Возрастная психология, педагогическая

Дифференциальная психология,

патопсихология: изучает закономерности изменения и распада психической деятельности и свойств личности в процессе болезни.

Гуманистическая психология рассматривает возможности роста и развития личности, возможности наиболее полной самоактуализации .

Психоанализ ( З.Фрейд)основывается на идее о том, что поведение человека определяется его сексуальностью, считал источником активности личности неосознаваемые влечения и инстинкты..

Бихевиоризм – направление в психологии, изучающее поведение человека методами, укладывающимися в схему «стимул-реакция»,либо сводящее психику к различным формам. поведения

Методы психологии:

Наблюдение, эксперимент, беседа ,акетирование,опрос.

Тест –стандартизованный инструмент, предназначенный для объективного измерения одного или более аспектов личности через вербальные или невербальные образцы ответов или др.виды поведения..

Критерии теста

1) Валидность – означает пригодность теста для измерения именно того качества, на которое он направлен;

2) Научность – научная обоснованность, связь с фундаментальными исследованиями;

3) Надежность - точность теста:

А) стабильность результатов при повторном исследовании;

Б) эквивалентен другим тестам, измеряющим это же качество.

Тема Ощущение. Восприятие.

Тема: Ощущение.

Основные понятия:

Ощущение – отражение отдельных свойств и качеств предметов и явлений внешнего мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. Формирование ощущений происходит в центральном отделе анализатора.

Свойства ощущений: качество (модальность), интенсивность, длительность, пространственная локализация раздражителя.

Классификация ощущений:

экстероцептивные ( контактные и дистантные) интероцептивные, проприоцептивные (кинестетические) .

Кинестетическая чувствительность – ощущения, возникающие при движении различных частей тела

Чувствительность. Пороги ощущений: нижний порог, верхний порог,

Диапазон чувствительности – интервал между нижним и верхним порогом ощущений.

Дифференцальный порог- минимальная разница между стимулами вызывающая различие в ощущениях.

Адаптация – повышение или понижение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителей или процесс приспособления к новым условиям .

Сенсибилизация.- процесс повышения чувствительности в результате повышенной мотивации или наличия значимых потребностей.

Тема Восприятие.

Восприятие –целостное отражение предметов, ситуаций и событий.

Перцепция - осознаваемый результат непосредственного воздействия на человека каких либо раздражителей.

Основные свойства восприятия:

предметность, целостность, обобщенность ,константность,

осмысленность-свойство, проявляющееся в понимании сущности и свойств воспринимаемых предметов и явлений,

избирательность –преимущественное выделение одного объекта по сравнению с другим,

структурность.

Тема: Память и внимание.

Тема: Память.

Память-запечатление, сохранение и последующее воспроизведение информации.Сквозной психический процесс.

Объем кратковременной памяти = числу Миллера = 7 2 .

Основные процессы памяти:

Запоминание

Хранение,

Воспроизведение ( при воспроизведении информации человеку проще распознать элемент информации среди предъявляемых других)

Забывание– постепенное уменьшение объема заученного материала.

Виды памяти: двигательная ( способность запоминать движения), эмоциональная память, образная память, словесно–логическая память.

Кратковременная ( продолжительность от 10 до 30 сек.)

Долговременная (обладает практически неограниченной емкостью)

Мгновенная – память, сохраняющая след (отпечаток) внешнего воздействия без изменений в течении 0,1-1 сек.и имеющая число хранилищ, равноечислу сенсорных входов анализаторных систем.

Буферная –память, являющаяся промежуточным звеном в процессе перевода из кратковременной памяти в долговременную.

Оперативная – вид памяти, обслуживающий определенные операции (или используемый при выполнении сложной, поэтапной деятельности)..

Генетическая

Произвольная –

Непроизвольная

Прижизненная память

Импритинг – вид памяти, наблюдаемый в ранний период сразу после рождения..

Механическая память – это вид памяти, основанный на повторении материала без его осмысления.

Эффект незавершенности действий по Зейгарник –проявляется в том, что лучше всего запоминаются незавершенные, незаконченные действия..

Мнемотехнические приемы -сознательно или неосознанно используемые приемы запоминания информации

Тема: Внимание.

Внимание –избирательная направленность сознания на какой-либо внешний или внутренний объект.

Виды внимания:

Произвольное - вид внимания, предполагающий определенные усилия для сохранения внимания к объекту или явлению.

Непроизвольное,

Послепроизвольное внимание– вид внимания, сохраняющийся после прекращения какой-либо деятельности, связан с высокой значимостью данной деятельности для человека.

Виды внимания : индивидуальное- возникает у отдельного, конкретного человека.

групповое –вид внимания, возникающий у группы человек

коллективное -вид внимания, возникающий у коллектива

внешнее – направленно на объекты внешнего мира

внутреннее –направлено на внутреннее состояние человека

Основные свойства внимания:

Концентрация

Объем внимания

Устойчивость внимания – способность поддерживать достаточный уровень сосредоточенности на объекте столько времени, сколько необходимо для данной деятельности.

Переключение

Распределение.

Тeма: Мышление.

Основные понятия: Мышление. Логические формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.

Мыслительные операции: Анализ. Синтез. Сравнение. Обобщение . Абстрагирование. Конкретизация – это одна из операций мышления.

Виды мышления:наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Абстрактно-логическое мышление-вид мышления,осуществляемый при помощи логических операций с использованием понятий

Эмпирическое мышление – опирается на житейские, ситуационные события.

Тема: Эмоции.

Основные понятия:

Эмоции.- отражают внутреннее, душевное состояние человека.

Виды эмоциональных реакций:

Собственно эмоции

Аффект – стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, дающий разрядку в действиях, не подчиненных волевому контролю.

Чувство - эмоциональное переживание, имеющее ярко выраженный предметный характер

Настроение –продолжительное, устойчивое эмоциональное состояние, которое оказывает влияние на жизнь и поведение человека.

Фрустрация – состояние, возникающее, когда на пути достижения значимой цели возникает непреодолимое препятствие.

Стресс –психофизиологическое состояние,возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.

Функции эмоций: оценка. побуждение, организация.

Виды эмоций.

Стенические – вид эмоций, повышающих активность и жизнедеятельность человека.

Астенические – вид эмоций, понижающих активность и жизнедеятельность человека.

Положительные

Отрицательные эмоции (возникают, когда поступающая извне информация недостаточна).

Сильные и слабые эмоции.

Эмоциональные свойства:

Эмоциональная возбудимость

Эмоциональная реактивность:эмоциональное свойство, отражающее скорость эмоционального реагирования.

Эмоциональная лабильность-эмоциональное свойство, отражающее колебания эмоционального тонуса, быструю смену эмоций и настроений..

Психологические защиты :

регресс- возврат на более раннюю стадию развития или к более примитивным формам поведения или мышления .

гиперкомпенсация– психологическая защита, проявляющаяся в стремлении достичь успеха в области, являющейся наиболее сложной и проблемной.

вытеснение – механизм психологической защиты, который заключается в вытеснении какого либо психотравмирующего опыта.( либо его неосозновании)

Воля - сознательный процесс, осуществляет функцию побуждения к деятельности.

Наши рекомендации