Тема 1. Специальная психология как психологическая практика отечественной психологии.

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:

1. Предмет специальной психологии как психологической практики и ее связь с академической и прикладной психологией.

2. Разделы специальной психологии и их предметное содержание.

3. Связь специальной психологии и коррекционной педагогики.

4. Связь специальной психологии с клинико-биологическими дисциплинами.

5. Ребенок с отклонениями в развитии в обществе «культуры полезности» и «культуры достоинства».

Литература:

1. Асмолов А.Г. Непройденный путь: от культуры полезности к культуре достоинства.// Вопросы психологии. – 1990. – №6.

2. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М, 1988.

3. Василюк Ф.Е. От психологической практики к психотехнической теории.// Московский психотерапевтический журнал. – 1992. - №1.

4. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.1. – М., 1982.

5. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В.Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2002.

6. Основы христианской психологии. - М., 1997.

7. Психология с человеческим лицом. - М., 1997.

8. Розин В.М. Психология: теория и практика: Учебное пособие для высш. школы. – М., 1997.

9. Слепович Е.С., Масюкова Н.А. Работа психолога в системе оказания помощи детям с задержкой психического развития от 0 до 7 лет. – Мн.,1994.

10. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. - М., 1995.

11. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский, Т.В.Розанова, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2003.

Тема 2. Подходы к определению дихотомии «патология-норма».

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:

1. Философские и культуральные основания дихотомии «норма – патология» в бихевиоральной психологии.

2. Философские и культуральные основания дихотомии «норма – патология» в психоанализе.

3. Философские и культуральные основания дихотомии «норма-патология» в гуманистической психологии.

4. Философские и культуральные основания дихотомии «норма-патология» в практической психологии советского и постсоветского пространства.

Литература:

1. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М, 1988.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. – М., 1982-1984.

3. Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М., 1986.

4. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. – Л., 1982.

5. Маслоу А. По направлению к психологии бытия. – М., 2002.

6. Моргачева Е.Н. Определение умственной отсталости психолого-педагогическими методами в США. // Дефектология. - 1999. - №6.

7. Роджерс К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию. – М., 2001.

8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. - М., 1995.

9. Основы христианской психологии. - М., 1997.

10. Психология с человеческим лицом. - М., 1997.

11. Экзистенциальная психология. Экзистенция. – М., 2001.

12. Allport G.W. Personality and Social Encounter. – Boston, 1960.

13. Iung C.G. Analitical Psychology: Its Theory and Practice. – N.Y., 1968.

Тема 3. Психическое здоровье. Уровни психического здоровья.

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:

1. Понятие «психическое здоровье».

2. Уровни психического здоровья.

3. Сочетание нарушений психофизиологического, исполнительского и личностно-смыслового уровней при задержанном, поврежденном, дефицитарном, искаженном, дисгармоническом психическом развитии.

Литература:

1. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М., 1988.

2. Братусь Б.С. Психологические проблемы изучения и коррекции личности. – М., 1988.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.5.- М., 1983.

4. Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М., 1986.

5. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. – М., 1980.

6. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. – Л., 1981.

7. Исаев Д.Н. Психология больного ребенка. – СПб., 1993.

8. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста. – СПб., 2001.

9. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1985.

10. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев, 1980.

11. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989.

12. Маслоу А. По направлению к психологии бытия. – М., 2002.

13. Моргачева Е.Н. Определение умственной отсталости психолого-педагогическими методами в США. // Дефектология. - 1999. - №6.

14. Основы христианской психологии. - М., 1997.

15. Психология с человеческим лицом. - М., 1997.

16. Роджерс К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию. – М., 2001.

17. Экзистенциальная психология. Экзистенция. – М., 2001.

18. Allport G.W. Personality and Social Encounter. – Boston, 1960.

19. Iung C.G. Analitical Psychology: Its Theory and Practice. – N.Y., 1968.

Наши рекомендации