Возрастная периодизация по Д.Б. Эльконину. Связь развития с ведущей деятельностью в конкретном возрасте.
В. п. — это периодизация развития человека от рождения и до смерти, определение возрастных границ этапов в жизни человека, принятая в обществе система возрастной стратификации. Периодизация Д. Б. Эльконина, является интеграцией концепций Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева и выделяет следующие периоды:
• Раннее детство
• Младенчество (0—1 год) • Ранний возраст (1—3 года)
• Детство • Дошкольный возраст (3—7 лет)
• Младший школьный возраст (7—11/12 лет)
• Отрочество
• Подростковый возраст (11/12—15 лет)
• Ранняя юность (от 15 лет)
Она является наиболее общепринятой в российской возрастной психологии.
Д Б. Эльконин обосновал свою периодизацию сменой ведущих типов деятельности и выделил разные по содержанию стадии - эпохи, фазы, периоды. Выделены два типа фаз возрастного развития — фазы освоения мотивационной стороны человеческой активности и фазы овладения операционально-технической стороной деятельности.
В ней используются три критерия - социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.
Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой
Д.Б. Эльконин отмечает, что ребенок не пассивно приспосабливается к окружающему его миру человеческих предметов, а активно «присваивает себе все достижения человечества, овладевает ими». Конкретными же носителями всего того, чем должен овладеть ребенок в жизни, являются «воспитывающие и обучающие его взрослые». Деятельность ребенка по отношению к предметной действительности всегда опосредована отношениями ребенка и взрослых. Так в психологию вошла категория «деятельность».
Понятие "ведущая деятельность" было введено Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии.
Признаки ведущей деятельности: Это такая деятельность:1) в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности (обучение возникает в игре); 2) в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы (в игре – активное воображение; в учении – мышление); от которой ближайшим образом зависит наблюдаемые в данный период развития и основные психологические изменения личности ребенка.
Новообразование - те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.
Периодизация строится по след схеме: цикл, периоды, фазы развития. Целостный цикл включает два взаимодополняющих периода: период развития аффективно-потребностной, личностной сферы и период развития операционно-технической, умственной сферы.
Ограничения: в периодизаци не включен период пренатального развития и нет зрелых возрастов.
Эпоха раннее детство.
Период Младенчество (2-12 месяцев)
Социальная ситуация «Мы» - ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически.
Ведущая деятельность Непосредственное эмоциональное общение ( не только контакт (кормление, уход), но и общение -речь);с близким взрослым. Ходьба, возникновение мотивированных представлений.
Кризисы 0-2 мес. кризис новорожденности (переход от пренатального к постнатальному развитию, изменение типа жизни). 1 год – кризис первого года жизни ( распад Пра-Мы)
Новообразование - Возникновение индивидуальной психической жизни, перестройка физиологических механизмов существования, потребность в общении с другими людьми и хватание в качестве основы мануальных и предметных действий
Сфера Развития - Мотивационно-потребностная.
Период Ранний возраст (1-3 года).
Социальная ситуация Распад «Пра-Мы», приобретение относительной самостоятельности, свобода перемещения и автономия намерений.
Ведущая деятельность -Предметно-манипулятивная. Манипуляция с предметами. Речевое развитие – центральная линия развития, потребность в общественном поведении и при этом отсутствует умение общественно действовать
Кризисы. Кризис «я сам» (3 года). Симптоматика: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, стремление к деспотизму. Суть кризиса: перестройка отношений между ребенком и взрослым, в пользу возрастания самостоятельности ребенка.
Новообразование -Ребенок называет себя, используя местоимение «я» - становление самосознания, гордость за достижения. Рождение автономной личности с намерениями и желаниями, тенденция к самостоятельной деятельности, похожей на деятельность взрослого.
Сфера развития Познавательно-умственная.
Эпоха детство.
Период Дошкольный (3-7 лет).
Социальная ситуация -распад совместной деятельности со взрослым.
Ведущая деятельность Сюжетно-ролевая игра:1)ориентация ребенка в функциях и социальных отношениях людей; 2)на основе игры возникновение и развитие воображения и символической функции; Развитие мотивационно-потребностной сферы, преодоление эгоцентризма, развитие идеального плана, развитие произвольности
Новообразование - наглядно-образное мышление.
Кризисы Кризис 6-7 лет. Симптоматика: потеря непосредственности, манерничание, симптом горькой конфеты. Суть кризиса:-формирование мира внутренних переживаний, опосредующих отношение ребенка к миру
Новообразование - Вступление в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно-полезную деятельность.
Сфера развития - Мотивационно-потребностная.
Период Младший школьный (7-11 лет).
Социальная ситуация Ребенок-близкий взрослый» и «ребенок- социальный взрослый».
Ведущая деятельность Учебная (предполагает овладение обобщенными способами действий в системе научных понятий ,умениями учиться и способностью оперировать теоретическими понятиями; отражение деятельности теоретически; возникает произвольность психических процессов (внутренний план действий и рефлексия на собственные действия); Центральная линия – интеллектуализация.
Кризисы Кризис 12 лет. Перестройка отношений со взрослым. Рождение чувства взрослости
Новообразование - Возникновене представления о себе как «не о ребенке, начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть взрослым, подлиннной взрослости нет, но есть потребность в признании взрослости окружающими.
Сфера развития – Познавательная. Интеллект.
Эпоха подростничества.
Период Младший подростковый возраст (12-15 лет).
Социальная ситуация Господство детского общества над взрослым.
Ведущая деятельность- деятельность, имеющая социально признаваемый характер: регуляция самостоятельности; построение новых отношений со взрослыми; Интимно-личностное общение со сверстниками. Осваиваются нормы социального поведения; разнообразные виды деятельности: учебно-образовательный труд; общественная работа; культурно-массовая; физкультурно-спортивная и т.д.; Игра продолжает занимать важное место, но уже привлекает не сам процесс игры, а борьба за первенство (поднять престиж в глазах других). Усложняется учебная деятельность: увеличение объема; множество учителей; новые формы обучения;
Смысл учебной деятельности для подростков: в самообразовании, самосовершенствовании. Учебная работа сама по себе не может удовлетворить потребности подростков. Но поскольку именно учебная деятельность занимает в жизни подростков основное место, необходимо постоянно подчеркивать социальную ценность содержания и смысла учебной деятельности.
Кризисы Кризис 15 лет. Формирование эго-идентичности, рождение индивидуального самосознания.
Новообразование Открытие «Я», возникновение рефлексии – на ее основе самосознания, осознание своей индивидуальности.
Сфера развития Мотивационно-потребностная, усвоение моральных норм.
Период Старший подростковый возраст (15-17 лет).
Социальная ситуация Подросток находится в ситуации моратория – нужно самоопределиться.
Ведущая деятельность Учебно-профессиональная, активно сочетание с разнообразным трудом, что имеет большее значение для выбора: элементы исследования; определенная направленность (поиск места в жизни);
Кризисы Кризис 17 лет. Завершение эпохи подростничества, начало вступления во взрослость.
Новообразование - Ценностные ориентации в сфере идеологии и мировоззрения, построение жизненных планов во временной перспективе – умение школьника составлять собственные жизненные планы, искать средства их реализаций
Сфера развития. Познавательная деятельность становится более специфичной, появляется самообразование.
В этой общей картине развития психики ребенка в процессе смены ведущих типов деятельности имеются свои закономерности и особенности:
1. названные типы деятельности находятся в генетически преемственной связи, и их формирование может происходить только в определенном порядке (учебную деятельность нельзя формировать до игровой деятельности).
2. психическое развитие ребенка следует понимать как единый процесс. Единство этого процесса психического развития растущего человека обеспечивается закономерной сменой ведущих типов деятельности, их преемственностью при переходе от одних возрастных периодов к другим. При этом все типы ведущей деятельности делятся на две группы:
1 группа – те, в которых дети усваивают по преимуществу задачи, мотивы и нормы отношений между людьми; развивается потребностно-мотивационная сфера;
2 группа – типы деятельности по усвоению общественно выработанных способов действий с объектами материальной и духовной культуры; развиваются познавательные способности;
Выделение главной, ведущей деятельности, имеющей определяющее значение для каждого возрастного периода, не исключает значения и роли всех других видов многоплановой деятельности ребенка.