Список принятых сокращений и условных обозначений
напр. — например
сотр. — сотрудники
т. з. — точка зрения
т. н. — так называемый
тыс. — тысяча
As — коэффициент асимметрии
D — сумма квадратов отклонений от среднего арифметического (девиата), индекс дискриминации
— среднее абсолютное (линейное) отклонение
— доверительный интервал коэффициента надежности
Ех — показатель эксцесса
F — критерий Фишера
i — порядковый номер переменной, величина классового интервала
df, n' — число степеней свободы
Me — медиана
М о — мода
N — объем генеральной совокупности
п — объем выборочной совокупности, ширина интервала группирования признаков
Р — вероятность событий, уровень доверительной вероятности
Pi — процентиль
р — абсолютная или относительная частота отдельных переменных в совокупности
р' — теоретически ожидаемые частоты
Рху — частоты вариант в корреляционной таблице
Q — коэффициент четырехклеточной ассоциации (по Юлу)
q — доля 1 - р переменных в выборке
r' — коэффициент надежности части теста
rt — коэффициент надежности теста
rху — коэффициент корреляции между признаками
rрb — точечный бисериальный коэффициент корреляции
rs — коэффициент ранговой корреляции (по Спирмену)
rphi, φ — четырехпольный коэффициент корреляции
rbis — бисериальный коэффициент корреляции
Sx — среднее квадратическое отклонение (для выборки)
— средний квадрат отклонений, выборочная дисперсия
t — критерий Стьюдента
U — ордината нормальной кривой
Uт — индекс трудности тестовых заданий
V — коэффициент вариации
ω — число вариантов ответов на тестовое задание
X, Y, Z — переменные величины, признаки
x,y,z — числовые значения варьирующих признаков
— средняя арифметическая суммы переменных выборки
z — нормированное отклонение
α — уровень значимости
Δ — уровень точности измерения в долях от -х выборки
η — корреляционное отношение
Θ — среднее кубическое
Σ — знак суммирования
σ — стандартное отклонение
σm, m — стандартная ошибка измерений
τ — коэффициент корреляции ранговой (по Кендаллу)
χ2 — критерий согласия Пирсона
Словарь
-А-
АВТОБИОГРАФИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ— совокупность приемов получения данных психологического анамнеза — сведений о важнейших событиях, этапах жизненного пути индивида, отношении к прожитому и особенностях антиципации. Сбор данных психологического анамнеза, включающих наиболее общие сведения об испытуемом и особенностях формирования его личности, является обязательным элементом психодиагностического обследования. Для получения таких общих сведений (пол, возраст, профессия, социальное и семейное положение, образование, продвижение по службе, состояние здоровья, близкие родственники и т. п.) используются беседа, анкета, специальные методики (напр., опросники биографические). Наряду с перечисленными средствами, А. п. подразумевает получение дополнительного и более широкого с т. з. временной перспективы субъективного описания жизненных событий, отношения к себе и окружающим, оценок прошлых лет и возможных будущих событий.
Автобиография относится к наиболее ранним методам исследования личности. Составление А. п. испытуемых обычно носило характер устного или письменного повествования с отражением наиболее важных в представлении субъекта жизненных событий и совмещением с ними описаний психического состояния или динамики течения болезни (в случае обследования лиц, страдающих теми или иными заболеваниями).
Получение сведений о жизни испытуемого, особенностях самооценки жизненной ретроспективы можно существенно облегчить специальными приемами. Один из них — прием «автопортрета», описанный П. Ржичаном (1983). Испытуемому предлагают начертить горизонтальный отрезок прямой, где крайние точки обозначают рождение и завершение жизни. После этого испытуемый выбирает промежуточную точку, обозначающую настоящий момент времени, таким образом, чтобы отношение полученных отрезков отвечало ожидаемому отношению между продолжительностью предшествовавшей моменту обследования и последующей жизни. На отрезках, представляющих прожитую и оставшуюся жизнь, могут быть отмечены наиболее важные события, свершившиеся или ожидаемые с надеждой или опасением. Испытуемый может также наметить условные «кривые удовлетворенностью жизнью» (рис. 1). Такая комбинация схематической автобиографии с т. н. «автобиопортретом» дает картину жизненного пути и антиципацию, которая может быть использована в качестве отправной точки для дальнейшей беседы с испытуемым.
Рис. 1. Схематическая автобиография
1 — рождение; 2 — переезд в город, в котором живет по сей день; 3 — развод родителей; 4 — знакомство с будущим мужем; 5 — смерть отца; 6 — смерть матери; 7 — болезнь мужа; 8 — усыновление ребенка; 9 — рождение внука; 10 — предполагаемое время смерти
Задача ретроспективной оценки жизненного пути может быть субъективно облегчена с помощью приема «управляемой фантазии» (К. Лейнер, 1970; П. Ржичан, 1983). Прием может состоять, например, во «вживании» в свой воображаемый образ в старости с подведением итогов «прожитой жизни». Другой из возможных вариантов — «ускорение времени» (испытуемый представляет себе, что он старше на 5 лет, потом на 10лет и т.д.) Экспериментатор регистрирует его представления и стимулирует процесс фантазирования вопросами: «Вам 55 лет. Какое положение Вы занимаете в обществе? О чем Вы говорите с навещающими Вас детьми?» и т. п.
АДАПТАЦИЯ ТЕСТА(лат. adaptatio -приспособление)— комплекс мероприятий, обеспечивающих адекватность теста в новых условиях его применения.
В отечественной психодиагностике особую актуальность приобретает адаптация зарубежных тестов.
Можно выделить следующие основные этапы А. т.:
— анализ исходных теоретических положений автора теста;
— перевод теста и инструкций к нему на язык пользователя, завершаемый экспертной оценкой соответствия оригиналу;
— проверка валидности и надежности теста, осуществляемая в соответствии с психометрическими требованиями;
— стандартизация теста на соответствующих выборках.
Особые проблемы возникают в связи с адаптацией разных видов опросников, а также вербальных субтестов, входящих в состав тестов интеллекта. Основные препятствия для исследователя связаны с языковыми и социокультурными различиями между народами разных стран.
Лингвистический аспект А. т. означает приспособление его лексики и грамматики к возрастной и образовательной структуре контингентов населения, планируемых для обследования, учет коннотативного значения языковых единиц и категорий. Не меньшие сложности связаны с социокультурными различиями. Отражающимся в языке особенностям культуры того общества, в котором создавался тест, трудно, а порой и невозможно найти эквиваленты в другой культуре. Полная эмпирическая А. т. во многих случаях не уступает по сложности разработке оригинальной методики.
В 60-70-х гг. А. т. в нашей стране понималась упрощенно, ее нередко сводили к переводу той или иной зарубежной методики, в лучшем случае ограничиваясь построением нормативного распределения тестовых показателей. Теоретические концепции авторов тестов не анализировали, данные об их надежности и валидности принимали за истинные. Затем, в 80-е гг., вопросы адаптации различных зарубежных тестов все чаще становятся предметом обсуждения советских психологов, а позднее — психологов СНГ. Разрабатываются соответствующие рекомендации (Ю. Л. Ханин, 1985; А. Г. Шмелев и В. И. Похилько, 1985; Ю. М. Забродин с соавт., 1987, Л. Ф. Бурлачук, 1993 и др.). Требования, предъявляемые к А. т., предполагают высокую профессиональную культуру психолога, широкое использование специальных технических приемов, в том числе на основе современной вычислительной техники.
АЙЗЕНКА ЛИЧНОСТНЫЕ ОПРОСНИКИ— серия опросников личностных. Предназначены для диагностики нейротизма, экстраверсии—интроверсии и психотизма. Разработаны Г. Айзенком с сотр. А. л. о. являются реализацией типологического подхода к изучению личности.
Г. Айзенк в своих работах неоднократно указывал на то, что его исследования вызваны к жизни несовершенством психиатрических диагнозов. По его мнению, традиционная классификация психических заболеваний должна быть заменена системой измерений, в которой представлены важнейшие характеристики личности. При этом психические расстройства являются как бы продолжением индивидуальных различий, наблюдаемых у нормальных людей. Изучение работ К. Юнга, Р. Вудвортса, И. П. Павлова, Э. Кречмера и других известных психологов, психиатров и физиологов позволило предположить существование трех базисных измерений личности: нейротизма, экстра- и интроверсии и психотизма. Кратко остановимся на описании этих личностных измерений (в том виде, как они представлены в последних публикациях Г. Айзенка).
Нейротизм (или эмоциональная неустойчивость) представляет собой континуум от «нормальной аффективной стабильности до ее выраженной лабильности». Нейротизм не тождественен неврозу, однако у лиц с высокими показателями по данной шкале в ситуациях неблагоприятных, напр, стрессовых, может развиться невроз. «Нейротическая личность» характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам.
Заимствуя у К. Юнга понятие экстраверсии и интроверсии, Г. Айзенк наполняет их иным содержанием. У К. Юнга это типы, различающиеся направленностью либидо, для Г. Айзенка — комплексы коррелирующих между собой черт (см. также о понятиях экстратенсии и интроверсии у Г. Роршаха — Роршаха тест). Характеризуя типичного экстраверта, Г. Айзенк отмечает его общительность, широкий круг знакомств, импульсивность, оптимистичность, слабый контроль над эмоциями и чувствами. Напротив, типичный интроверт — это спокойный, застенчивый, интроспективный человек, который отдален от всех, кроме близких людей. Он планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всем и держит свои чувства под строгим контролем.
По Г. Айзенку, высокие показатели по экстраверсии и нейротизму соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму — состоянию тревоги или реактивной депрессии. Измерения экстра— интроверсии и нейротизма, которыми оперирует Г. Айзенк, в работах Р. Кэттелла рассматриваются в качестве факторов второго порядка (см. «Шестнадцать личностных факторов» опросник).
Психотизм, как и нейротизм, континуален (норма—психотизм). В случае высоких показателей по этой шкале можно говорить о предрасположенности к психическим отклонениям. «Психотическая личность» (не патологическая) характеризуется Г. Айзенком как эгоцентрическая, эгоистическая, бесстрастная, неконтактная.
Большое внимание Г. Айзенк в своих исследованиях уделяет сбору экспериментальных данных, подтверждающих универсальность предложенных им измерений личности. Для этого он привлекает факторный анализ результатов многочисленных и разнородных тестов (методик), с помощью которых обследуются критериальные группы. Первоначально на основе комплекса признаков, дифференцирующих здоровых людей и больных неврозом, был выделен фактор нейротизма, позднее — фактор экстра—интроверсии, под который Г. Айзенк в течение длительного времени стремился подвести физиологическую основу, используя ряд положений теории И. П. Павлова. В последние годы аналогичным путем обосновывается фактор психотизма. Напр., одним из «доказывающих» экспериментов является обследование групп психотических больных, больных неврозами и здоровых лиц с помощью тестов на остроту зрения, способность опознания «зашумленных» объектов, кожно-гальванической реакции и т. п. Показано, что эти группы дифференцируются по двум факторам — нейротизму и психотизму. Остается неясным, чем руководствовались исследователи, составляя такие наборы тестов. Использованные показатели лишены теоретического обоснования, а применительно к нейротизму и психотизму не могут быть поняты в качестве внутренних условий, вызывающих невротические и психотические симптомы. И в то же время нейротизм и психотизм в случае их выраженности понимаются в качестве «предрасположенности» к соответствующим заболеваниям. Личностные измерения, предложенные Г. Айзенком, следует рассматривать как некоторые поведенческие характеристики, значение которых определяется их отношением к достаточно широкому кругу жизненных ситуаций.
Первый из опросников Г. Айзенка — «Моудслейский медицинский опросник» (Maudsley Medical Questionnaire, или MMQ, от названия клиники, в которой был создан) — был предложен в 1947 г. Он предназначен для диагностики нейротизма и состоит из 40 утверждений, с которыми обследуемому предлагается согласиться («да») или не согласиться («нет»). Напр.:
— Время от времени у меня случаются головокружения.
— Беспокоюсь о своем здоровье.
Утверждения были отобраны из уже известных к тому времени опросников, при этом автор опирался на клинические описания невротических расстройств. MMQ стандартизировался на материале обследования двух групп: «невротиков» (1000 человек) и «нормальных» (1000 человек). Среднее количество ответов, совпадающих с «ключом», у здоровых лиц составляло 9,98, а у невротиков — 20,01. Детальный анализ ответов, полученных по каждому утверждению MMQ (при учете различий в психиатрических диагнозах), показал, что с помощью опросника могут быть дифференцированы два типа невротических расстройств: истерические и дистимические. Исходя из этих результатов, Г. Айзенк предположил, что ответы на утверждения MMQ позволяют сделать заключение и о позиции обследуемого на шкале другого измерения личности, постулируемого этим исследователем, экстраверсии—интроверсии. Этим была начата работа по конструированию нового личностного опросника. MMQ в психодиагностических исследованиях применения не нашел. Вслед за MMQ был предложен «Моудслейский личностный опросник» (Maudsley Personality Inventory, или MPI), опубликованный в 1956 г. Он предназначен для диагностики нейротизма и экстраверсии—интроверсии. MPI состоит из 48 вопросов (по 24 на каждое измерение), на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет». Предусмотрен случай, когда обследуемый затрудняется ответить («?»). За ответ, совпадающий с «ключом», дается 2 балла, а за «?» — 1 балл. MPI разрабатывался в соответствии с теоретическими представлениями Г. Айзенка об экстраверсии— интроверсии и нейротизме и с учетом данных, полученных с помощью первого опросника.
Приведем примеры вопросов по шкале экстраверсии—интроверсии:
— Склонны ли Вы действовать быстро, решительно?
— Считают ли Вас человеком живым, общительным?
Основанием для разработки МРI послужили данные о том, что шкалы ратимии (беззаботности) и циклоидной эмоциональности опросника Гилфорда—Мартина (один из опросников, разработанных Дж. Гилфордом с сотр.) дифференцируют невротиков в соответствии с теоретическими предположениями Г. Айзенка. Больные истерией по шкале ратимии получали большее количество баллов, нежели лица, страдающие реактивной депрессией и навязчивыми состояниями. В изученных клинических группах количество баллов по шкале циклоидной эмоциональности также было больше, чем у здоровых. На этой основе Г. Айзенк приступил к созданию MPI.
Предварительные исследования были проведены с использованием перечня из 261 вопроса, заимствованного из разных опросников. По результатам, полученным по шкале ратимии и циклоидной эмоциональности, были выделены (отдельно среди мужчин и женщин) две группы. Затем провели разделение на группы с высокими и низкими показателями. Используя критерий X2, осуществили анализ ответов на каждый вопрос. В итоге получили две группы вопросов, ответы на которые наиболее различались. На их основе построили две шкалы — экстра—интроверсии и нейротизма — по 24 вопроса в каждой. С помощью установленных ранее «ключей» сравнили результаты исходных групп. Для отдельных вопросов были рассчитаны коэффициенты интеркорреляции, подвергнутые затем факторному анализу. Два выделенных фактора соответствовали первоначально предположенным — экстра—интроверсии и нейротизму.
Коэффициент надежности MPI, определенный путем расщепления, для шкалы нейротизма составлял 0,85-0,90, для шкалы экстра—интроверсии — 0,75-0,85, коэффициенты надежности ретестовой — 0,83 и 0,81 соответственно. Валидность обеих шкал MPI устанавливали способами, которые признаны многими исследователями методически несостоятельными, поэтому она не доказана. Обнаружена корреляция между шкалами экстра—интроверсии и нейротизма с коэффициентом 0,15-0,40, что противоречит исходному положению Г. Айзенка о независимости данных измерений личности. Разработан сокращенный вариант МРI из 12 вопросов. Коэффициенты корреляции с полным опросником составляют по шкале нейротизма 0,86, по шкале экстра—интроверсии — 0,87.
Практическое использование MPI показало значительные расхождения между получаемыми данными и теоретическими предсказаниями автора (особенно в клинических группах). Г. Айзенк не смог убедительно опровергнуть высказанные во многих зарубежных работах замечания, однако, несмотря на критику, MPI долгое время применяли в зарубежных психодиагностических исследованиях.
Сведений об использовании в СНГ нет.
На основе дальнейших исследований Г. Айзенка и сотр., направленных на анализ составляющих экстра—интроверсии и нейротизма как базисных личностных измерений, был предложен новый опросник, получивший название «Айзенка личностный опросник» (Eysenck Personality Inventory, или EPI). Опубликован в 1963г., состоит из 48 вопросов, предназначенных для диагностики экстра— интроверсии и нейротизма, а также 9 вопросов, составляющих «шкалу лжи», по которой определяется наличие у обследуемого тенденции представить себя в лучшем свете (см. Шкалы контрольные). Ответы, совпадающие с «ключом», оцениваются в 1 балл (ответы только «да» или «нет»). Разработаны две эквивалентные формы опросника — А и В.
Число обследованных в ходе разработки EPI превышает 30 000 человек. Испытуемые были разделены на группы в зависимости от проявлений диагносцируемых характеристик. Изучались ответы лиц, отнесенных компетентными экспертами в группы экстравертов или интровертов, нейротиков или эмоционально уравновешенных. На основе полученных данных определялась дискриминативная возможность каждого вопроса (см. Дискриминативность заданий теста}. В ходе разработки ЕР1 было установлено, что экстраверсия является фактором высшего порядка, и, следовательно, в вопросах должны быть в более или менее равной доле представлены факторы низшего порядка. Прежде всего речь идет о таких выделенных Г. Айзенком компонентах экстраверсии, как «импульсивность» и «общительность».
Коэффициенты надежности ретестовой EPI для фактора экстра—интроверсии составляют 0,82-0,85, для фактора нейротизма — 0,81-0,84, коэффициент надежности методом расщепления — 0,74-0,91. В зарубежных исследованиях сообщается о достаточной валидности EPI, иногда эти данные оспариваются. В данном опроснике существенно изменилось значение коэффициента интеркорреляции между шкалами (от +0,12 до -0,16), что соответствовало теоретическим предположениям Г. Айзенка. Предложен сокращенный вариант EPI, состоящий из 12 вопросов. Показатели корреляции с полным вариантом по шкале экстра—интроверсии — 0,81, нейротизма — 0,79. Созданы варианты EPI для обследования детей и подростков. EPI широко используется в отечественных исследованиях, однако его адаптация полностью не завершена (И. Н. Гильяшева, 1983; А. Г. Шмелев и В. И. Похилько, 1985).
В 1969 г. Г. Айзенк и С. Айзенк публикуют новый опросник под названием «Айзенка личностный опросник» (Eysenck Personality Questionnaire, или EPQ), который предназначен для диагностики нейротизма, экстра—интроверсии и психотизма. Так же как и в EPI, в него включена «шкала лжи». Опросник состоит из 90 вопросов (по шкале нейротизма — 23, по шкале экстра—интроверсии — 21, по шкале психотизма — 25, по «шкале лжи» — 21). Однако обычно используют вариант, состоящий из 101 вопроса (из них 11 вопросов — «буферные», ответы на которые не учитываются). Примеры вопросов по шкале психотизма:
— Будете ли Вы употреблять наркотические препараты, способные оказать непредвиденное или опасное воздействие?
— Испытываете ли Вы чувство жалости, сострадания к животному, попавшему в ловушку?
Изучение валидности личностного измерения «психотизм» осуществлялось обычным для исследований Г. Айзенка путем — поиском экспериментальных коррелятов психотизма, сравнением результатов, полученных в группах здоровых и больных. Полученные данные спорны. Коэффициенты надежности ретестовой (месячный интервал) опросника в различных группах по шкале психотизма составляют 0,51-0,86, по шкале экстра—интроверсии 0,80-0,92, по шкале нейротизма — 0,74-0,92, по «шкале лжи» 0,61-0,90. Разработан вариант опросника для обследования детей и подростков (от 7 до 15 лет).
Во многих зарубежных исследованиях аргументированно доказывается, что введение такого личностного измерения, как психотизм, не имеет научного обоснования, экспериментальные данные противоречивы, а использование шкалы психотизма на практике может способствовать появлению ложных диагностических ориентиров.
Сведений об использовании EPQ в СНГ не имеется.
АЙЗЕНКА ОПРОСНИК УСТАНОВОК К СЕКСУ(Eysenk Inventory of Attitudes to Sex, EIAS) — опросник личностный, опубликован Г. Айзенком в 1989 г.
Методика разработана на основе концепции личности Г. Айзенка (см. Айзенка личностные опросники). Наряду с исследованием отношения к сексу, А. о. у. с. ориентирован на прогноз удовлетворенности браком (Г. Айзенк, Г. Вейкфилд, 1981), выявление отклонений в сексуальном поведении (Г. Айзенк, 1977), диагностику феминности—маскулинности (Г. Айзенк, 1971).
Опросник имеет полную и сокращенную формы. В полную версию входит 158 вопросов, в сокращенную — 96. Формулировки вопросов одинаковы для мужчин и женщин. Большинство вопросов требуют ответа типа «да»/«нет», однако имеются и формулировки с ответами «верно»/«неверно», «согласен»/«не согласен». Предусмотрена возможность неопределенного ответа для каждого из пунктов опросника. Образцы вопросов приводятся ниже.
1. Представитель противоположного пола будет уважать Вас, если Ваше отношение к нему не будет развязным. Да/нет.
2. Секс без любви не приносит удовлетворения. Согласен/не согласен.
16. Сексуальные контакты не являются для меня проблемой. Верно/неверно.
Вопросы со 151 по 156 имеют различные «меню» ответов, например:
153. Если у Вас будет возможность принять участие в оргии, то Вы: а) примете участие; б) откажетесь.
154. Вы бы предпочли совершать половые акты: а) никогда; б) раз в месяц; в) раз в неделю; г) дважды в неделю; д) 3-5 раз в неделю; е) каждый день; ж) более чем один раз в день.
Вопрос 156 предусматривает «открытый» ответ: В каком возрасте Вы совершили первый половой акт? Вопросы 157 и 158 имеют 10-балльную рейтинговую шкалу оценивания:
158. Оцените силу влияния комплекса факторов, угнетающих Вашу сексуальность (моральных, эстетических, религиозных и т. д.) от 10 баллов до 100 (очень сильное, запрещающее воздействие).
Опросник допускает индивидуальное и групповое обследование. Продолжительность обследования 20-60 мин.
Оценка результатов А. о. у. с. основана на подсчете «ключевых» ответов. Г. Айзенком (1976) установлены процентиальные значения ответов на отдельные вопросы для мужчин и женщин (см. Оценки шкальные). Нормы тестовые опираются на данные обследования 427 мужчин и 436 женщин ввозрасте от 18 до 60 лет (средний возраст около 30 лет). Сокращенная форма опросника стандартизирована на выборке из 423 юношей и 379 девушек (возраст 18-22 года, студенты университетов).
В ходе факторного анализа результатов были выделены 12 обобщенных факторов, влияющих на результаты А. о. у. с.:
1. «Раскрепощенность» (Permissiveness);
2. «Удовлетворенность» (Satisfaction);
3. «Невротическая сексуальность» (Neurotic sex);
4. «Безличная сексуальность» (Ampersonal sex);
5. «Отношение к порнографии» (Pornography);
6. «Сексуальная робость» (Sexual shyness);
7. «Сексуальная раскованность» (Prudishness);
8. «Доминирование—подчиненность» (Dominance—Submission);
9. «Отвращение к сексу» (Sexual disgust);
10. «Сексуальное возбуждение» (Sexual excitement);
11. «Физиологический секс» (Physical sex);
12. «Агрессивный секс» (Agressive sex).
Влияние первых шести факторов оказалось примерно равным у мужчин и женщин. В результате анализа интеркорреляции факторов были выделены два фактора более высокого порядка: «сексуальное влечение» (sexual libido) и «сексуальная удовлетворенность» (sexual satisfaction), проявление которых отмечалось у обоих полов.
Г. Айзенком установлены коэффициенты надежности и стандартные отклонения для групп вопросов, которые в наибольшей степени нагружены перечисленными выше факторами г = 0,47-0,84 (в среднем г = 0,7). Сведения о валидности А. о. у. с. получены в ходе сопоставления результатов в различных выборках (разные возрастные контингенты, представители рабочих и среднего класса, живущие в браке и одинокие) с параметрами психотизма, экстраверсии и нейротизма. Данные опросника сопоставлялись с показателями других шкал сексуальных отношений, в частности Шкалой раскрепощенности Рейса (Reiss Permissiveness Scale, 1967). Имеются сведения о валидности критериальной, полученные на клинических выборках и в ходе близнецовых исследований.
За рубежом А. о. у. с. используется в основном как исследовательская методика и пока не находит широкого распространения в индивидуальных психодиагностических исследованиях и консультировании.
Данных об использовании в СНГ не имеется.
АМТХАУЭРА ИНТЕЛЛЕКТА СТРУКТУРЫ ТЕСТ(Amthauer Intelligenz-Struktur-Test, I-S-T) — тест интеллекта. Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года. Предложен Р. Амтхауэром в 1953 г. (последняя редакция осуществлена в 1973 г.).
А. и. с. т. состоит из девяти субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта (во всех группах заданий, за исключением IV-VI субтестов, используются задачи закрытого типа).
I.Логический отбор(LS) — исследование индуктивного мышления, чутья языка. Задача испытуемого — закончить предложение одним из приведенных слов. Количество заданий — 20. Время выполнения — 6 мин.
II. Определение общих черт
(GE) — исследование способности к абстрагированию, оперированию вербальными понятиями. В каждом задании испытуемому предлагают пять слов, из которых четыре объединены смысловой связью, а одно — лишнее. Это слово и следует выделить в ответе. Количество заданий — 20, время их выполнения — 6 мин.
III. Аналогии(AN) — анализ комбинаторных способностей. В каждом задании испытуемому предлагаются три слова, между первым и вторым существует определенная связь. После третьего слова — прочерк. Из пяти прилагаемых к заданию вариантов ответа необходимо выбрать такое слово, которое было бы связано с третьим таким же образом, как и первые два. Количество заданий — 20, время выполнения — 7 мин.
IV. Классификация(KL) — оценка способности выносить суждение. Испытуемый должен обозначить два слова общим понятием. Количество заданий — 16, время выполнения — 8 мин. Оценка варьирует от 0 до 2 баллов в зависимости от уровня обобщения.
V. Задания на счет(RA) — оценка уровня развития практического математического мышления. Субтест состоит из 20 арифметических задач. Время решения — 10 мин.
VI. Ряды чисел(ZR) — анализ индуктивного мышления, способности оперировать числами. В 20 заданиях необходимо установить закономерность числового ряда и продолжить его. Время выполнения — 10 мин.
VII. Выбор фигур(FS) — исследование пространственного воображения, комбинаторных способностей. Испытуемому предъявляют карточки, где изображены разделенные на части геометрические фигуры (рис. 2). При выборе ответа следует найти карточку с фигурой, которая соответствует разделенной на части. Количество заданий — 20. Время выполнения — 7 мин.
VIII. Задание с кубиками(WU) — исследуются показатели, близкие по характеру измеряемым VII-м субтестом. В каждом из 20 заданий предъявляется куб в определенном, измененном по отношению к ряду кубов, обозначенных буквами, положении. Необходимо идентифицировать данный куб с одним из обозначенных буквами (рис. 3). Время решения — 9 мин.
Рис. 2. Образец заданий из субтеста VII «выбор фигур» Амтхауэра интеллекта структуры теста
Рис. 3. Образец заданий из субтеста VIII «задание с кубиками» Амтхауэра интеллекта структуры теста
IX. Задания на способность сосредоточить внимание и сохранить в памяти усвоенное(ME). Испытуемый должен запомнить ряд слов и найти их среди других, предлагаемых в задании. Слова для запоминания объединены в таблице по определенным категориям, напр. цветы: тюльпан, жасмин, гладиолус, гвоздика, ирис; или животные: зебра, уж, бык, хорек, тигр.
Всего предлагается запомнить 25 слов (время заучивания таблицы — 3 мин.). Кроме того, испытуемых предупреждают о том, что в ряду из пяти слов, где нужно найти заученное, это слово должно занимать то же порядковое место, что и в таблице. Напр., ряд, где требуется найти заученное слово: а) зебра, б) гладиолус, в) гравюра, г) ласточка, д) нож. Правильным решением будет выбор слова «зебра». Время выполнения 20 заданий — б мин.
Всего в А. и. с. т. обследуемому предлагается 176 заданий. Общее время обследования (без подготовительных процедур и инструктажа испытуемых) — 90 мин. При подсчете «сырых» оценок (кроме IV субтеста) каждое правильное решение оценивается в 1 балл. Оценки первичные по каждому субтесту переводятся в оценки шкальные, таким образом структуру интеллекта можно охарактеризовать по профилю успешности выполнения отдельных групп заданий (рис. 4). Сумма первичных баллов по всем субтестам переводится в общую оценку уровня интеллекта.
Рис. 4. Бланк обследования и «профили интеллекта» Амтхауэра интеллекта структуры теста
А. и. с. т. имеет три параллельные формы теста (А, В, С), модификация IST70 — четыре формы (А1, В2, С3, D4).
А. и. с. т. разрабатывался в первую очередь как тест диагностики уровня общих способностей в связи с проблемами психодиагностики профессиональной, рекомендаций по выбору профессии, анализа профессиональной пригодности.
При создании теста Р. Амтхауэр исходил из концепции, рассматривающей интеллект как специализированную подструктуру в целостной структуре личности. Этот конструкт понимается им как структурированная целостность психических способностей, проявляющихся в различных формах деятельности. В интеллекте обнаруживается наличие определенных «центров тяжести» — речевого, счетно-математического интеллекта, пространственных представлений, функций памяти и др.
Р. Амтхауэр (1953) отмечал тесную связь интеллекта с другими компонентами личности, ее волевой и эмоциональной сферами, потребностями и интересами. При отборе тестовых заданий автор руководствовался двумя основными принципами: обеспечением максимально высокой корреляции каждого субтеста с общим результатом и достижением возможно низкой корреляции между отдельными группами заданий. Среднее значение коэффициента корреляции между группами заданий и общим результатом — 0,65 (0,80-0,45), средний показатель интеркорреляции субтестов — 0,36 (0,62-0,20).
Коэффициент надежности ретестовой А. и. с. т. (интервал повторного исследования — 1 год) — 0,83-0,91. Коэффициенты надежности параллельных форм — 0,95, надежности частей теста (метод расщепления) — 0,97.
Валидность критериальная по корреляции с успеваемостью — 0,46; с экспертными оценками уровня интеллектуального развития — 0,62 (выборка валидизации — 350 испытуемых). Тест имеет высокие показатели валидности текущей и валидности прогностической, определенной по методу контрастных групп.
Адаптированный вариант А. и. с. т. под названием «тест-Су» нашел широкое применение в Эстонии для изучения уровня интеллектуального развития учащихся средней школы (X. И. Лийметс с соавт., 1974). Опубликованы материалы об использовании неполного варианта теста (исключен один из субтестов) при обследовании учащихся 7-10 классов городских и сельских школ (М. К. Акимова с соавт., 1984). Получены данные о достаточно высокой надежности и валидности неполного варианта А. и. с. т. В этом исследовании авторы вводят понятие «социально-психологической нормы», которая определяется как система требований общества к психическому развитию индивида (К. М. Гуревич с соавт., 1986). В этом случае оценка результатов тестирования должна исходить из степени близости к социально-психологическим нормам, которые дифференцируются в образовательно-возрастных границах и должны прийти на смену традиционным статистическим нормам.
АССОЦИАЦИИ СЛОВЕСНОЙ ТЕСТ(Word Association Test) — предтеча проективных методик исследования личности. Изучение ассоциаций началось задолго до возникновения научной психологии и восходит к Аристотелю и Т. Гоббсу. А. с. т. впервые описан и систематизирован Ф. Гальтоном (1879) в связи с задачей изучения «ассоциации идей». В дальнейшем он получил развитие в исследованиях Э. Крепелина (1892), К. Юнга (1906), Г. Кента и А. Розанова (1910), В. Вундта (1911), А. Р. Лурии (1932), Д. Рапапорта с сотр. (1946).
Стимульный материал А. с. т. состоит из списка не связанных между собой слов (слова-стимулы), при прочтении каждого из них обследуемый должен как можно быстрее произнести первое пришедшее на ум слово (слова-ассоциации). Фиксируется время реакции и любые другие особенности поведения обследуемого. Для проведения А. с. т. необходимо располагать полученными на репрезентативной выборке данными об обычных, наиболее часто встречающихся словах-ассоциациях, а также средних величинах времени реакции. Наиболее широко распространенный в зарубежных исследованиях стандартизированный вариант А. с. т. разработан Г. Кентом и А. Розановым и состоит из 100 словстимулов.
Интерпретация полученных результатов зависит от теоретических взглядов исследователей, использовавших А. с. т. Так, согласно К. Юнгу, по характеру ассоциаций, времени реакции, общему поведению обследуемого можно судить о его скрытых аффективных комплексах. В центре внимания Д. Рапапорта находятся психосексуальные проблемы. Большинство же исследователей сегодня склонны рассматривать А. с. т. в качестве индирективного приема изучения интересов и установок личности. В некоторых исследованиях объективизация получаемых с помощью А. с. т. данных достигается параллельным замером психофизиологических показателей (А. Р. Лурия, 1932). А.с.т. стимулировал появление таких проективных