Направления и школы современной социальной психологии.
1. Психоанализ – одно из важнейших направлений, возникло в 20 веке. Основывается на положении о том, что поведение человека определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным. Основатель – З. Фрейд и его последователь (неофрейдисты) предполагают особую методологию исследования психики.
Основной метод – метод анализа свободных ассоциаций; анализ снов и толкование сновидений; анализ и толкование различных ошибочных и непреднамеренных действий человека; ставиться вопрос о сексуальной природе человека.
Другие представители этого направления – А. Фрейд, А. Адлер, А. Юнг, Э.Фромм, К. Хорни.
2. Бихевиоризм – возникло в 20 веке и отрицающее значение сознания как предмета научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, являющегося результатом ответа организма на воздействие внешней среды. Основатель – Д. Уотсон (американский ученный). Большая роль в выделении отрасли сыграли разработки метода УР в физиологии.
Задача: наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно – поведение, поступки, реакции человека.
Другие представители этого направления – Б. Скинер, Э. Толмен, А. Бандура, Э. Торндайк.
3. Гештальтпсихология – направление, возникшее в Германии в 20 веке, и предлагает изучать психику с помощью целостных структур – гештальтов, первичных по отношению к своим компонентам. Основатели – М. Вертгеймер, К. Коффка и В. Келер. Изначально исследование восприятия человека.
Основная идея: идея целостности образа, свойства которого не сводимы к сумме свойств элементов. Иначе: восприятие не сводиться к сумме ощущений; свойства фигуры, которую мы видим, не описывается через свойства ее частей. «Фифиномен» Вертгеймера – восприятие движения возможно и в отсутствии самого движения. Были открыты законы гештальта: закон близости элементов; симметричность, сходство, замкнутость и др.
Основные понятия: «Фон» и «фигура». На двойственных изображениях отчетливо проявляется внезапное самопроизвольное переструктурирование ситуации: фон и фигура меняются местами.
Другие представители этого направления – К. Левин, В. Райх, Ф. Перлс, К. Дункер.
4. Гуманистическая психология – одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии, возникшее в 60е годы 20 века, противопоставляющее себя психоанализу и бихевиоризму. Основоположник А. Маслоу.
Основная идея: индивидуальность рассматривается как интергративное целое, в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий. Исследование животных считается непригодным для понимания психики и поведения человека. В отличии от психоанализа, ГП считает, что человек изначально добр или нейтрален, а его агрессия, насилие – есть результат воздействия окружающей среды.
63. Методологические проблемы социально-психологического исследования.«…психология не двинетсядальше,пока не создаст
методологии, что первым шагом
вперед будет методология, это
несомненно» Л.С.Выготский
Проблемы методологии исследования являются актуальными для любой науки .Методология – это область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации и построения теоретической и практической деятельности. Уровни методологии социальной психологии: 1) общая методология – общий философский подход, способ познания явлений объективного мира. ; 2) частная методология – совокупность методологических принципов, присущих социологии и психологии, которые трансформируются в своеобразный норматив социально-психологического исследования и определяют исследовательскую стратегию; 3) методология как совокупность конкретных приемов, методик, для которых характерно то, что они обычно являются относительно не зависимыми от общеметодологических принципов и применяются, как правило в рамках различных методологических предпочтений. Особенности научного исследования в социальной психологии:
1) исследование ведется с конкретными объектами, определенным количеством эмпирических данных, которые собираются с помощью конкретных техник, методик и приемов; 2) исследование подразумевает самостоятельное решение эмпирических, логических и теоретических задач; 3) характерно достаточно четкое разграничение между установленными фактами и гипотетическими предположениями, отработаны процедуры проверки гипотез; 4) целью является объяснение фактов, явлений и их прогнозирование. Специфика социально-психологических исследований: 1) описывают психологические характеристики самой группы; 2) раскрывают некоторые характеристики сознания этих индивидов (представлений, мнений, установок, ценностей и т. п.) этих индивидов; 3) имеют социальный контекст исследования, влияющий на отбор, интерпретацию и изложение фактов;
4) источником данных является сам человек; 5) неустойчивость и постоянное изменение социально-психологических явлений; 6) культурно обусловленная относительность социально-психологических закономерностей; 7) работа с реальными объектами исследования
Источники информации в социальной психологии: 1) характеристики реального поведения и деятельности людей и групп; 2) характеристики индивидуального и группового сознания 3) характеристики продуктов человеческой деятельности – материальной и духовной; 4) отдельные события, состояния социального взаимодействия.
Тенденции развития социально-психологических методов исследования:
1.повышение надежности методов, применяемых для сбора информации, 2) разработка компьютерных аналогов существующих методик исследования; 3) комплексность сбора эмпирической информации, сочетание разнообразных приемов измерения 4) разработка методов уменьшающих субъективное влияние исследователя и исследуемых на процесс сбора эмпирической информации
64. Межличностные отношения и общение.
Основой межличностных отношений является общение В психологии выделяют важные аспекты общения: содержание, цель и средства. Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу. Межличностные отношения включают: 1) восприятие и понимание людьми друг друга; 2) межличностная привлекательность (притяжение и симпатия); 3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое). Компоненты м/ 0: 1) когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение . Характеристиками взаимопонимания являются: а) адекватность б) идентификация – 2) эмоциональный компонент – включает : а) симпатии или антипатии; б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д.; в) эмпатия 3) поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия.
1) производственные отношения – их Разделяются на отношения: а) по вертикали ; б) по горизонтали в) по диагонали 2) бытовые взаимоотношения – складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту; 3) формальные (официальные) отношения – нормативно предусмотренные взаимоотношения, закрепленные в официальных документах; 4) неформальные (неофициальные) отношения – взаимоотношения, которые реально складываются при взаимоотношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и т. д. На характер межличностных отношений оказывают влияние такие личностные особенности как пол, национальность, возраст, темперамент состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др. Этапы развития межличностных отношений: 1) этап знакомства – первый этап – возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки людьми друг друга, что во многом обусловливает и характер взаимоотношений между ними; 2) этап приятельских отношений – возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном (осознание взаимодействующими людьми достоинств и недостатков друг друга) и эмоциональном уровнях (возникновение соответствующих переживаний, эмоционального отклика и т. д.); 3) товарищеские отношения – сближение взглядов и оказание поддержки друг другу, характеризуются доверием.
Б.Г. Ананьеву: Дж.Морено