Обработка теста «Автопортрет»

N п/п 1.   Выделенный показатель Изображение в виде одного лица  
2.   — " — в виде бюста  
3.   — " — в полный рост  
4.   — " — профиля  
5.   —" — анфас  
6.   Схематическое изображение  
7.   Реалистическое изображение  
8.   Метаморфозное изображение  
9.   Автопортрет в интерьере  
10.   Более одного изображения — 2, 3 и т. д.  
11.   Автопортрет на фоне пейзажа  
12.   — " — в декоративной рамке  
13.   — " — в эмоциональном состоянии  
14.   — — в виде литературного персонажа  
15.   — " — выполнений в виде движущегося изображения  
16.   — " — с предметом в руках  
17.   Размер и изображение в кв см.  
18.   Высота изображения  
19.   Степень сходства изображения с оригиналом по шкале 1, 2, 3.  
20.   Степень нажима, толщины линий 1,2, 3.  
21.   Наличие штриховки 1, 2, 3.  
22.   Эмоциональная выразительность изображения 1, 2, 3.  
23.   Степень прорисовки лица  
24.   *— наличие глаз  
25.   — наличие носа  
26.   — наличие рта  
27.   — наличие бровей  
28.   — наличие ресниц и т. д.  

На основании схемы обработки мы получаем возможность сравнить индивидуальные и групповые данные выполнения теста, а также сопоставить полученные данные по графической методике с показателями других методик (личностных опросников, парамет­ров восприятия, памяти и др. ).

Вот пример описания одного из изображений с помощью табл. 15. : портрет относится к группе реалистических изображений, в котором присутствуют все элементы лица, прическа, одежда с рисунком; портрет выполнен в виде бюста, заключен в декоратив­ную рамку, размер портрета свидетельствует о благоприятном физи­ческом состоянии, что подчеркивает наличие румянца на щеках. Его оригинал обладает выраженной общительностью, интересом к человеку и некоторой демонстративностью (об этом свидетельствует наличие декоративной рамки и особенности прорисовки лица). Сте­пень нажима и штриховки показывают наличие незначительного внутреннего напряжения.

В табл. 16 представлено процентное соотношение выделенных при обработке признаков по группе в 500 человек (взрослых испы­туемых — мужчин и женщин).

Из таблицы видно, что наибольший процент приходится на реалистическое изображение лица анфас (31 %) и реалистическое изображение в виде бюста (15 %), наименьший процент — на сю­жетное изображение (2 %), а также портрет в интерьере (4 %). Мета­форическое изображение встречается у 10 %.

Таблица 16

Соотношение выделяемых признаков изображения в тесте «Автопортрет» (из 500 человек в %).

№ п/п   Выделяемый признак   Частота встречаемости признака ( %)  
1.   Схематическое изображение в полный рост   5 %  
2.   Схематическое изображение в виде лица   5 %  
3.   Реалистическое изображение лица анфас   31 %  
  Реалистическое изображение в полный рост   12 %  
  Реалистическое изображение в полный рост с предметом   9 %  
6.   Портрет в интерьере   4 %  
7.   Сюжетное изображение   2 %  
8.   Метафорическое изображение   10 %  
9.   Реалистическое изображение в виде бюста   15 %  
10.   Реалистическое изображение в профиль   7 %  
Итого 100 %  

Материал, полученный в тесте «Автопортрет», можно также упорядочить по схеме Рида:

— перечисляющий рисунок — изображение нескольких автопортре­тов при инструкции нарисовать один — мыслительный экстраверт,

— органический рисунок — на фоне изображения живой природы, в окружении растений, животных и т. д. — мыслительный интроверт,

— гаптический рисунок — изображение себя в неком состоянии, часто в состоянии болезни «болит зуб», «болит голова» и т. д. — сенсорный интроверт;

— эмфатический рисунок — изображение себя в какой-либо эмо­циональной атмосфере, идущей извне, — сенсорный экстраверт.

— декоративный рисунок — изображение портрета в явно приукра­шенном виде, в красивой рамочке, с присутствием цветов и другого декора — сенсорный экстраверт;

— имажинарный рисунок — изображение себя в виде какого-либо персонажа из литературно-художественного произведения, а также созданного в собственном изображении — эмоциональный интро­верт;

— ритмический рисунок — изображение, в котором подчеркивается движение, то есть изображение движущегося человека — идущего, бегущего по лестнице и т. д. — интуитивный экстраверт.

— структурный рисунок — изображение себя «как есть»: голова, руки, ноги и т. д. , может быть изображено одно лицо, бюст, может быть изображение в полный рост — интуитивный интроверт. Обобщенные данные о рисунках представлены в табл. 17.

Таблица 17

Соотношение индивидуально-типологических особенностей по тесту «Автопортрет» (из 500 человек, в %)

Вид изображения (по Г Риду)   Психологический тип (по К Юнгу)   Соотношение особенностей изображения ( %)  
перечисляющий   мыслительный экстраверт    
органический   мыслительный интроверт   30. 3  
эмфатический   ощущающий экстраверт   3. 2  
гаптический   ощущающий энтраверт    
декоративный   чувствующий экстраверт   8. 8  
имажинарный   чувствующий интроверт   13. 2  
ритмический   интуитивный экстраверт   20. 8  
структурный   интуитивный интроверт   19. 1  

Данные таблицы позволяют судить о доминировании того или иного типа изображения в обследуемой группе.

Для более полной интерпретации теста необходима дальней­шая работа по сопоставлению показателей, выявляемых при обра­ботке рисунка, с показателями других методик и данных наблюдения. Однако уже на этом предварительном этапе можно воспользоваться весьма авторитетной психологической типологией К. Юнга.

ПРИЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АКЦЕНТУАЦИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Наши рекомендации