Определение локализации контроля

Тест-опросник субъективной локализации контроля (СЛК) С. Р. Пантелеева и В. В. Столина направлен на измерение локуса кон­троля как обобщенной генерализованной переменной.

Опросник содержит 32 пункта (26 — работающих и 6 — маски­ровочных), построенных по принципу вынужденного выбора одно-

го из двух утверждений, и образует одномерную шкалу, дающую обобщенный показатель локуса контроля.

Опросник СЛК предназначен для измерения локуса контроля у студентов.

Инструкция: «Выберите из каждой пары одно (и только одно) высказывание, с которым Вы больше согласны, и отметьте соответ­ствующую ему букву на бланке ответов».

Тест-опросник

1. а) издержки в воспитании детей часто связаны с излишней стро­гостью родителей;

б) в наше время неблагополучие детей в большей степени зави­сит от того, что родители недостаточно строги с ними.

2. а) многие несчастья в жизни людей объясняются невезением, б) людские невезения — результат их собственных ошибок.

3. а) большинство недостатков в работе сферы обслуживания связа­но с тем, что мы плохо с ними боремся;

б) в ближайшее время улучшить сферу бытового обслуживания почти невозможно.

4. а) к людям относятся так, как они того заслуживают,

б) к несчастью, достоинства человека часто остаются непризнан­ными, как бы он ни старался.

5. а) спокойная жизнь студента на факультете зависит от его отно­шений с руководителем курса;

б) у добросовестного студента не бывает конфликтов с учебной частью.

6. а) жалобы на то, что преподаватели несправедливы к студентам, редко бывают обоснованными;

б) большинство студентов не осознает, что их оценки в основном зависят от случайности.

7. а) без везения никто не может преуспеть в жизни;

б) если способный человек немногого добился, значит он не использовал свои возможности.

8. а) как бы вы ни старались, некоторым людям Вы все равно не понравитесь;

б) люди, которые не нравятся другим, просто не умеют ладить с окружающими.

9. а) наследственность играет главную роль в определении личности, б) человека определяет его жизненный опыт.

10. а) из моего опыта следует, что если что-то должно произойти, то это произойдет;

б) я убедился, что принять решение о выполнении определенно­го действия лучше, чем положиться на случай.

11. а) в жизни студента, который всегда тщательно готовится к занятиям, редко бывает несправедливая оценка;

б) систематические занятия — излишняя трата сил, так как эк­замен — это своеобразная лотерея.

12. а) успех приносит усердная работа, он мало связан с везением, б) чтобы хорошо устроиться, нужно вовремя оказаться в нуж­ном месте.

13. а) мнение студента будет учтено, если оно будет обосновано, б) студенты практически не оказывают влияния на решения деканата.

14. а) что бы я ни планировал, я почти уверен, что мне удастся

осуществить намеченное,

б) планирование будущих действий не всегда разумно, так как многое зависит от случая.

15. а) есть определенные люди, в которых нет ничего хорошего, б) что-то хорошее есть в каждом.

16. а) если принято верное решение, то достижение того, что я хочу, мало зависит от обстоятельств;

б) очень часто мы можем принять решение, гадая на монете.

17. а) кто станет руководителем — часто зависит от того, кому повезет;

б) нужны специальные способности, чтобы заставить людей вы­полнять то, что нужно.

18. а) события в мире зависят от сил, которыми мы не можем

управлять,

б) принимая активное участие в политике и общественных де­лах, люди могут контролировать мировые события.

19. а) если в общежитии скучно, значит студком «никуда не годится», б) сделать жизнь в общежитии веселой и интересной зависит от нас самих.

20. а) большинство людей не сознает, до какой степени их жизнь определяется случаем;

б) не существует реально такой вещи, как везение.

21. а) человек иногда вправе допустить ошибку;

б) обычно лучше всего «прикрыть» свои ошибки.

22. а) трудно понять, почему мы нравимся некоторым людям;

б) как много друзей ты имеешь, зависит от того, что ты за лич­ность.

23. а) неприятности, которые с нами случаются, сбалансированы

удачами,

б) большинство несчастных судеб — результат отсутствия спо­собностей, невежества и лени.

24. а) аспирант — это в прошлом свободный, трудолюбивый студент, б) чтобы поступить в аспирантуру, нужны «связи».

25. а) иногда я не могу понять, на основании чего преподаватели ставят оценки;

б) есть прямое соотношение между моим усердием и оценкой.

26. а) хороший лидер в коллективе ожидает, что каждый сам ре­шит, что ему делать;

б) хороший лидер в коллективе определяет, что делать каждому.

27. а) добровольно работая сейчас, я обеспечиваю себе будущие на­учные достижения;

б) большинство великих научных открытий — результат не­предсказуемого озарения.

28. а) не раз я чувствовал, что у меня мало влияния на события, которые со мной случаются;

б) я почти не верю, что везение или удача играют важную роль в моей жизни.

29. а) люди одиноки потому, что не стараются быть дружелюбными;

б) немного пользы в том, чтобы стараться быть приятным людям: если ты им нравишься, то и так нравишься.

30. а) в высшей школе неоправданно много внимания уделяют физ­культуре;

б) занятия спортом — лучшее средство воспитания характера.

31. а) то, что со мной случается — это мои собственные действия и поступки;

б) иногда мне кажется, что моя жизнь идет сама по себе.

32. а) рядовому студенту трудно понять, на основании чего деканат выносит свои решения;

б) чаще всего студенты сами виноваты, если деканат применяет строгие меры.

Ключ опросника

Интернальные альтернативы: 26, За, 4а, 56, 6а, 76, 86, 106, На, 12а, 13а,14а, На, 16а, 176, 186, 196, 206, 226, 236, 246, 256, 27а,286,29а,31а, 326.

Экстернальные альтернативы: 2а, 36, 46, 5а, 66, 7а, 8а, 10а, 116, 126, 136, 146, 166, 17a, 18a, 19a, 20a, 22a, 23a, 246, 25a, 276, 28a, 296, 316, 32a.

Маскировочные пункты: 1, 9, 15, 21, 26, 30.

Показатель субъективной локализации контроля получается из опросника путем подсчета суммы выбранных испытуемым интег­ральных альтернатив.

Так как опросник содержит 26 пунктов, значения шкалы име­ют 27 градаций (от 0 до 26). Значение 26 — соответствуют макси­мально интернальному контролю, 0 — максимально экстернальному контролю. Стандартизация шкалы проводилась на выборке студен­тов различных ВУЗов г. Москвы.

Параметры распределения: N = 300; х = 14, 2; S = 4, 4, где N — объем выборки,

х — средний суммарный балл, S — стандартное отклонение.

Распределение баллов было нормализовано с последующим пе­реводом в стандартные единицы — стены.

Наши рекомендации