Виды неосознаваемых процессов
Неосознаваемые процессы делятся на три класса.
1. Неосознаваемые механизмы сознательных действий – реализуют, подготавливают или сопровождают сознательные действия. Среди них выделяют:
неосознаваемые автоматизмы – действия или акты, которые совершаются сами собой, без участия сознания; бывают первичные (никогда не осознавались) и вторичные (автоматизированные умения или навыки);
явления неосознаваемой установки – неосознаваемая готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении; установка может быть моторной, перцептивной, умственной и др.;
неосознаваемые сопровождения сознательных действий – не контролируемые сознанием движения, мимика, интонации, вегетативные реакции; эти процессы могут быть дополнительными средствами коммуникации, а также объективными показателями психологических процессов и состояний.
2. Неосознаваемые побудители сознательных действий – врожденные неосознаваемые или вытесненные в бессознательное потребности, влечения, желания, оказывающие влияние на действия человека.
3. Надсознательные процессы – неосознаваемые процессы образования некоторого интегрального продукта большой работы, который в виде конечного результата, итоговой идеи вторгается в сознательную жизнь человека, например, процессы творческого мышления, переживания большого горя, личностные кризисы. Субъект заранее не знает вывода, к которому приведет надсознательный процесс и момент, в который он завершится.
2.3. Субъективное отражение мира
Понятие и виды познавательных процессов
Любой акт взаимодействия человека с миром опирается на представление о его среде. Чувственное и отвлеченное познание обеспечивает регуляцию различных видов деятельности человека.
Познавательные процессы – психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды и самого организма. В формировании образа принимает участие вся психика (опираясь на отдельные ощущения, строит целостный образ и располагает его вне себя).
На основании специфики вклада в построение образа в психологии принято условное выделение следующих познавательных процессов:
ощущения дают первичную информацию, отражая отдельные стороны предметов и явлений;
восприятие интегрирует ощущения, способствует построению целостного первичного образа предмета или явления;
внимание обеспечивает избирательность отражения, запоминания и переработки информации;
память сохраняет и воспроизводит информацию; процессы памяти участвуют в восприятии, воображении, мышлении;
воображение способствует созданию образов не представленных актуально предметов и явлений;
мышление производит информацию, не данную в непосредственном восприятии, обеспечивает прогнозирование будущего и процесс принятия решений, присутствует в процессах памяти, воображения, восприятия;
речь – «обозначающее отражение бытия», форма существования мышления.
На познавательные процессы оказывает влияние эмоциональное состояние человека. Все психические процессы, в том числе и познавательные, протекают в личности и зависят от нее:
от индивидуальных особенностей человека;
от общего развития личности;
от интересов, целей человека (познавательные процессы превращаются в действия, сознательно регулирующиеся личностью).
Ощущения
Ощущение – простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.
Ощущения могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми. До достижения интенсивности раздражителя абсолютного нижнего (физиологического) порога ощущения возбуждения рецептора не происходит. Если интенсивность раздражителя выше физиологического порога, но ниже порога восприятия – рецептор реагирует на сигнал, информация поступает в нервную систему, но не осознается. Физиологический порог определяется генетически, зависит от физиологических факторов. Порог восприятия зависит от опыта и состояния человека и является менее стабильным, чем физиологический.
Свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация раздражителей.
Виды ощущений.
1. Зрительные порождаются электромагнитными волнами с длинами волн 380 (фиолетовый) – 780 (красный) нм. Характеризуются цветовым тоном, насыщенностью, светлотой.
2. Слуховые – реакция на механические воздействия, периодические появления областей высокого и низкого давления. Характеризуются высотой, тембром, громкостью (20 – 20000 герц по частоте; 16 – 120 децибелл по громкости).
3. Обоняние – вид чувствительности, порождающий ощущения запаха – наиболее древнее, простое и жизненно важное ощущение. Чем ниже живое существо на эволюционной лестнице, тем больше обонятельная часть головного мозга.
4. Вкусовые – имеют 4 модальности: сладкое, соленое, кислое и горькое.
5. Осязание – кожная чувствительность – результат сложного комбинирования ощущений давления, боли, тепла и холода.
6. Другие (статические и кинестетические: ощущения равновесия, вибрации и пр.).
Ощущения классифицируются:
по характеру контакта с раздражителем: дистантные (слуховые, зрительные, обонятельные) и контактные (кожные, вкусовые);
по расположению рецептора: интероцептивные (сигнализирующие о внутреннем состоянии организма), проприоцептивные (сигнализирующие о положении различных частей тела, их движении) и экстероцептивные (сигнализирующие о характеристиках внешнего мира).
Эффекты, связанные с ощущениями.
1. Адаптация – изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя. Может происходить как полное исчезновение или притупление ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя или повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя (например, изменение ширины зрачка при переходе от темноты к свету).
2. Взаимодействие ощущений – изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств (например, слабые звуковые и приятные обонятельные раздражители повышают чувствительность зрительного анализатора).
3. Сенсибилизация – повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения. К сенсибилизации приводит: а) необходимость компенсации сенсорных дефектов (развитие обоняния и осязания у слепоглухих людей); б) постоянная специфическая деятельность.
4. Синестезия – возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого (например, цветной слух).
Восприятие
Восприятие – осмысленный (включающий принятие решений) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое, явлений.
В отличие от ощущений, восприятие всегда соотносится с конкретным предметом, явлением, т.е. вне нас существующей действительностью. В результате восприятия складывается образ, включающих комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу.
Внешние раздражители, воздействуя на органы чувств человека, автоматически вызывают ощущения. Восприятие же невозможно без встречной активности субъекта.
Способность воспринимать характерна для высших животных и человека, она совершенствуется в процессе жизни.
Свойства восприятия:
предметность – восприятие мира не в форме набора ощущений, а в форме отдельных друг от друга предметов; отнесение сведений, получаемых из внешнего мира к объектам этого мира;
целостность – мысленное достраивание неполного образа до целостной формы;
константность – восприятие предметов относительно неизменными по форме, цвету, величине и пр. независимо от меняющихся физических условий восприятия;
структурность – восприятие внешних объектов как состоящих из определенных взаимосвязанных частей;
избирательность – выделение одних объектов по сравнению с другими;
категориальность (осмысленность) – понимание сущности предмета, обозначение его определенным словом и отнесение к определенному классу.
Восприятие зависит не только от ощущений, но и от самого воспринимающего субъекта: от прошлого опыта, от стоящей перед человеком задачи и мотивов его деятельности, от установок и убеждений, от эмоционального фона.
Иллюзии восприятия – искаженное отражение реальности, носящее устойчивый характер.
Внимание
Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект, углубленность в направленную на него познавательную деятельность.
Является ли внимание самостоятельным процессом или оно – аспект любой психической деятельности – дискуссионный вопрос.
Внимание – процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации и игнорирования другой. Если этот процесс совершается без волевой регуляции, то говорят о непроизвольном внимании. Произвольное внимание служит для достижения заранее поставленной и принятой к исполнению цели. Вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес способствуют возникновению послепроизвольного внимания.
Критерии внимания:
внешние реакции, обеспечивающие условия лучшего восприятия сигнала (поворот головы, фиксации глаз, мимика, поза и др.);
увеличение продуктивности когнитивного «внимательного» действия по сравнению с «невнимательным»;
избирательность (селективность) информации – возможность активно воспринимать, запоминать, анализировать лишь некоторую часть поступающей информации;
ясность и отчетливость содержаний сознания, находящихся в поле внимания.
Свойства внимания.
1. Устойчивость – способность в течение длительного времени сох- ранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете, деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимания; характеризуется частотой колебаний и переключений внимания. Она зависит от свойств нервной системы, состояния организма, мотивации, внешних обстоятельств деятельности.
2. Сосредоточенность (интенсивность) проявляется в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечения от других. Субъективно проявляется в степени ясности и отчетливости объектов.
3. Переключаемость проявляется в скорости, с которой человек может переводить свое внимание с одного объекта на другой.
4. Распределяемость заключается в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько различных действий.
5. Объем внимания – характеристика, определяемая числом простых впечатлений или символов, осознаваемых ясно и отчетливо (7±2 единиц информации).
Память
Память – способность к хранению и воспроизведению жизненного опыта.
Выделяют 4 процесса, составляющих единую мнемическую систему: запоминание, хранение, воспроизведение, забывание.
Классификация видов памяти.
1. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности:
двигательная – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем;
эмоциональная – память на чувства;
образная – память на представления, картины природы и жизни, на звуки, запахи, вкусы; бывает зрительной, осязательной, обонятельной, слуховой;
словесно-логическая – специфически человеческая память на мысли.
По характеру целей деятельности:
непроизвольная – автоматическая, без постановки задачи запоминания и волевых усилий;
произвольная – присутствует задача на запоминание, требуются волевые усилия.
По продолжительности сохранения материала:
мгновенная (иконическая, сенсорная) – удержание полной картины воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации (0,1–0,5 с);
кратковременная – сохранение неполного, а обобщенного образа воспринятого в течение короткого промежутка времени (20–30 с), работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но с установкой на последующее воспроизведение. Объем кратковременной памяти 7±2 единиц информации. Она связана с актуальным сознанием человека;
оперативная – память, рассчитанная на хранение информации в течение определенного срока (от нескольких секунд до нескольких дней). Срок хранения сведений определяется конкретной задачей, стоящей перед человеком;
долговременная – память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока.