Конформность и конформные реакции.

В основе групповых норм лежит конформность – некритичное подчинение личности воле большинства. Конформность в другом варианте имеет название феномена группового давления. Это мера податливости индивида, насколько он изменяет своё поведение или убеждения в результате реального или воображаемого давления группы.

Конформность всегда так или иначе связана с конфликтом: её степень проявляется в ситуации столкновения мнения группы и мнения индивида.

О слабой степени конформности можно говорить, если индивид в ситуации группового давления оказывает сопротивление и сохраняет самостоятельность своей позиции; высокая конформность заставляет человека быстро пересмотреть свои взгляды и принять чужую позицию. Люди сильно различаются по степени конформности, каждый человек находятся в какой-то точке условного континуума «раб-бунтарь».

Степеньконформности определяется следующими факторами:

  1. особенности индивида (пол (женщины более конформны), возраст (дети конформней взрослых), интеллект, степень развития самосознания, внушаемость, состояние и др.);
  2. особенности группы (выраженность иерархии, групповые нормы, традиции степень её референтности для человека, размер, степень единодушия и др.);
  3. особенности связи индивида и группы (статус и роли человека в данной группе, уровень сплочённости и зависимости);
  4. особенности выполняемой задачи (её важность, влияние на дальнейшие отношения, заинтересованность в ней).
  5. особенности культуры, тип общества, к которому принадлежат эти группа и индивид (авторитарное, демократическое), преобладающую общественнуюориентацию (индивидуализм - концепция, отдающая приоритет личному перед групповым; коллективизм – концепция, отдающая приоритет целям группы перед личными).

Исследования показали, что конформность может зависеть и от реальных условий: сильнее всего она проявляется, когда люди сталкиваются с единодушным мнением трёх и более человек, обладающих высоким статусом и привлекательных для него. Очень высокая конформность проявляется и тогда, когда ответы даются вслух при всей группе.

Выделяют 2 уровня конформности:

1. внутренняя – происходит такое усвоение предъявляемых требований, когда они становятся частью самой личности, человек начинает их воспринимать как свои собственные, происходит реальное преобразование её позиций и установок;

2. внешняя – это уступчивость, только внешнее подчинение правилам при возможном внутренним несогласии с ними, эти правила могут восприниматься как навязанные и чуждые.

Этим видам соответствуют 2 причины конформности соответственно:

• истинное признание и принятие чужих суждений;

• желание избежать санкций, быть принятым и признанным группой, заслужить её одобрение.

Оба вида конформности помогают избежать конфликта, который может возникнуть из-за несовпадения личных и общественных точек зрения. Но, с другой стороны, они не ведут и к решению такого конфликта.

Социальные нормы и роли очень сильно различаются как между культурами, так и внутри одной культуры (между её субкультурами). Поэтому так сложно бывает прижиться в новой среде, особенно человеку с низкой степенью конформности.

Разновидностью социальной зависимости личности от мнения большинства является и негативизм (нонконформизм), когда человек намеренно всегда поступает наперекор группе. Это тоже подчиняемость, зависимость, поскольку данный человек всё же поступает не по своей воле, не как сам считает нужным, а образом, противоположным давлению группы. Так что группа всё равно определяет его поведение и может им манипулировать.

От конформизма следует отличать единство группы, степень её сплочённости. В таких группах люди объединены для выполнения какой-то важной для них деятельности и общения, поэтому в случае таких групп следует говорить не о конформности, а об общности взглядов и интересов

Для регуляции поведения индивидов в соответствии с общепринятыми нормами обществоиспользуетсоциальный контроль – это система способов воздействия общества на личность, способствующая поддержанию стабильности в обществе.

Действует он в основном на индивидов с отклоняющимся от групповых норм поведением. Последовательный и методический контроль групп, в которых участвует человек, в результате интериоризации может переформироваться в самоконтроль, когда индивид уже сам смотрит на себя через призму групповых норм и требований и в соответствии с этим сам корректирует своё поведение.

Человеческое поведение, а также мышление и сознание постоянно являются объектом социального контроля.

Выразителем и«вердиктом»социального контроля зачастую становится общественное мнение – это отношение групп к явлениям и событиям социальной жизни, затрагивающим общие интересы. Обычно о нём говорят в рамках больших группах («глас народа»). Общественное мнение формируется и выражается при возникновении каких-либо социальных проблем и конфликтов. Однако возможны расхождения в точках зрения внутри одной группы или общности, тогда мнения разделяются, и начинается их противоборство.

Оно формируется либо целенаправленно некоторым меньшинством (руководители, средства массовой информации), либо стихийно, под влиянием каких-то общественно-важных событий и обстоятельств.

Однако не стоит думать, что всё поведение человека определяется только социумом, нормами, ролями и силой обстоятельств. Нельзя сбрасывать со счетов и силу самой личности.

Во-первых, личности различаются в отношении восприятия ситуации и реагирования на неё. Во-вторых, люди способны сами избирать для себя влияющие для них ситуации. В-третьих, люди сами участвуют в создании социальной ситуации. Так что пределёнными возможностями владеют как ситуация, так и личность. Человек одновременно является и творением, и творцом социальной среды, он и реагирует на неё, и на неё воздействует.

ГРУППОВАЯ СПЛОЧЁННОСТЬ

Групповая сплочённость – это показатель того, что люди в этой группе не только совместимы, но и привержены друг другу, объединены общими ценностями, целями и т. п., они чувствуют свою связь друг с другом. В сплочённой группе присутствует чувство «Мы».

Уровень сплочённости можно охарактеризовать через степень развития межличностных отношений, а именно отношений, имеющих положительную эмоциональную окраску, через частоту и прочность коммуникаций в группе, через удовлетворяемость потребностей индивида данной группой, через удовлетворённость деятельностью в этой группе, через осознание её общественной значимости, через общность деятельности, ценностей и целей.

Оптимальный для такой группы стиль лидерства или руководства – демократический.

Важен статус и престиж группы. Сплочённость группы тем выше, чем больше участников группы симпатизируют друг другу, и чем больше группа удовлетворяет их пребывание в ней. Группа удовлетворяет человека не просто когда выгоды членства превышают его издержки, но и когда выгоды этой группы для конкретного человека значительно превышают таковые в других доступных ему группах.

Групповая сплочённость – это не только результат, но и определённый процесс формирования группы.

Структура малых групп состоит из трёх слоёв, увеличивающихся по степени влияния на глубину групповой сплочённости. Процесс её формирования идёт от формирования самого простого – первого – слоя к самому сложному:

1. Поверхностные межличностные отношения, не связанные с общей деятельностью группы.

2. Эмоциональные межличностные отношения, опосредованные совместной групповой деятельностью.

3. Ценностно-ориентационное единство – одинаковое отношение к групповой деятельности и её целям, общая мотивация и восприятие себя как целого, связанного общим делом.

4. Совместные цели деятельности и сама предметная деятельность. Степень развития этого уровня определяется по следующим признакам:

а. выполнение группой основной своей функции,

б. соответствие группы социальным нормам,

в. возможность личности полноценно развиваться в условиях данной группы.

Согласно авторам этой концепции, последнему - четвёртому слою развития группы соответствует образование коллектива – самой организованной и сплочённой из всех малых групп. Личность в коллективе находит поддержку и помощь, с коллективом она разделяет ответственность, что способствует формированию и усилению групповой сплочённости.

Сплочённая группа показывает более высокие результаты совместной деятельности, люди в ней больше удовлетворены ею и своим членством в группе, повышается их работоспособность, организованность и дисциплинированность.

Важным для сплочённости фактором является психологическая совместимость. Так называют способность к совместной деятельности на основании сочетаемости людей в группе. Это один из показателей сплочённости группы, он предполагает возможность бесконфликтного общения и согласованности взаимодействий в совместной деятельности. Наличие совместимости означает, что в данном составе группа вполне может выполнить свои функции и какую-либо совместную деятельность.

Выделяют два типа групповой психологической совместимости:

  1. Психофизиологическая (согласованность сенсомоторных реакций, ритмической деятельности, скорости реакций, совместимость темпераментов и черт характера).
  2. Социально-психологическая (предметно-целевое и ценностно-ориентационное единство, взаимная ответственность и референтность, общность типов поведения, установок, ценностей, отношений, взаимные симпатии).

Межличностная совместимость – это взаимное приятие партнёров, основанное на сходстве или взаимодополнительности особенностей и личностных характеристик. Критерии совместимости: высокая удовлетворённость процессом и результатом взаимодействия, взаимная симпатия, уважение, желание продолжать взаимодействие. Межличностные отношения сильно влияют на становление сплочённости, ценностно-ориентационного единства коллектива.

Близким понятием совместимости является сработанность – это высокая продуктивность совместной деятельности при незначительных эмоционально-энергетических затратах и субъективная удовлетворённость её процессом и результатом.

Совместная деятельность предполагает разнородную социальную дифференциацию и интеграцию индивидуальных вкладов, а такая координация облегчается, когда есть согласие. Поскольку условия деятельности постоянно более или менее меняются, появляется необходимость постоянного приспособления участников друг к другу и к обстоятельствам.

Совместная деятельность протекает гладко, если у каждого участника развит самоконтроль.

Согласованные действия в устойчивых ситуациях зависят от каждого участника, сохраняющего свою личную автономию и контролирующего себя с точки зрения групповых ожиданий.

Наши рекомендации