Психология в деятельности сотрудников овд
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ»
УТВЕРЖДАЮ Первый заместитель начальника Санкт-Петербургского университета МВД России генерал-майор полиции А.А. Кочин «_____»_________________ 2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 2. Психологические закономерности общения. Специфика их проявления и особенности реализации в деятельности сотрудников органов внутренних дел
Психологические механизмы влияния этических норм взаимодействия на эффективность общения сотрудника ОВД. Сущность и функции общения. Закономерности и роль общения в профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел. Зависимость успешности профессионального функционирования личности сотрудника органов внутренних дел от ее коммуникативной компетентности.
Коммуникативная (информационная) сторона общения. Модель коммуникативного процесса. Коммуникативные барьеры в общении. Приемы и способы эффективной коммуникации в деятельности ОВД. Невербальные средства и техники общения. Вербальные техники общения.
Перцептивная сторона общения. Технология точного восприятия в правоохранительной деятельности. Ошибки и эффекты, возникающие при построении образа другого. Приемы и правила построения точного образа партнера по общению.
Интерактивная сторона общения. Основные формы взаимодействия в общении. Психодиагностические средства оценки установок, мотивов, ориентаций, стратегий, навыков личности в общении. Технологии правомерного психологического воздействия на партнера по общению в ситуациях служебной деятельности. Психологические условия эффективного осуществления общения сотрудника органов внутренних дел с различными категориями граждан.
Техника управления общением. Технология общения сотрудников органов внутренних дел в различных ситуациях служебной деятельности. Психологические особенности подготовки и проведения выступлений сотрудников органов внутренних дел перед аудиторией. Приемы привлечения внимания аудитории как условие успешности выступления.
Тема 7. Психологическая характеристика преступных сообществ
Понятие криминальной среды и ее структура. Социально-психологическая характеристика отдельных элементов криминальной среды. Сравнительный анализ теоретических обоснований криминальной среды в отечественной и зарубежной психологии.
Преступное сообщество как важнейший элемент криминальной среды. Социально-психологическая характеристика, виды и структура преступных сообществ. Психологическая сущность лидерства, неофициальных групповых норм поведения, внутригрупповых и межгрупповых взаимосвязей в преступной деятельности.
Психологическая характеристика преступных сообществ, специализирующихся на совершении отдельных видов преступлений (корыстно-насильственных, насильственных, должностных, экономических).
Методика выявления и изучения преступных сообществ, социально-психологических механизмов их стратификации. Приемы анализа и интерпретации полученных данных. Методика разложения преступных сообществ, развенчания криминальных авторитетов и их социальных связей. Возможность и направления использования знаний о психологии криминальной среды сотрудниками органов внутренних дел в профессиональной деятельности. Методика выявления и изучения преступных сообществ, социально-психологических механизмов их стратификации.
Нормативные правовые акты
1. ФЗ РФ от 07.02.2011 г. №3-ФЗ «О полиции».
2. ФЗ РФ от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
3. ФЗ РФ от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
4. ФЗ РФ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
5. Указ Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. № 1377 «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации».
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации».
7. Приказ от 02.09.2013 г. № 660 МВД РФ «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации».
8. Приказ МВД РФ от 11.02.2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».
9. Приказ МВД РФ от 22.07.2011 г. № 870 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих системы МВД РФ».
8.2. Основная литература
1. Варенич Н.С. Тактико-психологические особенности допроса потерпевших, свидетелей, подозреваемых, обвиняемых: методические рекомендации / Н.С. Варенич, О.С. Лейнова; СПбУ МВД России – СПб., 2012. – 40 с.
2. Гончарова Н.А., Устюжанин В.Н. Психология. Учебное пособие. СПб.: СПбУ МВД России, 2015.
3. Пашнин В.М. Юридическая психология в практической деятельности сотрудников правоохранительных органов: учебное пособие / В.М. Пашнин, Д.В. Дулин, О.Н. Маслак; ВИПК МВД России, Центр изучения проблем доп. И проф. Образ. – Домодедово. ВИПК МВД России, 2013. – 213с.
4. Марьин М.М. Психологическая подготовка сотрудников полиции к профессиональной деятельности: учебно-методическое /М.И. Марьин, В.Е. Петров, А.Д. Сафронов, ВИПК МВД Рос. – Домодедово; ВИПК МВД России, 2014 – 156 с.
8.3. Дополнительная литература
1. Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб.: Питер, 2012.
2. Еремина Т.И. Визуальная психодиагностика. Экспресс-методы идентифкации личности по внешности, мимике и жестам: учебное пособие / Т.И. Еремина. – Ростов н/Д: Феникс, 2012 – 236 с. – (Психологический практикум).
3. Енгалычев В.Ф. Психодиагностические методы исследования в судебно-психологической экспертизе: учебно-методическое пособие для экспертов учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений /В.Ф. Енгалычев, С.С. Шипшин, КГУ им. К.Э. Циолковского. – Калуга, 2009. – 354 с.
4. Маклаков А.Г. Общая психологии: учебное пособие / А.Г. Маклаков. – СПб., М., Харьков: Питер, 2015. – 583 с.
5. Пиков И.Е. Выбор и применение тактико-психологических приемов проведения допроса: автореферат дис… канд. юрид. Наук: 12.00.12 /И.Е. Пиков, СПбУ МВД России. – СПб, 2013. – 17 с.
6. Столяренко А.М. Юридическая психология. Учебник. - М.: Проспект, 2010.
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной системы Интернет, необходимых для освоения дисциплины
http://www.koob.ru
http://yurpsy.com/
http://www.e-college.ru/xbooks/xbook173/book/index/index.html?go=part-003*page.htm
http://www.ametist-e.ru/art/psihologi/yuridicheskaya-psixologiya-eto-chto/
http://psylib.org.ua/books/index.htm
http://www.flogiston.ru
http://www.psychology.ru
http://www.psycheya.ru/history/blons.html
http://www.psycho.ru/default.aspx
http://psy.rin.ru
10.Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Изучение дисциплины «Психология в деятельности сотрудников ОВД» осуществляется в форме учебных занятий под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры и самостоятельной работы обучающихся. Основными видами учебных занятий по изучению данной дисциплины являются: лекции, семинары, практические занятия; консультации преподавателя (индивидуальная, групповая); дискуссии; самостоятельная работа в подгруппах; коллективное взаимообучение; проектная деятельность обучающихся; доклады, научные сообщения и их обсуждение.
При проведении учебных занятий используются элементы классических и современных педагогических технологий, в том числе проблемно-деятельностного и компетентностно-ориентированного обучения.
Предусматриваются следующие формы работы обучающихся:
- прослушивание лекционного курса;
- чтение и конспектирование рекомендованной литературы;
- проведение семинаров с более подробным рассмотрением ключевых проблем дисциплины;
- проведение практических занятий.
Помимо устного изложения материала, в процессе лекций предполагается использовать визуальную поддержку в виде мультимедийных презентаций содержания лекции, отражающих основные тезисы, понятия, схемы, иллюстрации, выдержки из учебных, документальных и художественных фильмов по теме лекции.
Контроль знаний обучающихся проводится в форме текущей успеваемости и промежуточной аттестации.
Контроль текущей успеваемости обучающихся –– проводится в ходе семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по ее корректировке; совершенствованию методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи.
К контролю текущей успеваемости относятся проверка знаний, умений, навыков и компетенций обучающихся:
- на занятиях;
- по результатам проведения рубежного контроля уровня усвоения знаний (с помощью тестовых заданий или контрольных вопросов);
- по результатам выполнения обучающимися индивидуальных заданий;
- по результатам командной викторины на учебных занятиях;
- по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов;
- по результатам отчета обучающихся в ходе индивидуальной консультации преподавателя, проводимой в часы самоподготовки, по имеющимся задолженностям.
Контроль за выполнением обучающимися каждого вида работ может осуществляться поэтапно и служит основанием для предварительной и промежуточной аттестации по дисциплине.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью выявления соответствия усвоения обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности по дисциплине требованиям ФГОС ВО по направлению подготовки (специальности) в форме экзамена.
Экзамен проводится в ходе семестра, после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей программы учебной дисциплины. Форма проведения экзамена – устный ответ по двум экзаменационным вопросам и одному практическому заданию билета. Оценка по результатам экзамена носит дифференцированный характер – отлично / хорошо / удовлетворительно / неудовлетворительно.
Зачет проводится в ходе семестра, после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей программы учебной дисциплины. Форма проведения зачета – устная по вопросам билета. Оценка по результатам зачета носит недифференцированный характер – зачтено / не зачтено.
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости).
1. Компьютерная программа «MicrosoftOfficeExcel»;
2. Компьютерная программа «MicrosoftOfficePowerPoint»;
3. Компьютерная программа «Статистика 6.0» (Statistica 6.0);
4. Компьютерная программа «Статистический пакет для социальных наук» (StatisticalPackagefortheSocialSciences).
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине.
Для осуществления образовательного процесса по дисциплине «Психология в деятельности сотрудников ОВД» необходимо использование учебных аудиторий, компьютерного класса, специализированных учебных аудиторий, оснащенных: классной доской, мультимедийным проектором, экраном, компьютером.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Психология в деятельности сотрудников ОВД»
для специальности
40.05.02 – Правоохранительная деятельность
(Специализация: оперативно-розыскная деятельность; Узкая специализация: оперативно-поисковая деятельность органов внутренних дел)
(Специализация: оперативно-розыскная деятельность;
Узкая специализация: деятельность оперуполномоченного уголовного розыска)
(Специализация: административная деятельность; Узкая специализация: деятельность участкового уполномоченного полиции)
Разработчик:
Кобозев Игорь Юрьевич
кандидат психологических наук
Редактор
Технический редактор
Подписано в печать ________ Формат 60х84 1/16
Печать цифровая. Объем _____п.л. Тираж_____экз. Заказ №____
Отпечатано в Санкт-Петербургском университете МВД России
198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1.
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ»
УТВЕРЖДАЮ Первый заместитель начальника Санкт-Петербургского университета МВД России генерал-майор полиции А.А. Кочин «_____»_________________ 2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПСИХОЛОГИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД
для специальности
40.05.02 (031001.65) – Правоохранительная деятельность
(Специализация: оперативно-розыскная деятельность; Узкая специализация: оперативно-поисковая деятельность органов внутренних дел)
(Специализация: оперативно-розыскная деятельность;
Узкая специализация: деятельность оперуполномоченного уголовного розыска)
(Специализация: административная деятельность; Узкая специализация: деятельность участкового уполномоченного полиции)
Квалификация (степень) выпускника – юрист
Рабочая программа учебной дисциплины «Психология в деятельности сотрудников ОВД» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования с учетом требований Приказа Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» по специальности: 40.05.02 (031001.65) – правоохранительная деятельность.
Рабочая программа подготовлена: Кобозевым И.Ю., зам. начальника кафедры юридической психологии, Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидатом психологических наук.
Рецензенты:
Петимко А.И., кандидат психологических наук
(Военный институт внутренних войск МВД России);
Арбузова Е.Н., кандидат психологических наук, доцент
(Санкт-Петербургский университет МВД России)
Настоящая рабочая программа обсуждена и одобрена:
на заседании кафедры юридической психологии
«___» _______2015 г., протокол № ___;
на заседании методического совета Университета
«___» _______2015 г., протокол № ___;
на заседании Ученого совета Университета
«___» _______2015 г., протокол № ___.
©Санкт-Петербургский университет МВД России, 2015
1. Наименование дисциплины.Психология в деятельности сотрудников ОВД. Специальность: правоохранительная деятельность. Специализация: оперативно-розыскная деятельность (Узкая специализация: деятельность оперуполномоченного уголовного розыска); Специализация оперативно-розыскная деятельность (Узкая специализация: оперативно-поисковая деятельность ОВД); Специализация: административная деятельность (Узкая специализация: деятельность участкового уполномоченного полиции).
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
Индекс компетенции | Формулировка компетенции |
ОК-7 | Способность к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности |
ОК-9 | Способностью к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения |
ПК-19 | Способность осуществлять профилактику, предупреждение преступлений и иных правонарушений на основе использования закономерностей преступности, преступного поведения и методов их предупреждения, выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению правонарушений |
ПК-25 | Способность применять при решении профессиональных задач психологические методы, средства и приемы |
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
· психологические основы профессионального общения сотрудников правоохранительных органов (ОК-7);
· психологические особенности участников уголовного процесса, основы психологии личности правонарушителя (преступника) и преступных сообществ, психологические аспекты криминального поведения (ПК-19);
· психологические особенности процессуальных действий и основания назначения, виды и особенности судебно-психологической и психолого-психиатрической экспертиз (ОК-9; ПК-25).
Уметь:
· использовать психологические знания при применении тактических приемов в процессе производства следственных действий (ПК-25)
· распознавать психические особенности в поведении отдельных лиц, а также криминально значимые признаки личности (ПК-19);
· правильно ставить вопросы, подлежащие разрешению, при назначении судебно-психологических экспертиз и проведении процессуальных действий (ОК-9);
Владеть:
· навыками использования психологических методов и приемов в целях расследования и раскрытия преступлений (ПК-25);
· навыками установления психологического контакта, визуальной психодиагностики и психологического воздействия, правильного поведения в конфликтной ситуации (ОК-7);
3. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Психология в деятельности сотрудников ОВД» относится к вариативной части профессионального цикла основной образовательной программы подготовки специалиста по направлению подготовки 40.05.02 –.Правоохранительная деятельность
Изучению этой дисциплины должно предшествовать изучение курсантами дисциплины «Философия», «Криминология», «Психология» в результате изучения которых курсант должен знать принципы, закономерности, тенденции развития природы, общества, человека, познавательной деятельности; основные социальные институты общества; владеть основами философско-правового анализа социально и профессионально значимых проблем, процессов и явлений, навыками научного мышления, знать тактику и методику раскрытия и расследования отдельных видов преступлений, а также логику проявления криминального мышления, владеть основами психологии.
Эта дисциплина относится к дисциплинам, продолжающим процесс формирования специалиста по следующим специализациям:
Специализация: оперативно-розыскная деятельность; Узкая специализация: деятельность оперуполномоченного уголовного розыска;
Специализация: административная деятельность; Узкая специализация – деятельность участкового уполномоченного полиции.
Дисциплина завершает процесс усвоения знаний для специализации: оперативно-розыскная деятельность; Узкая специализация – оперативно-поисковая деятельность.
Подобное распределение дисциплины по семестрам позволяет логично встроить знания по дисциплине в структуру уже пройденных дисциплин, а также дисциплин, следующих за дисциплиной «Психология в деятельности сотрудников ОВД».
4. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы
Специализация: оперативно-розыскная деятельность; Узкая специализация: оперативно-поисковая деятельность органов внутренних дел
Вид учебной работы | Всего часов / зачетных единиц | Семестры |
Аудиторные занятия (всего) | ||
В том числе: | ||
Лекции (Л) | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Семинары (С) | ||
Лабораторные работы (ЛР) | ||
Контрольная работа (КР) | ||
Самостоятельная работа (всего) | ||
Самостоятельная работа, обеспечивающая подготовку к аудиторным занятиям: | ||
В том числе: | ||
Подготовка к семинарским (практическим, лабораторным) занятиям | ||
Подготовка к контрольной работе | ||
Подготовка к деловой игре | ||
Другие виды самостоятельной работы | ||
Курсовая работа | ||
Реферат | ||
Подготовка к промежуточной аттестации: экзамен | ||
Промежуточная аттестация экзамен | ||
Общая трудоемкость часы зачетные единицы | ||
Специализация: оперативно-розыскная деятельность;
Узкая специализация: деятельность оперуполномоченного уголовного розыска
Вид учебной работы | Всего часов / зачетных единиц | Семестры |
Аудиторные занятия (всего) | ||
В том числе: | ||
Лекции (Л) | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Семинары (С) | ||
Лабораторные работы (ЛР) | ||
Контрольная работа (КР) | ||
Самостоятельная работа (всего) | ||
Самостоятельная работа, обеспечивающая подготовку к аудиторным занятиям: | ||
В том числе: | ||
Подготовка к семинарским (практическим, лабораторным) занятиям | ||
Подготовка к контрольной работе | ||
Подготовка к деловой игре | ||
Другие виды самостоятельной работы | ||
Курсовая работа | ||
Реферат | ||
Подготовка к промежуточной аттестации: экзамен | ||
Промежуточная аттестация экзамен | ||
Общая трудоемкость часы зачетные единицы | ||
Специализация: административная деятельность; Узкая специализация: деятельность участкового уполномоченного полиции
Вид учебной работы | Всего часов / зачетных единиц | Семестры |
Аудиторные занятия (всего) | ||
В том числе: | ||
Лекции (Л) | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Семинары (С) | ||
Лабораторные работы (ЛР) | ||
Контрольная работа (КР) | ||
Самостоятельная работа (всего) | ||
Самостоятельная работа, обеспечивающая подготовку к аудиторным занятиям: | ||
В том числе: | ||
Подготовка к семинарским (практическим, лабораторным) занятиям | ||
Подготовка к контрольной работе | ||
Подготовка к деловой игре | ||
Другие виды самостоятельной работы | ||
Курсовая работа | ||
Реферат | ||
Подготовка к промежуточной аттестации: экзамен | ||
Промежуточная аттестация экзамен | ||
Общая трудоемкость часы зачетные единицы | ||
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
Тема 1. Психологическая структура деятельности сотрудников органов внутренних дел. Психологические требования к личности и профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел
Психологическая характеристика деятельности. Психологическая структура деятельности. Профессиональная компетенция сотрудника органов внутренних дел. Психолого-педагогические формы и методы формирования профессиональных компетенций в зависимости от должности сотрудника органов внутренних дел. Психологические требования к личности сотрудника органов внутренних дел. Сущность, характеристика профессионального мастерства сотрудников ОВД.
Возрастание роли психолого-педагогических факторов в деятельности органов внутренних дел на современном этапе развития общества. Понятие морально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел, ее цели и задачи. Профессиональный стресс в деятельности сотрудников ОВД и его профилактика. Проблемы профессионально-нравственной деформации личности сотрудника органов внутренних дел.Меры профилактики профессионально-нравственной деформации личности сотрудника органов внутренних дел: организационно-управленческие, воспитательные, психологические.