Методы фронтального изучения детей

Экспериментальный опыт организации педагогического диаг­ностирования на предшкольном этапе показал, что наиболее удоб­ной его формой является фронтальное изучение детей с использо­ванием метода тестирования. Тестирование детей может быть ор­ганизовано для всех будущих первоклассников или в детских са­дах, или в школе на подготовительных занятиях. Наиболее подхо­дящее время для этого - март-май. Тестирование проводится в те­чение нескольких дней. Для этой цели используются семь тестов -диагностических заданий.

Каждое задание сопровождается отдельным описанием его це­левого назначения, условий выполнения и характеристик типичных уровней выполнения заданий, которые служат критериями оценки выполненных работ, представленных на обратной стороне листа. Результаты заносятся в сводную таблицу, где фиксируются общие результаты тестирования.

Задание1. «Срисовывание с доски и самостоятельное продол­жение узора».

Назначение задания - комплексная диагностика психофизио­логических и интеллектуальных функций, сформированное™ пред­посылок учебной деятельности.

Выполнение этого задания позволяет выявить развитие функ­ций, необходимых для владения письмом.

Рисование узора выявляет в определенной мере и умственное развитие ребенка - его способность к анализу, сравнению, обобще-Нию (в данном случае - взаимного расположения и чередования отрезков и цветов, составляющих узор), к осознанию закономерно­стей (что обнаруживается при выполнении второй части задания -самостоятельном продолжении узора).

Организация работы.Узор-образец выполняется заранее на

ске> разлинованной в клетку, как двухцветный (используются,

апример, красный и синий мелки). Детям раздаются чистые лист-

в крупную клетку. Перед каждым ребенком лежит набор цвет-карандашей (или фломастеров) - не менее 6. Работа состоит из частей: 1-я часть - срисовывание узоров, 2-я часть - самостоя-





Методы фронтального изучения детей - student2.ru Методы фронтального изучения детей - student2.ru Методы фронтального изучения детей - student2.ru Методы фронтального изучения детей - student2.ru тельное продолжение узора, 3-я часть - проверка и вторичное вы­полнение работы с целью исправления замеченных ошибок.

По мере окончания работы детьми листочки собираются.

Инструкция. «Ребята! Конечно, все вы раньше рисовали узо­ры, и, надеюсь, любите это делать. Сейчас вы должны будете нари­совать на своих листочках узор точно такой же, как на доске. Рас­смотрите узор внимательно - расположение линий по клеточкам их цвета должны быть у вас точно такие же, как на доске. Подчер­киваю еще раз, что на ваших листочках узор должен быть точно та­кой же, как на доске. Это первое, что вы должны сделать. После то­го, как узор перерисуете, вы продолжите его самостоятельно до конца строки. Это вторая часть вашей работы. Когда закончите, проверьте по доске, все ли вы правильно сделали. Если увидите у себя ошибку, исправлять не надо. Переделайте всю работу, нари­суйте новый узор пониже. Все поняли задание? Спросите сейчас, если что-то непонятно. Дальше будете работать самостоятельно».

Оценка выполнения задания (оценивается лучший из выпол­ненных узоров).

1-й уровень - узор срисован и продолжен правильно: фотогра­фически точно. В обоих случаях соблюдена заданная закономер­ность в величине и расположении линий, чередовании цветов. Ли­нии рисунка четкие, ровные.

2-й уровень - узор срисован и продолжен с соблюдением за­данной закономерности в расположении линий, чередовании цве­тов. Однако в рисунке нет должной четкости и точности: ширина, высота, угол наклона отрезков лишь приблизительно соответству­ют заданным в образце. Рисунок можно определить по существу правильным, но небрежным. Общая небрежность может иметь ме­сто на фоне плохой графики.

3-й уровень - при срисовывании допускаются грубые искаже­ния узора, которые повторяются и при самостоятельном его про­должении. Заданная закономерность в расположении линий нару­шена: пропущены отдельные элементы узора (например, одна из горизонтальных линий, соединяющих вершины; сглажены или со­всем нивелированы различия в высоте вершины).

4-й уровень - выполненный рисунок лишь очень отдаленно похож на образец: ребенок уловил и отразил в нем лишь две осо­бенности - чередование цвета и наличие угольчатых линий. Все ос-

элементы конфигурации узора пропущены. Не выдержи-ается подчас даже строка - ползет вниз или вверх.

Задание 2. «Рисование бус».

Назначение задания: выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух.

Организация задания: задание выполняется на отдельных листах с рисунком кривой, изображающей нитку. Для работы у ка­ждого ребенка должно быть не менее шести фломастеров или ка­рандашей разного цвета.

Работа состоит из двух частей: I часть (основная) - выполне­ние задания (рисование бус), II часть - проверка работы и, в случае необходимости, перерисовывание бус.

Инструкция к I части «Дети, у каждого из вас на листочке нарисована нитка. На этой нитке нужно нарисовать пять круглых бусинок так, чтобы нитка проходила через середину бусинок. Все бусины должны быть разного цвета, средняя бусина должна быть синяя. (Инструкция повторяется два раза). Начинайте рисовать».

Инструкция ко II части задания (выполнение этой части тес­та начинается после того, как все дети выполнили первую часть): «Сейчас я еще раз расскажу, какие нужно было нарисовать бусы, а вы проверьте свои рисунки, все ли сделали правильно. Кто заметит ошибку, сделайте ниже новый рисунок. Слушайте внимательно». (Условие теста повторяется еще раз в медленном темпе, каждое ус­ловие выделяется голосом.)

Оценка выполнения задания (для оценивания учитель выби­рает лучший из двух возможных вариантов):

1-й уровень - задание выполнено правильно, учтены все пять условий: положение бусин на нитке, форма бусин, их количество, использование пяти разных цветов, фиксированный цвет средней бусины.

2-й уровень - при выполнении задания учтены 3-4 условия. 3-й уровень - при выполнении задания учтено 2 условия. 4-й уровень - при выполнении задания учтено не более одного Условия.

Задание 3. «Заселение дома».

Назначение задания: выявить способность детей к рассмотре-ию ситуации с разных сторон, умение переключиться с одного аиденного решения на поиск другого.





Методы фронтального изучения детей - student2.ru Методы фронтального изучения детей - student2.ru Методы фронтального изучения детей - student2.ru Методы фронтального изучения детей - student2.ru Организация работы: учитель заранее на доске рисует дом и готовит три большие карточки с изображением «жильцов дома»-точки, палочки, галочки. Каждому ребенку дается листок с изобра­жением такого же дома. Для работы нужны карандаш или флома­стер (ручка).

Работа над заданием состоит из трех частей: I - обучающая, II - основная, III - проверка выполненного задания и в случае необ­ходимости - исправление ошибок.

Инструкция к I части: «Дети, на ваших листочках нарисован дом. В нем шесть этажей. На каждом этаже три комнаты. В этом доме на каждом этаже живут такие жильцы: точка (показывает кар­точку), палочка (показывает карточку) и галочка (показывает кар­точку). На всех этажах жильцы живут в разном порядке. На самом верхнем этаже в первой комнате слева живет точка (рисует в окне на доске точку), в средней комнате живет палочка (рисует палоч­ку). Подскажите мне, кто живет в последней комнате». (Дети назы­вают галочку, и учитель рисует ее в окне.) «Теперь нарисуйте ка­рандашом на своем листочке, в какой комнате, кто живет на шес­том этаже». (Дети рисуют, учитель проверяет, правильно ли они выполняют рисунок, помогает тем, кто испытывает трудности.)

«Теперь будем заселять жильцами пятый этаж. В первой ком­нате слева на пятом этаже тоже живет точка. Подумайте, как нужно поселить палочку и галочку, чтобы они жили не в том порядке, как на шестом этаже?» (Дети подсказывают: «В средней комнате - га­лочка, в последней - палочка».) Размещение «жильцов» рисуется на доске и на листочках.

Инструкция ко II основной части: «Мы вместе узнали, как живут жильцы на двух этажах. Осталось еще четыре этажа. Их вы сами заселите. Послушайте внимательно, что нужно сделать: посе­лите на каждом из оставшихся этажей одну точку, одну палочку и одну галочку так, чтобы на всех этажах они жили в разном порядке. Не забудьте, что разный порядок должен быть на всех шести эта­жах». (В случае необходимости инструкция повторяется дважды.)

Оценка выполнения основной части задания (учитывается «заселение» только четырех нижних этажей):

1-й уровень - задание выполнено правильно: найдены четыре разных варианта размещения, не повторяющих «заселение» 5-го 6-го этажей.

2-й уровень - найдено 3-2 различных варианта размещения из четырех возможных.

3-й уровень - найден один вариант размещения из четырех возможных.

4-й уровень - самостоятельных решений не найдено: повторе­ны решения обучающего этапа или работа не выполнена (этажи ос­тались незаселенными).

Задание 4. «Раскрашивание фигур».

Из набора треугольников (4 равнобедренных, 3 равносторон­них, 3 прямоугольных), изображенных в прямом и перевернутом, в прямом и зеркальном положениях, выделяются и раскрашиваются разными цветами одинаковые.

Назначение задания - выявить, как дети классифицируют на­глядный материал по самостоятельно найденному основанию.

Организация работы. Работа фронтальная, требует предвари­тельной заготовки листочков для каждого ребенка с изображением соответствующего ряда фигур; каждый должен иметь свой набор цветных карандашей.

Инструкция (слова учителя к классу): «Это задание похоже на те, которые вы много раз выполняли, рисуя и раскрашивая разные фигуры. Сейчас внимательно рассмотрите эти фигуры и найдите среди них одинаковые. Учтите, что одинаковые фигурки могут быть расположены по-разному. Одинаковые фигуры закрасьте од­ним цветом, чтобы было понятно, сколько разных фигур в этом на­боре. Карандаши для раскраски фигур каждый выбирает сам. По­вторяю еще раз. (Задание повторяется.) Все понятно? Выполняй­те». Оценка выполнения задания:

1-й уровень - классификация выполнена правильно: выделены три группы разных фигур (4 равнобедренных треугольника, 3 рав­носторонних и 3 прямоугольных).

2-й уровень - одна ошибка (неразличение одинаковых фигур в прямом и перевернутом положении или неразличение одинаковых Фигур в прямом и зеркальном положении).

3-й уровень - две ошибки (неразличение одинаковых фигур в рямом и перевернутом положении и неразличение фигур в пря-м°м и зеркальном положении).

4-й уровень - три ошибки (неразличение одинаковых фигур в Рямом и перевернутом положении, в прямом и зеркальном поло-





Методы фронтального изучения детей - student2.ru жении, а также неразличение разных фигур); бессмысленное, хао­тическое раскрашивание фигур.

Задание 5.«Составление схем слов под диктовку».

УМ, СОК, ЛАПА, СОСНА, ЗВЕЗДА.

Назначение задания: выявить готовность психофизиологиче­ских функций, обеспечивающих восприятие речи на слух, уровень развития фонематического анализа, а также способности к перево­ду звукового кода в другую знаковую систему, в данном случае - в кружки (перекодирование).

Организация работы. Диктант выполняется на листке в клет­ку в треть тетрадного листа. Желательно, чтобы дети заранее по­знакомились с данным видом заданий, но с другим набором слов. Методика проведения таких занятий изложена ниже в инструкции. Обязательное требование при отборе слов для тренировочных «диктантов» - совпадение количества звуков с количеством букв. Однако даже наличие у детей опыта записи слов под диктовку кружками не меняет порядок проведения задания. В любом случае следует действовать строго по инструкции.

Инструкция: «Дети, несмотря на то, что вы еще не умеете пи­сать, вы сейчас запишете несколько слов, но не буквами, а кружка­ми: сколько букв в слове, столько вы нарисуете кружков». Далее разбирается образец: «Произнесите хором медленно слово «рак», а я под вашу диктовку запишу это слово кружками: ООО . Сколько кружков получилось? - Три. Проверим написанное - «прочитаем» кружки: рак. Все правильно». В случае нужды разбор примера по­вторяется. Образец на листочке не рисуется. Оценка «диктанта»:

При правильном выполнении задания получается следующая запись:

ООООО

оооооо

1-й уровень - все схемы выполнены правильно. 2-й уровень - 3-4 схемы выполнены правильно. 3-й уровень — 1-2 схемы выполнены правильно. 4-й уровень - все схемы выполнены неправильно.

Задание6. «Чтение схем слов».

Назначение задания: выявить готовность психологических и психофизиологических функций, обеспечивающих чтение, умение осуществлять звуковой синтез и соотносить письменный код со звуковым (перекодирование, но обратное тому, что делает ребенок при диктанте).

Организация работы. Каждый ребенок получает лист с ри­сунками животных и нарисованными тут же схемами слов, соот­ветствующими названиям этих животных, но расположенными не по порядку, а вразбивку. Дети должны при помощи соединитель­ной линии установить соответствие между названием животного и его схемой. Работа выполняется простым карандашом. Листы с ри­сунками могут быть многоразового использования, если при стира­нии линии не остается след от карандаша.

Как и в задании 5, в данном случае желателен опыт выполне­ния подобной работы. Требования отбора слов (названий животных или других предметов) для тренировочных упражнений те же, что и в задании 5: нельзя использовать те картины, которые даны в ди­агностическом задании: возможны только те названия животных и других предметов, в которых количество звуков совпадает с коли­чеством букв, исключая слова с буквой «и»; возможны названия с безударными гласными и оглушением согласных.

Инструкция: «Дети, сегодня вы попробуете «читать» слова, написанные не буквами, а кружками». Далее разбирается образец. Для этого на доске рисуются две схемы. Рядом с правой схемой прикрепляется картинка, изображающая, например, волка, а рядом со второй схемой - сома. «Кто нарисован на этой картинке? - Волк. Какой набор кружков подходит к этому слову? «Читаем» вместе первую схему: в-о-л-к. Это схема не подходит, здесь меньше круж­ков, чем нужно. «Читаем» вторую схему: в-о-л-к. Она подходит. Соединим линией эти кружки и картинку». Так же разбирается и «чтение» слова «сом».

«Теперь то же самое вы сделаете на своих листочках: возьмите в Руки простой карандаш, тихо произнесите название нарисованно­го животного, найдите, какой набор кружков соответствует этому названию, и соедините линией схему и картинку. Не смущайтесь, если линии будут пересекаться, как это вышло на нашем образце. Итак, каждую картинку вы соедините линией с соответствую-

м кружками».





Методы фронтального изучения детей - student2.ru Методы фронтального изучения детей - student2.ru Методы фронтального изучения детей - student2.ru Оценка «чтения» схем слов:

1-й уровень - все связи определены правильно.

2-й уровень - 3-4 связи определены правильно.

3-й уровень - 1-2 связи определены правильно.

4-й уровень - все связи определены неправильно.

Задание7. «Разметка».

Назначение задания: диагностика особенностей зрительного анализа, умений планирования и контроля в практической деятель­ности.

Содержание задания: путем разметки получить на прямо­угольном листе бумаги как можно больше геометрических фигур.

Организация работы. Заранее должны быть подготовлены листы белой бумаги размером 12x16 (см), шаблоны из тонкого кар­тона (прямоугольник 6x4 см), простые карандаши или цветные фломастеры для каждого ребенка.

Работа состоит из двух частей: I часть, основная - выполнение задания (разметка листа), II часть - проверка задания и в случае не­обходимости выполнение его заново.

Инструкция к I части: «Ребята, представьте, что нам надо украсить комнату флажками вот такой формы (показывает прямо­угольник). Сегодня мы потренируемся в том, как надо размечать такие флажки. Перед вами листок бумаги. Нужно сделать так, что­бы флажков изнего получилось как можно больше. Поэтому, пре­жде чем обводить прямоугольники, подумайте, как вы будете это делать. Начинайте работу».

Инструкция ко II части (выполнение этой части задания на­чинается после того, как дети выполнили первую часть): «Сейчас каждый из вас внимательно посмотрит на свою разметку и сам ее оценит: так ли он сделал, как требовалось. Повторяю, что нужно было разместить на листочке как можно больше флажков. При раз­метке мы должны быть экономными. Если вы увидите, что можно было бы сделать лучше, развесить больше флажков, сделайте рабо­ту заново на оборотной стороне листка».

Оценка уровня разметки (для оценивания учитель выбирает лучший из двух возможных вариантов):

1-й уровень - прямоугольники размещены на листе рациональ­но: обводится, начиная от края листа, вплотную прилегают друг к другу. На листке уместилось их максимальное количество - 8.

2-й уровень - налицо попытка уместить как можно большее количество прямоугольников. Однако в силу того, что обводка их начинается с некоторыми отступлениями от края листа (сверху или сбоку) или между отдельными прямоугольниками оставляются за­зоры, у ряда размещенных на листе фигур стороны оказываются срезанными.

3-й уровень - размещение прямоугольников на листе далеко от рационального, несмотря на то, что обнаруживается стремление при их взаимном расположении соблюсти определенную систему. В целом обведенными оказываются не более четырех фигур.

4-й уровень - прямоугольники размещаются на плоскости без какой-либо системы, хаотично. Обведено не более трех фигур.

Итоги фронтального изучения детей подготовительных к шко­ле групп в каждом конкретном детском саду находят отражение, как уже было сказано, в сводной таблице. Общая оценка результа­тов выполнения детьми всех диагностических заданий выражается через средний балл. Дети, набравшие наиболее высокий средний балл (от 3,1 до 4), нуждаются в коррекционной работе, требуют к себе особого внимания воспитателей. Эти дети выделяются также на предмет их последующего индивидуального изучения. В графе таблицы «Заключение» против фамилий этих детей делается по­метка «Рекомендован для индивидуального изучения».

Наши рекомендации