Физиологическая основа восприятия

Как струк­турный элемент процесса восприятия могут быть рассмотрены ощущения. Собственные физиологические меха­низмы восприятия включаются в процессе формирования цело­стного образа на последую­щих этапах, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры го­ловного мозга, где и происходит завершение формирования об­разов явлений реального мира. Поэтому интегративные зоны коры головного мозга, за­вершающие процесс восприятия, часто называют перцептивными зонами. Их фун­кция существенно от­личается от функций проекционных зон. Восприятие, как и ощущение, – рефлекторный процесс. И.П. Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, временные нерв­ные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира. Последние выступают в качестве ком­плексных раздражителей. В ядрах корковых отделов анализато­ров осуществляет сложный анализ и синтез этих комплексных раздражителей.

В основе восприятия лежат два вида нервных связей: связи, образуемые в пределах одного анализатора, и межанали­заторные, связи. Первый случай наблюдается при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности. Таким раздражителем может быть мелодия, представляющая собой своеобразное сочетание отдельных звуков, воздействую­щих на слуховой анализатор. Весь этот комплекс действует как один сложный раздражитель. При этом нервные связи образу­ются не только на сами раздражители, но и на их отношение – временное, пространственное и пр. (так называемый рефлекс на отношение). В результате в коре больших полушарий проис­ходит процесс интегрирования, сложный синтез.

Другой вид нервных связей, образующихся при воздейст­вии комплексного раздражителя, – это связи в пределах разных анализаторов. И.М. Сеченов объяснял восприятие предмета или пространства ассоциацией зрительных, кинестетических, осяза­тельных и других ощущений. К этим ассоциациям у человека обязательно присоединяется и слуховой образ слова, которым обозначается данный предмет или пространственное отношение.

Таким образом, в основе сложного процесса построения образа восприятия лежат системы внутрианализаторных и ме­жанализаторных связей, обеспечивающих наилучшие условия выделения раз­дражителей и учет взаимодействия свойств пред­мета как сложного целого.

Свойства восприятия

1. Предметность восприятия проявляется в том, что объ­ект воспринимается нами как обособленное в пространстве и во времени отдельное физическое тело. Получаемые с помощью анализаторов образы из внешнего мира находятся не в голове субъекта или каких-то других частях тела, а в пространстве воспринимаемого предмета. Именно через образ и в форме образа предмет, как правило, является нам. Предметность формируется на основе внешне двигательных процессов, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наше восприятие не обладало бы качеством предметности, т.е. отнесенностью к объектам внешнего мира.

В объективной действительности все предметы или явления существуют среди других предметов, поэтому предметность восприятия проявляется, прежде всего, в действии закона избирательности.

2. Избирательность. Наиболее ярко прояв­ляется в феномене выделения фигуры из фона. Конкретно это выражается в том, что вся наблюдаемая человеком действитель­ность разделяется на две неравные по значимости части: одна – предмет – воспринимается как конкретное, четко очерченное, расположенное на первом плане замкнутое целое, а вторая – фон – как более аморфное, неопределенное, расположенное позади предмета и не ограниченное поле. Восприятие фигуры и фона динамично. То, что было фигурой восприятия, может за ненадобностью слиться с фоном, а что-то из фона на определенное время может стать фигурой восприятия.

3. Целостность – всякий объект воспринимается как устойчивое системное поле, даже если некоторые части не могут быть наблюдаемы или представлены неполным набором элементов, мысленно достраиваются до целостной формы.

4. Структурность восприятия.

 
Структурность заключается в том, что в целостном образе отражаются взаимоотношения различных свойств и частей, то есть структура предмета. Именно благодаря структурности мы узнаем предметы независимо от того, из какого материала они изготовлены. Мы воспринимаем фактически аб­страгированную от этих ощущений обобщенную структуру, ко­торая формируется в течение некоторого времени (например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мело­дию, ритм и т.д.).
 
Если предмет не выделен из фона, разрушена его целостность и структура, то он становится для нас полностью незаметным. Эти психофизиологические закономерности восприятия используются в маскировке объектов, когда предмет окрашивают под цвет фона, сливают с ним – при помощи разноцветных пятен, камуфляжа, разрушают структуру предмета и его целостность.

5. Установка – сформирование у наблюдателя установки на восприятие предмета, в связи с этим образ может трансфор­мироваться, меняться в зависимости от поставленной задачи. Например, задание по поиску ошибок в тексте, при этом, обра­щая внимание на написание слов, не вникая часто в смысл тек­ста, в отличие от простого прочтения текста, когда ошибки часто не замечаются.

 
Влияние установки на восприятие человека проявляется также в феномене, продемонстрированном в огромном количестве экспериментов, когда одно и то же лицо воспринимается как злое и жестокое, если испытуемым заранее сказать, что человек, изображенный на фотографии — преступник; как доброе и мужественное, если заранее известно, что это человек гуманной профессии, совершивший мужественный поступок для спасения жизни людей.

6. Константность – это относительная независимость об­раза от условий восприятия, проявляющаяся в его неизменно­сти, независимо от меняющихся физических условий воспри­ятия мы воспринимаем предметы постоянными по различным параметрам (форма, цвет, величина, консистенция). В повседневной жизни условия восприятия предметов (освещенность, положение в пространстве, удаленность от наблюдателя и т. д.) непрерывно изменяются. Соответственно этому изменяются и рецепторные процессы, например, величина сетчаточного изображения, вместе с тем образ предмета остается постоянным. Константность имеет большое значение в организации восприятия, так как при отсутствии константности человек не мог бы выделять отдельные предметы, окружающий мир предстал бы перед нами как мелькающий, постоянно изменяющийся поток ощущений, как хаос. Примером константности величины является постоянство восприятия размеров фигуры человека, удаленного на расстояния в 5 и 10 м, несмотря на изменение размеров сетчаточного изображения размеры объекта отражаются как неизменные. Белую бумагу мы воспринимаем как белую даже при лунном освещении, хотя она отражает примерно столько же света, сколько черный уголь на солнце. Механизмы константности не являются врожденными, они формируются в онтогенезе, при этом основные параметры оказываются сформированы к 2 годам, но ее развитие продолжается до 14 лет.

7. Обобщенность (категориальность, осмысленность). Обозначается способность человеческого восприятия обобщать, относить воспринимаемый объект к определенному классу (именно вследствие данного свойства человеком в восприни­маемом предмете обнаруживаются типичные признаки, свойст­венные предметам данного класса). Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами, отнести его к некоторой категории. Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействую­щих на органы чувств, а представляет динамический поиск наи­лучшего толкования, объяснения имеющихся данных. Показа­тельны с этой точки зрения, так называемые двусмысленные ри­сунки, в которых попеременно воспринимаются то фигура, то фон. В этих рисунках выделение объекта восприятия связано с его осмысливанием и называнием.

8. Апперцепция – зависимость восприятия от общего со­держания психической жизни человека. Огромную роль в ап­перцепции играют знания человека, его предшествующий опыт, его прошлая практика. Многочисленные данные показывают, что воспринимаемая субъектом картина не является просто суммой мгновенных ощущений; она часто содержит такие де­тали, которых даже и нет в данный момент на сетчатке глаза, но которые человек как бы видит на основе предшествующего опыта. Знания и опыт оказывают значительное влияние на точ­ность и ясность восприятия. Содержание восприятия определя­ется и поставленной перед человеком задачей, мотивами дея­тельности, его интересами и направленностью. Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия.

Наши рекомендации