Клинические нарушения волевых действий.

В клинической практике широко представлены нарушения во­левых процессов, находящие свое выражение во внушаемости, не­решительности, отсутствии умения владеть собой и т.п.

Количественные нарушения воли

Гипербулия – это болезненное повышение воли. Люди с такой патологией моментально начинают реализовывать возникшие идеи. Они могут начинать сразу множество дел, но ни одну из них не доводят до конца.

Характерно для маниакального синдрома, при паранойяльных и парафренных бредовых идеях и у наркоманов во время ломки.

Гипобулия – нарушение воли со снижением активности, при котором сила мотивов и побуждений занижена. Больные ничем не занимаются, исключительно пассивны и длительно находятся в одной позе.

Абулия – крайняя степень гипобулии, которая сопровождается полным отсутствием к какой-либо активности. Сохраняются только те поступки, которые направлены на поддержание жизнеобеспечения организма.

Качественные нарушения воли

Это группа расстройств называется «парабулии». Они сопровождаются извращением волевой активности.

Ступор – это оцепенение, при котором теряется контакт с окружающим миром.

Мутизм – нарушение речи при отсутствии поражений речевых центров и соответствующих органов.

Негативизм – это отказ от реализации какого-то поступка. При пассивном просьба просто не выполняется, при активном – больной делает все наоборот.

Стереотипии – постоянное повторение одного и того же действия, слова или фразы (к речевым стереотипиям относятся вербигерации).

Пассивная подчиняемость - нарушение воли, при котором больной выполняет приказы окружающих независимо от их содержания.

Эхопраксия – зеркальное повторение движений другого человека.

По дисциплине «Психология личности»

101. Психоанализ З. Фрейда: уровни сознания, структура личности, динамика, развитие личности, тревога, защитные механизмы Эго. Эмпирическая валидизация психоанализа З. Фрейда

Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания. Термин «психодинамический» указывает именно на эту непрекращающуюся борьбу между разными аспектами личности. Психоаналитическая теория как таковая служит примером психодинамического подхода — она отводит ведущую роль сложному взаимодействию между инстинктами, мотивами и влечениями, которые конкурируют или борются друг с другом за главенство в регуляции поведения человека.

Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете в данный момент времени. Например, сейчас ваше сознание может вмещать в себя мысли авторов, написавших этот текст, а также смутное ощущение надвигающегося голода. Фрейд настаивал на том, что только незначительная часть психической жизни (мысли, восприятие, чувства, память) входит в сферу сознания.

Фрейд ввел в анатомию личности три основные структуры: ид, эго и суперэго. Данное трехчастное деление личности известно как структурная модель психической жизни, хотя Фрейд полагал, что эти составляющие следует рассматривать скорее как некие процессы, чем как особые «структуры» личности.

Защитные механизмы эго, имеют цель сдерживание инстинктивных импульсов ребенка — в результате последние всплывают на поверхность только в форме общего опасения.

Валидные доказательства различных аспектов теории Фрейда: Большинство исследований, проведенных на животных, подвергнуты критике персонологами из — за их искусственности и чрезмерного упрощения концептуально сложных процессов. Поиск адекватных доказательств идет в направлении разработки экспериментальных аналогов психоаналитических конструкций (то есть моделирования теоретических концепций в лабораторных условиях).

102. Индивидуальная психология А.Адлера: чувство неполноценности и компенсация, стремление к превосходству, фикционный (фиктивный) финализм, стиль жизни, социальный интерес, творческое «Я», порядок рождения

Адлер считал, что на поведение, образ мышления и эмоциональные состояния людей влияет не столько прошлое (предыдущий жизненный опыт и тем более постоянно упоминаемый Фрейдом самый ранний период детства), сколько будущее (цели и ожидания).

То, что это не каждому удается, не отрицает изначальное суще­ствование этого мотива. Напротив, именно его «нереализация» и порождает неврозы и многие психологические проблемы, на пер­вый взгляд и даже по мнению самого клиента, никак не связанные с такими стремлениями.

Именно Адлер ввел в психологию и психотерапию такой по­пулярный в настоящее время (и употребляемый к месту и не к месту) термин комплекс неполноценности,считая, что этот ком­плекс и желание компенсировать его являются мощным генератором энергии в достижении целей, в том числе самыми выдаю­щимися людьми. Основанием такого комплекса, формирующегося обычно с дет­ства, могут быть маленький рост, отставание от сверстников в фи­зическом или умственном развитии, реальные или надуманные не­достатки во внешности, чувство социальной, национальной и дру­гой неполноценности.

Агрессию и волю к власти Адлер считал необходи­мыми компонентами стремления не только к превосходству над другими, но мощным генератором энергии самосовершенствова­ния, стремления побеждать самого себя, свои слабости и недос­татки, максимально реализовать свои способности.

Идея фиктивного финализма : все люди ориентируются в жизни посредством конструкций или фикций, которые организуют и систематизируют реальность, де­терминируя наше поведение.

103. Аналитическая психология К.Г.Юнга: основные положения (структура личности, архетипы, развитие личности, психологические функции)

К. Юнг обосновал, что личность (душа) человека состоит из трех взаимодействующих структур: сознания (ЭГО), личного бессознательного и коллективного бессознательного.

Сознание (ЭГО) — индивидуальная психологическая структура, включающая в себя тс мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым человек осознает себя, регулирует свою сознательную деятельность. В сознании у человека могут быть представлены следующие содержания или компоненты: ощущения, мышление, эмоции, интуиция, влечения, воля. В зависимости от того, какие компоненты сознания доминируют, выделяются определенные типы личности: интуитивный тип либо сенсорный, мыслительно-логический тип или эмоциональный, волевой, рациональный тип либо стихийный, гибкий, иррациональный тип.

К. Юнг показал, что бессознательная часть психики человека является важнейшей информационной и творческой базой человека, содержащейзначительно больше информации, чем сознание, и поэтому является связующим звеном с миром, с природой, космосом.

Современные исследования подтвердили правоту К. Юнга: оказывается, каждую секунду человек получает из внешнего мира и космоса около миллиарда бит информации, но ощутить и осознать человек может лишь 16 бит информации в секунду, а остальная информация (практически весь этот миллиард) поступает в бессознательное. Таким образом, бессознательная часть психики несравненно более информационно насыщена, чем сознание, и более тесно связана с миром, природой, с людьми, с космосом.

Архетипы — по определению К. Юнга, — это "психические первообразы, скрытые в глубине фундамента сознательной души, ее корни, опущенные в мир в целом, это системы установок, являющихся одновременно и образами, и эмоциями".

104. Концепция черты личности Г. Олпорта (общие и индивидуальные черты, типы диспозиций, развитие личности)

Олпорт выдвинул теорию черт личности, главная задача психологии – объяснение уникальности человека. Личность – динамическая организация тех внутренних психических процессов, которые определяют характерное для нее поведение и мышление. Черта личности – предрасположенность реагировать сходным образом на различные виды стимулов.

Концепция черты личности. Любой человек ведет себя с определенным постоянством и не так, как другие. Объяснение этому Олпорт дает в своей концепции «черты», которую он считал наиболее валидной «единицей анализа» для изучения того, что представляют собой люди и как они своим поведением отличаются друг от друга. Олпорт определяет черту как «нейропсихическую структуру, способную преобразовывать множество функционально эквивалентных стимулов, а также стимулировать и направлять эквивалентные (в значительной степени устойчивые) формы адаптивного и экспрессивного поведения». Т.е. черта – это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Многие ситуации, воспринимаемые человеком как равнозначные, дают толчок к развитию определенной черты, которая затем сама инициирует и выстраивает разнообразные виды поведения, эквивалентные в своих проявлениях данной черты. Эта концепция эквивалентности стимула и реакций, объединенных и опосредованных чертой, является главной составляющей теории личности Олпорта.

105. Б.Ф. Скиннер: понимание личности, поведение личности, принцип подкрепления)

Теоретик строгого бихевиоризма Б.Ф. Скиннер (1904—1990) настаивал на том, что научными методами можно познать все поведение человека, поскольку оно детерминировано объективно (окружающей средой). Скиннер отвергал понятия скрытых психических процессов, таких, как мотивы, цели, чувства, бессознательные тенденции и пр. Он утверждал, что поведение человека почти всецело формируется его внешним окружением. Такую позицию называют иногда инвайронментализмом (от англ. environment — среда, окружение). «Черный ящик человеческой психики» должен быть, по мнению Скиннера, исключен из эмпирического исследования, усилия должны быть направлены на изучение открытого, доступного непосредственному наблюдению, поведения человека, на установление тех факторов среды, которые, в конечном счете, определяют и контролируют действия человека. Скиннер считал, что экспериментальный анализ поведения животных (крыс, голубей) позволит открыть принципы поведения, общие для животных и человека. С опорой на всеобщие закономерности поведения важнейшая практическая психолого-педагогическая задача обучения и воспитания становится решаемой. Манипулируя переменными окружающей среды (т.е. независимыми переменными), можно прогнозировать и контролировать поведенческие реакции индивида (зависимые переменные).

Подкрепление — ключевое понятие концепции Скиннера. Подкрепление усиливает реакцию, увеличивает вероятность ее появления. В бихевиоральном научении признавали два типа подкрепления: первичное (или безусловное — вода, еда, секс) и вторичное (или условное — деньги, внимание со стороны значимого другого, одобрение родителей, сверстников, учителей). По Скиннеру, вторичные подкрепляющие стимулы становятся подкреплением в результате прошлого опыта, они общие для большинства людей и оказывают сильное влияние на их поведение.

106. А. Бандура (личность в концепции социобихевиоризма + моделирование поведения личности) и Дж. Роттер (теория социального научения)

А. Бандура сформулировал собственную теорию социального научения, согласно которойлюди способны к самостоятельному мышлению и саморегуляции, а собственно научение поведению происходит посредством наблюдения за другими людьми. В соответствии с теорией научения поведение человека осуществляется на основе трех регуляторных систем: предшествующих стимулов, обратной связи, поступающей от реакции на стимулы, и когнитивных процессов. Особое внимание он уделял таким сигналам, как поведение других людей. В качестве подкреплений в межличностных отношениях выступают внимание, отвержение, одобрение или выговор, а индивиды «склонны моделировать поведение людей того же пола, примерно такого же возраста - человека, равного нам, который с успехом решает проблемы, сходные с нашими». Кроме того, на поведение человека производит сильное впечатление поведение «моделей», занимающих высокое положение в обществе.

Теория научения А. Бандуры базируются на наблюдении за поведением испытуемых людей в процессе их взаимодействия на основе детального анализа поведения индивида в группе. Он подчеркивает влияние на внешние схемы подкрепления таких установок, как вера, ожидания, инструкции. Согласно А. Бандуре, поведенческая реакция не включается автоматически внешним раздражителем, как это происходит у роботов или машин. Мы можем регулировать и направлять наше собственное поведение, представляя или воображая себе еще не пережитые его последствия. Вместо того, чтобы учиться на собственном опыте полученных подкреплений, мы учимся при помощи моделирования, наблюдая за другими людьми и примеривая на себя их модели поведения.

Дж. Роттер показал значение таких внутренних переменных, влияющих на поведение человека, как: локус контроля, ожидание вероятности удовлетворения потребности, степень выраженности потребности, субъективная значимость ценности подкрепления. Учение Роттера явилось новым шагом в развитии необихевиоризма.

107. Теория личностных конструктов Дж. Келли (основные концепции и принципы, применение в психотерапии)

Согласно теории Келли, внутри категории "познание" в качестве показателей поведения могут рассматриваться либо содержания наших представлений (самооценка, социальное содержание), либо формальные характеристики познания (структура когнитивного поля, наличие когнитивного баланса или диссонанса). Формальными характеристиками познания (например, когнитивным диссонансом, консонансом) занимался Леон Фестингер. Он разработал специальную теорию, которая показала, что индивид переживает чувство дискомфорта, если в его сознании сталкиваются логически противоречивые знания об одном и том же объекте или событии. Субъект стремится избавиться от этого дискомфорта реконструируя свои знания об объекте или событии, либо меняя социальные установки. Снятие противоречия приводит к состоянию консонанса, т.е. взаимной согласованности элементов когнитивной системы.
Концепцию Келли называют когнитивной, т.к. в ней подчеркивается характер восприятия человеком действующих на него стимулов, пути истолкования и преобразования этих стимулов в отношении к уже существующим структурам и особенностям поведения индивида, связанным с такими интерпретациями и трансформациями.

Личностный конструкт характеризуется тем, что в нем представлено и сходство отдельных реалий, и их отличие от других элементов. Конструкты имеют форму биполярных понятий (белый - черный, эгоист - альтруист и др.) Этим они отличаются от научных понятий. Кроме того, научное понятие относится к явлению, существующему в природе, а личностные конструкты - изобретение субъекта, это истолкование, которое накладывается человеком на реальность.

Сейчас теория личностных конструктов представляет собой одно из фундаментально и планомерно разрабатываемых направлений психологии.
Человеческая познавательная деятельность, по Келли, начинается с классификации и интерпретации фактов реальности. Последняя изучается не сама по себе, а как реальность в ее отношении к субъекту деятельности. Вместо понятия интерпретации, толкования он использует слово "конструирование".

Человек конструирует реальность (истолковывает ее), выдвигая систему конструктов, внутри которой факты приобретают смысл. На основании построенных конструктов человек пытается прогнозировать события. Главная функция человеческой психики - исследование реальности в целях прогнозирования будущего и контроля за поведением. В этом положении содержится основной постулат теории Дж. Келли.

108. Основные принципы и идеи гуманистической психологии личности А. Маслоу (дефицитарная мотивация, метапотребности, проблема самоактуализации)

Гуманистическая психология – направление персонологии, которое предлагает радикально противоположную психоанализу и бихевиоризму трактовку человеческой природы. Ученые, причисляющие себя к этому течению (также рассматриваемому как "третья сила" или "движение за осуществление возможностей человека"), заявляют, что человек от природы хорош и способен к самосовершенствованию. С точки зрения гуманистической психологии, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личного роста, творчества и самодостаточности, если только чрезвычайно сильные обстоятельства окружения не мешают этому. Сторонники гуманистической психологии также утверждают, что люди – в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов.

Маслоу определял два вида любви взрослых: дефицитарная, или Д-любовь, и бытийная, или Б-любовь (Maslow, 1968). Д-любовь основана на дефицитарной потребности – это любовь, исходящая из стремления получить то, чего нам не хватает, скажем, самоуважение, секс или общество кого-то, с кем мы не чувствуем себя одинокими. Например, отношения могут удовлетворять нашу потребность в утешении и защите – будет ли это длительная связь, совместная жизнь или брак.

Мотивы роста (также называемые метапотребностями и бытийными, или Б-мотивами) имеют отдаленные цели, связанные со стремлением воплотить наши возможности в действительность. Объективные мотивы роста, или метапотребности (мета означает "сверх" или "после") должны обогатить и расширить жизненный опыт, увеличить напряжение посредством нового, волнующего и разнообразного опыта. Мотивация роста предполагает не столько возмещение дефицитарных состояний (то есть уменьшение напряжения), сколько расширение кругозора (то есть увеличение напряжения).

109. Феноменологическая теория личности К. Роджерса: основные принципы и концепции, применение в психотерапии

Карл Роджерс хорошо известен тем, что сформулировал теорию личности, в которой подчеркиваются тезисы, связанные с феноменологией, наряду с особым вниманием к самости.

В теории Роджерса все мотивы человека включены в один мотив достижения мастерства — тенденцию актуализации, врожденное стремление человека актуализировать, сохранять и интенсифицировать себя. Эта тенденция побуждает всех людей двигаться в направлении большей сложности, автономии и раскрытия потенциала. Несколько более специфично понятие организмического оценочного процесса, который показывает, соответствуют ли настоящие переживания тенденции актуализации.

Характеризуя феноменологическое направление, Роджерс утверждал, что единственной реальностью, с точки зрения восприятия человека, является субъективная реальность — личный мир переживаний человека. Центральное место в этом субъективном мире принадлежит Я-концепции, наиболее важному персонологическому конструкту Роджерса. В его системе элементами, определяющими развитие Я-концепции, являются потребность в позитивном внимании, условия ценности и безусловное позитивное внимание.

Роджерс утверждал, что люди большей частью ведут себя в соответствии с их Я-концепцией. Угроза возникает, если человек ощущает несоответствие между Я-концепцией и общим организмическим переживанием; тогда он пытается защитить целостность «Я» с помощью искажения или отрицания восприятия.

Феноменологический подход Роджерса к личности, в частности, в терминах ее психотерапевтических аспектов послужил стимулом для значительного количества исследований. В этой главе основной метод изучения Я-концепции — Q-сортировка — обсуждался наряду с иллюстративными исследованиями Я-концепции. Мы также кратко остановились на том, как Роджерс рассматривал науку в связи с изучением человека.

По дисциплине «Основы нейропсихологии»

110. Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия.

Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия — одна из наиболее актуальных в современном естествознании. В настоящее время она разрабатывается разными нейронауками: нейроанатомией, нейрофизиологией, нейробиологией и др. Весьма продуктивно она изучается и нейропсихологией. Локальные поражения мозга в качестве основной модели для нейропсихологических исследований открывают уникальные возможности изучения данной проблемы на человеке.

В настоящее время получено множество фактов о неравнозначности левого и правого полушарий головного мозга по различным показателям. Это и анатомические, и физиологические данные, и материалы наблюдений за больными, имеющими сходные поражения левого и правого полушарий. Анатомические данные, свидетельствуют, что уже у животных (крыс, кошек, обезьян и др.) имеются анатомические различия в строении левого и правого полушарий мозга. Наиболее отчетливы они в височной области.

Большинство исследователей убеждены в существовании морфологической основы функциональной асимметрии мозга, которая является структурным основанием функциональных различий.

Важное место в физиологических исследованиях проблемы функциональной асимметрии полушарий занимает метод регистрации вызванных потенциалов (ВП). ВП в задних отделах правого полушария опережают по времени ВП в тех же отделах левого полушария. Это расценивается как доказательство осуществления в правом полушарии первичного зрительно-пространственного анализа стимулов.

111. Концепция А.Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга(строение, функции, нейропсихологические факторы, основные нарушения высших психических функций).

В нейропсихологии на основе анализа клинических данных была разработана общая структурно-функциональная модель работы мозга как субстрата психической Деятельности. Эта модель, предложенная А.Р.Лурией, характеризует наиболее общие закономерности работы мозга как единого целого и является основой для объяснения его интегративной Деятельности. Согласно данной модели, весь мозг может быть подразделен на 3 основных структурно-функциональных блока: I-й - энергетический - блок, или блок регуляции уровня активности мозга; II-й блок - приема, переработки и хранения экстероцептивной (т.е. исходящей извне) информации; III-й блок - программирования, регуляции и контроля за протеканием психической Деятельности. Каждая ВПФ осуществляется при участии всех 3-х блоков мозга, вносящих свой вклад в ее реализацию. Блоки мозга характеризуются определенными особенностями строения, физиологическими принципами, лежащими в основе их работы, и той ролью, которую они играют в осуществлении психических функций.

Первый - энергетический - блок включает неспецифические структуры разных уровней: ретикулярную формацию ствола мозга, неспецифические структуры среднего мозга, диэнцефальных отделов, лимбическую систему, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга. Первый блок мозга непосредственно связан с процессами памяти, с запечатлением, хранением и переработкой разномодальной информации.

Второй блок - блок приема, переработки и хранения экстероцептивной (т.е. исходящей из внешней среды) информации включает основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга.

Третий блок - блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической Деятельности включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Лобные доли характеризуются большой сложностью строения и множеством двухсторонних связей с корковыми и подкорковыми структурами. К третьему блоку мозга относится конвекситальная лобная кора с ее корковыми и подкорковыми связями.

112. Принцип прогрессивной латерализации в развитии мозговой организации высших психических функций. Системное строение высших психических функций. Первичные и вторичные симптомы.

Закон прогрессивной латерализации говорит о связи функций с определенным полушарием мозга по мере перехода от первичных зон коры к вторичным и затем третичным зонам.

Известно, что первичные зоны обоих полушарий мозга равноценны: и те и другие являются проекциями контралатеральных (расположенных на противоположной стороне) воспринимающих поверхностей, и ни о каком доминировании первичных зон того или другого полушария говорить нельзя.

Левое полушарие (у правшей) становится доминантным; именно оно начинает осуществлять речевые функции, в то время как правое полушарие, не связанное с деятельностью правой руки и речью, остается субдоминантным. Этот принцип латерализации функций становится решающим принципом функциональной организации мозговой коры человека.

Принцип латерализации высших функций в коре головного мозга вступает в силу только на уровне вторичных и третичных зон коры, которые играют основную роль в функциональной организации информации, доходящей до коры головного мозга, осуществляемой у человека с помощью речи.

Первичный нейропсихологические симптомы – нарушение ПФ, непосредственно связанные с нарушением определенного фактора.

Вторичные нейропсихологические симптомы – нарушение ПФ, возникающие как системное следствие первичных нейропсихологических симптомов по закону системной взаимосвязи с первичными нарушениями.

По дисциплине «Математические методы в психологии»

113. Понятие об измерении. Отношение параметров, показателей и переменных. Шкалы (уровни) измерений.

Психологическое измерение выступает либо в форме самостоятельного метода, либо как компонент целостной процедуры эксперимента. Как самостоятельный метод применяется для выявления индивидуальных различий поведения субъекта и отражения им окружающего мира, для исследования адекватности отражения и структуры индивидуального опыта (Дружинин В.Н.).

В психологии различают три основные процедуры измерения:

1. Психолог может измерять особенности поведения людей для того, чтобы определить, чем один человек отличается от другого с точки зрения выраженности тех или свойств, наличия того или иного психического состояния или для отнесения его к определённому типу личности.

2. Психологическое измерение может использоваться как задача испытуемого, который измеряет (классифицирует, ранжирует, оценивает и т.п.) внешние объекты: других людей, стимулы или предметы внешнего мира

3. Психологическое измерение существует и как процедура совместного измерения (совместного шкалирования) стимулов и людей.

Внешне процедура психологического измерения похожа на психологически эксперимент. Однако если в эксперименте устанавливается причинно-следственные связи и отношения между переменными, то результатом психологического измерения является отнесение испытуемого либо оцениваемого им объекта к тому или иному классу, точке шкалы или пространству признаков.

Применение критериев статистической оценки гипотез к непараметрическим и параметрическим шкалам предполагает, что задача квалификации типа шкалы уже решена.

Тип шкалы или уровень измерений - Данное основание определяет метрические качества получаемой шкалы, т.е. какие отношения, например номинальные или интервальные, устанавливаются в результате проведенных измерений.

114. Нормальное распределение, его значение в математической статистике. Свойство нормального распределения.

Закон нормального распределения, так называемый закон Гаусса - один из самых распространенных законов. Это фундаментальный закон в теории вероятностей и в ее применении. Нормальное распределение чаще всего встречается в изучении природных и социально-экономических явлений. Иначе говоря, большинство статистических совокупностей в природе и обществе подчиняется закону нормального распределения. Соответственно можно сказать, что совокупности большого числа крупных по объему выборок подчиняются закону нормального распределения. Те из совокупностей, которые отклоняются от нормального распределения в результате специальных преобразований, могут быть приближены к нормальному. В связи с этим следует помнить, что принципиальная особенность этого закона применительно к другим законам распределения заключается в том, что он является законом границы, к которой приближаются другие законы распределения в определенных (типовых) условиях.

Следует отметить, что термин "нормальное распределение" имеет условный смысл, как общепринятый в математической и статистико-математической литературе термин. Утверждение, что тот или иной признак любого явления подчиняется закону нормального распределения, вовсе не означает незыблемость норм, будто присущих исследуемому явлению, а отнесения последнего ко второму виду закона не означает какую-то анормальнисть данного явления.

Главная особенность нормального закона распределения заключается в том, что он является предельным законом для других законов распределения.

115. Общие принципы непараметрических методов статистики. Процедура ранжирования.

В настоящее время в прикладной статистике все большей популярностью пользуются методы т. н. непараметрической статистики — когда вопрос о принадлежности распределения вероятностей данной величины к тому или иному классу вообще не подымается, но конечно же — задача оценки самой СВ, получения информации о ней, остается. Конкретными основаниями выбора априорной системы координат в данном варианте диагностического подхода являются специальные идеальные объекты психологической теории: различные многопараметрические (комплексные, сложные, многоплановые и т. д.) модели психических образований. В качестве таковых могут выступать модели личности, начиная от простейших “плоских” и кончая иерархическими структурными моделями. Примеры реализации этого подхода – хорошо известные и весьма распространенные диагностические процедуры: факторные, корреляционные и регрессионные модели и методы; модели и методы семантических дифференциалов; методы многомерного шкалирования и т. д.

Популярность непараметрических методов объясняется широкой областью их применения, устойчивостью выводов, простотой математических средств. Непараметрические критерии значительно менее трудоемки, а при распределениях, далеких от нормального, более эффективны и точны, чем параметрические. Наиболее часто в педагогике и психологии встречается задача проверки непараметрических гипотез. В чем ее суть? Прежде чем приступить к проведению эксперимента, исследователь обычно выдвигает две взаимоисключающие гипотезы. Одна из них является статистической гипотезой, которую исследователь обычно предполагает отклонить, и называется нулевой гипотезой (Н0). В ней выдвигаются различные предположения относительно значений одного или нескольких параметров исходной совокупности. Например, проводится эксперимент по типу социально-психологического тренинга. Затем равные выборки испытуемых, прошедших и не прошедших тренинг сензитивности, исследуются с помощью специальных диагностических методик.

116. Многопараметрические методы статистики. Роль многопараметрических методов для психологии и других науках о человеке.

Использование классических распределений случайных величин обычно называют "параметрической статистикой" - мы делаем предположение о том, что интересующая нас СВ (дискретная или непрерывная) имеет вероятности, вычисляемые по некоторым формулам или алгоритмам. Однако не всегда у нас имеются основания для этого. Причин тому чаще всего две:

· некоторые случайные величины просто не имеют количественного описания, обоснованных единиц измерения (уровень знаний, качество продукции и т. п.);

· наблюдения над величинами возможны, но их количество слишком мало для проверки предположения (гипотезы) о типе распределения.

По дисциплине «Специальная психология»

117. Понятие о первичном и вторичном дефектах развития личности ребенка.

К первичным дефектам относятся частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония развития, явления ретардации, регресса и акселерации), нарушения межфункциональных связей.

Первичный дефект является следствием таких нарушений, как недоразвитие или повреждение мозга. Возможно и их сочетание – при повреждении подкорковых образований возникает недоразвитие со стороны коры. Выявление пер-эичного дефекта и работы по его возможному уменьшению относятся к задачам невропатолога, психиатра, патопсихолога. Проявляется первичный дефект в виде нарушений слуха, зрения, паралича, нарушений умственной работоспособности, мозговые дисфункций и т. д.

Вторичный дефект возникает в ходе развития ребенка с нарушениями психофизического развития в том случае, если социальное окружение не компенсирует этих нарушений, а, напротив, детерминирует отклонения в личностном развитии.

Механизм возникновения вторичных дефектов различен.

1) Вторичному недоразвитию подвергаются функции, непосредственно связанные с поврежденной. Например, по этому типу возникает нарушение формирования речи у глухих, конструктивного праксиса при детском церебральном параличе.

2) Вторичное недоразвитие характерно и для тех функций, которые во время повреждения находились в сенситивном периоде развития. В результате этого разные вредности могут приводить к сходным результатам.

Наши рекомендации