Тема №8. Психология конфликтов.
Конфликт как сложное социальное явление. Феноменальность конфликта. Конфликтные ситуации и их виды. Инцидент. Субъекты и объекты конфликта. Признаки и предмет конфликта. Общая формула конфликта. Структурная модель конфликта. Образ конфликтной ситуации. Позиции конфликтующих сторон и их роль в анализе конфликта. Условия возникновения конфликта. Функции конфликтов. Функциональный и дисфункциональный конфликт. Динамика конфликта. Этапы и фазы конфликта. Классификация конфликтов. Участники и субъективная сторона конфликта. Предпосылки и принципы управления конфликтами. Структурные методы управления конфликтами. Межличностные методы (стили) решения конфликтов. Модель стратегии поведения личности в конфликте Томаса-Килменна. Трансактная модель поведения Э.Берна («Родитель», «Взрослый», «Ребенок»).
Внутриличностные методы управления конфликтами. Персональные методы управления конфликтами. Переговоры как универсальный метод решения конфликтов. Этапы переговорного процесса. Модели поведения личности в процессе переговоров.
Механизмы, способы и пути решения социальных конфликтов. Профилактика конфликтов и ее направления. Профилактика конфликтов по стратегии управления персоналом. Управление поведением личности для предотвращения конфликта. Процесс согласования ожиданий в организации.
Тема №9. Психология массовидных явлений.
Понятие общественного мнения, его характеристика. Функции общественного мнения.: нормативная, аксиологическая, регулятивная, оценочная. Формы проявления общественного мнения: оценка, жалобы, советы, пожелания, одобрения, недовольство, осуждение, неодобрение, несогласие, протест.
Структура общественного мнения: знания, чувства, представления. Этапы формирования общественного мнения: этап создания и привлечения внимания общественности к проблеме, факту, этап становления, этап распространённости.
Последствия деформации общественного мнения: формирование неправильных стереотипов и оценки поведения, создание преступной субкультуры, установление негативных традиций, искажение моральных ценностей.
Определение моды как социально – психологического явления. Функции моды: функция выделения, функция подражания, экономическая функция, функция манипуляции,, функция дифференциации.
Понятие традиции. Происхождение традиций. Виды традиций: национальные, культурные, трудовые, военные, спортивные, экономические, сельскохозяйственные, семейные, воспитательные и другие.
Слухи, молодёжная субкультура как социально – психологические явления. Виды слухов. Функции слухов. Элементы психического воздействия слухов: источник слуха, субъект психического воздействия, собственно слух, объект психического воздействия. Этапы психического воздействия слухов. Факторы, способствующие распространению слухов. Мотивы распространения слухов. Социально – психологические особенности восприятия слухов. Последствия слухов.
Понятие толпы. Социально – психологические особенности толпы. Механизмы формирования толпы. Основные средства формирования толпы: слово в экспрессивном выражении в виде призыва, сила шума и его частота. Характеристика потенциальных толп. Ролевая структура толпы: организаторы, зачинщики, подстрекатели, активные участники, конфликтные личности, добросовестно заблуждающиеся лица, эмоционально неустойчивые личности, любопытствующие граждане, примкнувши личности.
Виды толп: по управляемости (стихийная и ведомая), по уроню активности (активная, пассивная), по характеру поведения людей (простая толпа, экспрессивная толпа, конвенциональная толпа, действующая толпа. Формирование толпы. Жизненные ситуации и места образования толп. Кризисные явления, способствующие обострению обстановки. Стадии формирования агрессивной толпы. Особенности возникающих эксцессов в толпе.
Психологические свойства толпы. Особенности поведения индивида в толпе. Свойства человека толпы.
Психология паники. Виды паники. Характеристика паники. Формы проявления паники. Факторы, способствующие развитию паники. Факторы, препятствующие панике. Способы предотвращения паники.