Ошибки переговорного процесса: организационные, поведенческие, коммуникативные.

1. Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведение переговоров, разрешения конфликтов. – М., 1995.

2. Каррас Ч.Л. Искусство ведения переговоров. – М., 1997.

3. Кэмп Д. Сначала, скажите «нет»: секреты профессиональных переговорщиков. – М., 2005.

4. Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры. – М., 1993.

5. Мокшанцев Р.И. Психология переговоров. – Новосибирск, 2002. ٭

6. Мастенбрук В. Переговоры. – Калуга, 1993 (электронная версия: http://evolkov.iatp.ru/conflictology/learn_not_altercate.html).

7. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. – М., 1990. (эл. версия: http://ihtik.lib.ru/psychology_28may2006/).

Основная литература:

1. Алешина Ю.Е. Проблемы теории и практики медиации: Личность, общение, групповые процессы: Сб. обзоров. – М., 1991.

2. Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведение переговоров, разрешения конфликтов. – М., 1995.

3. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.-Минск, 2000. ٭

4. Мириманова М.С. Конфликтология. – М., 2003.

5. Мокшанцев Р.И. Психология переговоров. – Новосибирск, 2002. ٭

6. Мастенбрук В. Переговоры. – Калуга, 1993 (электронная версия: http://evolkov.iatp.ru/conflictology/learn_not_altercate.html).

7. Чумиков А.Н. Ведение переговоров: стратегия, коммуникация, фасилитация, медиация. Учебное пособие. – М., 1997.

Дополнительная литература:

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М., 1999, 2004.

2. Белкин А.С., Жаворонков В.Д., Зимина И.С. Конфликтология: наука о гармонии. – Екатеринбург, 1995.

3. Белланже Лионель Переговоры. – СПб., 2002.

4. Вержбицкий А.П. Переговоры и посредничество в условиях конфликта: Системные исследования. Ежегодник 1987. – М., 1988.

5. Герасименко И.Я., Юсупов Р.М. Социометрия конфликта. – М.,1994

6. Гришина Н.В. Давайте договоримся: Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты. – СПб., 1993.

7. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2000.

8. Громова О.Н. Конфликтология: Курс лекций. – М., 2000.

9. Дональдсон М.К., Дональдсон М. Умение вести переговоры для чайников. – Киев М., 1998.

10. Дэна Д. Преодоление разногласий: Как улучшить взаимоотношения на работе и дома. – СПб., 1994.

11. Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу. – Л., 1991.

12. Зайцев А.К. Социальный конфликт. – М., 2001.

13. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликта. – М., 1990.

14. Иванова Е.Н. Эффективное общение и конфликты. – Рига-СПб., 1997.

15. Каррас Ч.Л. Искусство ведения переговоров. – М., 1997.

16. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учебное пособие. – М., 2001.

17. Конфликтология. Под ред. А.С.Кармина. – СПб., 1999.

18. Корнелиус Х., Фрей Ш. Выиграть может каждый. Пер. с англ. – М., 1992.

19. Корен Л., Гудмэн П. Искусство торговаться, или Все о переговорах. Пер. с англ. – М., 1995.

20. Курс ведения переговоров с установкой на сотрудничество. Под ред. Е.Н. Ивановой. – Рига-СПб., 1995.

21. Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры. – М., 1993.

22. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. – Минск, 1986.

23. Мелибруда Е.Я. Я-Ты-Мы. Психологические возможности улучшения общения. – М., 1986.

24. Нергеш Я. Поле битвы стол переговоров. – М., 1989.

25. Ниренберг Д. Маэстро переговоров. – Минск, 1996.

26. Панасюк А.Ю. Как победить в споре, или искусство убеждать. – М., 1998.

27. Поварнин С. И. Искусство спора. – М., 1993 (Вопросы философии. –1990. – № 3; эл. версия: http://ihtik.lib.ru/psychology_28may2006/).

28. Рубин Д., Пруйт Д. Ким С. Х. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение – СПб., 2001.

29. Социальная конфликтология: Учебное пособие. Под ред. А.В. Морозова. – М., 2002. ٭

30. Фишер Р., Эрмель Д. Подготовка к переговорам. – М., 1996.

31. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. – М., 1990 (эл. вер.: http://ihtik.lib.ru/psychology_28may2006/).

32. Ходжсон Дж. Переговоры на равных. – Минск, 1998.

33. Юри У. Преодолевая нет, или Переговоры с трудными людьми. – М., 1993 (эл. версия: http://ihtik.lib.ru/psychology_28may2006/).

Тема 10. Методы исследования и диагностики

Конфликтов

Конфликт изучается для того, чтобы найти эффективные способы его регулирования и разрешения.

Среди общих методов исследования конфликта можно назвать такие, как: системный, историко-генетический подход, методы социологии и психологии. Среди специальных методов применяются такие, как конфликтологическая диагностика, экспертиза и ситуационный метод.

Изучение конфликта предполагает программу конфликтологического исследования. Важнейшими её компонентами являются: в рамках методологической части – обоснование и формулировка проблемы, определение объекта и предмета изучения, постановка цели и задач исследования, логический анализ основных категорий и выдвижение рабочей гипотезы; в рамках процедурной части – составление стратегического плана исследования, поиск и разработка методики анализа конфликтов, сбор, качественная и количественная обработка полученных данных, анализ и объяснение результатов, обоснование и формулировка выводов и рекомендаций.

Методики получения научного знания, которые при этом используются: психологические (например, индивидуальные беседы, методики для выявления внутриличностного конфликта и определения типа поведения людей в конфликтных ситуациях, использование тестов с целью выявления повышенной конфликтности людей); социально-психологические (наблюдение, социометрия, опрос, ретроспективный анализ конфликтов, мониторинг, исследование документов, эксперимент); качественные методы анализа межгрупповых конфликтов (анализ, синтез, индуктивный и дедуктивный, исторический, логический методы и сравнение).

При подготовке к семинарскому занятию, рассмотрите проблемы, связанные с исследованием конфликтов на современном этапе и выясните ряд вопросов. При помощи каких методов анализируются причины и основания конфликта, его последствия? Чем отличается идеографический способ исследования поведения в конфликтной ситуации от номотетического способа? Что такое комплексная диагностика конфликта? Как проводится процедура экспертизы социального конфликта, чтобы оценить достоверность полученной информации и данных о конфликте? Какова логика программы конфликтологического исследования?

1. Уровни изучения конфликтов:

а) фундаментально-теоретический;

б) «теории среднего уровня»;

б) эмпирический.

2. методики моделирования внутриличностной и социальной конфликтности:

а) модульная методика диагностики межличностных конфликтов;

б) ситуационный метод исследования конфликтов;

в) логико-математическое моделирование конфликтов;

г) юридические исследования конфликтных ситуаций, методы диагностики конфликтов, динамики их роста и способов разрешения.

3. Программа конфликтологического исследования:

а) методологические принципы конфликтологического исследования;

б) методика составления исследования;

в) этапы анализа конфликтов.

Темы докладов:

Наши рекомендации