Протокол исследования оценки объема внимания

Номер таблицы   Время поиска цифр, с  
     
     
     
     
Е      

Порядок работы. В первую очередь психолог должен сформи­ровать у ребенка желание выполнить задание. Исследование прохо­дит индивидуально. Испытуемый должен находиться на таком расстоянии от вертикально расположенной таблицы, чтобы видеть ее целиком. Ребенок приступает к выполнению задания после уст­ной инструкции:«На таблице нарисованы цифры от 1 до 25. Необ­ходимо как можно быстрее найти и показать указкой все цифры». Экспериментатор фиксирует и заносит в протокол время выполне­ния задания по каждой из четырех таблиц.

При обработке результатов обследования подсчитывается об­щее время поиска цифр по всем четырем таблицам.

2. Для целей последующего сопоставления данных по объему внимания с другими характеристиками аттенционной функции осу­ществляется перевод показателей объема внимания в шкальные оцен­ки (см. табл. ).

Оценка переключения внимания

Для проведения исследования потребуются-таблицы Горбова -Шульте размером 49 х 49 см с цифрами от 1 до 25 черного и от 1 до 24 красного цвета, секундомер и указка. Обязательно заранее подго­товить протокол с целью регистрации в нем времени и ошибок при поиске цифр.

Порядок работы. Занятие проводится индивидуально с каж­дым испытуемым. Перед ним вертикально на столе устанавливается черно-красная таблица, дается указка и сообщается инструкция:«На таблице 25 черных цифр от 1 до 25 и 24 красные цифры от 1 до 24.

Нужно показывать и называть черные цифры в возрастающем по­рядке от 1 до 25, а красные — в убывающем порядке от 24 до 1. Необходимо вести счет попеременно: сначала называть черную циф­ру, потом красную, затем вновь черную, а за ней красную до тех пор, пока счет не будет окончен. Выполнять задание нужно быстро и без ошибок». Экспериментатор в протоколе фиксирует время от­дельно по каждому из пяти этапов (по десять цифр на каждый этап) и ошибки испытуемого следующих типов: замена порядка — ошибка, при которой испытуемый цифры, называемые им в возра­стающем порядке, начинает называть в убывающем порядке, и, на­оборот; замена цифры — изменение ее порядкового номера: вместо 23 называет 21; замена цвета — вместо черной называет и показыва­ет цифру красного цвета.

Протокол исследования оценки переключения внимания

Регистрация времени(1) по этапам, с   Черные цифры   Регистрация ошибок   Красные цифры   Регистрация ошибок  
               
               
t              
               
               
               
               
t              
               
               
               
               
t              
               
               
               
               
t              
               
               
-              
               
t              
               
                 


При обработке результатов рассчитывается общий показатель переключения внимания, равный сумме показателей по пяти эта-

пам. Для его вычисления необходимо определить успешность вы­полнения задания «поиск цифр с переключением» для каждого эта­па отдельно. Единый оценочный критерий, отражающий показатель переключения внимания, равен времени поиска цифр с учетом со­вершенных ошибок. Он рассчитывается по формуле

А=Т-С, где А — показатель переключения внимания, Т и С — балльные оцен­ки времени и ошибок соответственно.

Балльные оценки времени и ошибок по переключению внима­ния даны в табл. 3 и 4.

2. Для сопоставления межмодальных аттенционных характери­стик необходимо осуществить перевод индивидуального показателя переключения внимания в шкальные оценки (табл. 5).

Таблица 5

Балльная оценка переключения внимания

Этапы      
         
время   балл   время   балл   время   балл   время   балл   время   балл  
менее 16     менее 29     менее 32     менее 28     менее 30    
16-21     29-34     32-40     28-34     30-34    
21-26     34-39     40-48     34-39     34-38    
26-30     39-44     48-56     39-45     38-42    
30-35     44-49     56-64     45-50     42-46    
35-40     49-54     64-76     50-56     46-50    
40-45   3»   54-59     76-84     56-62     50-54    
45-50     59-64     84-92     62-67     54-58    
50-54     64-69     92-100     67-73     58-62    
54-59     69-74     100-108     73-78     62-66    
59-64     74-79     108-116     78-84     66-70    
64-69     79-84     116-124     84-90     70-74    
69-74     84-89     124-132     90-95     74-78    
74-78     89-94     132-140     95-101     78-82    
78-83     94-99     140-148     101-106     82-86    
83-88     99-104     148-156     106-112     86-90    
88-93     104-109     156-164     112-118     90-94    
93-98     109-114     164-172     118-123     94-98    
98-102     114-119     172-180     123-129     98-102    
102-107     119-124     180-188     129-134     102-106    
107-112     124-129     188-196     134-140     106-110    
112-117     129-134     более 196     140-146     110-114    
более 117     134-139     —     146-151     114-118    
—   —   более 139     —   -   более 151   —   118-122    
—   —   —   —   —   —   —   —   более 122    

Анализ экспериментальных данных имеет смысл осуществлять в нескольких направлениях. Во-первых, необходимо, в результате сопоставления данных, сделать вывод о наличии или отсутствии возрастных различий по обследуемым группам в целом. Во-вторых,

следует решить вопрос о степени выраженности индивидуальных различий, то есть, в какой мере отличаются данные, полученные при обследовании одного испытуемого, от среднегрупповых пока­зателей. И, наконец, в-третьих, если мы имеем экспериментальные данные по развитию других характеристик внимания, можно осу­ществить интериндивидуальный анализ, соотнеся между собой величины шкальных оценок по различным свойствам внимания.

Таблица 6

Балльная оценка ошибок переключения внимания

Этапы       Ошибки, баллы  
цвета   числа   порядка  
           
I          
               
      1. 5   1. 5   4. 5  
II          
      4. 5   4. 5      
      7. 5   7. 5      
           
III          
           
    4-5            
        1. 5    
IV            
             
        1. 5    
V            
             

Наши рекомендации