Телодвижения и психические установки

В предыдущей главе мы постарались описать, каким образом ранниевоспоминания и фантазии человека могут использоваться для проясненияскрытого стиля жизни. Однако работа с ранними воспоминаниями -- это толькоодин из целого ряда приемов для изучения личности. Все они зависят отпринципа использования отдельных частей для интерпретации целого. Вслед заранними воспоминаниями, мы можем приступить к исследованию движений тела иустановок. В движениях человека выражаются или воплощаются его установки, авсе частные установки воплощают и составляют одну общую жизненную установку,которую мы называем "стилем жизни".

Телодвижения

Давайте вначале обратимся к телодвижениям. Общеизвестно, что о человекесудят по внешним проявлениям: его манере стоять, ходить, двигаться,жестикулировать и тому подобному. Эти суждения не всегда сознательны, новсегда возникает основанное на этих впечатлениях чувство симпатии илиантипатии.

Манера стоять

Рассмотрим, к примеру, установки, которые проявляются в манере стоять.Не прилагая специальных усилий, можно увидеть, как стоит ребенок иливзрослый: ровно, чуть горбясь или сильно сгибаясь. Мы должны отмечать всепреувеличенное или неестественное. Человек, который стоит слишком прямо, внапряженной позе. вызывает подозрение, что он тратит очень много энергии дляподдержания своей осанки. Можно предположить также, что он чувствует себягораздо менее величественным, чем ему хотелось бы казаться. В этой маленькойдетали мы можем увидеть отражение того, что мы назвали комплексомпревосходства. Ему хотелось бы выглядеть более смелым и он хотел бы большепроявлять себя, как это и могло бы быть, если бы он не был столь напряжен. С другой стороны, у некоторых людей осанка кардинальным образомотличается от описанной выше: они постоянно сутулятся и выглядят согнутыми.Такая осанка может свидетельствовать о трусости, однако главное правилонашей науки призывает не быть поспешными в суждениях, искать другиеподтверждения и никогда не делать выводы только по одному наблюдению. Иногдаможно быть почти уверенным в своей правоте, но даже в этом случае необходимосоотнести свою интерпретацию с другими пунктами исследования. "Правы ли мы.утверждая, что люди, которые сутулятся, всегда трусливы? Чего можно ждать отних в трудной жизненной ситуации?" -- спрашиваем мы себя.

Манера опираться

Рассматривая в этой связи другие положения тела, часто можно заметить,что неуверенный в себе человек старается на что-то опереться, например,облокотиться на стол или стул. Он не верит в собственные силы и ищетподдержки Часто это отражает ту же установку, что и сутулая осанка; такимобразом, если мы обнаружим два признака, подтверждающих одно суждение, оностановится более обоснованным. Можно заметить, что осанка детей, нуждающихся в поддержке, отличаетсяот осанки независимых детей. Можно даже говорить о степени независимости потому, как ребенок стоит или приближается к другим людям. В таких случаях нестоит колебаться, так как существует множество способов проверить наш вывод.Когда же мы подтвердили свое предположение, можно предпринимать шаги дляисправления ситуации и наставлять ребенка на правильный путь. Скажем, мы можем провести эксперимент с ребенком, нуждающимся вподдержке. Можно усадить его мать на стул, а затем пригласить ребенка зайтив комнату. Мы увидим, что, войдя, он не посмотрит ни на кого, и пойдет прямок своей матери, прильнет к ней или обопрется о ее стул. Это подтвердит нашиожидания в отношении того, что перед нами ребенок, привыкший к поддержке инуждающийся в ней. Интересно также наблюдать то, как ребенок вступает в общение с другими:это демонстрирует степень развития чувства общности и адаптации. Это такжевыражает, насколько ребенок доверяет окружающим. Мы обнаружим, что человек,который не хочет сближаться с другими и всегда держится особняком --необщителен, неразговорчив, подчас неестественно молчалив.

Дистанция и близость



Можно заметить, как все приведенные факты указывают на один и тот жепуть исследования, потому что человеческое существо -- это некое единство, ив качестве такового оно реагирует на все проблемы и ситуации жизни. Вкачестве иллюстрации обратимся к случаю одной женщины, которая пришла наприем к врачу. Когда она вошла в кабинет и ей предложили сесть, то вместотого, чтобы сесть на стул рядом с доктором, как ожидалось, она огляделасьвокруг и села на стул подальше. Из этого факта можно сделать тот вывод, чтоженщина хотела быть связанной только с одним человеком. О себе она сообщила,что находится замужем, после чего нетрудно было бы догадаться обо всейистории. Очевидно, что она хотела быть связанной только со своим мужем, чтоона привыкла быть окруженной заботой и что она весьма требовательноотносилась к своему супругу. Оставаясь в одиночестве, эта женщина испытываласильную тревогу, отказывалась выходить из дому без сопровождения и неполучала удовольствия от встреч и общения с другими людьми. По одному еедвижению можно было в общих чертах догадаться обо всей ее истории. Однаконеобходимо искать пути подтверждения своей теории. Эта женщина могла сказать: "Я испытываю тревогу", -- и до тех пор, покане станет понятно, что тревогу можно использовать как средство управлениядругими людьми, смысл ее слов остается неясен. Если для ребенка иливзрослого привычно состояние тревоги, можно предположить, что существуеткакой-то человек, поддерживающий этого ребенка или взрослого. Приведу пример супружеской пары, которая настаивала на своей вере всексуальную свободу. В их браке каждый из партнеров мог делать все, чтохотел, и при этом делиться с другим тем, что происходит в его жизни. Какследствие, у мужа были какие-то любовные приключения, о которых онрассказывал своей жене. При этом она не проявляла ни малейшего недовольства,однако позже ее стали мучить приступы тревоги. Она не могла выходить из домуодна, ее муж должен был везде и всегда сопровождать ее. Таким образом, мыможем видеть, как эта свобода привела к развитию тревоги или фобии. У некоторых людей есть привычка всегда становиться возле какой-нибудьстены и опираться на нее. Это признак их недостаточной смелости инезависимости. Давайте проанализируем прототип такого боязливого инеуверенного в себе человека, взяв для этого случая мальчика, которыйвыглядел в школе чрезвычайно стеснительным И застенчивым. Застенчивость --явный признак того, что человек не хочет иметь дела с другими. Идействительно, у этого мальчика не было друзей и он всякий раз с нетерпениемждал окончания занятий. Он очень медленно двигался, спускался по лестницеблизко к стене, шел по улице с опущенным взглядом и, никуда не сворачивая,торопился домой. Он не был ни хорошим учеником, ни активным в школьнойработе, потому что в стенах школы он не чувствовал себя счастливым. Егоединственным желанием было прийти домой к своей матери, одинокой вдове,которая отличалась слабым здоровьем и, что вполне естественно, оченьбаловала своего сына. Стремясь глубже понять этот случай, терапевт решил поговорить с матерьюмальчика. На вопрос: "Охотно ли он ложится спать?" -- та ответила: "Да". Ана вопросы: "Плачет ли он по ночам?" и "Мочится ли он в кровать?" -- онаответила отрицательно. Ее ответы заставили терапевта усомниться в своих предположениях, нопозже он сделал вывод, что мальчик должен спать со своей матерью. Какимобразом он пришел к такому заключению? Плакать ночью или мочиться в кровать-- значит привлекать или требовать внимания своей матери. Если же они спятвместе, в этом нет надобности. Вывод доктора оказался правильным: мальчикдействительно спал в кровати вместе со своей матерью. При внимательном рассмотрении, можно увидеть, что любая мелочь, которуюзамечает психолог, составляет часть согласованного плана жизни.Следовательно, когда мы знаем цель, -- в случае нашего мальчика: всегда бытьсо своей матерью, -- мы можем сделать целый ряд выводов. С помощью этихсредств мы можем также заключить, каков умственный уровень данного ребенка:слабоумный ребенок не в состоянии выработать сколько-нибудь разумныйжизненный план.

Установки



Теперь обратимся к психическим установкам, которые можно выявить уразных типов личности. Бывают дерзкие, менее дерзкие люди, а бывают такие,которые готовы, казалось бы, уступить все. Однако невозможно найти человека,который бы по-настоящему уступал: это противно человеческой природе.Нормальный человек не может уступать. И если внешне кажется, что он этоделает, то это служит еще большим доказательством сопротивления и борьбы,которая происходит неявно.

Смелость и боязливость

Существует тип детей, которые стремятся уступать во всем. Такой ребенокобычно находится в центре внимания семьи: все хотят позаботиться о нем,подбодрить или предостеречь его. На протяжении жизни кто-то долженподдерживать его, что достаточно обременительно для окружающих. Однако вэтом заключается его цель превосходства -- он проявляет желание подавлятьдругих на свой манер. Как мы уже показали, подобная цель превосходстваявляется результатом комплекса неполноценности. Если бы он не сомневался всобственных силах, то не выбрал бы столь легкий путь достижения успеха. Иллюстрацией может служить пример одного семнадцатилетнего юноши. Нашгерой был старшим в семье, а мы уже имели возможность наблюдать, какпервенец обычно переживает трагедию свержения со своего места в центревнимания семьи более младшим ребенком. Подобная участь постигла и нашегоюношу; он был чрезвычайно подавлен, раздражен и долгое время ни чем незанимался. Спустя какое-то время он попытался совершить самоубийство, послечего попал к терапевту и объяснил, что перед суицидальной попыткой емуприснилось, что он застрелил своего отца. Обратите внимание, что этотподавленный, бездеятельный и инертный человек всегда имел возможностьдействия -- постоянно присутствующую в его уме. В этой связи стоит упомянутьтип детей, которые выглядят вялыми в школе и тех вялых взрослых, которыекажутся абсолютно ни на что не способными. Часто их апатичность поверхностнаи в глубине таит опасность. Нужен лишь толчок -- и мы имеем попыткусамоубийства или какой-нибудь другой невротический поступок или недуг.Выяснить установку таких людей -- нередко весьма трудная задача. Детская застенчивость -- еще одна черта, таящая опасность. Лечитьзастенчивость необходимо очень аккуратно, причем делать это нужнообязательно, в противном случае она может разрушить всю жизнь. Узастенчивого ребенка будет много трудностей до тех пор, пока егозастенчивость не будет преодолена, так как в нашей культуре только смелые инапористые достигают высоких результатов и преимуществ в жизни. Если смелыйчеловек потерпит поражение -- это не травмирует его так сильно, какзастенчивого, который имеет склонность при виде приближающихся трудностейуклоняться от жизни, предпочитая ей бесполезное времяпрепровождение.Вырастая, такие дети чаще всего становятся невротиками или даже страдаютпсихическими расстройствами. Такие люди постоянно ходят как опущенные в воду и не могут толкомзаговорить с другими; часто они просто не вступают в контакт и вообщеизбегают людей. Описанные нами характеристики представляют собой психическиеустановки. Они не являются врожденными и не передаются по наследству: этопросто реакции на ситуацию. Таким образом стиль жизни реагирует навосприятие проблемы, встающей перед индивидом. Конечно, это не всегдалогичный ответ, ожидаемый философом: это ответ, давать который научилидетские переживания и ошибки. У детей или у личностей с психическими отклонениями наблюдатьфункционирование этих установок, а также путь их формирования проще, чем унормальных взрослых. Как мы убедились, стадия прототипа яснее и не стольусложнена, как дальнейший стиль жизни. Фактически, можно сравнитьфункционирование прототипа с незрелым фруктом, который с готовностьюассимилирует все. что он получает: удобрения, воду, питание, воздух. Впроцессе созревания все эти компоненты впитываются им. Различие междупрототипом и стилем жизни похоже на различие между незрелым и созревшимфруктом. Раскрыть и исследовать стадию незрелого фрукта в человеке гораздопроще, но то, что открывается, в большой степени справедливо для стадиизрелого фрукта. Мы можем наблюдать, например, как боязливый с начала жизни ребенокпроявляет свою трусость во всех жизненных установках. Кажется, что трусливыйи агрессивный ребенок очень сильно отличаются' драчливый ребенок всегдаимеет определенную степень смелости, являющуюся естественным продуктом того,что мы называем "здравым смыслом". Однако в определенных ситуациях дажеочень трусливый ребенок может выглядеть героем. Это происходит всегда, когдаон стремится любым способом стать первым. Пример тому - случай мальчика,который не умел плавать. Он пошел купаться за компанию с друзьями, нооказавшись на глубоком месте и не умея плавать, едва не утонул. Конечно, вего поступке не было истинной смелости, и все его поведение -- бесполезно.Он поступил так из-за желания быть объектом восхищения; ради этого онигнорировал опасность, в которой оказался, надеясь, что другие его спасут.

Вера в предопределение

Вопросы смелости и боязни психологически тесно связаны с верой впредопределение. Кроме того, вера в предопределение влияет на способностьчеловека действовать разумно и конструктивно. Есть люди, у которых чувствопревосходства столь велико, что им кажется, они могут выполнить все, чтоугодно, они все знают и ничему не желают учиться Результаты подобныхпредставлений -- общеизвестны Дети с таким образом мыслей обычно худшиеученики в школе Сюда же можно отнести тип людей, постоянно стремящихсяизведать какую-нибудь опасность, им кажется, что с ними не может случитьсяничего плохого, они не могут потерпеть поражение. Как правило, результатыплачевны. Можно обнаружить чувство предопределения у людей, оставшихсяневредимыми во время какого-нибудь ужасного происшествия, например, онимогут быть свидетелями какого-нибудь ужасного происшествия, например,какой-нибудь катастрофы и при этом не пострадать. В результате они начинаютчувствовать, что предназначены для высших целей. Мы знали человека с похожимчувством, которому однажды довелось пережить опыт, отличный от его ожиданий,после чего он совершенно потерял смелость и был чрезвычайно подавлен'рухнула его основная опора. Когда его спросили о ранних воспоминаниях, он поделился весьма значимымдля него переживанием. Он рассказал, что однажды собирался пойти в Венскийтеатр, но что-то его задержало. Когда же, в конце концов, он приехал втеатр, оказалось, что произошел пожар. Театр сгорел, но он спасся. Можносебе представить, как такое событие повлияло на развитие у этого человекаверы в свое высокое предназначение. И все шло хорошо до тех пор, покакрушение его отношений с женой не сломало его. О значении фатализма можно много говорить и писать. Он влияет на народыи цивилизации так же, как и на отдельных людей. Однако со своей стороны намхотелось бы лишь подчеркнуть его связь с источником психической активности истилем жизни. В большинстве случаев вера в предопределение -- это трусливоебегство от задачи прожить свою жизнь с пользой для других. Именно по этойпричине часто поддержка оказывается воображаемой и непрочной.

Наши рекомендации