На осознание важности визуального контакта

Упражнение «Общение в парах»

Вся группа разбивается на пары и выполняет несколько за­даний.

Инструкция: Встаньте (сядьте) спина к спине и постарай­тесь вести оживленный диалог о чем-то важном для вас в тече­ние 2—3 минут, оборачиваться, разумеется, нельзя. Затем обме­няйтесь впечатлениями. • Один из вас садится на стул, другой продолжает стоять.

Вновь начинается диалог, в течение 2-3 минут говорите о

111своих проблемах. Затем сидящий и смотрящий меняются местами и продолжают диалог.

• Установите зрительный контакт, пообщайтесь без слов в те­чение 2—3 минут.

Затем вербальный обмен впечатлениями, своими ощуще­ниями.

В этом упражнении пары могут быть постоянными, а мож­но после каждого задания менять партнера произвольно или по желанию участников.

Игра «Пустое место»

Правила игры. Одна половина участников садится по кругу на стулья, другая — встает к ним за спину и кладет руки на спинку стула (если спинки нет, то руки заводятся за спину). Перед од­ним участником (водящим) никто на стуле не сидит — «пустое место». Его задача — переманить кого-нибудь из сидящих на «пустое место». Это нужно сделать без слов, внимательно по­смотрев на того, кого к себе зовешь.

Если кто-то из участников увидел внимательный, пригла­шающий взгляд, он должен перебежать и занять пустое место. Тот, кто стоит за спиной, должен задержать убегающего, схва­тив его за плечи. Если партнер задержал убегающего, то участ­ник с «пустым местом» переманивает другого, если нет, то те­перь у него задача переманить к себе какого-нибудь участника (так же — глазами), т. е. снова приобрести партнера, и т. д. Через некоторое время партнеры меняются местами: тот, кто сидел, встает за спинку стула, а тот, кто стоял, садится.

Игра продолжается столько, сколько необходимо для созда­ния свободного, раскрепощенного настроения в группе. Обыч­но это занимает 10 минут.

Дополнительный эффект упражнения — адаптация в груп­пе, формирование доброжелательной атмосферы, снижение тревожности.

Упражнение «Контакт глаз»

Участникам предлагается образовать внутренний и внешний круги с одинаковым количеством человек. Стоящие внутри

поворачиваются к центру спиной; лицом к каждому из них ста­новится партнер из внешнего круга. Они должны в течение минуты смотреть друг на друга, не отводя взгляда, не гримас­ничая и не смеясь.

Предлагается обратить внимание на выражение глаз това­рищей и дать им оценку по следующим критериям:

а) легко или трудно смотреть в глаза;

б) веселый или грустный взгляд;

в) спокойный или напряженный взгляд;

г) жесткий или мягкий взгляд.

Вариант: первый пожелавший должен расставить всех уча­стников по кругу или разделить на две группы в соответствии с одним из критериев. Такую процедуру должны проделать все желающие.

Вопросы:

• Каким чаще всего бывает ваш взгляд?

• Помогает или мешает он в общении с людьми?

Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т. П. Основы конструктивно­го общения: Методич. пособие для преподавателей. Новосибирск — М., 1997.

Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностно­го общения. М., 1991.

Задания для самостоятельной работы

Для самостоятельного выполнения студентам предлагают­ся следующие задания:

• В разговоре с кем-либо из семьи или приятелем намеренно использовать неправильное поведение (взгляд в сторону, смена темы разговора на ту, которая неинтересна для ини­циатора контакта, напускной унылый вид). В другой раз ве­дение разговора должно быть грамотным (визуальный кон­такт, поддерживание разговора, интересного для собеседни­ка, улыбка). Сравнить самочувствие.

• Посмотреть небольшой фрагмент видеомагнитофонной за­писи или любой телепередачи с 1—2 участниками. Обратить

8 — 1626

113внимание на жестикуляцию персонажей. Отметить наибо­лее выразительные жесты (закрытости, открытости, сомне­ния, отрицания, оценки и т. д.).

• Продумать ответы на вопросы:

— Какие жесты и позы, расстояние Вы чаще всего выбирае­те при общении с детьми, родителями, друзьями?

— Как они влияют на Ваше общение?

— Хотели бы Вы что-то поменять? Каким образом?

— Попробуйте осуществить это в реальности. Проанализи­руйте результаты.

• Понаблюдать за применением средств невербального обще­ния своих одногруппников в общении с окружающими их людьми.

• Систематически практиковать умение вступать в контакт с незнакомыми людьми (особенно с неприветливыми), на­пример, спрашивать дорогу, улицу и т. д. Стремиться при этом задавать вопросы таким тоном, чтобы собеседнику было приятно отвечать.

• Выполнять упражнения перед зеркалом (диалоги с собой, пересказ историй, анекдотов), для того чтобы устранить из­лишнюю жестикуляцию, привычные неэстетические дви­жения, угрюмое выражение лица.

• Отрабатывать быстроту речевой реакции с помощью теле­визора: пытаться мгновенно остроумно комментировать спортивный матч (звук предварительно отключите), отдель­ные сцены кинофильма и т. д.

Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т. П. Основы конструктивно­го общения: Методич. пособие для преподавателей. Новосибирск — М., 1997.

Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе: Учеб. пособие по курсу

«Основы пед. мастерства». М., 1998. Психология делового общения/Авт.- сост. Ю.А. Фомин. Минск, 1999.

Наши рекомендации