Существуют три логические возможности и реальных механизма решения социального конфликта. Четвертого, как правило, не бывает на практике. Какой из перечисленных механизмов лишний?
а) победитель конфликта признается в качестве такового и следует перераспределение исходных ресурсов в его пользу;
б)победитель конфликта признается в качестве победителя базового конфликта, но это не ведет к фундаментальному перераспределению ресурсов;
в) конфликт не приводит к победе ни одну из сторон и к перераспределению ресурсов;
г) конфликт не приводит к победе ни одну из сторон, перераспределение ресурсов следует без определения победителя.
47. Процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре:
а) аффилиация;
б) культурный релятивизм;
в) ассимиляция;
г) нонконформизм.
48. Одна из функций медиатора заключается в:
а) создании доброжелательной атмосферы с участниками конфликта;
б) организации взаимодействия с участниками конфликта;
в) солидаризации с одной из сторон;
г) разрешении основного противоречия конфликта.
49. Тактический прием на переговорах, суть которого в поэтапном разъяснении своей позиции:
а) салями;
б) пакетирование;
в) прессинг;
г) дебаты.
50. Медиатор во время переговоров опирается, прежде всего:
а) на те знания, которые, представлены в сознании обеих сторон;
б) на эмоциональное состояние участников конфликта;
в) на те знания, которые, представлены в сознании медиатора;
г) на социальный статус участников конфликта.
Таблица для самопроверки
№ вопроса | ответ | № вопроса | ответ | № вопроса | ответ | № вопроса | ответ | № вопроса | ответ |
б | б | б | г | г | |||||
а | г | в | а | г | |||||
б | а | в | а | а | |||||
б | а | г | б | г | |||||
г | в | в | г | б | |||||
а | г | в | в | г | |||||
а | в | в | б | в | |||||
б | а | в | в | б | |||||
в | б | б | а | а | |||||
а | а | а | б | а |
Терминологический словарь
Агрессия – 1) индивидуальное или групповое поведение, направленное на нанесение физического или психологического ущерба другому человеку или социальной группе; 2) форма поведения участников конфликта, характеризующаяся враждебностью. нередко участники конфликта прибегают как к словесной агрессии (дезинформация противника, его обвинения и оскорбления, сплетни, подрыв авторитета), так и к физической (военной) агрессии, включающей в себя насилие, нападения, террористические акт, вооруженную борьбу.
Адекватность – соответствие.
Амбивалентность – одновременное возникновение и сосуществование прямо противоположных, взаимоисключающих мыслей.
Антагонизм – одна из форм противоречий, характеризующаяся острой, непримиримой враждой, борьбой противоположных сил. Раскрывается в логике «или-или», «все или ничего», «жизнь или смерть».
Антипатия – устойчивое отрицательное эмоциональное отношение индивида к другому человеку (социальной группе); проявляется в неприязни, недоброжелательности.
Арбитр – посредник, третейский судья.
Арбитраж – способ разрешения споров, при котором стороны обращаются к арбитрам (третейским судьям), избираемым самими сторонами или назначаемым при их согласии, либо в порядке, установленном законом.
Ассимиляция – процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре.
Аутокоммуникация – естественное условие психологической активности человека, постоянное общение с самим собой, приводящее при определенных обстоятельствах к внутриличностному конфликту.
Аффект – сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов. В основе аффекта лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта, порождаемого либо противоречиями между его влечениями, стремлениями, желаниями, либо противоречиями между требованиями, которые предъявляются человеку, и возможностями выполнить эти требования.
Аффилиация – самоприсоединение к группе.
Баланс сил – относительно равновесное распределение силового потенциала между возможными противниками.
Бойкот – 1) отказ от работы, от участия в чем-либо как способ политической борьбы; 2) прекращение отношений в знак протеста против действий противника.
Бунт – массовые стихийные выступления, характеризующиеся агрессивностью и кратковременностью. бунт, как правило, не имеет адреса, его причиной является крайнее недовольство и напряженность. Цели бунта – изменить состояние материального дефицита, политического угнетения, коррупции и т.д.
Внушение – процесс влияния на психическую сферу индивида, связанный с сужением сознания, уменьшением критичности, а так же с уменьшением понимания каких-либо логических оценок.
Враждебность – фиксированная психологическая установкам готовность к конфликтному поведению. Враждебность не всегда выливается в конфликт, также как и не в любом конфликте доминирует враждебность.
Границы конфликта – внешние структурно-динамические пределы конфликта по числу участников (субъективные границы); по территории, на которой происходит конфликт (пространственные границы); по продолжительности конфликта (временные границы).
Группа неформальная (неофициальная) – социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, симпатий или на основе прагматической пользы.
Группа формальная (официальная) – социальная общность, имеющая юридически фиксированный статус, нормативно закрепленную структуру, руководство, нормативно закрепленные права и обязанности ее членов.
Групповая атрибуция – объяснение позитивного поведения своей группы внутренними причинами, а чужой группы – внешними обстоятельствами, и, соответственно, наоборот.
Дебаты политические – конфликтное взаимодействие субъектов политики в форме обсуждения, прений, обмена мнениями.
Депрессия – аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения.
Депривация – состояние, для которого характерно явное расхождение между ожиданиями и возможностями их удовлетворения. Депривация с течением времени может либо усиливаться, либо уменьшаться, либо оставаться неизменной.
Дефлексия – уклонение от реального контакта с людьми, выражающаяся в форме болтливости, условности поведения, тенденции «сглаживания» конфликтных ситуаций.
Джентльменское соглашение (ДС) – устное соглашение между представителями государств по конкретным вопросам, договоренность на основе взаимного доверия. Дс обычно достигается в рамках более широкой политической договоренности и согласия.
Дезинтеграция – расчленение, распад целого на составные части.
Дезинформация – преднамеренное искажение информации со стороны средств массовой информации и других социально-политических институтов.
Диагностика конфликтной ситуации – выявление скрытых процессов, связей и отношений, позволяющих соотносить конфликтную ситуацию с характеристиками нормы или патологии. Для проведения диагностики конфликтной ситуации необходимо иметь представление и характеристики здорового конфликта.
Диагностика социального конфликта (комплексная) – включает в себя: а) полное описание условий конфликта, его участников; б) непосредственный повод конфликта; в) симптомы его проявления и содержание; г) предварительная оценка социальной напряженности и конфликтогенности диагностируемого случая; д) сравнительный анализ схожих случаев.
Динамика конфликта – движение конфликтного столкновения, стадии и фазы его развития.
Договор – соглашение между двумя сторонами о совместной выгоде.
Доминирование – намерение установить контроль над оппонентом и использовать его в своих интересах, навязывая ему свою волю. Доминирование характеризует такой тип отношений, который основывается на возвышении или унижении, на принципе главенства.
Жертва конфликта – человек, который провоцирует насильственные и агрессивные формы поведения к себе, демонстрируя одновременно комплексы неполноценности и беззащитность.
Забастовка – форма трудового конфликта, отношение между работодателями и рабочими (служащими), при котором последние отказываются от работы до тех пор, пока их определенные экономические или политические требования не будут выполнены работодателем.
Завершение конфликта – устранение объективных причин, вызвавших конфликтную ситуацию.
Зависть – негативное восприятие субъектов чьего-то превосходства, неприязнь и желание причинить вред объекту.
Замещение – перенос эмоции гнева на менее сильного и значимого субъекта.
Замораживание конфликта – отсрочка конфликта, отказ его участников от открытой борьбы при сохранении основного противоречия между ними.
Идеографический способ исследования конфликта – ориентирован на описание и объяснение сложного целого. Описание должно быть полным и конкретным, единичный элемент, т.е. личность, должен быть представлен как уникальный феномен.
Избегание – стратегия поведения в конфликтной ситуации, суть которой в выходе из конфликта, прекращение конфликтных отношений без разрешения предмета спора.
Изоляция – восприятие травмирующих ситуаций или воспоминание о них без чувства тревоги.
Инвектива – резкое обличение; оскорбительная речь; выпад. В конкретных ситуациях инвектива имеет целью представить соперника в невыгодном свете, дискредитировать его в глазах членов группы.
Институализация конфликта – 1) установление четких норм и правил конфликтного взаимодействия, определение рабочих групп и комиссий по управлению конфликтом; 2)создание необходимых организаций, структур, способствующих разрешению конфликта и берущих на себя выражение и отстаивание интересов сторон.
Интеллектуализация – произвольное истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над ситуацией. При этом используются способы: сравнение противоборствующих тенденций: составление списка «+» и «–» каждой из тенденций и их анализ.
Интерес – реальная причина осознанных социальных действий, в том числе и конфликтных, групп и индивидов. В основе интереса лежат непосредственные побуждения, потребности, мотивы.
Интериоризация – усвоение личностью оценок со стороны других членов группы.
Интерпретация – оценочная процедура сознания и раскрытие смысла по отношению к окружающему миру через субъективное восприятие.
Интроекция – усваивание чувств, взглядов, убеждений, оценок, норм, образцов поведения других людей, которое, вступая в противоречие с собственным опытом, не ассимилируются личностью.
Инцидент – 1) событие, которое служит «детонатором» конфликта, поводом для перехода его субъектов к открытым конфликтным действиям; 2) практические действия участников конфликтной ситуации, которые характеризуются бескомпромиссностью поступков и направлены на обязательное овладение объектом обостренного встречного интереса.
Инфантилизм – сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. Это выражается в несамостоятельности решении и действии, чувстве незащищенности, в пониженной критичности по отношению к себе, повышенной требовательности к заботе других о себе, эгоцентризме, фантазировании.
Источники конфликтов – стечение неблагоприятных жизненных обстоятельств, воздействующих на повеление людей, проблемы трудовой мотивации, обрывы в коммуникативных связях, различия в темпераменте и характере, возрасте и жизненном опыте, уровне образования и общей культуры, убеждениях и нравственных ценностях.
Катарсис – 1) очищение, состояние эмоциональной разрядки, испытываемое человеком в процессе сопереживания; 2) освобождение от отрицательных чувств и мыслей под воздействием искусства.
Когнитивный диссонанс – столкновение в сознании логических противоречий об одном и том же объекте, событии или явлении, которое вызывает чувство дискомфорта.
Коллизия – столкновение взаимоисключающих позиций, принципов, правовых или нравственных норм.
Компромисс – 1) стратегия поведения, предусматривающая взаимные уступки; 2) соглашение противоборствующих сторон на основе взаимных уступок.
Конкуренция – 1) вид конфликта, в котором противоборствующие стороны применяют только санкционированные морально-правовыми нормами и господствующими институтами власти формы борьбы; 2) соперничество на каком-либо поприще, борьба за достижение лучших результатов.
Конфликт – столкновение противоположных интересов, взглядов, целей, ценностей, образов мира.
Конфликт вертикальный – предполагает взаимодействие субъектов вертикального подчинения: руководитель – подчиненный; предприятие – вышестоящая организация; малое предприятие – учредитель. Особенности данного вида конфликтов – изначально разное соотношение власти у участников, разные возможности при взаимодействии.
Конфликт внутриличностный – столкновение противоположно направленных личностных мотивов, потребностей, интересов, ценностей.
Конфликт горизонтальный – предполагает конфликтное взаимодействие равных (по иерархическому уровню, располагаемой власти) субъектов: руководителей одного уровня, предприятий и специалистов между собой.
Конфликт деструктивный – нарастание в конфликте «отклоняющихся» признаков и перевод фокуса внимания конфликтующих сторон с содержания на форму.
Конфликт коммунальный – столкновение между конфликтующими сторонами, основанное на чувствах, эмоциях и пристрастиях. Внимание конфликтующих сторон сконцентрировано на личностных качествах друг друга.
Конфликт межгрупповой – столкновение между группами по поводу многообразных ресурсов жизнеобеспечения.
Конфликт межличностный – столкновение между личностями, источник которого кроется в отношениях между двумя или несколькими членами группы.
Конфликт межрегиональный – столкновение между властями близлежащих территориальных единиц по поводу возвращения территориальной целостности и самостоятельности управления, которое было отнято в результате войн, революций, аннексий и контрибуции. Главные конфликтующие субъекты – это политики и чиновники у власти, использующие население для достижения политических целей.
Конфликт-метод – метод, основанный на закономерностях естественного протекания конфликта. Принципиальной особенностью конфликт-метода является сохранение и обострение реально существующего конфликта. Ценностью этого метода является сам конфликт (как столкновение конфликтующих сторон), сохранение и развитие которого является основной задачей в образовательном процессе.
Конфликт национально-этнический – столкновение между группами людей, принадлежащими к разным национальностям (или к этническим группам), основанное на чувстве превосходства и гордости за принадлежность к нации. Основные признаки национально-этнического конфликта: непринятие и подавление иных традиций, норм и форм общения, жесткость и агрессивность по отношению друг к другу в случае нарушения национальных традиций и норм.
Конфликт принадлежности – конфликт, происходящий в силу двойной принадлежности личностей (например, когда они образуют группу внутри другой, большей группы, или когда личность входит одновременно в две конкурентные группы, преследующие одну цель).
Конфликт ролевой – столкновение человека с противоречивыми требованиями одновременно двух или более несовместимых ролей.
Конфликт социальный – вид взаимодействия социальных сил, при котором действия одной стороны, столкнувшись с противодействием другой, делают невозможной реализацию ее целей и интересов.
Конфликт управленческий – столкновение сторон по поводу рассогласования и разрыва коммуникации в организационных процессах производства, не позволяющие достичь поставленных целей и задач.
Конфликт экзистенциальный – столкновение человека со своим внутренним миром и момент открытия ему глубинных смыслов его жизни и смерти. Основные признаки экзистенциального конфликта: разочарование и раскаяние в содеянном ранее; частичное или полное разрушение прежней системы ценностей; открытие в себе новых возможностей и сил для поиска новой системы ценностных координат.
Конфликтное поведение – действия, направленные на прямое или косвенное блокирование усилий противостоящей стороны в достижении ею своих целей и намерений, интересов. Конфликтное поведение ускоряет развитие конфликта и способствует структурированию конфликта.
Конфликтогены – слова, действия (или отсутствие действий), которые могут привести к конфликту, вызывают возмущение, ярость, злость и другие отрицательные эмоциональные состояния.
Конфликтогенные факторы – субъективные и объективные факторы, провоцирующие конфликтующие стороны на борьбу и обострение противоречий в конфликте.
Конфликтологическая компетенция – способность действующего лица (организации, социальной группы, общественного движения и т.д.) в реальном конфликте осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта и перевода социально-негативных конфликтов в социально-позитивное русло. Она представляет собой уровень развития осведомленности о диапазоне возможных стратегий конфликтующих сторон и умение оказать содействие в реализации конструктивного взаимодействия в конкретной конфликтной ситуации.
Конфликтология – наука о причинах, формах, структуре, динамике и путях разрешения конфликтов.
Конфликтофобия – наличие страха перед конфликтом. Стойкие конфликтофобические явления среди специалистов препятствуют исследованию процессов в конфликте и не позволяют выявить мельчайшие элементы, показывающие границы перехода проблемы в конфликт, конфликт в новые противоречия и т.д.
Конформизм – 1) приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т.д.; 2) податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.
Конфронтация – противопоставление, противоборство сторон, групп, идейно-политических принципов и др.
Креативность – это способность порождению оригинальных, нетрадиционных идей, взглядов, представлений и т. д. Одна из характеристик способности к творчеству.
Кризис – 1) в конфликтологии понимается как резкое нарастание остроты конфликта до такой точки, за которой наступает перелом ситуации: либо стороны отступают, либо прибегают к силе; 2) состояние системы, при котором невозможно одновременное удовлетворение интересов двух и более групп, стремящихся к разным целям; 3) процесс острого проявления социальных противоречий, затрагивающий, как правило, все сферы общественной жизни.
Кризис духовный – состояние человека в момент осознания зря прожитой жизни и невозможность человека самостоятельно найти точку опоры в этом мире. Духовный кризис всегда личностен и может сопровождаться болезнью, замкнутостью, резким обращением к новому образу мира, ненавистью к себе и окружающим, растерянностью, агрессией, иррациональным протестом против всего мира. Само осознание не является показателем духовного кризиса. Его специфика состоит в том, это осознание сопровождается сложной внутренней работой в поисках смысла собственного существования. Результатом духовного кризиса является переход человека на новый качественный уровень развития.
Кризис середины жизни – осознание существенного расхождения между мечтами и жизненными целями, а также действительной их реализацией, на которые осталось немного времени.
Критерии разрешения конфликта – некоторые характеристики, позволяющие зафиксировать переход конфликта в новое качественное состояние на разных уровнях: организационном, эмоционально-психологическом, управленческом.
«Круглый стол» – публичное обсуждение спорных проблем, предполагающее равные возможности для его участников.
Латентный период – время, проходящее от начала действия раздражителя до возникновения ответной реакции.
Манипуляция – преднамеренное и скрытое побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения инициатором его целей.
Медиатор – профессиональный посредник в переговорах по разрешению конфликта, миротворец.
Медиация – переговорный процесс по разрешению конфликта с участием медиатора.
Мотив – 1) внутреннее состояние человека, побуждающее его к деятельности; 2) материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность и поступок и ради которого они осуществляются.
Монотония – состояние человека, которое характеризуется сниженным уровнем жизнедеятельности и наступает в результате однообразных раздражителей, т.е. снижением внешней стимуляции.
Мышление иррациональное – часть сознательного мышления, не опирающаяся на логические и причинно-следственные конструкты.
Мышление критическое – проверка предложенных решений с целью определения их возможного применения.
Мышление методологическое – способность субъекта удерживать противоречивую действительность в мышлении, одновременно находясь в поисках оснований (принципов, моделей, схем и т.п.), для ее упорядочивания и налаживания коммуникации через формирование новых культурных образцов. Методологическое мышление позволяет субъекту «схватить» или приблизиться к целостности исследуемого объекта, выявляя будущие противоречия, проблемы и конфликты и перенося их в реальную коммуникацию, с целью поиска их разрешений.
Мышление разорванное – мышление, характеризующееся первичным нарушением логической последовательности ассоциаций. При нем отсутствует связь между отдельными мыслями, понятиями и представлениями.
Мышление рефлексивное – интеллектуальная способность человека к процессу самопознания своих мыслей, чувств, действий, деятельности и ситуации в целом со стороны. Это «мысль о мысли», «сознание сознания».
Навязчивые состояния – непроизвольные, внезапно появляющиеся в сознании тягостные мысли, представления или побуждения к действию, воспринимаемые человеком как чуждые, эмоционально неприятные.
Напряженность – эмоциональное состояние индивида, группы, вызванное давлением со стороны природной среды или других групп.
Напряженность социальная – это особое социально-психологическое состояние общественного сознания и поведения индивидов, социальных групп и общества в целом, специфическая ситуация восприятия и оценки событий,характеризуется повышенной эмоциональной возбужденностью, нарушением механизмов социальной регуляции и контроля.
Неврозы – группа наиболее распространенных нервно-психических расстройств, психогенных по своей природе, в основе которых лежит непродуктивно и нерационально разрешаемое противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, сопровождаемое возникновением болезненно-тягостных переживаний неудачи, неудовлетворения потребностей, недостижимости жизненных целей, невосполнимости потери и т.п.
Невротизм – состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, вегетативными расстройствами.
Некорректное обобщение – синтез, основанный на незначительных аргументах и фактах.
Номотетическое исследование конфликта – ориентировано на открытие общих законов, справедливых для любого частного случая. Основные структуры и процессы раскрываются с помощью экспериментальных процедур.
Нонконформизм – стремление во что бы то ни стало перечить мнению большинства и поступать противоположным образом.
Образ мира – способ, при помощи которого человек предпочитает видеть мир.
Образ конфликтной ситуации – субъективное отражение предмета конфликта в сознании субъектов конфликта.
Объект конфликта – духовная или материальная ценность, к обладанию или пользованию которой, стремятся противоборствующие стороны.
Осознание – осмысление бессознательных действий.
«Пакетирование» – тактический прием на переговорах, когда все требования, как привлекательные, так и малопривлекательные для партнера, предъявляются в одном «пакете».
Паритет – равенство ресурсной базы участников конфликта.
Партнерство – совместное участие в решении спорных вопросов на основе согласованных интересов.
переговоры – способ разрешения конфликтов, при котором каждая из сторон выдвигает собственный набор требований, но склонна к уступкам, к компромиссу.
Переживание – форма активности личности, в которой осознается противоречие и идет процесс его разрешения на субъективном уровне.
Подавление – сдерживание страха, проявление которого неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора. Страх блокируется посредством забывания его источника, а также обстоятельств, ассоциативно связанных с ним.
Позиция – идеальное место в системе деятельностей, предписывающее определенный способ видения (восприятия) реальности и определенные способы действия.
Позиция функциональная – место в системе (организации) как целостной структуры, которое соответствует функции, направленной на развитие целого.
Позиция ролевая – позиция, связанная с инициативой и решением принять на себя какую-то общественно-значимую роль в разных ситуациях.
ПОИР (GRIT) (аббревиатура фразы «Постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности») – действия, направленные на снижение международной напряженности.
Понимание – процесс восстановления субъектом смысла сообщения, выделение значимых элементов в таком ракурсе, в таких отношениях и связях, в каких их понимает другой субъект. Понимание возможно в ситуации непонимания. Это процесс нахождения себя в другом и другого в себе.
Понятийная катастрофа – отсутствие понятий для осознания и обозначения новой реальности.
Посредничество – помощь нейтрального человека конфликтующим сторонам в целях урегулирования путем переговоров. Посредник не имеет полномочий выносить или контролировать какое-либо решение. Посредник улучшает коммуникацию и подготавливает условия для выдвижения предложений.
Предконфликтная стадия – это период, в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступить (к таким ресурсам относится, например, информация или материальные ценности, с помощью которых можно воздействовать на соперника).
Предмет конфликта – объективно существующая или мыслимая проблема, являющаяся причиной противоборства сторон.
Предрассудок – ложный взгляд на что-либо.
Предупреждение конфликтов – усилия, которые ориентированы на разработку вопросов, связанных с тем, чтобы не дать конфликтам перейти в вооруженную стадию развития.
Прелиминарии – 1) предварительные переговоры и соглашения, предшествующие полномасштабным договорам; 2) временные решения.
Прессинг – тактический прием на переговорах, связанный с применением угроз или иных видов давления.
Принцип – основа, исходное положение науки, деятельности, мировоззрения.
Принцип «дистрибутивной справедливости» – распределение уступок в зависимости от затрат во время конфликта.
Принцип методологической работы – принцип множественности представлений и знаний, относимых к одному исследуемому объекту и определение выбора, который определяет дальнейшее исследование. Применяется в научной и интеллектуальной деятельности.
Приспособление – стратегия поведения в ситуации конфликта, суть которой состоит в отказе от всяких претензий и полное признание условий, продиктованных лидирующей стороной.
Провокация – действия, активизирующие бессознательные потенциально возможные стереотипные реакции субъекта.
Прогнозирование конфликта – вид деятельности субъекта управления, направленной на выявление причин конфликта в его скрытом развитии.
Проекция – осознанный или бессознательный перенос субъектом собственных мыслей, побуждений и качеств на других.
Пространство – это часть реальности, объединяющая однородные по какому либо признаку объекты и процессы.
Протест общественный – коллективные действия людей, приобретающие манифестационную форму с целью неодобрения тех или иных общественных явлений или поведения лиц.
Профилактика конфликта – это совокупность мер по предупреждению деструктивных форм конфликтов и сохранению социально-позитивных конфликтов, направленных на формирование правового сознания в обществе.
Псевдоконфликт – конфликт, в котором отсутствует осознанный предмет противоречия и столкновение основано на иррациональности.
Психологическая защита – регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, вызванного внутриличностным конфликтом. Психологическая защита выражается в таких защитных механизмах, как: подавление, вытеснение, отрицание, проекция, идентификация и других.
Психологическое влияние – воздействие на состояние, мысли, чувства и действия другого человека с помощью исключительно психологических средств, с предоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие.
Психологическое нападение – удар по чужой психике, нанесённый сознательно или неосознанно, результатом которого является замена одного образа мира на другой.
Психоз – глубокое расстройство психики, проявляющееся в нарушении отражения реального мира, возможности его познания, изменении поведения и отношения к окружающему. Может сопровождаться бредом, помрачением сознания, грубыми нарушениями памяти, мышления, изменениями эмоциональной сферы, бессмысленными и бесконтрольными поступками.
Разрешение конфликта – 1) окончание конфликтного взаимодействия между сторонами; 2) преодоление основного противоречия сторон, являющегося источником (предметом) конфликта, устранение его и на уровне внутренних установок.
Рационализация – нахождение правдоподобных причин для оправдания действий, вызванных подавленными для личности чувствами.
Регрессия – реакция на ответственные ситуации «возвращением» к детским типам поведения, которые на той стадии были успешными.
Регулирование конфликта – вид деятельности субъекта управления, связанной с завершением конфликта.
Релятивизм культурный – подход к другим культурам, согласно которому члены одной социальной группы не могут понять мотивов и ценностей других групп, если они анализируют эти мотивы и ценности в свете собственной культуры.
Ретрофлексия – обращение на себя того, что изначально переживается по отношению к окружающей среде.
Рефлексивное поведение – способ управления, при котором основания для принятия решения передаются одним субъектом другому.
Рефлексия – 1) процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний; 2) В философии – форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; 3)осознание субъектом своего собственного сознания.
Ригидность – отсутствие гибкости в поведении, трудности в перестройке восприятия и представлений в изменившейся обстановке. Выделяют когнитивную, аффективную и мотивационную ригидность.
Саботаж – 1) форма конфликта, при котором одна из сторон применяет противодействие с целью нанесения ущерба интересам противника; 2) намеренный срыв работы путем отказа от нее или умышленно небрежное ее выполнение.
«Салями» – тактический прием на переговорах, суть которого в поэтапном разъяснении своей позиции. Применяется с целью затягивания переговоров и получения максимальной информации о партнере.
Самоопределение – процесс, в результате которого человек осознает свой выбор и берет ответственность за него. Это постоянный риск, в открытом предъявлении своей социальной или профессиональной позиции, без опоры на кого-либо. Это готовность сознательно противостоять окружающим людям, в защите своей позиции. Самоопределившегося человека невозможно обидеть или оскорбить, так как ценностные ориентиры и культурные образцы, которыми он руководствуется, намного опережают общественное мнение, безликое в своей основе.
Саморегуляция – механизм, посредством которого человек обеспечивает централизующую, направляющую и активизирующую деятельность. Это способность непротиворечиво соединять все уровни деятельности и коммуникации.
Самоотстранение – способность вступать в диалог с окружающими.
Сексизм – практика навязывания тому или иному полу подчиненного положения. Сексизм означает также предвзятые установки по отношению к представителям разных полов.
Ситуация – 1) совокупность обстоятельств, создающих ту или иную обстановку, в которой пребывает человек; 2) конфигурация (взаимное расположение или «рисунок») значимых элементов системы в определенный момент ее функционирования и развития. Конфигурация отражает три стороны ситуации: состав ее компонентов; способ их взаимосвязи; их значение и представления для участников ситуации.
Ситуация конфликтная – наличие противоречивых позиций сторон по какому-либо поводу, условие возникновения конфликта.
Ситуациякризисная – ситуация, порождающая дефицит смысла в дальнейшей жизни и деятельности человека или взаимодействия группы людей.
Согласие (консенсус) – 1) общность веры, традиций, целей, точек зрения в отношении ситуации, места, времени или другой группы. Выражается в солидарности и коллективной деятельности; 2) метод принятия решений посредством сотрудничества, достижения принципиального единства мнений.
Сознание патогенное – это наличие мыслей, порождающих болезни и формирующих патологический характер. Отсутствие способности помыслить себя и свое состояние со стороны. Для этого сознания характерна полная включенность субъекта в ситуацию, даже после того как она уже прошла или разрешилась определенным образом. Субъект сохраняет долгое время, а иногда всю жизнь: обиду, ревность, страх, злость, стыд, агрессию и т.п. То есть