Социальная психология личности

От рождения до смерти каждый человек является участником различных групп, и ни его самого, ни его чувства и поведение нельзя понять в отрыве от факта такого участия.

Е. В. Шорохова, подходя к личности с социально-психологической точки зрения, рассматривает её как продукт социальных условий, совокупность ролевых функций и их влияния на общественную жизнь. Она выделяет следующие задачи исследования личности: социальная детерминация психического склада личности; социальная мотивация поведения и деятельности личности в различных общественно-исторических и социально-психологических условиях; классовые, национальные и профессиональные особенности личности; закономерности формирования и проявления общественной активности личности; проблемы внутренней противоречивости личности и пути её преодоления; самовоспитание личности.

Социальная психология изучает, каким образом личность усваивает социальные влияния и каким образом она реализует свою социальную сущность. Она рассматривает поведение и деятельность социально обусловленной личности и вклад личности в деятельность группы. В этой области психологии важно выявить закономерности, которым подчинено поведение и деятельность личности, включённой в какую-либо группу.

По мнению В. С. Мерлина, тип взаимоотношений в группе влияет на формирование свойств личности, характерных для данного коллектива в целом.

Социально-психологические качества личности – это те качества, которые формируются в совместной деятельности (характеризуют возможность и эффективность деятельности человека в группе) и общении и с людьми (способность устанавливать и поддерживать контакт и взаимоотношения). Личные убеждения и чувства определяют наше общественное поведение.

Богатство связей личности с миром состоит в богатстве её связей с людьми в группах, в которые она входит. В совместной деятельности и общении во всех этих группах формируются её черты. И наоборот, имеющиеся характеристики личности влияют на группы, которые она выбирает и на особенности функционирования в них.

Социальные отношения создают определённое впечатление о личности не только для окружающих, но и для неё самой. В течение всей жизни человек создаёт и поддерживает своё представление о себе самом, т. е. свою субъективную картину «Я», которая зависит от представлений о себе как о личности и как о социальном индивиде.

Из социальной области на его самосознание влияют:

• принадлежность к определённой культуре (характерные традиционные особенности большой группы накладывают отпечатки на индивида)

• включённость в какие-либо малые группы

• играемые социальные роли,

• социальное сравнение (сознание того, кем мы являемся, требует от нас осознания того, кем мы не являемся),

• суждения и оценки других людей (часто мы используем других людей в качестве зеркала для восприятия себя самого),

• повседневный опыт межличностного взаимодействия (успех повышает самооценку).

Поначалу структура личной определённости привносится из социума, а потом уже становится относительно автономной, но, тем не менее, продолжает испытывать воздействия извне.

Поскольку человек самоопределяет себя (не только сознательно и самостоятельно, но и в процессе воспитания и общественного воздействия), то есть понимает, что он есть тот, кто он есть, он принимает соответствующие этому права и обязанности и получает определённый статус в группе. Он знает своё место и узнаётся другими, благодаря чему его взаимоотношения и взаимодействия с другими уже определены.

Немаловажная характеристика в данном отношении - социальный статус человека - включает в себя 3 компонента:

а) совокупность присущих данному индивиду черт – это объективная статусная характеристика;

б) особенности восприятия его другими людьми - это субъективная статусная характеристика;

в) уровень, положение среди других групп самой этой группы.

Таким образом, формирование Я-концепции обусловлено широким социально-культурным контекстом и возникает в условиях совместной деятельности.

Взаимодействуя, человек формируется и изменяется. В это же время он оказывает обратное воздействие на своих партнёров.

Межличностные отношения– это взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности.

Наши социальные убеждения и суждения оказывают влияние на наши чувства, мнения и действия. Значит, создают нашу действительность и наше будущее.

Поведение человека – это ряд приспособлений к изменяющемуся пониманию ситуаций.

Поскольку люди, живущие в той или иной социальной общности, взаимозависимы, каждый должен считаться с тем, как его поступки скажутся на других. Однако не всегда такие самоотчёты о своих поступках соответствуют реальности. Их может искажать фактортак называемой социальной желательности – фактор, искажающий самоотчёты личности в сторону увеличения частоты тех, которые кажутся более социально приемлемыми и привлекательными.

Среди других вопросов, важными являются изучение социализации и социальной установки.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Под социализацией исследователь Г. М. Андреева понимает процесс усвоения индивидом социального опыта и активного воспроизводства системы социальных связей посредством его вхождения в социальную среду. Это процесс вхождения индивида в человеческую культуру, усвоения этой культуры. Это не только активный процесс со своей динамикой, особенностями, влиянием и проблемами, но и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Благодаря ей происходит интериоризация привнесённых извне взглядов, отношений, способов поведения, они принимаются и начинают управлять человеком уже изнутри, из него самого, без необходимости контроля извне.

Социализация может происходить и в условиях воспитания (целенаправленного формирования личности), и в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов. Неорганизованные поначалу тенденции постепенно достигают координации и утончённости и благодаря повторению становятся формирующими для личности. Как раз систематические и однообразные реакции других людей формируют и фиксируют образцы поведения человека.

«Значимый другой» - человек, оказывающий наибольшее влияние при воспитании. Они влияют не только своим воздействием, но и самими своими личностными особенностями.

Социализированный человек – это человек, который усвоил общественно-исторический опыт и может эффективно участвовать в жизни общества. Общество и личность как бы взаимопроникают друг в друга.

Начинается социализация с первых же минут жизни маленького человека, пронизывая три сферы жизни: самосознание (постепенно у индивида формируется образ себя – картина «Я», в которую помимо представлений о своих личностных свойствах входят представления о себе как о социальном индивиде), общение и деятельность (индивид воспитывается как субъект деятельности). В процессе социализации происходят изменения и развитие возможностей в этих трёх сферах. Индивид приобщается к системе норм и ценностей общества.

В процессе ранней социализации человек овладевает системой норм и категорий (значений предметов), которые обеспечивает ему эффективное взаимодействие с другими людьми. Позже, в более взрослом возрасте, он уже способен самостоятельно создавать эти категории. Соответственно, в процессе социализации у человека создаётся определённая субъективная картина окружающего мира (физического и социального) и картина самого себя (Я-концепция). Необходимо, чтобы его новые категории, т. е. эти картины, существенно не отличались от существующих и общепринятых, в противном случае он может быть признан неадекватным и получит диагноз психотика (?) (шизофреника). Поэтому люди в обществе постоянно, так или иначе, соотносят друг с другом свои картины мира и себя, чтобы не произошло такого раздвоения.

Цели социализации – последовательное нормирование психических функций и поведения человека и последовательное приближение его к нормативному канону, существующему в данном обществе.

Процесс социализации происходит благодаря задействованию следующих механизмов:

  1. Пролепсис – представление будущего, будто происходящего в настоящем. Это способность агента социализации (тех людей, которые социализируют ребёнка: родителей, опекунов, авторитетов, сверстников) предвидеть будущие потребности общества и в соответствии с ними развивать ребёнка.
  2. Исходная социальность ребёнка – его изначальная способность и готовность участвовать в социальных процессах, исходная направленность на людей и социальные отношения.
  3. Формирование социального «Я» - представления о себе как о субъекте социальной активности.
  4. Эмоциональное заражение – это передача эмоционального состояния матери (или иного агента социализации), это основа для общения, так происходит начало формирования отношения ребёнка к окружающему миру, он бессознательно перенимает определённые образца поведения и чувствования.
  5. Подражание – как произвольное, так и непроизвольное повторение на поведенческом, эмоциональном и когнитивном уровнях демонстрируемого поведения.
  6. Убеждение – изложение и полный анализ своей позиции с упором на её положительные стороны и предложением принять её, а это решение принимает уже сам убеждаемый человек на основе полученной информации и своего мнения.
  7. Внушение – навязывание, побуждение принятия своей позиции и способа поведения, как правило, без аргументации и с частичным подавлением критики и воли того, кому её предлагают. Это некритичное принятие чужой точки зрения и подчинение.

Я. И. Гилинский выделял следующие стадии социализации:

1. Дотрудовая стадия. Она включает в себя и детство, когда ребёнок ещё не начинает ходить в школу, школьные годы, и юность до начала трудовой деятельности. Здесь социализация происходит в основном за счёт процессов воспитания, игры, обучения и непосредственных эмоциональных контактов с окружающими. На этой стадии социализаторами выступают семья, детский сад, школа, прочие детские учреждения, высшие учебные заведения.

2. Трудовая стадия. Это период трудовой деятельности человека, которая и становится основой, инструментом социализации. Человек на этой стадии уже способен сам воспроизводить социальный опыт (тем более, на этом этапе, как правило, у него появляется своя семья и дети). Здесь основные социализаторы – трудовой коллектив и различные общественные организации.

3. Послетрудовая стадия. Здесь человек сам становится больше социализатором, чем объектом. Пожилые люди воспроизводят социальные опыт, изменяется лишь их тип деятельности и активности.

Помимо названных социализаторов, на любой стадии их роль могут выполнять сверстники, друзья, своя семья и др.

В результате социализации возникают так называемые эффекты социализации, к числу которых Б. Г. Ананьев причислял формирование особых черт характера, образование социальных установок и сложной мотивации деятельности.

Наши рекомендации