Упражнения на осознание интонационных особенностей речи

Упражнение 1. «Воспроизведи интонацию»

Ведущий произносит фразу с характерной интонаций, за­тем указывает на какого-либо участника. Он должен повторить эту интонацию, но произнести другую фразу. Варианты фраз:

— Ура! Привет! Угу!

— Да; Ох-хо-хо;

— Отставить!

107— Один, совсем один;

— Ну, пожалуйста;

— Мой, хороший!

— Нет, никогда!

— Проказник!

— Мур-мур-мур;

— Здравствуйте!

Оттенки: радости, грусти, удивления, безразличия, насту-пательности, робости, уверенного достоинства, уважения, иро­нии, страха, нежности, недовольства, восхищения, обиды, вы­сокомерия.

Упражнение 2. «Чувство и интонация»

На маленьких листочках бумаги группа пишет название любого чувства, эмоции, первой пришедшей на ум. Каждый уча­стник делает это самостоятельно, не советуясь с соседом. За­тем листки бумаги собираются, перетасовываются и раздаются вновь. Группа решает, какую фразу, строчку из стиха или обыч­ное предложение взять за основу дальнейших действий.

После этого участники игры по очереди произносят эту фразу с интонаций, соответствующей тому чувству, которое за­писано у них на листке бумаги. Произнеся фразу, игрок ждет, пока выскажут свои догадки все остальные, потом сообщает, какое чувство он вкладывал в интонацию.

Упражнения позволяют расширить диапазон интонацион­ной выразительности, а также помогают участникам обнару­жить, насколько адекватно воспринимаются их интонации большинством.

Упражнение 3. «Фраза»

Каждому участнику предлагается произнести одну общую для всех фразу: первому — как черепаха; второму — как малень­кий ребенок; третьему — как робот; четвертому — как пулемет­ная очередь и т. д.

Обсуждение: • Какой темп разговора в общении является самым выгодным?

• Как это связано с конкретной ситуацией?

• Какие чувства возникают при изменении темпа речи?

Упражнение 4. «Различие интонации»

а) Произнести свое имя с разными интонациями. Посмотреть, как влияет интонация на восприятие.

б) Произнести фразу: «Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса к окружающим» — с разными интонациями (назидания, жалобы, заискивания, пренебрежения и злости).

в) Произнести фразу: «Дело случая, будут ли у нас в жизни хо­рошие друзья или нет», стараясь вызвать протест, интерес, сожаление и т. д.

Обсуждение:

• Роль интонации в достижении целей (принятие точки зре­ния, желание понять и продолжить разговор).

Упражнение 5. «Тембр голоса»

Одному участнику предлагается пересадить всех в соответ­ствии с тембром голоса. Каждый участник произносит «своим голосом» собственное имя. Прослушав эти голоса, ведущий должен рассадить всех, следуя принципу — от самого высокого голоса до самого низкого. Затем выбирается (или вызывается сам) еще один участник и корректирует расстановку участни­ков по тембру голоса.

Чаще всего не требуется большого количества эксперимен­тов, так как всем становится очевидно, что каждый «слышит по-своему».

Обсуждение:

' Влияние тембра голоса на восприятие партнера по общению. Конструктивные и деструктивные формы влияния на слу­шающего.

* Способы улучшения взаимопонимания.

Далее ведущий произносит фразу с визгливой интонацией

и, наоборот, низким тембром: «Подойди ко мне», и спрашивает,

109в каком случае подойдет ребенок и почему. Делается вывод о значении интонации в невербальном общении.

Упражнение 6. «Пауза»

Каждому участнику по очереди предлагают сказать «люб­лю» с разной интонацией и проанализировать ощущения. За­тем произносится одна и та же фраза без пауз, быстро и с пауза­ми. Делается акцент на значении паузы в невербальном обще­нии.

Обращается внимание студентов на то, что интонация и па­уза, являясь средствами невербального общения, не могут ис­пользоваться без вербального общения, что еще раз говорит о взаимосвязи этих двух видов общения.

Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения: Методич. пособие для преподавателей. Новосибирск — М., 1997.

Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, 1998.

Упражнения на осознание пространственной организации общения

Упражнение 1. «Приближение - удаление» Группа делится на пары. Партнеры, приближаясь и удаля­ясь, заходя с боку и со спины, пытаются определить свои ощу­щения при приближении — при удалении.

После того как участники выскажутся, можно обсудить чувства людей в переполненном автобусе при нарушении ди­станции субъективно осознаваемой безопасности. Обратить внимание на закономерное в этом случае возрастание тревож­ности.

Упражнение 2

Один участник стоит в центре, остальные приближаются к нему. Затем он приближается к остальным.

Обсуждение:

Какие испытываем ощущения?

Какие закономерности проявления чувств заметил каж-

дый?

Упражнение 3. «Дистанция в общении»

Двум учащимся, между которыми существует дружеская симпатия, предлагается поговорить:

а) о погоде;

б) о каком-либо вопросе, не предназначенном для посторон­них (шепотом).

Остальные наблюдают изменения пространственного расположения в процессе беседы. В обсуждении обговаривают­ся причины изменения дистанции в общении.

Обсуждение:

Участникам предлагается высказать свои предположения по поводу закономерностей в возникновении чувств и влияния этих чувств на процесс взаимодействия при нарушении дистан­ции субъективно осознаваемой безопасности.

Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения: Методич. пособие для преподавателей.— Новосибирск — М, 1997.

Упражнения и игры

Наши рекомендации