За «жизненными проявлениями» свойств нервной системы в спортивной деятельности (по Б. А. Вяткину)

Суть данного метода заключается в том, что тренер (преподава­тель) наблюдает за проявлениями данных свойств в разнообразных условиях естественной деятельности своих воспитанников (учебно-тренировочные занятия, соревнования и т.д.) и соответствующим об­разом оценивает проявления каждого свойства по ряду показателей. Степень выраженности каждого свойства удобно оценивать по пяти­балльной системе (в 5 баллов оценивается высшая степень проявления данного свойства, в 1 балл — самая низкая).

Показатели силы нервной системы со стороны возбуждения:

1. Сохраняет бодрость и уверенность в трудных и ответственных обстоятельствах (например, во время экзаменов, контрольных стартов, причем вне зависимости от степени подготовленности к ним).

2. Сохраняет высокую работоспособность в течение многочасовой

тренировки.

3. Не отвлекается на действие посторонних раздражителей во вре­мя учебно-тренировочных занятий и подготовки к старту.

4. Способен многократно повторять сложные и опасные упражне­ния.

5. Проявляет настойчивость и целеустремленность в овладении трудновыполнимыми упражнениями.

6. Существенным образом не снижает качества выполнения уп­ражнения, если вначале его была допущена ошибка.

7. На соревнованиях добивается более высоких результатов, чем на тренировках.

8. Не отказывается от изучения особо сложного или вызывающего страх упражнения.

9. Проявляет смелость в разнообразных и непривычных условиях деятельности.

10. Не прекращает спортивной борьбы в случае временной неуда­чи.

11. Имеет, как правило, стабильные соревновательные результаты.

12. К концу тренировочного занятия качества выполнения упраж­нений не снижает.

13. Неудачи воспринимает как стимул к последующим действиям.

14. Активно стремится к участию в соревнованиях с сильным со­перником, обычно положительно оценивая свою готовность к ним.

Показатели силы нервной системы со стороны торможения

1. Обладает равномерностью в динамике деятельности и на­строении.

2. В ситуации ожидания собран и спокоен.

3. Терпелив и настойчив в многократном выполнении трудных упражнений и заданий.

4. Способен "укрощать" неадекватные или невыполнимые вле­чения и желания.

5. Не проявляет внешне признаков сильного волнения перед соревнованием или ответственным заданием.

6. Способен быстро сосредотачиваться на выполнении пред­стоящего упражнения или задания.

7. Спокойно без внешних признаков нетерпения переносит вы­нужденную задержку начала выполнения упражнения, задания или старта в соревнованиях.

8. Спокоен и сдержан в разнообразных ситуациях (удача, неуда­ча, неинтересная работа и т.п.).

9. Не допускает раздражительности (срывов) в общении с то­варищами и тренером перед соревнованиями.

10. Способен к быстрым и интенсивным усилиям в области во­левой задержки (например, быстро успокаиваться по требованию тре­нера или учителя).

11. Не нарушает обычного режима в дни ответственных сорев­нований, экзаменов.

12. Способен гасить в сознании посторонние моменты и воспо­минания о предыдущей деятельности.

13. Обладает сдержанностью и уравновешенностью в поведении и речи при неожиданном объявлении участия в предстоящем соревновании..

14. Тщательно и неторопливо проводит разминку.

15. Обладает ровной, плавной речью, чёткостью мысли и точно­стью выражений.

Показатели подвижности нервных процессов

1. Способен быстро и легко переходить от одного вида дея­тельности к другому.

2. Способен быстро и легко выработать и переделать навыки,

привычки.

3. Обладает лучшей (более высокой) работоспособностью при выполнении быстрых динамических движений, при смене условий деятельности заданий.

4. Не склонен долго задерживаться на отработке отдельных компонентов целостного упражнения.

5. В разминке индивидуального характера отдаёт предпочтение скоростным и скоростно-силовым упражнениям.

6. Без особого интереса выполнят статические упражнения и за­дания, требующие кропотливой работы по обработке техники.

7. Склонен к заметному внешнему проявлению эмоциональных переживаний (положительных и отрицательных).

8. Имеет быструю, порой торопливую речь.

9. Быстро сходится с людьми (товарищами по команде, трене­ром).

10. Быстро привыкает к характеру работы нового тренера.

11. Быстро привыкает к новьм условиям деятельности.

12. К выполнению упражнений и заданий приступает сразу, без "раскачки", быстро втягивается в работу.

13. Легко и непринуждённо чувствует себя в кругу малознако­мых людей.

14. Способен на успешное выполнение упражнения без тща­тельной предварительной разминки.

15. Отличается богатством и разнообразием мимики, сопровож­дающей речь.

Способ обработки результатов Суждение о степени выраженности каждого свойства произво­дится путём суммирования оценок по всем показателям. Таким обра­зом, максимальная оценка по каждому свойству - 75 баллов, мини­мальная - 15 баллов. Сумма 40 баллов и выше по каждому свойству расценивается как достаточно выраженное проявление данного свой­ства, т.е. учащийся отличается силой, уравновешенностью и подвиж­ностью нервных процессов; сумма менее 40 баллов расценивается как слабая выраженность их, т.е. спортсмен отличается слабостью, не­уравновешенностью (с преобладанием возбуждения), инертностью нервных процессов. Зная свойства нервной системы ученика, можно сделать вывод о его темпераменте.

Литература

1. Вяткин Б. А. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие в специфических условиях спортивной деятельности. // Пси­хологический журнал. - 1993. - т. 14. - № 2.

2. Вяткин Б. А. Роль темперамента в спортивной деятельности. -М.,1978.

3. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. - М., 1970.

4. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М., 1986.

5. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. - М., 1964.

6. Психология индивидуальных различий. Тексты. - М., 1982.

7. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в об­разовании. Учебное пособие. - М., 1995.

8. Русалов В. М.. О природе темперамента и его месте в струк­туре индивидуальных свойств человека. // Вопросы психологии. -1985.-№11.-С. 19-33.

9. Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии. -М.,1982.

Вяткииа Л А

Наши рекомендации