Классификация видов воображения

I. По степени активности:

1. Пассивное воображение, когда образы возникают спон­танно, независимо от воли человека. Может быть предна­меренное и непреднамеренное. Проявляется в сновидениях и грезах. Продукты и образы сновидений и грез обычно неосуще­ствимы и являются своеобразной заменой реальности.

2. Активное воображение, когда образы вызываются по собственному желанию человека. Как правило, этот вид явля­ется основой творческого мышления. Включает в себя:

· Творческое воображение – человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей и общества в целом и воплощаются в оригиналь­ные продукты деятельности. Специализация различных видов воображения является не столько предпосылкой, сколько ре­зультатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует столько специфических видов воображе­ния, сколько имеется специфических, своеобразных видов чело­веческой деятельности, – конструктивное, техническое, науч­ное, художественное, живописное, музыкальное и т. д. Все эти виды воображения, формирующиеся и проявляющиеся в раз­личных видах творческой деятельности, составляют разновид­ность высшего уровня – творческого воображения. Мощь твор­ческого воображения и его уровень определяются соотноше­нием двух показателей: 1) тем, насколько воображение придер­живается ограничительных условий, от которых зависит осмыс­ленность и объективная значимость его творений; 2) тем, на­сколько новы и оригинальны, отличны от непосредственно дан­ного ему порождения. Воображение, не удовлетворяющее одно­временно обоим условиям, фантастично, но творчески бес­плодно.

· Воссоздающее воображение – происходит конструи­рование новых образов в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, знаков (на­пример, при чтении книг, изучении карт);

· Антиципирующее воображение – в его основе лежит способность человека предвосхищать будущие события, пред­видеть результаты своих действий, прогнозировать явления.

II. По степени волевых усилий:

1. Непроизвольное – трансформация образов совершается под действием аффективно окрашенных влечений и слабо осоз­наваемых потребностей. Образы как бы всплывают перед вооб­ражением, а не формируются им, и потому здесь пока еще нет оперирования образами. В чистом виде такая форма воображе­ния встречается лишь в предельных случаях на низших уровнях сознания, в дремотных состояниях, в сновидениях. В этих слу­чаях за образом обычно скрываются в качестве движущих сил аффективные моменты потребностей, влечений. 3. Фрейд сделал попытку – очень тенденциозную – определить основные преоб­разования, которым подвергаются образы в этом примитивном виде воображения (сгущение, вытеснение, замещение).

2. Произвольное – проявляется тогда, когда перед челове­ком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим ил заданных ему со стороны. Произвольное вообра­жение встречается в виде мечтательности и грез.

III. По степени новизны:

1. Репродуктивноевоображение, когда реальность вос­производится такой, каковой является на самом деле. В этом случае воображение сближается с образами памяти. Продукты деятельности воображения человека могут быть банальными, трафаретными, а могут быть более или менее оригинальным творческим преобразованием.

2. Продуктивное воображение, когда сознательно конст­руируется новая действительность, которая формируются и пре­образуются в соответствии с целями, которые ставит сознатель­ная творческая деятельность человека.

IV. По отношению к действительности:

1. Реалистическое (конкретное) воображение отражает действительность в виде конкретных образов, которые могут предвосхищать события.

2. Фантастическое воображение как бы «отлетает» от действительности, оно создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности, но при этом не поры­вающую с ней связей.

Особые формы воображения

1. Мечта – это особая форма желаемого будущего, вопло­щающаяся в образах. Мечты обладают побудительной си­лой, они заставляют человека стремиться к достижению желае­мой цели. Мечта – это в некотором смысле мотив деятельности, результат которой оказался временно отсроченным.

2. Грёзы – это форма преднамеренного пассивного вообра­жения. Они возникают при наличии стойкого образа же­лаемого, которое не может быть реализовано в настоящее время. Здесь нет участия воли, т.е. эти образы не стремятся вопло­титься в жизнь.

3. Сверхбодрствующее сознание – это облегченный по­ток ассоциаций, яркие образные представления, вызывающие повышенную активность мыслительной деятельности. Как пра­вило, это является следствием приема больших доз стимулято­ров и галлюциногенов.

4. Воображение тесно связано со сном и сновидениями, ко­торые, как правило, появляются в фазе «парадоксального сна» и выражается в субъективно переживаемых образах (зритель­ной, слуховой, тактильно модальности). Сюжеты сновидений могут быть абсолютно не связаны с реальностью, но почти все­гда отражают основные потребности, мотивы и установки лич­ности.

Наши рекомендации