Классификация видов воображения
I. По степени активности:
1. Пассивное воображение, когда образы возникают спонтанно, независимо от воли человека. Может быть преднамеренное и непреднамеренное. Проявляется в сновидениях и грезах. Продукты и образы сновидений и грез обычно неосуществимы и являются своеобразной заменой реальности.
2. Активное воображение, когда образы вызываются по собственному желанию человека. Как правило, этот вид является основой творческого мышления. Включает в себя:
· Творческое воображение – человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей и общества в целом и воплощаются в оригинальные продукты деятельности. Специализация различных видов воображения является не столько предпосылкой, сколько результатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует столько специфических видов воображения, сколько имеется специфических, своеобразных видов человеческой деятельности, – конструктивное, техническое, научное, художественное, живописное, музыкальное и т. д. Все эти виды воображения, формирующиеся и проявляющиеся в различных видах творческой деятельности, составляют разновидность высшего уровня – творческого воображения. Мощь творческого воображения и его уровень определяются соотношением двух показателей: 1) тем, насколько воображение придерживается ограничительных условий, от которых зависит осмысленность и объективная значимость его творений; 2) тем, насколько новы и оригинальны, отличны от непосредственно данного ему порождения. Воображение, не удовлетворяющее одновременно обоим условиям, фантастично, но творчески бесплодно.
· Воссоздающее воображение – происходит конструирование новых образов в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, знаков (например, при чтении книг, изучении карт);
· Антиципирующее воображение – в его основе лежит способность человека предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий, прогнозировать явления.
II. По степени волевых усилий:
1. Непроизвольное – трансформация образов совершается под действием аффективно окрашенных влечений и слабо осознаваемых потребностей. Образы как бы всплывают перед воображением, а не формируются им, и потому здесь пока еще нет оперирования образами. В чистом виде такая форма воображения встречается лишь в предельных случаях на низших уровнях сознания, в дремотных состояниях, в сновидениях. В этих случаях за образом обычно скрываются в качестве движущих сил аффективные моменты потребностей, влечений. 3. Фрейд сделал попытку – очень тенденциозную – определить основные преобразования, которым подвергаются образы в этом примитивном виде воображения (сгущение, вытеснение, замещение).
2. Произвольное – проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим ил заданных ему со стороны. Произвольное воображение встречается в виде мечтательности и грез.
III. По степени новизны:
1. Репродуктивноевоображение, когда реальность воспроизводится такой, каковой является на самом деле. В этом случае воображение сближается с образами памяти. Продукты деятельности воображения человека могут быть банальными, трафаретными, а могут быть более или менее оригинальным творческим преобразованием.
2. Продуктивное воображение, когда сознательно конструируется новая действительность, которая формируются и преобразуются в соответствии с целями, которые ставит сознательная творческая деятельность человека.
IV. По отношению к действительности:
1. Реалистическое (конкретное) воображение отражает действительность в виде конкретных образов, которые могут предвосхищать события.
2. Фантастическое воображение как бы «отлетает» от действительности, оно создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности, но при этом не порывающую с ней связей.
Особые формы воображения
1. Мечта – это особая форма желаемого будущего, воплощающаяся в образах. Мечты обладают побудительной силой, они заставляют человека стремиться к достижению желаемой цели. Мечта – это в некотором смысле мотив деятельности, результат которой оказался временно отсроченным.
2. Грёзы – это форма преднамеренного пассивного воображения. Они возникают при наличии стойкого образа желаемого, которое не может быть реализовано в настоящее время. Здесь нет участия воли, т.е. эти образы не стремятся воплотиться в жизнь.
3. Сверхбодрствующее сознание – это облегченный поток ассоциаций, яркие образные представления, вызывающие повышенную активность мыслительной деятельности. Как правило, это является следствием приема больших доз стимуляторов и галлюциногенов.
4. Воображение тесно связано со сном и сновидениями, которые, как правило, появляются в фазе «парадоксального сна» и выражается в субъективно переживаемых образах (зрительной, слуховой, тактильно модальности). Сюжеты сновидений могут быть абсолютно не связаны с реальностью, но почти всегда отражают основные потребности, мотивы и установки личности.