На осознание важности визуального контакта
Упражнение «Общение в парах»
Вся группа разбивается на пары и выполняет несколько заданий.
Инструкция: Встаньте (сядьте) спина к спине и постарайтесь вести оживленный диалог о чем-то важном для вас в течение 2—3 минут, оборачиваться, разумеется, нельзя. Затем обменяйтесь впечатлениями. • Один из вас садится на стул, другой продолжает стоять.
Вновь начинается диалог, в течение 2-3 минут говорите о
111своих проблемах. Затем сидящий и смотрящий меняются местами и продолжают диалог.
• Установите зрительный контакт, пообщайтесь без слов в течение 2—3 минут.
Затем вербальный обмен впечатлениями, своими ощущениями.
В этом упражнении пары могут быть постоянными, а можно после каждого задания менять партнера произвольно или по желанию участников.
Игра «Пустое место»
Правила игры. Одна половина участников садится по кругу на стулья, другая — встает к ним за спину и кладет руки на спинку стула (если спинки нет, то руки заводятся за спину). Перед одним участником (водящим) никто на стуле не сидит — «пустое место». Его задача — переманить кого-нибудь из сидящих на «пустое место». Это нужно сделать без слов, внимательно посмотрев на того, кого к себе зовешь.
Если кто-то из участников увидел внимательный, приглашающий взгляд, он должен перебежать и занять пустое место. Тот, кто стоит за спиной, должен задержать убегающего, схватив его за плечи. Если партнер задержал убегающего, то участник с «пустым местом» переманивает другого, если нет, то теперь у него задача переманить к себе какого-нибудь участника (так же — глазами), т. е. снова приобрести партнера, и т. д. Через некоторое время партнеры меняются местами: тот, кто сидел, встает за спинку стула, а тот, кто стоял, садится.
Игра продолжается столько, сколько необходимо для создания свободного, раскрепощенного настроения в группе. Обычно это занимает 10 минут.
Дополнительный эффект упражнения — адаптация в группе, формирование доброжелательной атмосферы, снижение тревожности.
Упражнение «Контакт глаз»
Участникам предлагается образовать внутренний и внешний круги с одинаковым количеством человек. Стоящие внутри
поворачиваются к центру спиной; лицом к каждому из них становится партнер из внешнего круга. Они должны в течение минуты смотреть друг на друга, не отводя взгляда, не гримасничая и не смеясь.
Предлагается обратить внимание на выражение глаз товарищей и дать им оценку по следующим критериям:
а) легко или трудно смотреть в глаза;
б) веселый или грустный взгляд;
в) спокойный или напряженный взгляд;
г) жесткий или мягкий взгляд.
Вариант: первый пожелавший должен расставить всех участников по кругу или разделить на две группы в соответствии с одним из критериев. Такую процедуру должны проделать все желающие.
Вопросы:
• Каким чаще всего бывает ваш взгляд?
• Помогает или мешает он в общении с людьми?
Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения: Методич. пособие для преподавателей. Новосибирск — М., 1997.
Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М., 1991.
Задания для самостоятельной работы
Для самостоятельного выполнения студентам предлагаются следующие задания:
• В разговоре с кем-либо из семьи или приятелем намеренно использовать неправильное поведение (взгляд в сторону, смена темы разговора на ту, которая неинтересна для инициатора контакта, напускной унылый вид). В другой раз ведение разговора должно быть грамотным (визуальный контакт, поддерживание разговора, интересного для собеседника, улыбка). Сравнить самочувствие.
• Посмотреть небольшой фрагмент видеомагнитофонной записи или любой телепередачи с 1—2 участниками. Обратить
8 — 1626
113внимание на жестикуляцию персонажей. Отметить наиболее выразительные жесты (закрытости, открытости, сомнения, отрицания, оценки и т. д.).
• Продумать ответы на вопросы:
— Какие жесты и позы, расстояние Вы чаще всего выбираете при общении с детьми, родителями, друзьями?
— Как они влияют на Ваше общение?
— Хотели бы Вы что-то поменять? Каким образом?
— Попробуйте осуществить это в реальности. Проанализируйте результаты.
• Понаблюдать за применением средств невербального общения своих одногруппников в общении с окружающими их людьми.
• Систематически практиковать умение вступать в контакт с незнакомыми людьми (особенно с неприветливыми), например, спрашивать дорогу, улицу и т. д. Стремиться при этом задавать вопросы таким тоном, чтобы собеседнику было приятно отвечать.
• Выполнять упражнения перед зеркалом (диалоги с собой, пересказ историй, анекдотов), для того чтобы устранить излишнюю жестикуляцию, привычные неэстетические движения, угрюмое выражение лица.
• Отрабатывать быстроту речевой реакции с помощью телевизора: пытаться мгновенно остроумно комментировать спортивный матч (звук предварительно отключите), отдельные сцены кинофильма и т. д.
Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения: Методич. пособие для преподавателей. Новосибирск — М., 1997.
Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе: Учеб. пособие по курсу
«Основы пед. мастерства». М., 1998. Психология делового общения/Авт.- сост. Ю.А. Фомин. Минск, 1999.