресс-диагностика организаторских способностей

6.1.8.Диагностика стилей педагогического общения

6.1.9.Диагностика манипулятивного отношения (по шкале Банта)

РАЗДЕЛ 2. Диагностика интегративных стилей управления и руководства персоналом

6.2.1.Оценка служебно- рационалистического стиля руководства

6.2.2.Оценка стилей принятия управленческих решений

6.2.3.Стиль работы руководителя с документацией (И. В. Липсиц)

6.2.4.Определение когнитивно-деятельностного стиля (Л. Ребекка)

6.2.5.Определение стиля межличностного взаимодействия (С. В. Максимов, Ю, А.

Лобейко)

6.2.6.Ориентационные стили профессионально-деятельностного общения

6.2.7.Определение административного стиля управления (адаптированный вариант Е.

Е. Туник)

6.2.8.Экспертная оценка стиля организаторской деятельности (модифицированный

вариант А. Н. Лутошкина символической оценки стиля или почерка организаторской

деятельности в версии Н. П. Фетискина)

6.2.9.Диагностика функционально-ролевых позиций в управленческой команде

6.2.10. Экспертная диагностика стилей руководства

6.2.11.Диагностика стилей руководства (А. Л. Журавлев)

6.2.12.Диагностика склонности к определенному стилю руководства (Е. П. Ильин)

РАЗДЕЛ 3. Диагностика лидерства в малых группах

6.3.1.Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)

6.3.2.Диагностика деятельностных особенностей руководства и лидерства (А. Л.

Журавлев, В. П. Захаров)

6.3.3.Определение стиля управления руководителя с помощью самооценки

6.3.4.Определение уровня лидерского потенциала

6.3.5.Самооценка лидерства

6.3.6. Диагностика функционального лидерства в малых группах

РАЗДЕЛ 4. Диагностика управленческих барьеров и деятельностной эффективности

руководителя

6.4.1.Экспресс-диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя

(И. Д. Ладанов, В. А. Уразаева)

6.4.2.Самооценка биполярной эффективности руководства

6.4.3.Самооценка управленческих ограничений руководителя

6.4.4.Экспертная оценка эффективности деятельности руководителя

6.4.5.Экспресс-диагностика барьеров в управленческой деятельности

6.4.6.Экспресс-диагностика профессионально-деятельностных ограничений

руководителя (М. Вудюк, Д. Френсис)

6.4.7.Диагностика уровня консервативности стиля организационного управления

6.4.8.Диагностика комплекса угрожаемого авторитета (КУА) у руководителей

Глава VII. ПСИХОДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ И ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ

7.1.Типологии диагностики личностных деформаций

7.2.Определение психического «выгорания» {А. А. Рукавишникова)

7.3.Диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в

адаптации Н. Е. Водопьяновой)

7.4.Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел)

7.5.Определение личностно-характерологических акцентуаций (К. Леонгард)

7.6.Диагностика личностных расстройств с помощью многофакторного

опросника ММР1 («Мини-мульт»)

7.7.Определение деструктивных установок в межличностных отношениях (В. В.

Бойко)

7.8.Диагностика комплекса неполноценности

7.9.Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности (В. В. Бойко).

7.10.Самооценка форм агрессивного поведения (модифицированный вариант Басса -

Дарки)

7.11.Диагностика враждебности [по шкале Кука - Медлей)

7.12.Определение уровня депрессии (Т. И. Балашова)

7.13.Экспресс-диагностика личностной склонности к сниженному настроению

(В. В. Бойко)

7.14.Экспресс-диагностика склонности к немотивированной тревожности (В. Бойко)

7.15.Экспресс-диагностика склонности к аффективному поведению (В. В. Бойко)

7.16.Экспресс-диагностика неуправляемой эмоциональной возбудимости (В. В.

Бойко)

7.17.Диагностика эмоционального «выгорания» личности (В. В. Бойко)

7.18.Диагностика уровня личностной невротизации {В. В. Бойко)

7.19.Экспертная диагностика-социально-педагогической запущенности детей (Р. В.

Овчарова)

7.20.Диагностика уровня алекситимии

Глава VIII. ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

8.1.О самозктуализации личности и способах ее изучения

8.2.Диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической

деятельности (Л. Н. Бережнова)

8.3.Стратегии самоутверждения личности (Е. П. Никитин, Н. Е. Харламенкова)

8.4.Диагностика реализации потребностей в саморазвитии

8.5.Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому

саморазвитию

8.6.Самооценка реализации жизненных целей личности (Н. Р. Молочников)

8.7.Диагностика самоактуализации личности (А. В. Лазукин в адаптации Н. Ф.

Калина)

Глава IX. ПСИХОДИАГНОСТИКА СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

9.1.Общая характеристика совладающего поведения и его диагностика

9.2.Диагностика стратегий импунитивного поведения в конфликтных ситуациях

9.3.Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д. Ф. Эндлер, Д. А.

Джеймс, М. И. Паркер; адаптированный вариант А. Крюковой)

9.4.Диагностика типологий психологической защиты (Р. Плутчик в адаптации Л. И.

Вассермана, 0. Ф. Ерышева, Е. Б. Клубовой и др.)

9.5. Диагностика стратегий поведенческой активности в стрессовых

условиях

Глава X. ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ И ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

10.1.Концептуальные подходы к определению личностной и групповой эффективности

10.2.Диагностика стратегий достижения цели

10.3.Самооценка психологической адаптивности

10.4.Оценка эмоционально-деятельностной адаптивности

10.5.Шкала субъективного благополучия

10.6.Интегральная удовлетворенность трудом

10.7.Диагностика личностной и групповой удовлетворенности работой

10.8.Диагностика профессиональной компетентности и эффективности у

руководителей разного уровня

10.9.Диагностика привлекательности труда (В. М. Снетков)

10.10.Определение деятельностной эффективности организации (В. Зигерт, Л. Ланг)

10.11.Экспертная оценка деятельностной успешности курсантов военных учебных

заведений

10.12.Интегральная оценка эффективности профессиональной деятельности учителя

(Н. П. Фетискин)

Глава I

ПСИХОДИАГНОСТИКА

ЛИЧНОСТНЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ

МАЛОЙ ГРУППЫ

Раздел 1 ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСГЕЙ ЛИЧНОСТИ

1.1.1. Основы социально-психологической диагностики личности и групповой

композиции

Социально-психологический контекст изучения личности - в отличие от

общепсихологического - основан на изучении тех свойств, особенностей и качеств

личности, которые по своей природе являются социально-психологическими, то есть

формируются в процессе отношений между людьми, проявляются в них и, как

справедливо отмечает В. А. Лабунская, оказывают влияние на возникновение новых

отношений и определенных типов взаимодействия.

Поэтому в данной и последующих главах отсутствует психодиагностический

инструментарий, связанный с изучением познавательных процессов, а также

индивидных эмоционально-волевых особенностей личности в «чистом» виде.

В первом разделе главы 1 социально-психологическая специфика диагностики

личности направлена на выявление структуры социальных и жизненных ценностей

личности (терминальных и инструментальных), ролевых позиций в межличностных

отношениях, интерактивной личностной направленности, социальной зрелости, и

социальной комфортности. Диагностический материал первого раздела содержит

методики, которые прошли отечественную апробацию и в последнее десятилетие

широко используются в практической деятельности психологов.

Второй раздел главы I посвящен изучению индивидуально-психологических

особенностей, определяющих доминирующую социально-психологическую и

деятельностную направленность группы и составляющих ее структурную композицию.

В реальных условиях жизнедеятельность личности чаще всего осуществляется в

группах (классе, студенческой группе, бригаде, отделе, фирме и т. п.).

Следовательно, индивидуально-психологические особенности не могут не влиять на

определенные аспекты групповой деятельности. Однако, как отмечает В. С. Мерлин,

в «современной психологии существует, с одной стороны, тенденция некоторых

психологов исследовать личность отдельно от коллектива, в котором она живет и

формируется, а с другой стороны, тенденция специалистов, изучающих коллектив,

забывать о том, что он состоит из конкретных личностей, имеющих свои

индивидуальные особенности. Подобного подхода придерживается целый ряд авторов

(А. Г. Ковалев, Л. И. Уманский, Р. С. Немов и др.).

В наших исследованиях данная концепция нашла подтверждение на примере обучения

иностранному языку в экстравертированных и интровертированных группах (Н. П.

Фетиши, И. А. Жаркова). Так, эффективность обучения в значительной мере

обусловливалась спецификой монотипности социально-психологических особенностей

в исследуемых группах, то есть чем выше была идентичность групповой композиции

по параметру «экстраверсия-интроверсия», тем выше были показатели

психологического климата и личностной самореализации обучаемых (Жаркова И. Д.,

2001).

В связи с этим психодиагностический инструментарий, представленный во втором

разделе главы I, включает методики, ориентированные на изучение композиционной

монотипности малых групп по следующим признакам:

коммуникативно-психодинамическому уровню самооценки, эмоционально-волевому и

креативному. Последние критерии в должной мере отражают психологическое

единство группы - эмоциональное, волевое и интеллектуальное (Л. И. Уманский).

Следует отметить, что представленные в данном разделе исследовательские

методики не охватывают всю палитру имеющихся диагностических средств и носят

экспериментально-поисковый характер.

1.1.2. Экспресс-диагностика социальных ценностей личности

Назначение. Методика способствует выявлению личных, профессиональных и

социально-психологических ориентации и предпочтений и может быть полезна как

при выборе характера работы, так и при оценке работника в процессе найма и

аттестации кадров.

Инструкция. Ниже предлагается 16 утверждений. Оцените для себя значимость

каждого из них в баллах по схеме: 10 (неважно), 20, 30, 40 ... 100 (очень

важно).

Опросник

1. Увлекательная работа, которая доставляет вам удовольствие.

2. Высокооплачиваемая работа.

3. Удачная женитьба или замужество.

4. Знакомство с новыми людьми, социальные мероприятия.

5. Вовлечение в общественную деятельность.

6. Ваша религия.

7. Спортивные упражнения.

8. Интеллектуальное развитие.

9. Карьера.

10. Красивые машины, одежда, дом и т. д.

11. Времяпрепровождение в кругу семьи.

12. Несколько близких друзей.

13. Работа на добровольных началах в некоммерческих организациях.

14. Медитация, размышления, молитвы и т. д.

15.Здоровая сбалансированная диета.

16. Чтение образовательной литературы, просмотр образовательных передач,

самосовершенствование и т. п.

Обработка и интерпретация результатов

Распределите баллы согласно таблицам (цифры в разделах - номера соответствующих

утверждении).

Профессиональные ФинансовыеСемейные Социальные Общественные Духовные Физические

Интеллектуальные !12 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Итого Итоги Итого

Итого Итого Итого Итого Итого баллов: баллов: баллов: баллон: баллов: баллов:

баллов: Баллов:

Чем выше итоговое количество баллов в каждом разделе, тем большую ценность

представляет для вас данное направление. При этом чем ближе друг к другу

значения во всех восьми разделах, тем более разносторонним человеком вы

являетесь.

Наши рекомендации