Исследование познавательной сферы дошкольника

Исследование памяти

Для исследования зрительной памяти можно использовать так называемую методику «нелепицы». Картинки, изображающие неле­пые ситуации, можно заимствовать из методического пособия С. Д. Забрамнон «Отбор детей во вспомогательные школы».

Картинка предлагается ребенку нейтрально, при этом дается следующая инструкция: «Сейчас я закончу готовиться к нашей рабо­те, а ты пока, чтобы не скучать, посмотри вот эту картинку».

Ребенок получает картинку, а психолог делает вид, что занят делом (например, перебирает на столе методики). В течение 30 се­кунд ребенок рассматривает картинку, а психолог в это время неза­метно для него внимательно следит за ним и фиксирует возможные проявления ориентировочной деятельности. Через 30 секунд кар­тинку забирают, психолог фиксирует спонтанные высказывания ре­бенка. Если он молчит, то через 15 секунд ему начинают задавать вопросы в следующей последовательности:

— Понравилась тебе картинка?   Если просто утвердительный ответ, то задается следующий вопрос:  
— Что тебе понравилось? Если ребенок не начинает пере­числение фрагментов ситуации, то задается следующий вопрос:
— Что там нарисовано? Если фрагментов воспроизведено
  мало и вяло, то требуется сти­муляция в форме вопросов:
— А еще что? Может быть вспом­нишь? и т. п. Фиксируются дополнительные ответы. Если их нет, задается вопрос:
— Смешная картинка? Если просто утвердительный от­вет, то новый вопрос:
— Что же там смешного? Если нет четкого отношения к си­туации, как к нелепой, то задает­ся вопрос:

— А может быть такое в жизни? Может быть туг что-то перепутано?

В тех случаях, когда ребенок сразу оценивает ситуацию, как нелепую («Тут все перепутано», «путаница какая-то» и т. п. ), и ак­тивно называет запомнившиеся ему фрагменты, все перечисленные вопросы соответственно снимаются.

При оценке результатов учитываются как сам факт адекватно­го понимания ребенком ситуации, так и эмоциональные реакции его при изучении объекта и количество воспроизведенных фактов.

Для изучения процесса произвольного запоминания может быть использована методика «10 слов». В то же время сам ход зау­чивания предлагаемых слов дает представление и о таких качествах внимания, как устойчивость и концентрация. Использование этой методики в работе с детьми дает также дополнительную информа­цию о способности ребенка к относительно длительной целенаправ­ленной деятельности, не подкрепленной каким-либо значимым для него наглядным материалом или игровой ситуацией, заключающей­ся в однообразном повторении предлагаемых слов вслед за психо­логом.

Для проведения исследования психологу потребуется набор из 10 односложных или двусложных слов, не связанных между собой по смыслу (желательно иметь несколько таких наборов). Экспери­мент желательно проводить в условиях полной тишины.

Перед началом эксперимента целесообразно пояснить смысл предстоящей работы:«Сейчас я хочу проверить, как ты умеешь запо­минать слова». Далее идет традиционная инструкция:«Я буду гово­рить тебе слова, а ты слушай внимательно и постарайся их запомнить. Когда я закончу, ты повторишь столько слов, сколько запомнишь в любом порядке».

Инструкция при втором предъявлении:«Сейчас я повторю те же слова еще раз. Ты снова будешь повторятьих вслед за мной, причем, будешь говорить и те слова, которые уже назвал прошлый раз, и новые, какие запомнишь».

При третьем и четвертом предъявлении достаточно сказать: «Слушай еще раз». При пятом предъявлении слов нужно сказать

ребенку: «Сейчас я прочитаю слова в последний раз, а ты постараешься повторить побольше».

В промежутках между предъявленьями, кроме инструкции, эк­спериментатор не должен больше ничего говорить и стараться не давать такой возможности ребенку. Однако в тех случаях, когда ребенок воспроизводит слова очень медленно и неуверенно, можно немного стимулировать его словами: «Еще! Постарайся вспомнить еще!» При отсроченном воспроизведении (в конце исследования) в тех случаях, когда ребенок не может вспомнить ни одного слова, возможно напомнить ему первое слово из предъявленного набора.

В среднем эксперимент должен занимать пять-семь минут. В норме (хороший результат) при первом предъявлении считается воспроизведение пяти-шести слов, при пятом — восьми-десяти. Отсроченное воспроизведение от семи до девяти слов.

Для изучения процесса опосредованного запоминания можно использовать субтест из методики, предложенной А. Н. Леонтьевым (четвертая серия). Вместо традиционно предъявляемых в ней 15 слов для запоминания и 30 карточек для выбора опосредующих звеньев, предлагается лишь 5 слов и 16 карточек.

Слова, пожар, дождь, труд, ошибка, горе.

Карточки: столовый прибор, школьная доска, булочная, расческа, солнце, глобус, кувшин, петух, забор, детские штанишки, лошадь, уличный фонарь, ботинки, часы, заводские трубы, каран­даш.

Проведение исследования предполагает, что психолог при уча­стии ребенка разложит на столе карточки, уточнит, знакомы ли ему наиболее трудные из них. Затем дается инструкция: «Сейчас ты опять будешь запоминать слова, но уже немного по-другому. Я буду гово­рить тебе слово, а ты, чтобы легче его запомнить, будешь выбирать какую-нибудь одну из этих карточек, но такую, которая потом по­может тебе вспомнить это слово. Слова, которые я буду тебе гово­рить, нигде здесь не нарисованы, но всегда можно найти такую карточку, которая сможет напомнить тебе это слово».

Первым предъявляется слово «пожар». Если ребенок в течение 15 с не начинает работу, возможно не понимая инструкцию, она предъявляется повторно, в уточненном варианте:«Тебе надо запом­нить слово «пожар». Посмотри внимательно, какая карточка сможет напомнить тебе про пожар».

Если в течение 30 с ребенок не сможет сделать выбора, то ему дастся урок на примере слова «пожар». Берется карточка с изобра­жением заводских труб и поясняется: «Видишь здесь нарисованы заводские трубы, из них идет дым. Этот дым и напомнит тебе потом про слово «пожар», потому что при пожаре всегда бывает дым».

Затем последовательно предъявляются слова «дождь», «труд», «ошибка», «горе». На выбор карточки отводится время до одной минуты. Если за это время выбор не произведен, предъявляется следующее слово. Никакой обучающей помощи больше не оказыва­ется, возможна лишь организующая помощь: «Подумай, какая кар­точка сможет напомнить тебе слово. . . ?». После выбора каждой карточки необходимо спрашивать ребенка объяснение связи. «Как тебе эта карточка напомнит про слово. . . ?». Обязательно фиксирует­ся время каждого выбора.

При оценке результатов учитываются такие факторы, как по­нимание ребенком инструкции, способность к нахождению опосре­дующих символов, содержательность объяснения того или иного выбора, продуктивность опосредования в целях запоминания, необ­ходимость и количество оказанной помощи. Методика в среднем занимает 10—12 минут.

Исследование мышления

Уровень развития наглядно-действенного мышления, зритель­но-пространственной ориентировки можно определить с помощью доски Сегена. Существует несколько вариантов досок Сегена, кото­рые по степени сложности и по порядку предъявления обозначают­ся цифрами от 1 до 6.

Традиционная техника проведения предельно проста: психо­лог показывает ребенку доску с уложенными вкладками, затем вы­сыпает их на стол, перемешивает и жестом предлагает вложить их на место.

Кроме обязательной регистрации общего времени, затрачен­ного на выполнение задания, обращается внимание на способы дей­ствий ребенка, характер ошибок, особенности моторики, активности.

Форма предъявления задания может быть следующей: психо­лог молча высыпает на стол детали, после чего делает вид, что занят своими делами, на самом деле осторожно наблюдает за ребен­ком. Если в течение 30 с (ориентировочный этап) ребенок не начал работу, следует инструкция: «Сложи эти фигурки, как было раньше. Положи их на место». До истечения ориентировочного этапа не следует отвечать ни на какие вопросы ребенка.

Хорошими результатами считаются:

— выраженный интерес к данному заданию;

— в работе с простыми элементами задания — использование наи­более продуктивного приема — зрительного соотнесения деталей с целой формой;

— при выполнении более сложных фигур (крест и шестиуголь­ник) — использование «рациональных» проб.

Изучение логического мышления ребенка может осуществляться с помощью методики «Последовательность событий», предложен­ной А. Н. Лернштейном еще в 1911г.

Серия из пяти картинок (напр. «Волки») предъявляется ребен­ку в неполном виде (без пятой картинки) со следующей инструкцией: «Все эти картинки связаны между собой, все они про одного и того же мальчика. Разложи их пожалуйста, на столе по порядку так, чтобы было видно, где начало и где конец, и придумай по ним рассказ».

Если ребенок разложил картинки с нарушением последова­тельности, не следует сразу указывать ему на это (лишь зафиксиро­вать этот момент в протоколе). Во-первых, потому что в процессе составления рассказа он может сам исправить порядок; во-вторых, даже при неверной раскладке возможен связанный и по-своему логичный рассказ. Если же такого рассказа не получилось, надо указать ребенку на ошибку и предложить ему изменить порядок раскладки. Если ребенок не может разложить картинки последова­тельно — правильную раскладку осуществляет психолог.

После составления рассказа по четырем картинкам ребенку пред­лагается завершить его: «Ты придумал неплохой рассказ и очень ин­тересно узнать, чем же все это кончилось. Попробуй придумать конец к своему рассказу». Все высказывания ребенка фиксируются в протоколе.

После выполнения ребенком этой части задания ему предъяв­ляется пятая картинка: «Вот еще одна картинка. Скажи, подходит ли она к твоему рассказу?». Если ребенок отвечает утвердительно, то психолог спрашивает: «Куда положить эту картинку? Найди для нее место». После того, как картинка положена, ребенку предлагается описать ее содержание в связи с предыдущим рассказом. Если ребе­нок никак не связывает последнюю картинку с рассказом, его про­сто просят описать ситуацию, изображенную на этой картинке.

В том случае, если ребенок составил рассказ, придумал к нему конец, а затем связал последнюю картинку с рассказом, увидев в нем окончание, его спрашивают:«Какой конец рассказа лучше: тот, который придумал ты, или тот, который здесь нарисован?». При ответе на этот вопрос ребенок должен как-то аргументировать пред­почтение того или иного варианта (желательно). Время, затрачивае­мое на выполнение задания, в среднем составляет шесть-семь минут.

Кроме того, для исследования логического мышления можно использовать детский вариант методики «Классификация» (предло­женный А. М. Шуберт и А. Я. Ивановой), включающий различные по

сложности обобщения и предполагающий дозированное оказание помощи.

Суть задания заключается в том, чтобы распределить все кар­точки на группы и каждой группе дать обобщенные названия: люди, животные, вещи, растения.

Для работы необходимы следующие карточки из стандартного набора предметной классификации: 1—моряк, 2—свинья, 3—платье, 4—ландыш, 5—лиса, 6—куртка, 7—мак, 8—уборщица, 9—голубь, 10— яблоко, 11—книги, 12—бабочка, 13—ребенок, 14—дерево, 15—каст­рюля. Номера карточек соответствуют порядку их предъявления. Работа может быть условно разделена на три этапа.

1этап. Перед ребенком на столе раскладываются первые четы­ре карточки. Затем следует инструкция: «Вот перед тобой лежат че­тыре картинки (называется каждая). Сейчас я буду давать тебе другие картинки, а ты будешь мне говорить, куда их класть, к какой из этих картинок, которые лежат на столе, они подходят. Вот — лиса. Куда ее нужно положить? К этой? К этой? Или к этой?

а) если ребенок объединяет предметы по конкретно-ситуативному или случайному признаку, то ему дается обучающий урок: взрослый сам укладывает карточку, объясняет, почему он туда ее положил и дает название собранной группе («животные»), в последующем тре­буя обобщенные названия других групп.

б) если ребенок собирает группу правильно, но в объяснении опи­рается на несущественные признаки или не может дать название группы, то психолог дает верное объяснение или название.

в) если при предъявлении следующей карточки (куртки) ребенок опять кладет ее не туда, куда следует, целесообразна следующая по­мощь — уточняющий вопрос: «Может быть лучше положить ее и другое место? Подумай, куда лучше ее положить?» Если этот прием не помогает, то:«Посмотри, мы положили вместе свинью и лису. Почему мы так сделали? Потому что они животные! А это что? (показывая на куртку и платье)».

В последующем можно обращаться к любой правильно собран­ной группе. Если помощь такого рода оказывается неэффективной, дается полный обучающий урок (группа, название, объяснение). Все виды помощи, перечисленные выше, необходимо строго дозиро­вать, дифференцировать и четко фиксировать в протоколе.

II этап. Предъявляется карточка — «яблоко». Ребенка предуп­реждают, что названия уже собранных групп могут меняться из-за новых картинок. Поскольку методика построена по типу обучающе­го эксперимента, помимо дозированной помощи в ее структуру спе­циально введена сложная группа, состоящая из разнородных

предметов и в большинстве случаев собираемая психологом. Цель — проверка усвоения ребенком более общего понятия и при­менение его на практике. Ребенку предъявляется картинка с книга­ми. которая должна быть сгруппированной вместе с прежде собранной группой «одежда» и названа «вещи». Психолог вмешива­ется в работу ребенка в указанном выше порядке (уточнение, орга­низующая помощь, полный обучающий урок).

III этап. Начинается с последних четырех картинок (с 12 по 15). На этом этапе допустима лишь «уточняющая» помощь (то есть уточ­нение словесных формулировок), так как именно здесь и выявля­ются окончательные результаты обучаемости ребенка на материале данной методики.

Примечание: Оказание помощи в полном объеме требуется детям, вызывающим сомнения в интеллектуальной полноцен­ности и с выраженной патологией центральной нервной сис­темы. Помощь же здоровым детям ограничивается в основном подсказками в назывании собранных групп, легкой коррек­цией ситуативных связей, полным обучающим уроком на груп­пе «вещи».

Наши рекомендации