Урок 13. «бумажное отражение»
Цели занятия для специалистов:
q Создание условий для самоанализа учащимися собственной эмоционально-личностной сферы в режиме развивающей психодиагностики (рефлексив-ный этап).
Необходимые материалы:
q Бумага для записей.
q Карточки с заданиями для работы в малых группах (см. приложение).
ХОД ЗАНЯТИЯ:
☺
? Обсуждение.Что значит«тревожность», «словесная агрессия», «подозри-
тельность», «негативизм» и другие измеренные нами на прошлом уроке показа-тели? Необходимо это хорошенько вспомнить, а то будет непонятно, что же на-писано в третьем столбце таблицы.
!!! Работа в малых группах.
Класс делится на три группы, каждая из которых получает индивидуаль-ную карточку с заданием. На карточке перечислены «измеренные» на прошлом уроке качества, связанные с эмоциями человека. Нужно придумать ситуацию, в которой может проявиться каждое из написанных на карточке качеств, и опи-сать ее, но так, чтобы в описании не было прямого указания на возникающие в этой ситуации чувства. То есть названия эмоций и чувств в описании употреб-лять нельзя.
q Это (словесная агрессия) проявляется в том случае, когда кто-то очень сильно взбесит.
Таня А., Артем К.
q Это проявляется в то случае, когда кто-то совсем достал (обида). Коля Г., Дима Н.
Поскольку зачастую это условие ребятам соблюсти сложно, я предлагаю выполнять это задание письменно на черновике, а перед прочтением консуль-тироваться со мной по поводу содержания написанного.
Затем группы зачитывают друг другу описание тех или иных ситуаций, а все остальные должны угадать, какое качество было задано и какие чувства ис-пытывает герой описанного случая.
Обычно становится очевидным, что в одной и той же ситуации люди мо-гут испытывать совершенно разные чувства, в зависимости от «качеств своего характера». Осталось выяснить, какие «эмоциональные» качества есть у каждо-го из присутствующих. Раздаются тетради.
. Индивидуальная работа в тетради:
После бурного обсуждения полученной информации ребята строят руч-кой другого цвета или просто пунктирной линией график «реальных показате-лей» прямо на той же сетке, что и график-предположение:
предположение
результаты
тестирования
физическая | агрессия | косвенная агрессия | раздражительность | негативизм | обидчивость | подозрительность | вербальная | агрессия | чувство вины | тревожность |
Женя С.
На строчках, оставленных ниже, нужно выразить свое согласие или несо-
гласие с тем, что получилось:
q Согласен ли я с результатами тестирования? Почему?
q Что я ругаюсь, я согласна. А вот что я подозреваю всех
и все время обижаюсь – не уверена. Женя С.
☺ Завершение занятия.
УРОК 14. ЧТО ТАКОЕ СТРАХ?
Цели занятия для специалистов:
q Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении; анализ психологической природы страха.
q Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги).
Необходимые материалы:
q Цветные карандаши.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
☺ Приветствие.
? Обсуждение.Что такое страх?
Прекрасной иллюстрацией к этому обсуждению может стать известная притча:
«Куда ты идешь?», – спросил странник, повстречавшись с Чумой. «Иду в Багдад. Мне нужно уморить там пять тысяч человек». Через не-сколько дней тот же человек снова встретил Чуму. «Ты сказала, что умо-ришь пять тысяч человек, а умерло пятьдесят!», - упрекнул он ее. «Нет, - возразила она, - я погубила только пять тысяч. Остальные умерли от страха».
Так же можно вспомнить выражение «у страха глаза велики», которое тоже наводит на интересные мысли относительно влияния страха на поведение человека. Получается, что страх, начинающий регулировать наше поведение, может сработать по принципу «самоподтверждающегося пророчества».
!!! Упражнение «Чего боятся люди».
В рабочих тетрадях дана «сетка» из 6 клеток. Три первые клетки надо за-полнить картинками на тему «Чего боятся люди».
На следующем этапе упражнения оставшиеся клетки заполняются смеш-ными рисунками на ту же тему, что и первые три. Это задание ребята получают только тогда, когда первая часть работы выполнена.
По завершении работы нужно дать ребятам немного времени, чтобы по-смеяться над рисунками своих друзей, обсудить их. Выясняется, что то, что страшно, может быть еще и смешно, потому что многие страхи вызваны не-страшными причинами.
Костя Н.
. Индивидуальная работа в тетрадине проводится.
☺ Завершение занятия.
УРОК 15. СТРАХИ И СТРАШИЛКИ
Цели занятия для специалистов:
q Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении; анализ психологической природы страха.
q Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги).
Необходимые материалы:
q Бумага для записей.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
☺
!!!
Приветствие.
Разминка «Клопы».
Нужно встать в круг. По кругу передаются две ручки – «клопы». Ручку можно отдавать следующему по кругу участнику или отдать обратно. Нельзя не брать ручку, если ее дают. Того, у кого в руках оказалось две ручки одновре-менно, «закусали клопы» (этот участник выбывает из игры).
Игра продолжается до трех победителей. Она проходит очень весело, но немножко страшно («закусать» могут любого!), поэтому сопровождается виз-
гом и выкриками, что способствует созданию необходимого настроя для сле-дующего упражнения.
!!! Упражнение «Страшилка».
Ребятам «страшным голосом» рассказывается какая-нибудь страшилка, например, страшилка «Красные зубы»:
В одну школу поступил новенький. Когда всех школьников отпустили домой, он после уроков остался. Уборщица говорит ему: «Иди домой, а то тут ходят красные зубы». Мальчик сказал: «Я посмотрю школу и пойду». Он походил по школе, зашел в один кабинет и уснул. Когда пробило двена-дцать часов, в кабинете появились красные зубы. Они бросились на мальчи-ка и съели его. Утром, когда ребята пришли в класс, они увидели человече-ские кости. У всех стали проверять зубы – ни у кого таких зубов нет. На-последок решили проверить у директора.
У него оказались красные зубы !!!
По желанию, двое-трое (но не больше!) ребят тоже могут «страшно» рас-сказать известные им страшилки.
Выясняется, что страшилка строится по определенным правилам. В ней нет имен, а только «один мальчик» или «одна девочка», действие происходит «в одном городе», «на одной улице». В страшилке всегда есть главный герой и что-то неизвестное, что его пугает или охотится на него. Сначала нагнетается напряжение («Девочка-девочка, гробик на колесиках ищет твой город! Девоч-ка-девочка, он ищет твою улицу! Девочка-девочка, он ищет твой дом…»). По-том происходит кульминация («И вдруг влетела красная рука и ЗАДУШИЛА девочку!»). В кульминационный момент выясняется что это такое или происхо-дит что-то приятное, смешное («А в пианино сидит мартышка и приговаривает: «Вот паразиты, всю попку оттерли!»»).
Теперь предлагается написать страшилку на тему школьной или семей-ной жизни. Страшилки пишутся в парах или тройках. Благодаря этому «автор-ство» растворяется и страшилку вполне можно прочитать вслух. Законченные работы зачитываются одноклассникам «страшными» голосами.
В одной семье была очень странная мама. Сначала она была нормальная, а потом перестала со всеми разговаривать. Кто бы с ней не говорил, она молчала. Приходит с работой и начинает мол-чать. Одни день она пришла с работы и молчит. Второй день она пришла с работы и молчит. Третий день она пришла с работы и молчит. Четвертый день она пришла с работы и молчит. Пятый день пришла с работы и молчит. А в субботу утром просыпается
и вдруг как скажет: «Я НЕ ПОНЯЛА, КТО-НИБУДЬ ВЫНЕСЕТ МУСОР?!»
Богдана Б., Света С., Карина К.
. Индивидуальная работа в тетради:
q Что я чувствовал, когда все читали свои страшилки?
q Не страшно, а смешно. Но иногда тупо.
Коля Ж.
q Немножко жутко, но весело.
Кристина С.
☺ Завершение занятия.