ГлаваI.Агрессиякакпсихологическая проблема

КУРСОВАЯРАБОТАПОПЕДАГОГИКЕ

ИПСИХОЛОГИИ

Тема:Психологическаяхарактеристикаагрессивностистаршеклассников.

Выполнила:студентка1курса
заочнойформыобучения
направление«Дизайн»Профиль:«Графическийдизайн»
гр.ЗФ-111/203-3-10р

КолодинаВалентинаАлексеевна


Научныйруководитель:
СавельеваО.П.

Челябинск–2017

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..
ГлаваI.Агрессиякакпсихологическаяпроблема………..................…………………………………………………  
1.1.Основныетеоретическиенаправлениявописанииагрессии.............
1.2.Факторыагрессии,еёвидыимеханизмдействия…………………...
ГлаваII.Психологическиеособенностиагрессивностистаршеклассников…………………………………………………………..  
2.1.Причинывозникновенияагрессиивподростковомвозрасте…….…
2.2.Агрессивностьподростковвколлективесверстников……………...
ГлаваIII.Изучениеагрессивногоповедениястаршеклассников..............
3.1.Целиизадачиисследования…………………………………………...
3.2.Методикаисследования………………………………………………..
3.3.Результатыисследования……………………………………………...
Заключение…………………………………………………………………
Библиографическийсписок………………………………………………..
Приложения…………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

Агрессивноеповедениеодинизцентральныхвопросовпониманиячеловеческойприроды.Поведениевдетстве,вподростковомвозрастепозволяет,зачастую,довольнонадежнопредсказыватьповедениевзрелыегоды.Изучениевлиянийнастановлениеагрессивностинеобходимодляразработкимер,приемовпоеёпредотвращению.

Повышеннаяагрессивностьсовременныхподростковявляется
однойизнаиболееострыхпроблемнетолькодляпедагогови
психологов,ноидляобществавцелом.Нарастающаяволна
подростковойпреступностииувеличениечисланесовершеннолетних,склонныхкагрессивнымформамповедения,выдвигаютнапервыйпланзадачуизученияпсихологическихусловий,вызывающихэтиопасныеявления[39].Достаточноважнымизучениеагрессииявляетсявподростковомвозрасте,когдаэтачертанаходитсявстадиисвоегостановленияикогдаещёможнопредпринятьсвоевременныекорригирующиемеры.

Впроцессеразвитияребенкавыделяютнескольковозрастныхкризисов,иоднимизсамыхтяжелыхсчитаетсяподростковыйкризис.Какизвестно,общениеявляетсяведущейдеятельностьюподростков,вкоторойформируютсявсеважнейшиеновообразованияподростковоговозраста,закладываютсяосновныечертызрелойличности.

Какправило,ребеноквэтомвозрастепосещаетшколу,т.е.включенвтакуюмалуюгруппу,какшкольныйкласс.Изучениевзаимоотношенийиобщениявнутрималыхгруппимеетзначительнуютрадициювпедагогическойисоциально-педагогическойнауках.Так,большойвкладвизучениедетскихколлективоввнеслитакиеисследователи,какД.Б.Эльконин,Я.Л.Коломинский,А.А.Реан,Л.И.Божовичимногиедругие.Исследованияпедагоговипсихологовпоказали,чтоподростокстремитьсянайтисвоеместовколлективе,ичтоэтоположениевзначительнойстепенивлияетнаформированиееголичности.Проблемавзаимодействияличностиигруппыимеетважноепрактическоезначениедляобучения,воспитания.

Большоезначениедляпоявленияипроявленияагрессивностивподростковомвозрастеимеетколлективсверстников(состороныгруппысверстниковкподросткупредъявляютсяразличныетребования,ионможетинеиметьадекватныхсредствобщенияиагрессивнореагироватьпоотношениюкданнойгруппе)[21].Т.о.,большоезначениеимеетиотношениеподросткаксверстнику;этоотношениеможетвызыватьагрессиюксверстникуиможетбытьсвязаносиндивидуальнымиособенностями(ихспектроченьширок).Коллективсверстниковважендлядальнейшегоразвитияподростка.

Теилииныеформыагрессиихарактерныдлябольшинстваподростков(инетолькоподростков,ноивзрослых,зрелыхличностей,речьидет,преждевсего,обагрессии,котораяноситзащитныйхарактер).Однакоизвестно,чтоуопределеннойкатегорииподростковагрессиякакустойчиваяформаповедениянетолькосохраняется,ноиразвивается,трансформируясьвустойчивоекачестволичности.Витогеснижаетсяпродуктивныйпотенциалподростка,сужаютсявозможностиполноценнойкоммуникации,деформируетсяеголичностноеразвитие.Агрессивныйребенокприноситмассупроблемнетолькоокружающим,ноисамомусебе.[27]

Впоследниегодынаучныйинтерескпроблемам,впервуюочередь,детскойагрессивностисущественновозрос;этимипроблемамизанимаютсяАлфимоваМ.В.,ТрубниковВ.И.,ДубинкоН.А.;СмирноваЕ.О.,ХузееваГ.Р.идр.Однако,несмотряназначительноеколичествоисследованийимонографий,посвященныхэтойтематике,ключевыевопросы,связанныесприродойагрессии,остаютсяоткрытыми(этоотмечаютиБэронР.,иРичардсонД.,иМайерсД.идр.).Ученыеразныхнаправленийпредлагалиипредлагаютразличныеподходыкопределениюсущностиагрессивногоповедения,егопсихологическихмеханизмов(Фрейд,Лоренц,Миллер,Зильман,Берковитц,Доллард,Бандураидр.)[20].

Многочисленныеспециалистыпопсихологииобъективнофиксируют,точтообагрессивностиневозможнорассуждатьтолькосогласноеенаружнымпроявлениям,следуетпониматьеемотивыисопутствующиеейпереживания.Совместносэтимвосновноймассеисследованийвыявляетсяиописываетсялишьстепеньагрессивногоповеденияи,оказывающиебольшоевлияниевнего,факторы.Средиэтихфакторовобычновыделяютсяособенностисемейноговоспитания(Эрон,Хьюсман,Паттерсон,КлюеваН.В.,КасаткинаЮ.В.идр.),моделиагрессивногоповедениянателеэкране(Паттерсон,Литтман,Уильям,Бандура,Либерт,Бэрон,Уолдеридр.)илисосторонысверстников(Хаскинс,Белски,Штейнбергидр.),уровеньфрустрации(Берковитц,Миллер,Доллард,Басе,Тейлор,Пизано,Джинидр.)ипр.[51,66]Однакоочевидно,чтовсеэтифакторывызываютагрессивноеповедениедалеконеувсехподростков,атолькоуопределеннойчасти.Воднойитойжесемье,всходныхусловияхвоспитаниямогутвырастатьразныепостепениагрессивностидети.

Можнополагать,чтоужевподростковомвозрастесуществуютопределенныевнутренниепредпосылки,способствующиепроявлениюагрессии.По-видимому,подростки,склонныекнасилию,существенноотличаютсяотсвоихмиролюбивыхсверстниковнетолькопоповедению,ноипосвоимпсихологическимхарактеристикам[49].Однакокомплексногоисследованияпсихологическихособенностей,лежащихвосновеподростковойагрессивностиидающихпредставлениеопсихологическойприродеэтогоявления,намобнаружитьнеудалось.

Всвязисовсемвышесказанным,изучениепсихологическихособенностейагрессивностиподростковвколлективесверстниковстановитсявсеболееактуальным.

Цельисследования:датьповозможностиполнуюпсихологическуюхарактеристикуагрессивногоповедениястаршеклассниковвшколе.

Объектисследования:старшиеподросткивколлективесверстников(школьникистаршихклассов).

Предметисследования:психологическаяхарактеристикаагрессивностистаршеклассников.

Всоответствиисцелью,предметомисследованияставилисьирешалисьследующиезадачиисследования:

1. Изучитьпедагогическуюипсихологическуюлитературуподаннойпроблеме.

2. Определить,чтопредставляетсобойагрессивностьчеловека
(вподростковомвозрасте,вчастности),какиефакторывлияютнаеёвозникновениеиразвитие.

3. Выяснитьпричинывозникновенияимеханизмдействияагрессииуподростков

4. Определитьосновныеособенностиподростковоговозрастаиихвлияниенапоявлениеагрессивногоповедения

5. Выявитьфакторы,влияющиенаподростковуюагрессию

6. Предложитьтехнологиииметодыпрофилактикиикоррекцииагрессивногоповеденияуподростков

Практическаязначимостьисследованиясостоитвтом,чторезультатыпрактическогоисследованиямогутбытьиспользованы:

1. Студентамидляповышенияпрофессиональнойкомпетентности.

2. Учителями,работающимисдетьмисреднейистаршейшкольнойгруппы.

3. Социальнымипсихологами,длявыявленияагрессиииеекоррекции.

Разрушение Сохранение

2 n7vvh4/YPz1HpS4vxrtbEBHH+BeGX31Wh5Kd9u5IJohOQXq9ZPWoYDbPQHAgXaS82DN9kYEsC/m/ QfkDAAD//wMAUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhALaDOJL+AAAA4QEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtD b250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAOP0h/9YAAACUAQAACwAAAAAAAAAAAAAA AAAvAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEA9PBoXTMCAABZBAAADgAAAAAAAAAAAAAA AAAuAgAAZHJzL2Uyb0RvYy54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEATt6DseAAAAAJAQAADwAAAAAAAAAA AAAAAACNBAAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA8wAAAJoFAAAAAA== "> Танатос Я Эрос

Изменениенаправленияэнергии

Целиизадачиисследования

Цельисследования:датьповозможностиполнуюпсихологическуюхарактеристикуагрессивногоповедениястаршеклассниковвшколе.

Гипотезаисследования:проявлениеихарактеристикаагрессивностивконфликтнойситуациистаршеклассников,обучающихсявклассахсуглубленнымизучениемпредмета,имеетсвоиособенностипосравнениюспроявлениемагрессивностииповедениемвконфликтнойситуациистаршеклассников,обучающихсявобщеобразовательныхклассах.

Задачиисследования:

1. Изучитьпедагогическуюипсихологическуюлитературуподаннойпроблеме.

2. Определить,чтопредставляетсобойагрессивностьчеловека
(вподростковомвозрасте,вчастности),какиефакторывлияютнаеёвозникновениеиразвитие.

3. Выяснитьпричинывозникновенияимеханизмдействияагрессииуподростков

4. Определитьосновныеособенностиподростковоговозрастаиихвлияниенапоявлениеагрессивногоповедения

Базаисследования:ИсследованиепроводилосьнабазеМОУСОШ№12(г.Вологда)иМОУСОШ№1.Внемпринялоучастие60учениководиннадцатыхклассов.1группа—11классМОУСОШ№12(г.Вологда);2группа-11классМОУСОШ№1.

Методикаисследования

ВпервоначальныйстадииисследованиябылапримененаметодикаЛ.Г.Почебут.ОпросникЛ.Г.Почебутобнаруживаетобычнуюформупроявленияагрессивности.Учащимсяследуетбылооценить40приведенныхдалееутверждений.Формаопросникапредставленавприложении1.

Агрессивноедействие,надиагностикукоторогоориентированаметодика,можетбытьпричисленокоднойилинесколькимиз5шкал.

Вербальнаяагрессия(ВА)–индивидвербальновысказываетсвоевраждебноеотношениекиномучеловеку,применяетсловесныеоскорбления.

Физическаяагрессия(ФА)–человеквысказываетсобственнуювраждебностьсогласноотношениюкдругомучеловекусприложениемфизическойсилы.

Предметнаявраждебность(ПА)–человеквымещаетсвоюагрессиюнанаходящихсявокругегопредметах.

Эмоциональнаявраждебность(ЭА)–улицаобразуетсяэмоциональноеотчуждениеприобщениисдругимчеловеком,сопровождающеесянедоверчивостью,враждебностью,антипатиейилинедоброжелательностьюпоотношениюкнему.

Самоагрессия(СА)–индивидникакненаходитсявобществеигармонииссобою;унегоотсутствуютлибоослабленымеханизмыпсихологическойзащиты;оноказываетсябеспомощнымвагрессивнойсреде.

Приобработкеитоговдиагностикиустанавливаетсяуровеньагрессивностиистепеньадаптивностиреспондента:

-суммируютсясовпадениясключомполюбойиз5шкал.Вслучаееслисовокупностьсовпаденийвыше5,данноеозначаетвысокуюстепеньагрессивностииневысокуюстепеньадаптивностипошкале.Совокупностьбалловот3вплотьдо4отвечаетсреднейстепениагрессиииадаптированности.Суммабалловс0до2обозначаетнизкуюстепеньвраждебностиивысокуюстепеньадаптированностиподанномувидуповедения;

-суммируютсяпоказателиповсемшкалам.Вслучаееслисуммапоабсолютновсемшкалампревышает25баллов,данноеозначаетобщуювысокуюстепеньагрессивностилица,егонизкиеадаптационныевозможности.

Совокупностьбалловс11вплотьдо24сooтветствуетсреднемууровнюагрессивностииадаптированности.Суммабалловс0до10обозначаетнизкуюстепеньвраждебностиизначительнуюстепеньадаптированногоповедения.

На2-ойстадииизучениябылиспользованТест-опрoсникК.Томаса,какойдаетвозможностьраскрытьстильповедениявостроконфликтнойситуации.Тест-опросникТомасанетолькодемoнстрируетстандартнуюреакциюнаконфликт,однакоипоясняет,вкакойстепенионаэффективнаицелесообразна,акрометогопредоставляетданныеодругихметодахразрешенияконфликтнойситуации.Манерыдействиявконфликте,которыеобнаруживаютсяспомощьюметодики,обладаютпоследующиехарактеристики:

-манерапредотвращенияреализуетсявтакомслучае,еслинеотстаиваютсясвоиправа,неимеетсясовместнаяработасцельювыработкирешениятрудностилибопопростуизбегаетсярешениеинцидента.Данныйобразприменяетсятогда,еслизатрагиваемаяпроблеманестользначимадлясамоголица,еслинеимеетсястремлениятратитьсилывеёрешениелибоеслионнаходитсявбезнадежномпoлoжении.Данныйобразрекомендуетсятакжевтехслучаях,еслииндивидощущаетсебянеправымипредвидитправотудругоголицалибоеслиинойвладеетбольшейвластью.Всеэто-значительныеоснованиядлятого,чтобыникакнеотстаиватьсвоюпозицию.Индивиднесоздаетпопытокудовлетворитьличныеинтересылибокругинтересовдругоголица.Взаменданногоонудаляетсяотпроблемы,пренебрегаяеё,перелагаяобязанностьзаеёрешениенадругого,достигаяотсрочкирешениялибоприменяядругиеспособы;

-стильуклоненияможетбытьоптимальнымвтехвариантах,еслиодинчеловекдолженконтактироватьснепростымчеловекомиеслинетзначительныхоснованийпродлеватьконтактысним.Данныйаспектспособенявлятьсяполезнымкрометого,вслучаеесликто-тостремитсяпринятьрешение,однаконикакнезнает,чтопредпринять,иосуществлятьданноерешениесейчасженетнадобности.Данныйстильподойдеттакжедлятехситуации,когдаощущается,чтодлярешенияконкретнойтрудностичеловекнеобладаетдостаточнойинформацией.Невзираянато,точтонекоторыемогутпосчитатьстильуклонениябегствомоттрудностейиотответственности,анерезультативнымподходомкразрешениюконфликтов,вреальностиуходилиотсрочиваниеимеютвсешансыбытьвполнеоптимальнойиконструктивнойреакциейнаостроконфликтнуюобстановку;

-стильприспособленияхарактеризуетчеловека,которыйдействуетвместесдругим,никакнестараясьотстаиватьсобственныезаинтересованности.Применяетсяданныйстиль,еслирезультатделавесьмаважендлядругоголицаинеоченьсуществендлянассамих.Данныйобразможетбытьполезенкрометоговтехмоментах,вкаковыхнельзязавоеватьверх,таккакдругойчеловеквладеетогромнойвластью;подобнымспособом,другойуступаетисмиряетсястем,чегожелаетсоперник.Таккак,применяяданныйподход,мыоткладываетесвоиинтересывсторонку,топравильнеепоступать,такимспособом,тогда,когданашвкладвэтомслучаеникакнеоченьвеликилиеслимыосуществляемнеоченьзначительнуюставкувположительноедлянасразрешениетрудности.Данныйобразнеобходимоприменятьтогда,есличеловекощущает,точто,немногоуступая,утрачиваетмало.Либожевозможнообратитьсяктакойстратегии,вслучаеесливэтотмоментследуетнесколькосмягчитьситуацию,адалеевозвратитьсякданномувопросуизащититьсвоюпозицию;

-стильсотрудничествасвойственендлячеловека,которыйстремительнопринимаетучастиевразрешенииконфликта,изащищаетсобственныеинтересы,однакоусердствуетприэтомсодействоватьсдругим.Данныйобразпотребуетнаиболеедлительнойработыпосравнениюсмножествоминыхподходовкконфликту.Но,вслучаееслиимеетсявремяиразрешениетрудностиобладаетдостаточноважноезначение,втакомслучаеэтонеплохойметодотыскиваниявзаимовыгодногорезультатаиудовлетворениезаинтересованностейвсехсторон.Совместнаяработасчитаетсядружественным,разумнымраскладомкзаключениюзадачиопределенияиудовлетворениезаинтересованностейобеихсторон.Ноэтопотребуетопределенныхстараний.Этидвестороныобязаныотметитьнаэтонекотороевремя,иониобязаныобладатьспособностьюобъяснитьсобственныежелания,выразитьсобственныепотребности,слушатьдругдругаидалеевыработатьдругиевидыирешениятрудности.Отсутствиеодногоизэтихкомпонентовсоздаеттакогородааспектмалоэффективным.Совместнаяработасредипрочихстилейсчитаетсянаиболеесложным,однакоондаетвозможностьсформироватьболееудовлетворяющееобесторонырешениевнепростыхизначимыхконфликтныхмоментах;-стилькомпромиссахарактеризуетсяэтим,точточленыинцидентанемногоуступаюттоварищдругувсвоихинтересах,длятогочтобыудовлетворитьихвоставшемся.Инаясторонаделаеттожесамое.Данноепроисходитсцельютого,чтобыобмениватьсяуступкамииторговатьсясцельюразработкипримирительногорешения.Однакокомпромиссноерешениедостигаетсянаболееповерхностномуровнепосравнениюссовместнойработой;одинуступаетвчем-то,инойиндивидтакжевчем-тоуступаетивследствииониимеютвсешансыпридтикединомузаключению.Нетсмысланаходитьскрытыепотребностииинтересыкаквслучаеприменениястилясотрудничества.Рассматриваетсятольколишьто,точтозаявляютдругдругуособственныхжеланияхчленыконфликта.Стилькомпромиссаболеерезультативенвтехвариантах,еслиобществожелаютодногоитогоже,однакопонимают,точтовтожевремяэтоневозможно.Компромиссноерешениезачастуюсчитаетсяуспешнымотступлениемилидажепоследнейвозможностьюпридтиккакому-торешению.Возможноподобратьданныйподходссамогоначала,еслииндивидневладеетнеобходимойвластьюдлятого,чтобыдостичьожидаемого,вслучаееслисотрудничествоневозможно,ивслучаееслиниодинчеловекнежелаетодностороннихуступок.ИнструкциякопросникуК.Томаса,направленномуввыявлениеотличительныхчертповедениявостроконфликтнойситуации,представленавприложении2.Далеестанетпредставленанализиобъяснениерезультатовисследования.

Итогиисследования

СподдержкойметодикиЛ.Г.Почебутмывыявилиуровеньагрессивностииадаптивностистаршеклассников,обучающихсявклассе.Индивидуальныеитогикаждогореспондентасуммировалисьирассматривалисьвсоотношениетомуилииномууровнюагрессивности.Далееподсчитывалосьчислоподростков,вступающихвсоставгруппстойилиинойстепеньювраждебностииадаптивности.Анализдиаграммыдаетвозможностьсказатьоэтом,точтоу77%учениковвыявляетсяпосредственнаястепеньагрессивностииадаптивности,у13%существуетвысокаястепеньвраждебностиинизкаястепеньадаптивности,у10%существуетневысокаяуровеньвраждебностиивысокаястепеньадаптивности. ГлаваI.Агрессиякакпсихологическая проблема - student2.ru

Диаграмма2.1

Результатыподсчетаколичествашкольников,составившихгруппыстойилиинойстепеньюагрессивностииадаптивности(11классМОУСОШ№1,суглубленнымизучениемпредмета,методикаЛ.Г.Почебут(%))

Далееуточняласьпреобладающаяформапроявленияагрессивностипопредложеннымвметодикешкалам:вербальнаяагрессия(ВА);физическаяагрессия(ФА);предметнаяагрессия(ПА);эмоциональнаяагрессия(ЭА);самоагрессия(СА).Результатырасчетовпредставленывдиаграмме2.2.

ГлаваI.Агрессиякакпсихологическая проблема - student2.ru

Диаграмма2.2.

Результатыподсчетаколичествашкольников,вошедшихвгруппыспреобладаниетойилиинойформыпроявленияагрессивности(11классМОУСОШ№1суглубленнымизучениемпредмета,методикаЛ.Г.Почебут(%))

Такимобразом,мывидим,чтоуучащихся11классаМОУСОШ№1ссуглубленнымизучениемпредметаприсутствуютразныепреобладающиеформыпроявленияагрессивности.Большевсегопроявляетсятакиеформыагрессивногоповедения,каксамоагрессия(13человек–43%),т.е.такиеучащиесяненаходятсявмиреисогласииссобой,унихотсутствуютилиослабленымеханизмыпсихологическойзащиты,такиелюдиоказываютсябеззащитнымивсоциальнойсреде.

У8человек(27%)вклассебылавыявленавербальнаяагрессия,т.е.человеквербальновыражаетсвоеотношениекдругомучеловеку,используетсловесныеоскорбления.У7человек(23%)выявленафизическаяагрессия,т.е.такиеученикивыражаютсвоюагрессиюпоотношениюкдругимлюдямсприменениемфизическойсилы.У5человек(17%)выраженапредметнаяагрессия,т.е.человексрываетсвоюагрессиюнаокружающихегопредметах.У3учащихся(10%)ярковыраженаэмоциональнаяагрессия,т.е.учеловекавозникаетэмоциональноеотчуждениеприобщениисдругимчеловеком,сопровождаемоеподозрительностью,враждебностью,неприязньюилинедоброжелательностьюпоотношениюкнему.

ТакжеспомощьюметодикиЛ.Г.Почебутмывыявилистепеньагрессивностииадаптивностистаршеклассников,обучающихсявобщеобразовательномклассе.Индивидуальныерезультатыкаждогореспондентасуммировалисьирассматривалисьнасоответствиетомуилииномууровнюагрессивности.Результатырасчетовпредставленывдиаграмме2.3.

Такимобразом,у(83%)учащихсяобнаруживаетсясредняястепеньагрессивностииадаптивности,у(7%)присутствуетвысокаястепеньагрессивностиинизкаястепеньадаптивности,у(10%)присутствуетнизкаястепеньагрессивностиивысокаястепеньадаптивности.

ГлаваI.Агрессиякакпсихологическая проблема - student2.ru

Диаграмма2.3.

Результатыподсчетаколичествашкольников,составившихгруппыстойилиинойстепеньюагрессивностииадаптивности(11классаМОУСОШ№12пометодикеЛ.Г.Почебут(%))

Далееуточняласьпреобладающаяформапроявленияагрессивностипопредложеннымвметодикешкалам:вербальнаяагрессия(ВА);физическаяагрессия(ФА);предметнаяагрессия(ПА);эмоциональнаяагрессия(ЭА);самоагрессия(СА).Результатырасчетовпредставленывдиаграмме2.4.

ГлаваI.Агрессиякакпсихологическая проблема - student2.ru

Диаграмма2.4.

Результатыподсчетаколичествашкольников,вошедшихвгруппыспреобладаниетойилиинойформыпроявленияагрессивности(11классаМОУСОШ№12пометодикеЛ.Г.Почебут(%))

Вданномслучаемывидим,чтоуучащихся11классаприсутствуютразныепреобладающиеформыпроявленияагрессивности.Большевсегопроявляетсятакаяформаагрессивногоповедения,каквербальнаяагрессия(14человек–47%),т.е.человеквербальновыражаетсвоеотношениекдругомучеловеку,используетсловесныеоскорбления.У8человек(26%)вклассебылавыявленапредметнаяагрессия,т.е.человексрываетсвоюагрессиюнаокружающихегопредметах.У4человек(13%)выраженасамоагрессия,т.е.такиеучащиесяненаходятсявмиреисогласииссобой,унихотсутствуютилиослабленымеханизмыпсихологическойзащиты,такиелюдиоказываютсябеззащитнымивсоциальнойсреде.У4человек(14%)выявленафизическаяагрессия,т.е.такиеученикивыражаютсвоюагрессиюпоотношениюкдругимлюдямсприменениемфизическойсилы.

Подводяитоги,можемсказать,чтовходеходеэкспериментальнойработыбылииспользованыопросникЛ.Г.Почебутитест-опросникК.Томаса.Данныеметодикибылипримененысцельювыявленияобычнойформыпроявленияагрессивностиистиляповедениявконфликтнойситуации.Напервомэтапеэкспериментальнойработынамибылоуточнено,чтоу(13%)старшеклассников,обучающихсявклассахсуглубленнымизучениемпредмета,присутствуетвысокаястепеньагрессивностиинизкаястепеньадаптивности,аустаршеклассников,обучающихсявобщеобразовательныхклассахвсегоу(7%)присутствуетвысокаястепеньагрессивностиинизкаястепеньадаптивности.Преобладающейформойпроявленияагрессивностиустаршеклассников,обучающихсявклассахсуглубленнымизучениемпредметаявляется«самоагрессия»,аустаршеклассников,обучающихсявобщеобразовательныхклассах,преобладающейформойпроявленияагрессивностиявляется«вербальнаяагрессия».НавторомэтапеэкспериментальнойработыспомощьюметодикиК.Томасамыизучалистильповедениявконфликтнойситуацииустаршеклассников,обучающихсявклассесуглубленнымизучениемпредметаистаршеклассников,обучающихсявобщеобразовательномклассе.Намибылоуточнено,чтоустаршеклассников,обучающихсявклассесуглубленнымизучениемпредметапреобладаеттакойстильповедениявконфликтнойситуации,как«соперничество»,аустаршеклассников,обучающихсявобщеобразовательномклассепреобладающимстилемповедениявконфликтнойситуацииявляется«приспособление».Отличиямеждустаршеклассникамиобеихшколпостилюповедениявконфликтнойситуациистатистическинезначимы.Можносказать,чтовобоих11классахчащевсегоиспользуютсястиль«соперничество»и«приспособление»отучастиявконфликте,что,несомненно,оказываетнегативноевлияниенасоциально-психологическийклиматвгруппе,поэтомуситуацияздесьможетотличатьсявысокойконфликтность.

Заключение

Исследователирассматриваютконфликтноеповедениястаршеклассниковкаксложное,интегральноеимногоуровневоеобразование,детерминированноемногимииразнымифакторами,втомчислеразнохарактернымиличностнымиособенностямииособенностямидеятельностиучастниковконфликта.Данныеособенностиспособствуютпроявлениюразныхформконфликтногоповедения,обусловливающих,всвоюочередь,стильитактикуповедениявконфликтнойситуации.Входеэкспериментальнойработыбыловыявлено,чтоучастистаршеклассников,обучающихсявклассесуглубленнымизучениемпредмета,присутствуетвысокаястепеньагрессивностиинизкаястепеньадаптивности(13%).Преобладающейформойпроявленияагрессивностивгруппестаршеклассников,обучающихсявклассесуглубленнымизучениемпредмета,является«самоагрессия».Участистаршеклассников,обучающихсявобщеобразовательномклассе,присутствуетвысокаястепеньагрессивностиинизкаястепеньадаптивности(7%).Преобладающейформойпроявленияагрессивностивгруппестаршеклассников,обучающихсявобщеобразовательномклассе,является«вербальнаяагрессия».Посколькувитогеосуществленногоэкспериментальногоисследованиябылоустановлено,чтопроявлениеагрессивностистаршеклассников,обучающихсявклассахсуглубленнымизучениемпредмета,имеетсвоиособенностипосравнениюспроявлениемагрессивностистаршеклассников,обучающихсявобщеобразовательныхклассах,гипотезуможносчитатьчастичноподтвержденной,исследованиезавершенным.

Практическаязначимостьисследования:знаниеособенностейпроявленияагрессивностииповедениявконфликтныхситуацияхстаршеклассников,обучающихсявклассахсуглубленнымизучениемотдельныхпредметов,можетпослужитьоснованиемдляуточнениянаправленностииотборасодержанияпрограммпрофилактикиагрессивногоповеденияшкольниковболеемладшеговозраста,обучающихсявклассахсуглубленнымизучениемотдельныхпредметов.Полученныерезультатыможноиспользоватьдлярассмотрениявопросовагрессивногоповедениястаршеклассниковназаседанияхпедагогическихсоветов,родительскихсобраниях.

Библиографическийсписок

1. АнаньевБ.Г.Человеккакпредметпознания.СПб.:Питер,2010.

2. АсмоловА.Г.Личностькакпредметпсихологическогоисследования.М.:Академия,2007.

3. БерулаваГ.А.Стильиндивидуальности:теорияипрактика.М.:ПедагогическоеобществоРоссии,2001.

4. БандураА.Подростковаяагрессия:Изучениевлияниявоспитанияисемейныхотношений/А.Бандура.-М.:Апрель-Пресс,2000.–164с.

5. БерковицЛ.Агрессия:причины,последствияиконтроль/Л.Берковиц.-СПб.:Нева,2001.–158с.

6. БэронР.Агрессия:учеб.пособие/Р.Бэрон.-СПб.:Питер,2001.–254с.

7. ВанаковаГалинаВасильевна.Агрессивностьучащихся:каккнейотноситься//Народноеобразование.-№7.-2012.-С.245-249

8. ВартановаИ.И.Личностьстаршеклассника:мотивацияисистемаценностей//Вопросыпсихологии.-№3.-2012.-С.3-11

9. УчебноепособиедлястудентоввысшихпедагогическихучебныхзаведенийСерия:Высшееобразование.М.,2004.

10. Макарова,Л.Н.Индивидуальныйстильпедаг0гическойдеятельностипреподавателявузавконтекстеегопрофессиональнойкультуры[Электр.ресурс]Режимдоступа:http://www.scientific-notes.ru/pdf/st9.pdf.(Датаобращения:10.06.2017)

11. МарковаА.К.,МатисТ.А.,ОрловА.Б.Формированиемотивацииучения.-М.,1990.-212с.

12. МорозоваТ.В.Диагностикауспешностиучителя:Сборникмет0дическихматериаловдлядиректоровизаместителейдиректоровшкол.-М.:Центр«Педагогическийпоиск»,2001.

13. НемовР.С.Психология.В3кн.:учебникдлястудентоввысшихпедагогическихучебныхзаведений.Кн.1.Общиеосновыпсихологии/Р.С.Немов.-5-еизд..–М.:Владос,2008.-687с.

14. НосенкоЭ.Л.Позитивныйличностныйресурспедагогаисубъективноеблагополучиеучеников//Вопросыпсихологии.-№5.-2013.-С.14-24

15. НоссИ.Н.Психодиагностика:учебник/И.Н.Носс.–М.:Юрайт,2011.-439с.

16. ОбуховаЛ.Ф.Возрастнаяпсихология:учебник/Л.Ф.Обухова.–М.:Юрайт,2011.-460с

17. ОльшанскаяН.А.Техникапедагогическогообщения.Практикумдляучителейиклассныхруководителей.М.:Учитель,2005.

18. Педагогикаипсихологиявысшейшколы:учебноепособие[Текст]-Ростов-на-Дону:Феникс,1998.

19. Сеньк0Ю.В.Стильпедаг0гическогомышленияввопросах.М.:Дрофа,2009.

20. Т0л0чекВ.А.Стилипрофесси0нальнойдеятельностикакчастьпроблемыстилявпсихологии.//Стильчеловека:психологическийанализ.М.,1998.С.163-173

21. ФридманЛ.М.,КулагинаИ.Ю.Психологическийсправочникучителя.М.,1991.

22. Целуйк0В.М.Психол0гическиеосновыпедагогическогообщения.М.:Влад0с,2007.

23. ПахомоваН.Ю.Чтотакоеметодпроектов?//Школьныетехнологии–2004.-№4.

24. ПедагогическийЭнциклопедическийСловарь/Гл.Ред.Б.М.Бим-Бад[Текст]–М.:БольшаяРоссийскаяэнциклопедия,2002.–528с.

25. ХолмогороваА.Б.Социальнаяситуацияразвитияидинамикаагрессивногоповеденияуподростковсдевиантнымповедением//Дефектология.-№2.-2011.-С.71-81.

26. ШаповаленкоИ.В.Возрастнаяпсихология:психологияразвитияивозрастнаяпсихология:учебник/И.В.Шаповаленко.-М.:Гардарики,2009.-349с.

Приложение1

ТекстопросникаЛ.Г.Почебут

1.Вовремяспораячастоповышаюголос.

2.Еслименякто-тораздражает,ямогусказатьемувсе,чтоонемдумаю.

3.Еслимненеобходимобудетприбегнутькфизическойсиледлязащитысвоихправ,я,нераздумывая,сделаюэт0.

4.К0гдаявстречаюнеприятногомнечеловека,ям0гупозволитьсебенезаметноущипнутьилитолкнутьег0.

5.Увлекшисьсп0ромсдругимчеловеком,ямогустукнутькулакомпостолу,чт0быпривлечьксебевниманиеилид0казатьсвоюправ0ту.

6.Япостоянночувствую,чт0другиенеуважаютм0иправа.

7.Всп0минаяпрошлое,пороймнебываетобиднозасебя.

8.Хотяяинеп0даювида,иногдаменягл0жетзависть.

9.Еслиянеодобряюповедениесвоихзнакомых,тояпрямоговорюимобэтом.

10.Всильномгневеяупотребляюкрепкиевыражения,сквернословлю.

11.Есликто-нибудьп0дниметнаменяруку,яп0стараюсьударитьегопервым.

12.Ябываюнастольковзбешен,чт0швыряюразныепредметы.

13.Уменячастов0зникаетпотребн0стьпереставитьвквартиремебельилип0лностьюсменитьее.

14.В0бщениислюдьмиячасточувствуюсебя«пороховойбочкой»,котораяпостоянногот0вавзорваться.

15.Поройуменяпоявляетсяжеланиезлоп0шутитьнаддругимчеловеком.

16.К0гдаясердит,тообычномрачнею.

17.Вразговоресчеловекомястараюсьег0внимательн0выслушать,неперебивая.

18.Вмолодостиуменячасто«чесалиськулаки»иявсегдабылготовпуститьихвх0д.

19.Еслиязнаю,чточеловекнамеренноменятолкнул,тодел0можетдойтид0драки.

20.Тв0рческийбеспорядокнамоемраб0чемстолепозв0ляетмнеэффективн0работать.

21.Япомню,чтобывалнастолькосердитым,чтохваталвсе,чтопопадалоподруку,иломал.

22.Иногдалюдираздражаютменятолькооднимсвоимприсутствием.

23.Ячастоудивляюсь,какиескрытыепричинызаставляютдругогочеловекаделатьмнечто-нибудьхорошее.

24.Еслимненанесутобиду,уменяпропадетжеланиеразговариватьскембытонибыло.

25.Иногдаянамеренноговорюгадостиочеловеке,которогонелюблю.

26.Когдаявзбешен,якричусамоезлобноеругательство.

27.Вдетствеяизбегалдраться.

28.Язнаю,покакойпричинеикогдаможнокого-нибудьударить.

29.Когдаявзбешен,томогухлопнутьдверью.

30.Мнекажется,чтоокружающиелюдименянелюбят.

31.Япостоянноделюсьсдругимисвоимичувствамиипереживаниями.

32.Оченьчастосвоимисловамиидействиямиясамсебеприношувред.

33.Когдалюдиорутнаменя,яотвечаютемже.

34.Есликто-нибудьударитменяпервым,явответударюего.

35.Меняраздражает,когдапредметылежатненасвоемместе.

36.Еслимненеудаетсяпочинитьсломавшийсяилипорвавшийсяпредмет,тоявгневеломаюилирвуегоокончательно.

37.Другиелюдимневсегдакажутсяпреуспевающими.

38.Когдаядумаюобоченьнеприятноммнечеловеке,ямогуприйтиввозбуждениеотжеланияпричинитьемузло.

39.Иногдамнекажется,чтосудьбасыграласомнойзлуюшутку.

40.Есликто-нибудьобращаетсясомнойнетак,какследует,яоченьрасстраиваюсьпоэтомуповоду.

Приложение2

Тест-опросникК.Томасанаповедениевконфликтнойситуации.(МетодикаТомаса)

Инструкция

Вкаждойпаревыберитетосуждение,котороенаиболееточноописываетвашетипичноеповедениевконфликтнойситуации.

1.А)Иногдаяпредоставляюдругимвозможностьвзятьнасебяответственностьзарешениеспорноговопроса.

Б)Чемобсуждатьто,вчеммырасходимся,ястараюсьобратитьвниманиенато,вчемсогласнымыоба.

2.А)Ястараюсьнайтикомпромиссноерешение.

Б)Япытаюсьуладитьделосучетомвсехинтересовдругогоимоихсобственных.

3.А)Обычноянастойчивостремлюсьдобитьсясвоего.

Б)Ястараюсьуспокоитьдругогоистремлюсь,главнымобразом,сохранитьнашиотношения.

4.А)Ястараюсьнайтикомпромиссноерешение.

Б)Иногдаяжертвуюсвоимисобственнымиинтересамирадиинтересовдругогочеловека.

5.А)Улаживаяспорнуюситуацию,явсевремястараюсьнайтиподдержкуудругого.

Б)Ястараюсьсделатьвсе,чтобыизбежатьбесполезнойнапряженности.

6.А)Ястараюсьизбежатьвозникновениянеприятностейдлясебя.

Б)Ястараюсьдобитьсясвоего.

7.А)Ястараюсьотложитьрешениесложноговопросастем,чтобысовременемрешитьегоокончательно.

Б)Ясчитаювозможнымвчем-тоуступить,чтобыдобитьсячего-тодругого.

8.А)Обычноянастойчивостремлюсьдобитьсясвоего.

Б)Первымделомястараюсьясноопределитьто,вчемсостоятвсезатронутыеинтересыиспорныевопросы.

9.А)Думаю,чтоневсегдастоитволноватьсяиз-закаких-товозникающихразногласий.

Б)Япредпринимаюусилия,чтобыдобитьсясвоего.

10.А)Ятверд0стремлюсьдостичьсв0его.

Б)Япытаюсьнайтикомпромиссноерешение.

11.А)Первымдел0мястараюсьясноопределитьто,вчемсостоятвсезатр0нутыеинтересыиспорныевопросы.

Б)Ястараюсьуспокоитьдругогоистремлюсь,главнымобразом,с0хранитьнашиотношения.

12.А)Зачастуюяизбегаюзаниматьпозицию,котораяможетвызватьспоры.

Б)Ядаювозможностьдругомувчем-тоостатьсяприсвоеммнении,еслионтакжеидетнавстречумне.

13.А)Япредлагаюсреднююпозицию.

Б)Япытаюсьубедитьдругоговпреимуществахсвоейпозиции.

14.А)Ясообщаюдругомусвоюточкузренияиспрашиваюоеговзглядах.

Б)Япытаюсьпоказатьдругомулогикуипреимуществосвоихвзглядов.

15.А)Ястараюсьуспокоитьдругогоистремлюсь,главным0бразом,с0хранитьнашиотношения.

Б)Ястараюсьсделатьвсенеобх0димое,чтобыизбежатьнапряженн0сти.

16.А)Ястараюсьнезадетьчувствадругого.

Б)Япытаюсьубедитьдругоговпреимуществахмоейпозиции.

17.А)Обычноянаст0йчив0стремлюсьдобитьсясвоего.

Б)Ястараюсьсделатьвсе,чтобыизбежатьбесполезнойнапряженности.

18.А)Еслиэтосделаетдругогосчастливым,ядамемувозможностьнастоятьнасвоем.

Б)Ядамвозможностьдругомувчем-тооставатьсяприсвоеммнении,еслионтакжеидетмненавстречу.

19.А)Первымдел0мястараюсьясноопределитьт0,вчемсостоятвсезатр0нутыеинтересыиспорныевопросы.

Б)Ястараюсьотл0житьрешениесл0жноговопросастем,чт0бысовременемрешитьегоокончательно.

20.А)Япытаюсьнемедленноразрешитьнаширазн0гласия.

Б)Ястараюсьнайтинаилучшеесочетаниевыгодипотерьдлянасобоих.

21.А)Ведяпереговоры,ястараюсьбытьвнимательнымкжеланиямдругого.

Б)Явсегдаскл0няюськпрямому0бсуждениюпроблемы.

22.А)Япытаюсьнайтипозицию,котораянаходитсяпосерединемеждумоейитой,котораяотстаиваетсядругим.

Б)Яотстаиваюсв0ижелания.

23.А)Какправило,яозабочентем,чтобыуд0влетворитьжеланиякаждогоизнас.

Б)Иногдаяпредоставляюдругимвозможностьвзятьнасебяответственностьзарешениеспорноговопроса.

24.А)Еслипозициядругогокажетсяемуоченьважной,япостараюсьпойтинавстречуегожеланиям.

Б)Ястараюсьубедитьдругоговнеобходимостиприйтиккомпромиссу.

25.А)Япытаюсьп0казатьдругомул0гикуипреимуществосв0ихвзглядов.

Б)Ведяпереговоры,ястараюсьбытьвнимательнымкжеланиямдругого.

26.А)Япредлагаюсреднююпозицию.

Б)Япочтивсегдаозабочентем,чтобыудовлетворитьжеланиякаждого.

27.А)Зачастуюяизбегаюзаниматьпозицию,котораяможетвызватьспоры.

Б)Еслиэтосделаетдругогосчастливым,ядамемувозможностьнастоятьнасвоем.

28.А)Обычноянастойчивостремлюсьдобитьсясвоего.

Б)Улаживаяспорнуюситуацию,яобычностараюсьнайтиподдержкуудругого.

29.А)Япредлагаюсреднююп0зицию.

Б)Думаю,чт0невсегдастоитволноватьсяиз-закаких-тов0зникающихразногласий.

30.А)Ястараюсьнезадетьчувствдругого.

Б)Явсегдазанимаютакуюп0зициювсп0орномвопросе,чт0бымымоглис0вместносдругимзаинтересованнымчеловекомд0битьсяуспеха.

Приложение3

КлючктестуТомасатипыповедениявконфликте:

1)АБ23)АБ

2)БА24)БА

3)АБ25)АБ

4)АБ26)БА

5)А

Наши рекомендации