Упражнения на осознание интонационных особенностей речи
Упражнение 1. «Воспроизведи интонацию»
Ведущий произносит фразу с характерной интонаций, затем указывает на какого-либо участника. Он должен повторить эту интонацию, но произнести другую фразу. Варианты фраз:
— Ура! Привет! Угу!
— Да; Ох-хо-хо;
— Отставить!
107— Один, совсем один;
— Ну, пожалуйста;
— Мой, хороший!
— Нет, никогда!
— Проказник!
— Мур-мур-мур;
— Здравствуйте!
Оттенки: радости, грусти, удивления, безразличия, насту-пательности, робости, уверенного достоинства, уважения, иронии, страха, нежности, недовольства, восхищения, обиды, высокомерия.
Упражнение 2. «Чувство и интонация»
На маленьких листочках бумаги группа пишет название любого чувства, эмоции, первой пришедшей на ум. Каждый участник делает это самостоятельно, не советуясь с соседом. Затем листки бумаги собираются, перетасовываются и раздаются вновь. Группа решает, какую фразу, строчку из стиха или обычное предложение взять за основу дальнейших действий.
После этого участники игры по очереди произносят эту фразу с интонаций, соответствующей тому чувству, которое записано у них на листке бумаги. Произнеся фразу, игрок ждет, пока выскажут свои догадки все остальные, потом сообщает, какое чувство он вкладывал в интонацию.
Упражнения позволяют расширить диапазон интонационной выразительности, а также помогают участникам обнаружить, насколько адекватно воспринимаются их интонации большинством.
Упражнение 3. «Фраза»
Каждому участнику предлагается произнести одну общую для всех фразу: первому — как черепаха; второму — как маленький ребенок; третьему — как робот; четвертому — как пулеметная очередь и т. д.
Обсуждение: • Какой темп разговора в общении является самым выгодным?
• Как это связано с конкретной ситуацией?
• Какие чувства возникают при изменении темпа речи?
Упражнение 4. «Различие интонации»
а) Произнести свое имя с разными интонациями. Посмотреть, как влияет интонация на восприятие.
б) Произнести фразу: «Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса к окружающим» — с разными интонациями (назидания, жалобы, заискивания, пренебрежения и злости).
в) Произнести фразу: «Дело случая, будут ли у нас в жизни хорошие друзья или нет», стараясь вызвать протест, интерес, сожаление и т. д.
Обсуждение:
• Роль интонации в достижении целей (принятие точки зрения, желание понять и продолжить разговор).
Упражнение 5. «Тембр голоса»
Одному участнику предлагается пересадить всех в соответствии с тембром голоса. Каждый участник произносит «своим голосом» собственное имя. Прослушав эти голоса, ведущий должен рассадить всех, следуя принципу — от самого высокого голоса до самого низкого. Затем выбирается (или вызывается сам) еще один участник и корректирует расстановку участников по тембру голоса.
Чаще всего не требуется большого количества экспериментов, так как всем становится очевидно, что каждый «слышит по-своему».
Обсуждение:
' Влияние тембра голоса на восприятие партнера по общению. Конструктивные и деструктивные формы влияния на слушающего.
* Способы улучшения взаимопонимания.
Далее ведущий произносит фразу с визгливой интонацией
и, наоборот, низким тембром: «Подойди ко мне», и спрашивает,
109в каком случае подойдет ребенок и почему. Делается вывод о значении интонации в невербальном общении.
Упражнение 6. «Пауза»
Каждому участнику по очереди предлагают сказать «люблю» с разной интонацией и проанализировать ощущения. Затем произносится одна и та же фраза без пауз, быстро и с паузами. Делается акцент на значении паузы в невербальном общении.
Обращается внимание студентов на то, что интонация и пауза, являясь средствами невербального общения, не могут использоваться без вербального общения, что еще раз говорит о взаимосвязи этих двух видов общения.
Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения: Методич. пособие для преподавателей. Новосибирск — М., 1997.
Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, 1998.
Упражнения на осознание пространственной организации общения
Упражнение 1. «Приближение - удаление» Группа делится на пары. Партнеры, приближаясь и удаляясь, заходя с боку и со спины, пытаются определить свои ощущения при приближении — при удалении.
После того как участники выскажутся, можно обсудить чувства людей в переполненном автобусе при нарушении дистанции субъективно осознаваемой безопасности. Обратить внимание на закономерное в этом случае возрастание тревожности.
Упражнение 2
Один участник стоит в центре, остальные приближаются к нему. Затем он приближается к остальным.
Обсуждение:
Какие испытываем ощущения?
Какие закономерности проявления чувств заметил каж-
дый?
Упражнение 3. «Дистанция в общении»
Двум учащимся, между которыми существует дружеская симпатия, предлагается поговорить:
а) о погоде;
б) о каком-либо вопросе, не предназначенном для посторонних (шепотом).
Остальные наблюдают изменения пространственного расположения в процессе беседы. В обсуждении обговариваются причины изменения дистанции в общении.
Обсуждение:
Участникам предлагается высказать свои предположения по поводу закономерностей в возникновении чувств и влияния этих чувств на процесс взаимодействия при нарушении дистанции субъективно осознаваемой безопасности.
Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения: Методич. пособие для преподавателей.— Новосибирск — М, 1997.
Упражнения и игры