Исследование межличностных отношений ребенка с родителями

С этой целью можно использовать проективный тест «РИСУ­НОК СЕМЬИ»

7 Материал 0: для работы необходимо использовать лист белой бумаги 15х20 см или 21х29 см, ручку, карандаш, ластик.

1 Инструкция 1 к тесту «Рисунок семьи» 0: «Нарисуй свою семью». При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья», а если возникают вопросы «что нарисовать?», следует лишь еще раз повторить инструкцию. При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длится около 30 минут. При групповом выполнении теста время чаще ограничивают в пределах 15—30 минут.

Применение теста предполагает (допускает) использование дополнительных заданий, выраженных в следующих инструкциях:

1 Инструкция 2 0. «Нарисуй свою семью, где все заняты обыч­ным делом».

7 Инструкция 3 0. «Нарисуй свою семью, как ты ее себе пред­ставляешь».

7 Инструкция 4 0. «Нарисуй свою семью, где каждый член семьи изображен в виде фантастического (несуществующего) существа».

7 Инструкция 5 0. («Нарисуй свою семью в виде метафоры, некоего образа, символа, который выражает особенности вашей семьи».

При индивидуальном тестировании следует отмечать в протоколе:

а) последовательность рисования деталей;

б) паузы более 15 с;

в) стирание деталей;

г) спонтанные комментарии ребенка;

д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содер­жанием.

После выполнения задания следует стремиться получить мак­симум дополнительной информации (вербальным путем). Обычно задаются следующие вопросы:

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают? Ктоэтопридумал?

4. Им весело или скучно? Почему?

5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

6. Кто из них самый несчастный? Почему? Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое об­суждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому,

если он не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на эксплицитном (явном) ответе.

При опросе психолог должен пытаться выяснить смысл нари­сованного ребенком: чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так про­изошло). Следует избегать прямых вопросов, не настаивать на отве­те, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (например:«Если бы вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?», «Кого мама позовет идти с собой?» и т. п. ).

Можно задать ребенку для выбора решения 6 ситуаций: 3 из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, 3 — по­зитивные.

1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?

2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное пла­тье для куклы), и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?

4. Ты имеешь . . . билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?

5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?

6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но один из вас лишний. Кто не будет играть?

Для интерпретации также надо знать: а) возраст исследуемого ребенка; б) состав его семьи, возраст братьев и сестер; в) если воз­можно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или школе.

Обработка теста «Рисунок семьи» проводится по схеме 1.

№ п/п   Выделяемые признаки   Отметки о наличии признаков  
  Общий размер рисунка (его площадь)      
  Количество членов семьи      
  Соответствующие размеры членов семьи      
    мать      
отец      
сестра      
брат      
дедушка      
бабушка и т. д.      
  Расстояние между членами семьи      
Наличие каких-либо предметов между ними      
  Наличие животных      
  0 виде изображения:      
схематическое изображение      
реалистическое изображение      
эстетическое изображение      
в интерьере, на фоне пейзажа и т. д.      
метафорическое изображение      
в движении, действии      
  Степень проявления положительных эмоций (в баллах 1, 2, 3 . . . )      
Степень проявления негативных эмоций (в баллах 1, 2, 3)      
Степень аккуратности исполнения (1, 2, 3)      


При выполнении задания по данным инструкциям оценивает­ся наличие или отсутствие совместных усилий в тех или иных ситу­ациях, которые изображены, какое место занимает сам ребенок, выполняющий тест и т. д.

1 Интерпретация теста «Рисунок семьи» 0.

На основании особенностей изображения можно определить.

1. Степень развития изобразительной культуры, стадию изоб­разительной деятельности, на которой находится ребенок. Прими­тивность изображения или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональная выразительность — те характер­ные черты, на основе которых можно различить рисунки.

2. Особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о небла­гоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности и т. п. , тогда как большие размеры, применение" ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления.

3. Особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка в семье можно определить по степени выра­женности положительных эмоций у членов семьи, степени их бли­зости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично изображены на плоскости листа, далеко отстоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции и т. д. ).

При интерпретации результатов авторы обращают внимание на случаи, когда испытуемый рисует большую или меньшую семью, чем она есть на самом деле (авторы считают, что это указывает на функционирование определенных защитных механизмов, — чем больше несовпадение, тем больше неудовлетворенность существую­щей ситуацией).

«Рисунок семьи» доступен и детям с пониженным интеллекту­альным развитием. Анализ таких рисунков, выполненных учащи­мися вспомогательной школы, показывает, что дети «читают» свои рисунки, вкладывая в них определенное эмоциональное содержа­ние, Характерно, что они адекватно осознают и оценивают свое одиночество в семье, улавливают симпатии и антипатии к себе со стороны членов семьи, передают в рисунке отношение к членам семьи. Так, в рисунках были показаны ситуации отдаленности, от­чужденности детей от родителей. Образ «Я» помещался вдали от остальных членов семьи, а в одном случае ребенок нарисовал себя лежащим высоко на шкафу, в то время как другие члены семьи располагались вместе в комнате. Дети изображали себя в стороне от своих братьев и сестер. Причем, характерен тот факт, что у несим­патичных членов семьи (отчим, брат и т. д. ) дети не рисовали лиц. В «Рисунке семьи» строгие родители изображались большими, а сам

ребенок — очень маленьким.

Техника «Рисунка семьи» в отечественной психологии нашла применение в клинических исследованиях. А. И. Захаров (43) пред­ложил вариант методики, состоящей из двух заданий. Для выпол­нения первого из них ребенку нужно нарисовать в четырех «комнатах», расположенных на «двух этажах», по одному из членов семьи, включая себя. При интерпретации рисунка обращается вни­мание на размещение членов семьи по этажам и на то, кто из них находится с ребенком (т. е. эмоционально более близок). Второе за­дание — выполнение рисунка в свободной форме без каких-либо дополнительных инструкций (рис. 21—23).

Методика «Рисунка семьи» доступна и удобна в применении в условиях психологического консультирования, обладает значимостью, с точки зрения выбора тактики деятельности психолога-консультанта по психологической коррекции межличностных отношений, так как дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с. другими членами семьи. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно высказать словами, то есть язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного,

чем вербальный язык.

Вследствие привлекательности и естественности задания, эта методика способствует установлению хорошего эмоционального кон-

такта психолога и ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно продуктивно применение мето­дики «Рисунок семьи» в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, так как полученные с помощью этого результаты мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к интроспекции, от способности «вжиться» в воображаемую ситуацию, то есть от тех особенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной технике.

Наши рекомендации