Принцесса, которая не нравилась самой себе

Очень частая проблема подросткового и юношеского возрас­та — дисморфофобия, или, как ее часто называют, комплекс «гад­кого утенка». Это — опасения по поводу своей внешности, как правило, необоснованные и скрываемые. При этом девушка или юноша, которые «не нравятся самим себе», со стороны выглядят самовлюбленными. Очень часто неизжитые трудности такого рода

мешают нормальным человеческим отношениям, делают челове­ка эгоцентричным (не обязательно эгоистичным) и неуверенным в себе. Марина живет в вымышленном мире, не замечает чужих чувств, не верит в них; принятое ею «зелье», заставляя полюбить себя, помогает не думать о себе постоянно и заметить пережива­ния других. Принц Артемий, переживший неверность Элизабет, также способен на сочувствие, а значит, на искреннее чувство. Образ волшебницы показывает опасность пренебрежения чувст­вами других, ранняя старость здесь — символ напрасно прожитой жизни.

Возможные вопросы при анализе сказки:

Что значит «не нравится самой себе?»

Как воспринимали принцессу Марину окружающие ее люди ?

За что фея наказала колдунью? Как можно вести себя, если не разделяешь чужих чувств?

Что значит «гордость» для героини сказки ?

Представьте себе, что оба напитка употреблены так, как было задумано? Что бы вы сказали о чувствах героев в этом случае?

Почему Марина выбрала Артемия ?

Сказка также может быть применена при работе с проблемой непонимания родителями своих детей-подростков и стоящих пе­ред ними проблем. Для иллюстрации этой проблемы приведу почти анекдотический разговор, состоявшийся у меня с одной учительницей — матерью 15-летней девушки.

— Моя дочка почему-то стала стремиться принимать душ каж­дый день, а иногда даже 2—3 раза в день. Я просто не понимаю, что с ней делается!

— В период созревания у подростков бывают различные не­приятные переживания, например, они боятся, что от них плохо пахнет. Ничего нет страшного в том, что она часто принимает душ, но ее необходимо поддержать, чтобы у нее было больше уве­ренности в себе.

— Как?

— Ей важно, чтобы Вы ее хвалили.

— Да я ее хвалю, я говорю, что если она без конца будет мыть­ся с мылом, у нее вообще вся кожа облезет.

На рисунке к сказке принцесса Марина — довольно хоро­шенькая девушка — видит в зеркале не свое отражение, а кривля­ющегося чертенка — олицетворение ее комплекса.

Сказка о странной любви

Это сказка о некоторых любовных заблуждениях, часто встре­чающихся в юности, которые не дают сформироваться зрелому по­ниманию любви, необходимому для полноценного супружества. «Неграмотные в любви», черпающие представление о ней из сери­алов, дамских романов и наблюдений за не всегда удачной семей­ной жизнью близких, принимают за чувство любви симпатию, по­ловое влечение или любопытство, также как настойчивость «парт­нера» может быть понята как доказательство любви с его стороны. Сказка может быть поводом для разговора о различных проявле­ниях любви, о вседозволенности и обязательствах, о новизне, о ра­дости, которую в современном мире часто отождествляют с удо­вольствием (также как сексуальные отношения отождествляют с любовью), и о языках любви. В сказке также присутствует «труд­ная» для разговора с подростками тема однополой влюбленности. Тема особенно трудна для обсуждения сейчас, когда многие сред­ства массовой информации пытаются сформировать представле­ние не только о нормальности, но и об особой привлекательности таких отношений. Если участники группы в результате обсужде­ния этой проблемы подойдут к более взрослому, «грамотному» по­ниманию любви, то это будет общей победой.

При планировании сказкотерапевтических занятий можно предварить анализ этой сказки (или завершить его) играми «Эмо­циональный контакт» или «Рисуем музыку». (См. раздел «Игры».)

Сказка также может быть рассмотрена при подготовке психо­логов, так как волшебница в данной сказке использует различные психотерапевтические подходы.

Возможные вопросы при анализе сказки:

Что означает «неграмотность в любви ?»

Почему Валентина чувствует тяжесть на сердце?

Любовь в представлении Королевы и Волшебницы — это одно и тоже чувство?

Если бы вы оказались на этом турнире, хотелось ли бы вам что-нибудь добавить к словам Королевы или Волшебницы?

Кого бы вы назвали победителем турнира в этой сказке?

Могут ли создать счастливые семьи придворные Королевы Блуж­дающих Сердец ?

Сказка об Эмиле и Эмилии

Эта сказка — об образовании семьи и о первом, самом труд­ном времени ее становления. Сказка написана по просьбе сту­дентов, как сказка, которая не кончается свадьбой.

Очень часты в юношеском возрасте переживания «скуки», тос­ки, пустоты, и тогда наши юные принцы и принцессы ищут влюб­ленности как острых ощущений. Влюбленность героев эгоцентрич­на. Они не готовы оказывать друг другу поддержку, можно сказать, что каждый ищет в другом свое отражение. Испытание, которое выдерживают герои, помогает им понять друг друга, по крайней ме­ре, настолько, чтобы суметь «начать сначала».

Возможные вопросы при анализе сказки:

Проанализируйте первый разговор Эмиля и Эмилии. Можно ли назвать это разговором влюбленных? Слушают ли они друг друга?

Что такое «человек с заколдованным сердцем» ?

Что значит выражение «созданы друг для друга» ?

В том месте сказки, где Эмиль и Эмилия должны начать рисо­вать картины, подумайте вместе, что они могут нарисовать. По­чему?

Как вы думаете, смогут ли Эмиль и Эмилия быть счастливыми

вместе?

Эта сказка может также иллюстрировать проблему «странно­го», не понимаемого в своей семье ребенка.

Рисунок к сказке изображает героев, смотрящих не на прекрас­ный пейзаж и не друг на друга, а в зеркало, что является аллегори­ей «зеркальной», эгоцентрической подростковой влюбленности.

Опыт работы с этой сказкой показывает, что подростковая группа, как правило, «угадывает» поведение героев. Если пре­рвать чтение сказки, то практически всегда в том или ином по­рядке называются картины, которые нарисуют герои. (Это,

на мой взгляд, подтверждает архетипичность сказки.) Попытка работать с этой сказкой во взрослой аудитории (с людьми, имею­щими проблемы в семейной жизни) показала сложности с про­гнозированием чужого поведения, даже заявления, что его «не­возможно предвидеть».

Сказка о капризной принцессе

В этой сказке два основных мотива: во-первых, взаимное непо­нимание отца и дочери, когда принцесса «капризничает», пытаясь добиться внимания отца, а тот отделывается очередной игрушкой, и во-вторых, необходимости уважения к природе, к предметному миру, к реальности вообще.

(На мой взгляд, в природе нет ничего «ненужного»; применение критерия «полезности» к живому опасно и для самого человека.)

Возможные вопросы при анализе сказки:

Почему принцесса капризничает ?

Кто в первую очередь отвечает за беспорядки в Бамдинии ? Прин­цесса ? Король ? Волшебник ?

Можно ли сказать, что в природе есть что-то ненужное, заслужи­вающее уничтожения? Кто должен, на ваш взгляд, это определять?

Как лучше поступать с капризными детьми?

Рисунок к сказке показывает «крайне занятого» отца, отвер­нувшегося от дочки, вместо того чтобы научить ее ответственно­му поведению, и дочку, предающуюся неразумным забавам.

Храбрец, боявшийся тишины

В этой сказке я пытаюсь поговорить об очень важной пробле­ме современной жизни — о боязни встретиться с самим собой. Общение с другими людьми превращается в контакт масок, «иг­ры», если вспомнить Э. Берна. Для того чтобы избежать встречи со своим внутренним миром, со своей душой, можно использо­вать разные методы: не прекращающуюся ни на минуту музыку, лучше громкую, поверхностное, но постоянное общение, ком­пьютер, алкоголь, другие «уводящие от себя» привычки, даже «за­пойное» чтение. Герой сказки, «задетый за живое» пониманием своего страха, решает измениться. Для этого ему необходимы

и помощь более зрелого человека, и способность увидеть свои мыс­ли, представления, фантазии, обнаружив при этом, что они не очень-то ему нравятся, и умение, хотя бы иногда, говорить «нет», и собст­венный кропотливый поиск.

Возможные вопросы при анализе сказки:

Встречались ли вам люди, на которых «наложено такое же за­клятье», как на Тацео?

В чем это выражалось ?

Действительно ли приятели Тацео скучали и беспокоились о нем в его отсутствие?

Какой подвиг героя сказки кажется вам наиболее трудным?

Как вы думаете, в чем должен состоять третий подвиг?

Рисунок к сказке изображает героя во время совершения вто­рого подвига, в лесу, где мысли становятся реальностью. При групповом обсуждении сказки можно попытаться предста­вить, какие мысли героя воплотились в эти фантастические обра­зы. Такое обсуждение может проецировать проблемы группы.

Наши рекомендации