Лекция 10: СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНО – ИСТОРИЧЕСКАЯ

ПСИХОЛОГИЯ. ПСИХОТЕХНИКА.

Вопросы лекции:

Социальный эволюционизм Г. Спенсера.

Э. Дюркгейм: коллективные представления.

В. Дильтей: концепция ценностей.

Психотехника.

Социальный эволюционизм Г.Спенсера. Английский философ и социолог Герберт Спенсер являлся одним из основателей философии позитивизма. Основой позитивистской науки он хотел сделать эволюционизм.

Рассматривая роль психики в эволюции человека, Спенсер утверждал, что психика является механизмом адаптации человека к среде.

Спенсер распространил законы эволюции не только на психику, но и на социальную жизнь. Он считал, что человек приспосабливается не только к природному, но и к социальному окружению. Поэтому вместе с развитием человеческого общества развивается психика человека.

Одним из первых Спенсер попытался сравнить психологию дикаря и современного человека. В своих сочинениях он делает подробный обзор религиозных представлений, обрядов, нравов и обычаев народов, стоящих на более низких ступнях развития. По результатам этих исследований Спенсер делает вывод о том, что у современного человека более развито мышление, в то время как у дикаря сильнее развито восприятие. В то время эти выводы были достаточно нетрадиционны.

Хотя эволюционно-биологический подход вскоре обнаружил свою несостоятельность, он оказал большое влияние на этнопсихологию, социологию и социальную психологию.

Э. Дюркгейм: коллективные представления. Французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917) задался целью изучить, как социальные факторы представлены в сознании человека.

Основная его посылка состояла в том, что идеологические факты – это своего рода “вещи”, которые ведут самостоятельную жизнь, независимую от индивидуального ума. Они существуют в общественном сознании в виде “коллективных представлений”, которые принудительно навязываются индивидуальному уму обществом.

Дюркгейм попытался “очистить” социологию (и психологию) от психологизма – тенденции сведения всех социальных фактов к феноменам психики. Он разработал свою программу социологических исследований, ориентированную на изучение идеологических явлений и продуктов в различных общественно-исторических условиях.

Таким образом, Дюркгейм противопоставляет индивидуальную психику социальной жизни, отрывает их друг от друга. Это явилось слабой стороной концепции Дюркгейма. С другой стороны, его концепция способствовала внедрению идеи первичности социального по отношению к индивидуальному. Эта позиция Дюркгейма, основанная на анализе конкретно-исторических явлений, ярко противостояла другим социально-психологическим концепциям конца XIX – начала XX вв. – концепции ценностей В. Дильтея и теории инстинктов У. МакДугалла.

В. Дильтей: концепция ценностей. Немецкий философ Вильгельм Дильтей выступил с проектом создания новой психологии, ориентированной на науки о природе. Она должна была стать “описательной” и “расчленяющей” наукой.

Дильтей противопоставил свою “описательную психологию” нарождающейся экспериментальной “объяснительной психологии”. Он требовал отказаться от построения гипотез о механизмах “внутренней жизни”, т.к. они, по мнению Дильтея, являются источником неверных толкований и споров между психологами. Вместо объяснения Дильтей предлагает описание; расчленение предлагается вместо конструирования схем.

Специфика душевных проявлений, согласно Дильтею, заключается в наличии нераздельно внутренне связанных структур и целесообразности развития. Эти черты связываются Дильтеем с исторической жизнью человека и общества, которую отличает воплощение переживаний в произведениях культуры.

В центр истории Дильтей ставит переживание. Оно выступает не в виде элемента сознания, а в виде внутренней связи, соединяющей сознание и духовные продукты. Тем самым индивидуальное сознание соотносилось с миром социально-исторических ценностей. Поэтому переживание, по мнению Дильтея, невозможно объяснить, его возможно лишь “понять, постигнуть”. Поэтому психология Дильтея – это понимающая психология.

Понимающая психология соединяла структуру отдельной личности с духовными ценностями, создаваемыми народом, формами культуры. Опираясь на эту идею, ученик Дильтея Э.Шпрангер попытался объяснить поведение человека в соответствии с основными областями культуры: человека теоретический, экономический, эстетический, социальный, религиозный и т.д.

Психотехника. Психотехника – это использование психологии в экономике и промышленности. В 80-е гг. XIX в. американский инженер Ф. Тейлор разработал систему интенсификации труда для различной организации производства. Научная организация производства, проектирование трудовых процессов требовали точных знаний о нервно-психическом потенциале работников и возможностях его эффективного использования.

Далее диапазон применения психотехники только расширялся. Предпринимаются попытки определить оптимальную продолжительность рабочего времени; исследуется процесс утомления, создаются методы анализа профессий и профессиональной пригодности.

Приобретает популярность профориентация. Здесь пионеров выступил Парсон, организовавший в Бостоне первое профбюро. В задачи бюро входили ознакомление человека со своими индивидуально-психическими свойствами, ознакомление с требованиями, предъявляемыми со стороны различных видов деятельности и выдача грамотных рекомендаций.

Широкий план применения психотехники был разработан Г. Мюнстербергом. Он рассматривал вопросы научного руководства предприятием, профотбора и профориентации, приспособления техники к психическим возможностям человека и другие факторы повышения производительности труда рабочих. Мюнстерберг установил связи с американскими промышленными корпорациями и проводил серии лабораторных исследований кандидатов на ту или иную должность. С другой стороны, в своей лаборатории Мюнстерберг попытался определить требования, предъявляемые к психологическим качествам работника со стороны деятельности. Например, для изучения деятельности вагоновожатого он создал модель (карту), изображавшую в виде символов поле восприятия и действия вагоновожатого.

Во всех этих работа можно заметить одну общую характерную черту: в качестве исходной бралась задача, выдвинутая практикой; затем моделировалась жизненная ситуация, которую следовало оптимизировать. Здесь видно, что, находясь в зависимости от теоретических и экспериментальных ресурсов общей психологии, психотехника изменяет характер теории и эксперимента “материнской” науки, т.е. происходит переход от искусственных условий обычной лаборатории к моделированию естественных условий деятельности. Таким образом, психотехника способствовала изменению старых объяснительных схем и методов науки.

Наши рекомендации