Подкласс: Аддитивные проективные методики (завершение предложения, рассказа, истории, ситуации)

1. Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга (Тест P-F) (С. Розенцвейг, 1942).

2. Инсайт-тест (описание 15 ситуаций-испытаний, продолже­ние их) (Е. Саржент, 1944).

3. Тест аттитюдов детей (интерпретация незавершенных кар­тин-стимулов) (Д. Каган, Д. Лемкин, 1960).

4. Тест «Завершение предложений» (Sentence Completion Test -SCT; словесные ассоциативные связи) (Г. Эббингауз, 1897; А. Пейн, 1928). Варианты: Тест эмоционального инсайта (А. Тендлер, 1930), Тест «Незавершенные предложения» -1ST (два субтеста по 50 пунктов) (Роттер, Виллерман), SSCT (60 пунктов) Дж.М. Сакса.

5. Тест Руки (описание жеста руки, предсказание открытого агрессивного поведения) (Б. Брайклин, З. Пиотровский, Э. Вагнер, 1962).

6. Многомерный рисуночный тест (MDDT) (Р. Блох, 1968).

7. Системный тест семьи — FAST (на шахматном поле рас­ставляются фигуры с нарисованными глазами — близость отношений определяется по расстоянию между фигурами) (Т. Геринг, И. Вилер, 1986).

8. Формализованный тест фрустраций (ФТФ) (И. Н. Носс, 1994).

Подкласс: Семантические проективные методики (эмоциональное отношение к объекту как выражение личностного смысла)

1. Семантический дифференциал (СД) (Ч. Осгуд, 1952-1957).

2. Техника репертуарных решеток Келли (изучение индиви­дуально-личностных конструктов, опосредующих воспри­ятие и самовосприятие при анализе личностного смысла понятий) (Г. Келли, 1955).

3. Метод семантического радикала (анализ значений путем выделения их ассоциативных полей: выработка рефлектор­ной оборонительной реакции на определенные стимулы (при помощи электрического тока); по рефлекторным ре­акциям определение близости к данным стимулам: защит­ная, ориентировочная и индифферентная реакции) (Лурия А.Р., Виноградова О.С., 1959).

4. Невербальный семантический дифференциал (шкала с полюсами противоположных рисунков) (Бентлер, Лавойе, Ч. Осгуд, 1962).

5. Частные семантические дифференциалы (межличностно-поведенческий СД; мимический СД; личностный СД) (Дж. Керрол; М. Уиш, 1969).

6. Метод классификации («сортировки») (семантический тест: сортировка слов по смысловым связям) (Дж. Миллер, 1971).

7. Метод субъективного шкалирования (семантический тест оценки значений понятий при помощи шкалы: 0 — не схо­ден; 4 — максимально сходен) (Р. Вудворс, Г. Шлосберг, 1971).

8. Семантический дифференциал «Божественного Открове­ния» (СДО) (Носс И. Н., 1994).

3.2. Требования к разработчикам и пользователям тестов*

* Словарь-справочник по психологической диагностике// Бурлачук Л.Ф., Моро­зов С.М. — Киев: Наукова думка, 1989. — 200 с.

Важнейшим условием успешности психодиагностики явля­ется не только готовность испытуемого принять участие в про­цедуре тестирования, но и то, какую позицию займет в этой системе взаимоотношений исследователь. Конфиденциальная психологическая информация, полученная в результате обсле­дования, не должна быть использована во вред испытуемому, быть объективной, достоверной и исходить из принципов со­циальной нравственности*, закрепленных нормами Междуна­родных профессионально-этических стандартов, принятыми в работе психологов, которые включают в себя:

· принцип ответственности (исследователь отвечает за досто­верность и конфиденциальность полученной информации);

· принцип компетентности (знание основных практических процедур психодиагностики и правильное их использование);

· принцип этической и юридической правомочности (ис­пользование полученной информации в рамках действу­ющего законодательства);

· принцип квалифицированной пропаганды психологии (организация работы с целью создания у испытуемого в результате исследований благоприятного впечатления о психологической диагностике);

· принцип конфиденциальности (неразглашение сведений об испытуемом, составляющих содержание интимных, личностных сторон его жизнедеятельности);

· принцип благополучия испытуемого (в результате тести­рования не должно ухудшиться психологическое и сома­тическое состояние испытуемого, а также его материаль­ное положение; ему не должен быть нанесен вред);

· принцип профессиональной кооперации (возможность обмена психологической информацией в целях повыше­ния качества методической и организационной практи­ки, а также в целях повышения качества психодиагнос­тической оценки испытуемых);

· принцип информирования клиента о целях обследования (испытуемый должен представлять общие задачи психо­диагностики. Это не касается ситуаций, когда принцип скрытности заложен в саму методику оценки);

· принцип морально-позитивного эффекта обследования (необходимо добиваться того, чтобы у испытуемого в ре­зультате обследования и консультации повышалось на­строение и снижалась вероятность проявления негатив­ных особенностей поведения);

· принцип гражданственности и патриотизма (умелое со­четание принципа благополучия испытуемого с обеспе­чением эффективности функционирования профессио­нальной или социальной общности, где данный человек живет и работает).

* Шведин Б.Я. Диагноз или приговор // Знание — сила. — № 5. — 1990.

Требования к психодиагностическим методикам

1. Измерительные методики (тесты).

a) однозначная формулировка цели, предмета и области при­менения методики;

b) процедура проведения должна быть задана в виде одно­значного алгоритма, пригодного для передачи пользователю (или компьютеру);

c) процедура обработки должна включать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла (по статистическим или критериальным тестовым нор­мам). Выводы (диагностические суждения) на основе тестово­го балла должны сопровождаться указанием на вероятностный уровень статистической достоверности этих выводов;

d) тестовые шкалы должны быть проверены на репрезента­тивность, надежность, валидность в заданной области приме­нения (с возможностью воспроизведения данного стандарти­зированного исследования);

e) процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снаб­жены средствами контроля достоверности результатов, позволя­ющих автоматически отсеивать недостоверные протоколы;

f) создание базы тестовых данных с целью периодической коррекции всех стандартов методик.

2. Экспертные методы.

a) однозначная формулировка цели, предмета и области применения методики. Получение надежных данных обеспе­чивает достаточное число экспертов, обладающих необходимым уровнем квалификации;

b) инструкции должны пройти испытания на однозначность их выполнения экспертами по отношению к некоторому стан­дартному набору данных (эталону);

c) обработка результатов должна быть стандартизированной, позволяющей однозначно интерпретировать промежуточные данные любому эксперту;

d) создание базы тестовых данных с целью периодической коррекции всех стандартов методик, подготовка и переподго­товка пользователей.

Методический инструментарий должен пройти аттеста­цию в межведомственной комиссии при Обществе психоло­гов РФ.

Требования к пользователям:

a) знание и практическое применение общих теоретико-методологических принципов; владение основами дифферен­циальной психометрии; анализ психодиагностической литера­туры; создание банка информационных данных и банка тесто­вых средств;

b) ответственность за решения, принимаемые на основе те­стовых данных, за обеспечение соответствия репрезентативно­сти и прогностической валидности методики;

c) обеспечение необходимого уровня надежности диагноза с применением параллельного тестирования или экспертной оценки;

d) разработка тестовой батареи на основе наибольшей эф­фективности диагностики — максимум надежности при мини­муме затрат;

e) проведение научно-исследовательской работы по совер­шенствованию методик в заданной области;

f) соблюдение требований стандартизации методов, подсче­та баллов, интерпретации данных, прогноза профпригодности;

g) корректное использование и распространение методи­ческих средств психодиагностики;

h) обеспечение конфиденциальности психодиагностической информации, полученной от испытуемого на основе личного доверия;

i) выполнение требований по охране авторских прав разра­ботчиков психодиагностических методик.

Перечисленные требования носят рекомендательный харак­тер и, к великому сожалению, по сей день в России не приобре­ли еще статуса нормативных правовых актов, которые в настоя­щее время законодательно регулируют психодиагностическую деятельность исследователей, например, в США*. Они полнос­тью основываются на нравственно-этических качествах психо­логов. И поэтому моральная ответственность каждого исследо­вателя, психолога-практика за чистоту психологического экспе­римента над живыми людьми очень велика. Многие психологи в организациях и учреждениях влияют на решение кадровых воп­росов, к их советам прислушиваются в процессе консультаций или психотерапии. Во всех случаях основной принцип «не на­вреди» в сознании каждого психолога должен быть возведен в ранг закона практической деятельности, а профессиональные решения должны пропускаться через его совесть.

* См.: Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб.: Питер, 2001. - С. 583-608.

Наши рекомендации