Современная психология. ее предмет и место в системе наук

В XX столетии психология вступила в период создания научных основ разработки ее важнейших проблем. В настоящее время психология имеет свой особый предмет изучения, свои специфические задачи, свои специальные методы исследования;

она располагает сетью психологических учреждений (институтов, лабораторий, учебных заведений, готовящих кадры психологов), журналами. Систематически собираются международные психоло­гические конгрессы, психологи объединяются в научные ассоциа­ции и общества. Значение психологии как одной из важнейших наук о человеке в настоящее время осознается повсеместно.

Предмет психологии

Каждая конкретная наука отличается от других наук особенностями своего предмета. Так, геология отличается от геодезии тем, что имея предметом ис­следования Землю, первая из них изучает состав, строение и ис­торию Земли, а вторая - размеры ее и форму. Выяснение спе­цифических особенностей явлений, изучаемых психологией, представляет значительно большую трудность. Понимание этих явлений во многом зависит от мировоззрения, которого придер­живаются люди, сталкивающиеся с необходимостью постигнуть психологическую науку.

Трудность состоит прежде всего в том, что явления, изучаемые психологией, издавна выделялись человеческим умом и отграни­чивались от других проявлений жизни как особые явления. В са­мом деле, совершенно очевидно, что мое восприятие пишущей машинки - это нечто совершенно особое и отличное от самой пишущей машинки, реального предмета, который стоит передо мной на столе; мое желание пойти на лыжах - это нечто иное по

сравнению с реальным лыжным походом; мое воспоминание о встрече Нового года - это нечто отличающееся от того, что реаль­но происходило в канун Нового года, и т.п. Так постепенно сло­жились представления о различных разрядах явлений, которые стали именовать психическими (психическими функциями, свой­ствами, процессами, состояниями и т.д.). Их особый характер ви­дели в принадлежности к внутреннему миру человека, отличаю­щемуся от того, что человека окружает и относили к области душевной жизни, противопоставляемой реальным событиям и фактам. Эти явления группировались под названиями «восприя­тие», «память», «мышление», «воля», «чувства» и др., в совокупно­сти образуя то, что именуется психикой, психическим, внутрен­ним миром человека, его душевной жизнью и т.д.

И хотя непосредственно люди, наблюдавшие других людей в повседневном общении, имели дело с различными фактами поведения (действиями, поступками, трудовыми операциями и др.), однако потребности практического взаимодействия вынужда­ли их различать скрытые за внешним поведением психические процессы. За поступком всегда усматривались намерения, моти­вы, которыми руководствовался человек, за реакцией на то или иное событие — особенности характера. Поэтому задолго до того, как психические процессы, свойства, состояния стали предметом научного анализа, накапливалось житейское психологическое зна­ние людей друг о друге. Оно закреплялось, передаваясь от поко­ления к поколению, в языке, в памятниках народного творчества, в произведениях искусства. Его вбирали, например, пословицы и поговорки: «Лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать» (о преимуществах зрительного восприятия и запоминания перед слуховым); «Привычка - вторая натура» (о роли упрочившихся привычек, которые могут конкурировать с врожденными формами поведения) и т.п.

Определенное представление о психике дает человеку и его личный жизненный опыт: что повторное прочтение какого-либо текста способствует лучшему сохранению его в памяти, человек усваивает из личного опыта, даже если бы ему и осталась неиз­вестной пословица: «Повторенье - мать ученья».

Житейские психологические сведения, почерпнутые из обще­ственного и личного опыта, образуют донаучные психологические знания. Они могут быть довольно обширными, могут способ­ствовать до известной степени ориентировке в поведении окру­жающих людей, могут быть в определенных пределах правиль­ными и соответствующими действительности. Однако в целом эти знания лишены систематичности, глубины, доказательности и по этой причине не могут стать прочной основой для серьезной

работы с людьми (педагогической, лечебной, организационной и т.п.), требующей научных, т.е. объективных и достоверных зна­ний о психике человека, позволяющих прогнозировать его поведе­ние в тех или иных ожидаемых обстоятельствах.

Что же составляет предмет научного изучения в психологии? Это прежде всего конкретные факты психической жизни, характе­ризуемые качественно и количественно. Так, исследуя процесс восприятия человеком окружающих его предметов, психология установила существенно важный факт: образ предмета сохраняет относительное постоянство и при изменяющихся условиях вос­приятия. Например, страница, на которой напечатаны эти строки, будет восприниматься как белая и на ярком солнечном свету, и в полутьме, и при электрическом освещении, хотя физическая характеристика лучей, отбрасываемых бумагой при столь различ­ной освещенности, будет весьма различной. В данном случае перед нами качественная характеристика психологического факта. Примером количественной характеристики психологического факта может послужить величина времени реакции данного человека на воздействующий раздражитель (если испытуемому предлагают в ответ на вспышку лампочки нажать на кнопку как можно скорее, то у одного скорость реакции может быть 200 мил­лисекунд, а у другого - 150, т.е. значительно более быстрая). Индивидуальные различия скорости реакции, наблюдаемые в экс­перименте, являются психологическими фактами, устанавливае­мыми в научном исследовании. Они позволяют количественно характеризовать некоторые особенности психики различных испытуемых.

Однако научная психология не может ограничиться описанием психологического факта, каким бы интересным он ни был. Науч­ное познание с необходимостью требует перехода от описания явлений к их объяснению. Последнее предполагает раскрытие законов, которым подчиняются эти явления. Поэтому предметом изучения в психологии вместе с психологическими фактами становятся психологические законы. Так, возникновение некото­рых психологических фактов наблюдается с необходимостью вся­кий раз, когда для этого имеются соответствующие условия, т.е. закономерно. Закономерный характер имеет, например, приве­денный выше факт относительного постоянства восприятия, при этом постоянством обладает не только восприятие цвета, но и восприятие величины и формы предмета. Специальные исследо­вания показали, что постоянство восприятия не дано человеку изначально, от рождения. Оно формируется постепенно, по стро­гим законам. Если бы не было постоянства восприятия, человек не смог бы ориентироваться во внешней среде — при малейшем

изменении его положения относительно окружающих предметов происходило бы радикальное изменение картины видимого мира, предметы воспринимались бы искаженно.

Как же можно определить предмет психологии? Какими бы сложными путями ни продвигалась на протяжении столетий психологическая мысль, осваивая свой предмет, как бы ни изме­нялись и обогащались знания о нем, какими бы терминами его бы ни обозначали (душа, сознание, психика, деятельность и т.д.), можно выделить признаки, которые характеризуют собственный предмет психологии, отличающий ее от других наук. Предметом психологии являются закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действо­вать, а также в самих действиях, переживаниях своих отношений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы.

Биологически обусловленные ее компоненты имеются и у жи­вотных (чувственные образы среды, мотивация поведения, как инстинктивного, так и приобретенного в процессе приспособле­ния к ней). Однако психическая организация человека качествен­но отлична от этих биологических форм. Социокультурный образ жизни порождает у человека сознание. В межличностных контак­тах, опосредованных языком и совместной деятельностью, инди­вид, «всматриваясь» в других людей, приобретает способность познавать самого себя как субъекта психической жизни, заранее ставить цели, предваряющие его поступки, судить о внутреннем плане своего поведения. Не все компоненты этого плана перево­димы на язык сознания. Но и они, образуя сферу бессознатель­ного, служат предметом психологии, которая выявляет характер соответствия действительных побуждений, влечений, ориентации личности сложившимся у нее представлениям о них. Как осозна­ваемые, так и неосознаваемые психические акты реализуются посредством нейро-гуморальных механизмов, но протекают не по физиологическим, а по собственно психологическим законам. Исторический опыт говорит, что знание о предметной области психологии складывалось и расширялось благодаря связи этой науки с другими науками - естественными, социальными, тех­ническими.

Психология и естествознание

Превращению психологии в самостоятельную науку способствовал крепнущий союз ее с есте­ствознанием, начало которому было положено еще во второй половине XIX в. Сюда относится внедрение в пси-

хологию экспериментального метода (Г. Фехнер), особенно после выхода в свет книги И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», в которой было показано, что психические явления такие же естественные явления, как все другие функции человеческого организма, что они не могут быть беспричинными, а суть резуль­тат рефлекторной деятельности нервной системы. Рефлекторная теория И.М. Сеченова, получившая дальнейшее развитие в учении И.П. Павлова об условных рефлексах, а также в работах А.А. Ух­томского, Н.А. Бернштейна, И.С. Бериташвили и др., составила ес­тественнонаучную основу психологических знаний. В настоящее время это естественнонаучное обоснование науки усиливается за счет углубленного изучения нейрофизиологических механизмов мозговой деятельности. Таким образом, успехи в исследовании сложной системы физиологических механизмов психической деятельности явились конкретным результатом связи психологии с передовым естествознанием.

^Огромное влияние на разработку основных проблем современ­ной психологии оказали эволюционные идеи великого естество­испытателя Ч. Дарвина, изложенные в книге «Происхождение ви­дов путем естественного отбора или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (1859)., Они позволили выяснить роль психики в процессе приспособления живых существ к изме­няющимся условиям среды, понять происхождение высших форм психической деятельности из низших, более примитивных. Шарвину удалось приложить идею эволюции всего живого к объяснению происхождения инстинктов животных, показав, что те же самые основные факторы, от которых зависит в процессе биологиче­ского развития изменение строения тела и отдельных его органов (а именно действие естественного отбора),[являются движущими силами психического развития в филогенезе, 3

В России идеи Дарвина об эволюции психики животных получили развитие в трудах многих ученых, и прежде всего А.Н. Северцова и В.А. Вагнера. Это дало возможность рассмотреть различные формы психической деятельности животных со сторо­ны их происхождения. Как показал А.Н. Северцов, эволюция приспособлений посредством изменения поведения животных без изменения их организации пошла в расходящихся направлениях по двум главным путям и в двух типах животного царства достиг­ла своего высшего развития. В типе членистоногих прогрессивно эволюционировали наследственные изменения поведения (ин­стинкты), и у высших представителей их - у насекомых образова­лись необыкновенно сложные и совершенные, приспособленные ко всем деталям образа жизни инстинктивные действия. Но этот сложный и совершенный аппарат инстинктивной деятельности

является вместе с тем крайне косным: к быстрым изменения сре­ды животное приспособиться не может. В типе хордовых эволю­ция пошла по другому пути: инстинктивная деятельность не достигла очень большой высоты, но зато приспособление посред­ством индивидуального изменения поведения стало развиваться прогрессивно и в высокой степени усилило пластичность орга­низма. Над наследственной приспособляемостью появилась над­стройка индивидуальной изменчивости поведения.

Эволюционное учение дает, таким образом, возможность объяснить происхождение как инстинктивных форм поведения, программируемых наследственно, так и приобретаемых при­жизненно в результате образования сложных систем условных

рефлексов.

Подход к психике животных и человека с позиций эволю­ционного учения позволяет понять, что психика не является прос­тым бездействующим придатком (эпифеноменом) физиологиче­ских процессов, как это утверждают некоторые физиологи и пси­хологи. Существование сложного мира психических явлений в ка­честве эпифеномена физиологических процессов, никакой роли не играющего в жизни и деятельности человека, явно противо­речило бы принципам и законам эволюции (естественный отбор, как известно, устраняет все ненужное живому существу, бездей­ствующее, бесполезное).

Для выяснения той роли, которую играет психика в поведении человека, много дали исследования психологов-клиницистов (В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков, А.Р. Лурия и др.), разработавших основы медицинской психологии. Возникнув на стыке психоло­гии и медицины, медицинская психология использует достижения психологической науки в диагностике и лечении болезней, в раз­работке вопросов, связанных с восстановлением здоровья и про­филактикой заболеваний. То обстоятельство, что развитие болез­ни, с одной стороны, зависит от психических факторов (апатия, тревожность, мнительность и т.д.), а с другой — само заболевание ведет к возникновению особых психических состояний, которые могут, например, снижать эффективность терапевтического воз­действия, делает необходимым объединение усилий врача и пси­холога. Вместе с тем клинике-психологические исследования нарушений психики при поражении некоторых областей коры мозга, например височных долей, дают новые данные для пони­мания закономерностей восприятия и памяти. Психолог-клини­цист, выяснив характер психологических расстройств устной или письменной речи больного, уточняет локализацию очага пораже­ния в определенном отделе больших полушарий головного мозга человека, помогая тем самьм нейрохирургу.

Таким образом, современная психология в своем развитии как самостоятельная наука обретает прочную естественно-научную ос­нову. Серьезное изучение психологии предполагает познание зако­нов естествознания (общей биологии, физиологии, неврологии, эволюционного учения и т.д.). Ряд отраслей психологии, и прежде всего сравнительная психология, зоопсихология, этология, меди­цинская психология, патопсихология и некоторые другие, явля­ются вместе с тем разделами естествознания и медицины.

Наши рекомендации