Представления о сознании в традиционной науке
В западной философии и психологии сознание понимали как:
сцену, на которой разворачиваются события (интроспекционисты);
взаимодействие представлений (И. Гербарт);
постоянно изменяющийся поток впечатлений (У. Джемс);
комбинацию элементов – ощущений и чувств (В. Вундт);
вершину айсберга, незначительную часть психики человека (З. Фрейд);
несуществующий для научной психологии объект (Дж. Уотсон).
Сознание – высшая, интегрирующая форма психики, отличная от психики животных, порождаемая новыми формами общественного бытия; «непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность».
Характеристики сознания:
направленность на предмет (сознание – всегда сознание чего-либо);
мотивационно–ценностный характер сознания – закрепленное в нем различение субъекта и объекта («я» и «не-я»), предполагает выделение человеком себя из окружающего мира, появление отношения к объектам окружения;
рефлексивная способность – сознание позволяет «сделать свой внутренний мир, свою субъективность предметом осмысления, понимания, а главное – предметом практического преобразования»;
социальный характер – сознание есть «результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении с помощью языка с другими людьми». Благодаря речи индивидуальное сознание каждого человека обогащается результатами общественного опыта. Использование языка позволяет человеку строить во «внутреннем пространстве» идеальные объекты, служащие средством реконструкции реальной действительности.
Состояния сознания
Сознание играет значительную роль во внутреннем и во внешнем равновесии индивида с окружающей средой. В зависимости от того, насколько эффективно человек может приспосабливаться к окружающей среде, можно выделить следующие состояния сознания:
бодрствование (активное) – состояние сознания, которое проявляется в способности эффективно расшифровывать внешние стимулы и отвечать на них так, как это принято в обществе; оно связано с оптимальным уровнем активации мозга;
измененные состояния сознания достигаются уменьшением притока сигналов к мозгу: сон, гипноз, медитация. Сон – не однородное состояние. Обычно во время нормального ночного сна проходит пять циклов по 90 минут. Каждый цикл состоит из двух видов сна: 1) медленноволновый сон содержит четыре стадии, по прохождению которых человек все глубже погружается в сон, мозговая активность и тонус мышц снижается, организм восстанавливает физические силы; 2) пародоксальный сон – при резком падении мышечного тонуса возрастает активность мозга, глаза под сомкнутыми веками совершают быстрые движения; разбудить спящего в это время очень трудно, но если удается, то он может детально восстановить содержание сновидения. Значение пародоксального сна в жизни человека не выяснено;
патологические состояния сознания, вызванные употреблением психотропных средств (ряд авторов относит их к измененным состояниям сознания).
Структура сознания
В традиционной науке принято разделение психики на части: осознаваемую (сознание) и неосознаваемую (бессознательное).
Впервые представление об уровнях психики ввел З. Фрейд. В современной терминологии они представлены следующим образом:
бессознательное – принципиально недоступное сознанию содержание, включающее ценностные установки, ориентации, мотивы и составляющее энергетическое ядро личности;
подсознательное – эмоционально нагруженные воспоминания, которые могут быть осознаны с помощью техники психоанализа;
досознательное – содержание, которое по необходимости может легко стать осознанным, например подпороговое восприятие и схема реализации автоматических действий;
рефлексивное содержание сознания, поддающееся произвольной регуляции.
В современных теориях часто сознательное и бессознательное не противопоставляются, а рассматриваются как частные проявления сознания, например, сознательное трактуется как рефлексивное, а бессознательное – как арефлексивное сознание.