Работа с психотерапевтическими сказками

В ГРУППАХ

Работа с психотерапевтическими сказками в группах несет в себе новые возможности. Группа, анализируя сказку, делает это, обычно более разносторонне, выявляя те оттенки смысла, кото­рые могли бы ускользнуть незамеченными. Работа в группах соб­ственно сказкотерапии и использование сказок в обычных тре-нинговых группах или группах личностного роста должна прохо­дить по-разному.

ГРУППЫ, РАБОТАЮЩИЕ ПОЛНОСТЬЮ ПО МЕТОДУ СКАЗКОТЕРАПИИ

Группа сказкотерапии — это группа, которая уже к моменту начала работы ориентирована на сказки, работу со сказочными сюжетами; мотивацией такой группы часто является интересное врямяпровождение. Такая мотивация до некоторой степени бла­гоприятна, она обеспечивает психологу-сказкотерапевту «кредит доверия», позволяющий ему некоторое время предлагать и сами сказки, и способы работы с ними, и виды анализа. Однако, зада­чи, которые ставит перед собой психолог, не вполне совпадают с задачами, осознающимися группой, и это вносит в работу неко­торые сложности.

Задачи, которые ставит перед собой психолог, диктуют в пер­вую очередь выбор сказок. В ситуации, когда проблемы участни­ков группы не известны психологу, желательно начинать с тех сказок, которые либо содержат в себе несколько проблем, либо работают как прожективные. Для того чтобы не утратить «сказоч-

ного» настроя группы, «разогрев» стоит запланировать легкий, как можно более увлекательный, не требующий интеллектуаль­ных усилий. Для этого можно предложить, например, игры «Лишний стул» или «Волшебная палочка» (см. раздел «Игры»). Чтобы не быть голословной, предложу возможную схему сказ-котерапевтического тренинга личностного роста для подростко­вой группы (15-17 лет) из четырех занятий. (Любая схема доста­точно условна, необходимо откликаться на потребности и осо­бенности группы.)

ПЛАН СКАЗКОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

Первое занятие

Разогревающая» игра

Для «разогрева» и знакомства игру «Лишний стул», которую предлагает психолог, желательно начать с таких фраз, которые не предполагают действия, например:

Сейчас поменяются местами те, кто в жизни не прочел ни одной сказки.

Сейчас поменяются местами те, кто считает, что сказка — это только для детей.

Сейчас поменяются местами все, кто всегда слушается своих родителей.

Затем психолог произносит фразы, значимые для прояснения актуальных потребностей участников группы:

Поменяются местами те, кто верит в то, что чудеса случают­ся не только в сказке.

Поменяются местами те, кто верит в вечную любовь.

Психолог не делает попытки занять место, если хочет пока­зать, что согласен с этими тезисами. Затем желательна фраза, ус­тупающая позицию ведущего, например:

Меняются местами те, у кого есть чувство юмора.

Меняют местами те, кто не считает себя главным в любой ком­пании.

Продолжая игру, психолог старается определить интересы уча­стников группы и их особенности по предлагаемым фразам.

Правила сказочной жизни

Когда игра начинает надоедать группе (это происходит обычно минут через 10), психолог берет стул и предлагает группе продол­жить знакомство, вырабатывая правила сказочной жизни. Они вы­рабатываются примерно также, как правила любой психотерапев­тической группы, и включают, как правило, требования конфи­денциальности, доверия, активности. Кроме того, определяются способы обращения друг к другу. При формулировке правил пси­холог ненавязчиво заботится о том, чтобы правила приобрели под­ходящую для сказочного настроения форму. Например, «Тайна сказочной жизни» — правило неразглашения событий и их обсуж­дения в группе. Правиламогут быть записаны и «обыграны»: спря­таны как групповое сокровище, произнесены как клятва и т. п.

Пропуск в сказку

Выработка правил служит для группы основанием для получе­ния пропуска в сказку. В качестве пропуска могут выступать какие-либо подготовленные заранее предметы для каждого участника, либо общий предмет, например указатель направления, который может поворачиваться в зависимости от задачи и указывать на книгу, на рисунок, на какого-либо члена группы, или на выход из помещения. Управление указателем возлагается на группу, что по­могает психологу отслеживать ее настроение.

Знакомство со сказкой

Читается «Сказка о Принце». Возможно чтение с остановками на ключевых местах сюжета, при которых психолог спрашивает:

Как вы думаете, что сделал Принц ?

И что же Принц увидел ?

Естественно, могут быть любые вопросы по сюжету сказки, а не по ее анализу. Эта сказка заканчивается вопросом: Что же сказала Элизабет?, что помогает сохранить интерес до следую­щей встречи, несмотря на то, что сказка закончена.

Завершающий ритуал

Ритуал, завершающий занятие, может быть любым, но он дол­жен неукоснительно соблюдаться. Это может быть ритуал, свя­занный с указателем направления, волшебной палочкой, вообра­жаемым советчиком и т. п. Нежелательно просто объявлять об окончании времени, хотя и использование волшебного ритуала желательно сделать чуть-чуть ироничным, иначе это может ока­заться неприемлемым для данного возраста.

Второе занятие

Разогрев»

Для «разогрева» необходима короткая игра, так как группа заин­тересована в обсуждении закончившейся вопросом сказки. Мож­но провести игру «Звездочки» (см. раздел «Игры»). Краткое резю­ме игры связывает ее с сюжетом сказки, например: «Иногда очень трудно понять каков ты сам и как найти человека, который дол­жен быть с тобой. Если помните, именно так случилось с Прин­цем — героем нашей сказки».

Анализ сказки

Возможные вопросы, которые могут быть заданы в процессе обсуждения:

Почему Принц ушел из дома?

Как относились к нему близкие?

Почему Принц не мог принять бескорыстную помощь?

Что дало Принцу «ведение сердец» ?

Стал ли Принц взрослым ? Когда ?

Что означает отсутствие в сказке имен и появление их позже?

Почему Принц Артемий не смог принять решение в конце сказки ?

Почему Принц не смог приобрести друзей по дороге в город Амо-рель? ,

Что же сказала Элизабет?

Желательно, чтобы каждый участник группы мог высказать свое мнение, а также, чтобы мнения не подвергались критике, а за­интересованно выслушивались и развивались.

Наши рекомендации