Физиологическая основа восприятия
Как структурный элемент процесса восприятия могут быть рассмотрены ощущения. Собственные физиологические механизмы восприятия включаются в процессе формирования целостного образа на последующих этапах, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира. Поэтому интегративные зоны коры головного мозга, завершающие процесс восприятия, часто называют перцептивными зонами. Их функция существенно отличается от функций проекционных зон. Восприятие, как и ощущение, – рефлекторный процесс. И.П. Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира. Последние выступают в качестве комплексных раздражителей. В ядрах корковых отделов анализаторов осуществляет сложный анализ и синтез этих комплексных раздражителей.
В основе восприятия лежат два вида нервных связей: связи, образуемые в пределах одного анализатора, и межанализаторные, связи. Первый случай наблюдается при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности. Таким раздражителем может быть мелодия, представляющая собой своеобразное сочетание отдельных звуков, воздействующих на слуховой анализатор. Весь этот комплекс действует как один сложный раздражитель. При этом нервные связи образуются не только на сами раздражители, но и на их отношение – временное, пространственное и пр. (так называемый рефлекс на отношение). В результате в коре больших полушарий происходит процесс интегрирования, сложный синтез.
Другой вид нервных связей, образующихся при воздействии комплексного раздражителя, – это связи в пределах разных анализаторов. И.М. Сеченов объяснял восприятие предмета или пространства ассоциацией зрительных, кинестетических, осязательных и других ощущений. К этим ассоциациям у человека обязательно присоединяется и слуховой образ слова, которым обозначается данный предмет или пространственное отношение.
Таким образом, в основе сложного процесса построения образа восприятия лежат системы внутрианализаторных и межанализаторных связей, обеспечивающих наилучшие условия выделения раздражителей и учет взаимодействия свойств предмета как сложного целого.
Свойства восприятия
1. Предметность восприятия проявляется в том, что объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и во времени отдельное физическое тело. Получаемые с помощью анализаторов образы из внешнего мира находятся не в голове субъекта или каких-то других частях тела, а в пространстве воспринимаемого предмета. Именно через образ и в форме образа предмет, как правило, является нам. Предметность формируется на основе внешне двигательных процессов, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наше восприятие не обладало бы качеством предметности, т.е. отнесенностью к объектам внешнего мира.
В объективной действительности все предметы или явления существуют среди других предметов, поэтому предметность восприятия проявляется, прежде всего, в действии закона избирательности.
2. Избирательность. Наиболее ярко проявляется в феномене выделения фигуры из фона. Конкретно это выражается в том, что вся наблюдаемая человеком действительность разделяется на две неравные по значимости части: одна – предмет – воспринимается как конкретное, четко очерченное, расположенное на первом плане замкнутое целое, а вторая – фон – как более аморфное, неопределенное, расположенное позади предмета и не ограниченное поле. Восприятие фигуры и фона динамично. То, что было фигурой восприятия, может за ненадобностью слиться с фоном, а что-то из фона на определенное время может стать фигурой восприятия.
3. Целостность – всякий объект воспринимается как устойчивое системное поле, даже если некоторые части не могут быть наблюдаемы или представлены неполным набором элементов, мысленно достраиваются до целостной формы.
4. Структурность восприятия.
|
|
5. Установка – сформирование у наблюдателя установки на восприятие предмета, в связи с этим образ может трансформироваться, меняться в зависимости от поставленной задачи. Например, задание по поиску ошибок в тексте, при этом, обращая внимание на написание слов, не вникая часто в смысл текста, в отличие от простого прочтения текста, когда ошибки часто не замечаются.
|
6. Константность – это относительная независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности, независимо от меняющихся физических условий восприятия мы воспринимаем предметы постоянными по различным параметрам (форма, цвет, величина, консистенция). В повседневной жизни условия восприятия предметов (освещенность, положение в пространстве, удаленность от наблюдателя и т. д.) непрерывно изменяются. Соответственно этому изменяются и рецепторные процессы, например, величина сетчаточного изображения, вместе с тем образ предмета остается постоянным. Константность имеет большое значение в организации восприятия, так как при отсутствии константности человек не мог бы выделять отдельные предметы, окружающий мир предстал бы перед нами как мелькающий, постоянно изменяющийся поток ощущений, как хаос. Примером константности величины является постоянство восприятия размеров фигуры человека, удаленного на расстояния в 5 и 10 м, несмотря на изменение размеров сетчаточного изображения размеры объекта отражаются как неизменные. Белую бумагу мы воспринимаем как белую даже при лунном освещении, хотя она отражает примерно столько же света, сколько черный уголь на солнце. Механизмы константности не являются врожденными, они формируются в онтогенезе, при этом основные параметры оказываются сформированы к 2 годам, но ее развитие продолжается до 14 лет.
7. Обобщенность (категориальность, осмысленность). Обозначается способность человеческого восприятия обобщать, относить воспринимаемый объект к определенному классу (именно вследствие данного свойства человеком в воспринимаемом предмете обнаруживаются типичные признаки, свойственные предметам данного класса). Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами, отнести его к некоторой категории. Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет динамический поиск наилучшего толкования, объяснения имеющихся данных. Показательны с этой точки зрения, так называемые двусмысленные рисунки, в которых попеременно воспринимаются то фигура, то фон. В этих рисунках выделение объекта восприятия связано с его осмысливанием и называнием.
8. Апперцепция – зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека. Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт, его прошлая практика. Многочисленные данные показывают, что воспринимаемая субъектом картина не является просто суммой мгновенных ощущений; она часто содержит такие детали, которых даже и нет в данный момент на сетчатке глаза, но которые человек как бы видит на основе предшествующего опыта. Знания и опыт оказывают значительное влияние на точность и ясность восприятия. Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, мотивами деятельности, его интересами и направленностью. Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия.