Здравый смысл и его отсутствие
Хотя умственные способности проблемных детей не вызывают сомнений - втом смысле, что если вы задаете вопрос, они дают правильный ответ --нетрудно обнаружить у них симптомы и реакции, которые указывают на сильноечувство неполноценности. Конечно же, ум -- это не обязательно здравый смысл.У ребенка есть глубоко личная, так называемая частная ментальная установка,которую можно также обнаружить у невротических личностей. При навязчивомневрозе, к примеру, пациент понимает бессмысленность постоянногопересчитывания окон, но не может остановиться. Тот, кто стремится к полезнымцелям, никогда не будет вести себя таким образом. Также нездоровому человекусвойственны частное понимание и частный язык. Душевнобольной никогда неговорит на языке здравого смысла, который репрезентирует высшую степеньразвития чувства общности. Если мы противопоставим суждение, основанное наздравом смысле, частному суждению, мы обнаружим, что первое обычно ближе кистине. Согласно здравому смыслу мы различаем хорошее и плохое, и хотя всложных ситуациях мы часто делаем ошибки, именно благодаря логике здравогосмысла они имеют тенденцию исправляться. Те же, кто всегда насторожесобственных частных интересов, неспособны различать правильное инеправильное с той же легкостью, что и остальные. И эта неспособностьочевидна, так как все их душевные движения прозрачны для наблюдателя. Рассмотрим, например, как совершаются преступления. Если мы исследуемлогику, мышление и мотивы преступника, то обнаружим, что он считает своипреступления не только разумными, но и героическими. Он верит, что достигпревосходства, а именно, он стал умнее полиции и обрел способностьпревосходить других. Таким образом, в своих глазах он -- герой; он не видит,что поступки его демонстрируют что-то иное, очень далекое от героики.Недостаточно развитое у преступника чувство общности, которое направляет егоактивность в бесполезное русло, связан с недостатком у него мужества ималодушием, однако он об этом не знает. Те, кто ориентирован на бесполезнуюжизнедеятельность, часто боятся темноты и изоляции; они хотят быть сдругими. Это - малодушие, вещи следует называть своими именами. В самомделе, наилучшим способом воспрепятствовать преступлениям было бы убедитьвсех, что преступление -- это не более, чем выражение малодушия. Хорошо известно, что некоторые преступники, достигая тридцатилетнеговозраста, находят работу, женятся и в дальнейшем становятся добропорядочнымигражданами. Что же происходит? Посмотрим на взломщика. Как тридцатилетнийвзломщик может соперничать с двадцатилетним? Последний разумнее и у негобольше сил. Более того, к тридцати годам образ жизни преступника меняется. Врезультате -- преступная профессия перестает быть выгодной преступнику, иприходит время отставки. В этой связи, в отношении правонарушителей стоит задуматься еще надодним фактом: сейчас, если мы ужесточим наказание, кроме того, что запугаемпреступника, мы также укрепим его веру в собственный героизм. Мы не должнызабывать, что преступник живет в эгоцентричном мире, где нет места истиннойсмелости, уверенности в себе, здравого смысла или понимания общечеловеческихценностей. Единение с обществом для таких личностей невозможно. Невротикиредко организуют клубы, и это абсолютно недосягаемое искусство для людей,страдающих агорафобией, или для душевнобольных. Проблемные дети илиличности, склонные к самоубийству, никогда не заводят друзей, -- факт,причину которого никогда не пытались установить. А причина в том, что эти люди никогда не заводят друзей, так как ссамого начала их жизнь приняла эгоцентричное направление. Их прототип былориентирован в сторону ложных целей, продолжая в дальнейшем линию внаправлении бесполезной жизнедеятельности.
После чувства общности приходит черед для следующей нашей задачи -выяснения трудностей, с которыми сталкивался индивид в своем развитии. Напервый взгляд, задача кажется запутанной, но на самом деле она не стольсложна. Мы знаем, что каждого избалованного ребенка ожидает доляотверженного. Наша цивилизация такова, что ни семья, ни общество не желаютбесконечно его опекать, и очень скоро избалованный ребенок сталкивается сжизненными проблемами. В школе он находит себя в новой социальнойорганизации с новыми социальными проблемами. Он не хочет писать или игратьсо сверстниками; его жизненный опыт не подготовил его к пребыванию в ихобществе и школе. Фактически, его опыт на стадии прототипа будит в нембоязнь подобных ситуаций и заставляет искать опеку. Следовательно, качестватакого индивида отнюдь не являются врожденными: мы можем установить ихпроисхождение, зная природу его прототипа и его цель. То, что у него естьособые качества, способствующие движению в направлении определенной цели,исключает возможность наличия у него качеств, которые бы склоняли к какой-тоиной цели. Следующим в нашей научной схеме идет анализ прототипа. Как мы ужеговорили, прототип формируется в возрасте четырех или пяти лет, и, такимобразом, нас интересуют детские впечатления именно этого периода. Это могутбыть самые разнообразные впечатления, даже более разнообразные, чем мы можемсебе представить с нашей нормальной взрослой точки зрения. Одним из наиболее распространенных плодов родительского влияния в этомвозрасте является чувство подавленности, вызванное чрезмерным отцовским илиматеринским наказанием ребенка или жестоким обращением с ним. Это заставляетребенка искать облегчения своих страданий, что зачастую выражается вустановке психологического избегания. Так, у некоторых девочек вследствиевспыльчивости отца формируется прототип, исключающий мужчин из-за ихвспыльчивого характера. Либо мальчики, которым пришлось испытать подавляющеевоздействие со стороны строгой матери, могут избегать женщин. Эта установкаизбегания может, конечно, выражаться по-разному: например, ребенок можетстать робким, или может быть сексуальным извращением (что является простодругим способом избегания женщин). Извращения не являются врожденными, аформируются обстановкой, в которой ребенок живет годами. За ранние ошибки в детстве приходится дорого расплачиваться. Тем неменее ребенку не уделяют должного внимания. Родители либо не понимают свойсобственный жизненный опыт, либо не хотят делиться им с ребенком, которомупоэтому приходится действовать на собственный страх и риск. И если уж мы заговорили на эту тему, не лишним будет подчеркнуть, чтонаказаниями, замечаниями и увещеваниями ничего не достигнуть. Когда ниребенок, ни взрослый не знают, что же необходимо изменить, воспитаниеостается бесплодным. Непонимание только порождает в ребенке скрытность итрусливость, но прототип его не изменят никакие наказания и поучения, как неизменит его и жизненный опыт как таковой, ибо он определяется уже имеющейсясхемой апперцепции индивида. Какие-либо изменения мы сможем произвести, лишьзатронув самые основы личности.
Следующий шаг нашей науки о жизни - исследование чувств. Осеваяжизненная линия -- линия направленности, основанная на цели, - не толькооказывает влияние на качества индивида, душевные движения, способысамовыражения и основные внешние симптомы, но также управляет жизнью чувств.Весьма примечательно то, что люди всегда стараются оправдать свое поведениечувствами. К примеру, если мужчина увлечен каким-то делом, это преображаетвсю его эмоциональную жизнь и управляет ею. Можно сделать вывод, что чувства всегда находятся в согласии с видениемчеловеком своей задачи: они укрепляют его стремление к деятельности. То, чтомы совершаем, мы могли бы делать и без участия чувств, -- чувства лишьсопровождают наши действия. Это ясно обнаруживается в сновидениях, открытие смысла которых было,пожалуй, одним из последних достижений индивидуальной психологии. Каждоесновидение, конечно же, преследует определенную цель, но до последнеговремени она понималась неотчетливо. Целью сновидения, -- если выражаться вобщих, а не специальных терминах, -- является создание определенногодвижения чувств, или эмоций, которое в свою очередь способствует движениюсамого сновидения. Это может быть интересным комментарием к старой мысли,что сновидения -- это всегда обман. Нам снится то, каким образом нам быхотелось себя вести. Сон -- это эмоциональная репетиция планов и установокповедения в бодрствующем состоянии, никогда, репетиция, в которойдействительный план может никогда не реализоваться. В этом смысле сновидения-- обманчивы: эмоциональное воображение привносит возбуждение действием безсамого действия. В нашей дневной жизни можно также обнаружить это качество сновидений.Нам свойственна сильная склонность к эмоциональному самообману: мы постояннохотим убедить себя идти по пути наших прототипов, так как они сформировалисьв возрасте четырех -- пяти лет.
Родительское влияние
После чувства общности приходит черед для следующей нашей задачи -выяснения трудностей, с которыми сталкивался индивид в своем развитии. Напервый взгляд, задача кажется запутанной, но на самом деле она не стольсложна. Мы знаем, что каждого избалованного ребенка ожидает доляотверженного. Наша цивилизация такова, что ни семья, ни общество не желаютбесконечно его опекать, и очень скоро избалованный ребенок сталкивается сжизненными проблемами. В школе он находит себя в новой социальнойорганизации с новыми социальными проблемами. Он не хочет писать или игратьсо сверстниками; его жизненный опыт не подготовил его к пребыванию в ихобществе и школе. Фактически, его опыт на стадии прототипа будит в нембоязнь подобных ситуаций и заставляет искать опеку. Следовательно, качестватакого индивида отнюдь не являются врожденными: мы можем установить ихпроисхождение, зная природу его прототипа и его цель. То, что у него естьособые качества, способствующие движению в направлении определенной цели,исключает возможность наличия у него качеств, которые бы склоняли к какой-тоиной цели. Следующим в нашей научной схеме идет анализ прототипа. Как мы ужеговорили, прототип формируется в возрасте четырех или пяти лет, и, такимобразом, нас интересуют детские впечатления именно этого периода. Это могутбыть самые разнообразные впечатления, даже более разнообразные, чем мы можемсебе представить с нашей нормальной взрослой точки зрения. Одним из наиболее распространенных плодов родительского влияния в этомвозрасте является чувство подавленности, вызванное чрезмерным отцовским илиматеринским наказанием ребенка или жестоким обращением с ним. Это заставляетребенка искать облегчения своих страданий, что зачастую выражается вустановке психологического избегания. Так, у некоторых девочек вследствиевспыльчивости отца формируется прототип, исключающий мужчин из-за ихвспыльчивого характера. Либо мальчики, которым пришлось испытать подавляющеевоздействие со стороны строгой матери, могут избегать женщин. Эта установкаизбегания может, конечно, выражаться по-разному: например, ребенок можетстать робким, или может быть сексуальным извращением (что является простодругим способом избегания женщин). Извращения не являются врожденными, аформируются обстановкой, в которой ребенок живет годами. За ранние ошибки в детстве приходится дорого расплачиваться. Тем неменее ребенку не уделяют должного внимания. Родители либо не понимают свойсобственный жизненный опыт, либо не хотят делиться им с ребенком, которомупоэтому приходится действовать на собственный страх и риск. И если уж мы заговорили на эту тему, не лишним будет подчеркнуть, чтонаказаниями, замечаниями и увещеваниями ничего не достигнуть. Когда ниребенок, ни взрослый не знают, что же необходимо изменить, воспитаниеостается бесплодным. Непонимание только порождает в ребенке скрытность итрусливость, но прототип его не изменят никакие наказания и поучения, как неизменит его и жизненный опыт как таковой, ибо он определяется уже имеющейсясхемой апперцепции индивида. Какие-либо изменения мы сможем произвести, лишьзатронув самые основы личности.
Чувства и сны
Следующий шаг нашей науки о жизни - исследование чувств. Осеваяжизненная линия -- линия направленности, основанная на цели, - не толькооказывает влияние на качества индивида, душевные движения, способысамовыражения и основные внешние симптомы, но также управляет жизнью чувств.Весьма примечательно то, что люди всегда стараются оправдать свое поведениечувствами. К примеру, если мужчина увлечен каким-то делом, это преображаетвсю его эмоциональную жизнь и управляет ею. Можно сделать вывод, что чувства всегда находятся в согласии с видениемчеловеком своей задачи: они укрепляют его стремление к деятельности. То, чтомы совершаем, мы могли бы делать и без участия чувств, -- чувства лишьсопровождают наши действия. Это ясно обнаруживается в сновидениях, открытие смысла которых было,пожалуй, одним из последних достижений индивидуальной психологии. Каждоесновидение, конечно же, преследует определенную цель, но до последнеговремени она понималась неотчетливо. Целью сновидения, -- если выражаться вобщих, а не специальных терминах, -- является создание определенногодвижения чувств, или эмоций, которое в свою очередь способствует движениюсамого сновидения. Это может быть интересным комментарием к старой мысли,что сновидения -- это всегда обман. Нам снится то, каким образом нам быхотелось себя вести. Сон -- это эмоциональная репетиция планов и установокповедения в бодрствующем состоянии, никогда, репетиция, в которойдействительный план может никогда не реализоваться. В этом смысле сновидения-- обманчивы: эмоциональное воображение привносит возбуждение действием безсамого действия. В нашей дневной жизни можно также обнаружить это качество сновидений.Нам свойственна сильная склонность к эмоциональному самообману: мы постояннохотим убедить себя идти по пути наших прототипов, так как они сформировалисьв возрасте четырех -- пяти лет.