Государственной противопожарной службы
МЧС РОССИИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
Д.Н. Церфус, Е.Л. Лукьянова, Т.В. Иванова
ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Методические рекомендации
По написанию контрольной работы
Для слушателей заочной формы обучения
Направление подготовки
Управление персоналом»
Квалификация (степень) – бакалавр
Санкт-Петербург
Рецензенты:
В.А. Корзунин
доктор психологических наук, профессор
(Санкт-Петербургская Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова)
С.П. Иванова
доктор психологических наук, профессор
(Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России)
Д.Н. Церфус, Е.Л. Лукьянова, Иванова Т.В.
Экстремальная психология: Методические рекомендации по написанию контрольной работы для слушателей заочной формы ФГОС по направлению подготовки 38.03.03 «Управление персоналом», квалификация (степень) – бакалавр.– СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2015. - 17 с.
В рекомендациях изложены значение контрольной работы в учебном процессе, даны практические рекомендации по её выполнению, оформлению, сформулированы требования и критерии оценки контрольной работы. Методические рекомендации предназначены для обучающихся заочной форм обучения по направлению подготовки (специальности) 38.03.03 «Управление персоналом», квалификация (степень) – бакалавр, Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России.
© Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2017
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..4
Цели и задачи контрольной работы……………………………………………..5
Структура контрольной работы………………………………………………....5
Общие требования к написанию контрольной работы………………………..6
Рекомендации по работе с литературой………………………………………...7
Требования к объему контрольной, работы оформлению и стилю изложения....8
Порядок защиты контрольной работы и критерии оценки контрольной
работы……………..……………………………………………………………..10
Примерная тематика рефератов………...………………………………………….11
Рекомендуемая литература……………………………………………………......12
Приложения………………………………………………………………………..14
ВВЕДЕНИЕ
Написание контрольных работ является неотъемлемой частью овладения обучающимися знаниями такого предмета, как «Экстремальная психология».
Этот вид учебной работы предназначен для закрепления и обобщения знаний, получаемых в процессе изучения данной дисциплины. Выполняя контрольные работы, обучающиеся получают навыки осмысления и применения необходимой информации для раскрытия содержания теоретических вопросов и решения задач, связанных с обучением и воспитанием подчиненных, в работе с персоналом и социальными группами, в межличностных отношениях в экстремальных ситуациях, в раскрытии творческих способностей, самоактуализации, самореализации и в личностном росте обучающихся. Контрольная работа является важным звеном в выработке навыков творческого изучения теоретического материала, приобретении опыта самостоятельного получения и накопления знаний, а также их систематизации.
Непременными условиями написания контрольной работы являются полное понимание материала курса и наличие навыков работы с литературой. Успешное выполнение этого вида заданий представляет собой обязательное условие допуска слушателей к зачету по данному курсу.
В рекомендациях определено значение контрольной работы в учебном процессе, даны практические рекомендации по её выполнению, оформлению, сформулированы требования и критерии оценки контрольной работы.
Общие ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ
КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольная работа включена в учебный план, устанавливаются сроки ее выполнения и представления. Поэтому слушателям необходимо после начала изучения курса уточнить все необходимые вопросы, связанные с их работой над этим видом задания.
Приступая к написанию работы, необходимо внимательно изучить настоящие рекомендации.
Работа над контрольной работой осуществляется в несколько этапов:
1) выбор темы реферата;
2) уяснение содержания темы, теоретических вопросов, затрагивающихся в данной теме;
3) подбор необходимой литературы, изучение источников;
4) составление плана контрольной работы;
5) написание текста работы;
6) оформление контрольной работы;
7) представление работы в учебное заведение.
С первых дней работы над темой надлежит четко планировать время, отводимое на каждый из указанных этапов. Это позволит своевременно собрать и проанализировать материал, глубоко и всесторонне представить проблему во всех ее взаимосвязях и взаимообусловленностях. Рекомендуется составить график выполнения контрольной работы. Он должен предусматривать равномерное распределение времени между этапами. Следует четко уяснить сроки и порядок представления выполненной работы. Требуется глубокое осмысление темы, предусмотренной вариантом. Прежде, чем приступить к работе над текстом, необходимо тщательно продумать проблему, изучить соответствующую часть программы курса, ознакомиться и проанализировать нужные разделы учебников, записи в конспектах лекций, рассмотреть учебно-методические материалы. После этого требуется составить план текста, который раскрывал бы структуру данной проблемы, и приступить к его написанию.
Необходимо изучить соответствующие главы учебников, монографий, статей и т.п.
Во время работы над контрольной работой, обучающийся обязан:
· Подобрать и изучить литературные источники и научные материалы по теме, составить библиографию.
· Оформить работу в соответствии с требованиями для сдачи её к защите.
· Быть готовым к защите контрольной работы (собеседованию, выступлению перед группой, ответам на вопросы).
Рекомендации по работе с литературой
При написании контрольной работы необходимо привлечение большого количества источников. Следует выяснить, в составе какой темы изучается данная проблема, с какими другими темами она связана. Необходимо подробно ознакомиться с этими разделами, установить их соподчиненность и взаимоотношения применительно к теме данной конкретной контрольной работы.
Весь необходимый материал обучающийся подбирает самостоятельно, опираясь на список основной литературы, рекомендованный в данных методических рекомендациях. Поиски необходимой литературы нужно продолжить в библиографических отделах библиотек. Здесь можно найти указания на учебную литературу, научные и научно-популярные издания по тематике реферата. Материалы, посвященные проблемам суицидологии печатаются в специализированных периодических изданиях.
По результатам работы с научным источником, требуется записать его библиографические атрибуты (фамилию автора, заглавие и выходные данные литературного источника), внимательно изучить содержание.
Ознакомившись с необходимой литературой, можно приступать к составлению плана текста.
При написании работы не должно осуществляться дословное механическое переписывание рекомендованной литературы. Целесообразно излагать формулировки и определения близко к первоисточникам, интерпретируя их в своем понимании сути вопроса. В ответах на теоретические вопросы работы приветствуется использование практического материала.
Список использованной литературы приводится в следующей последовательности согласно ГОСТ 7. 1 – 2003:
·Конституция, кодексы, законодательные акты, законы, указы, постановления.
·Монографии, учебные пособия, справочники, журнальные и газетные статьи, располагаемые в алфавитном порядке по фамилиям их авторов или заглавиям книг и статей (если авторов более четырех).
5. Требования к объему контрольной работы, оформлению и стилю изложения
Контрольная работа оформляется в соответствии с требованиями, которые предъявляются к научным текстам на правах рукописей.
Объем работы составляет 17-19 страниц в расчете на машинописный текст через 1 интервал, напечатанный на листах формата А4.
Работа выполняется рукописным или машинописным способом.
ПОЛЯ: верхнее/нижнее – 2,0; левое – 3,0; правое – 1,5;
ШРИФТ: Times New Roman – 14, интервал по тексту – 1.0; нумерация страниц вверху по центру.
1. Первым является титульный лист, который оформляется в соответствии с требованиями университета (см. приложение 1).
2. На второй странице излагается план работы (содержание) с указанием страниц.
3. На третьей странице излагается текст работы, который начинается с введения, где автор отмечает актуальность и важность темы (см. раздел 2 данных рекомендаций).
4. В концеработы приводятся список использованной при написании реферата литературы и, если необходимо, приложения.
5. В приложении и в тексте могут указываться использованные методики, а также графики, таблицы, рисунки и др. Таблицы, рисунки (графики, диаграммы и пр.), содержащиеся в тексте контрольной работы должны иметь номера и заголовки, определяющие их содержание, а также оформляться по правилам.
Оформление рисунков и таблиц:
а) рисунки необходимо выполнять в любом из общепринятых графических редакторов (форматы: jpg и tiff), под рисунком ставится:
Рисунок 1-далее следует название рисунка и пояснения;
б) если в тексте не одна таблица, то их следует пронумеровать (сначала пишется Таблица 1, на той же строке название таблицы и далее следует сама таблица (см. Приложение Б, В);
в) если в тексте одна таблица или один рисунок, то их нумеровать не следует;
г) таблицы должны иметь «вертикальное» построение. В приложении приведены примеры правильного построения, названий таблиц и рисунков.
д) в тексте ссылки на таблицы и рисунки делаются следующим образом: рис. 2, табл. 4, если всего один рисунок или одна таблица, то слово пишется целиком: таблица, рисунок.
При необходимости привлечения текстов использованных источников необходимо придерживаться следующих правил:
- тексты цитат переписываются абсолютно точно, с сохранением имеющейся пунктуации; цитируемые слова заключаются в кавычки;
- если цитата не дается в дословном повторении, а приводится в пересказе или обучающийся только ссылается на мнение автора, то она не берется в кавычки; в данном случае в подстрочной сноске перед названием источника указывается так[1].
При оформлении работы следует обращать внимание на точность цитат, ссылок, место и год издания.
Список использованных источников составляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению справочно-библиографического аппарата. Примеры такого оформления можно найти в перечнях литературы, помещенных в печатных изданиях, вышедших после 1995 г. Например:
Литература:
1. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учеб. пособие: – М.: Академия, 2013. – 320 с.
2. Аверьянов В.Т.Снижение рисков и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечение безопасности в ЧС // Проблемы управления рисками в техносфере. – 2011. – № 1 [17]. – С. 33-40.
6. На последнем листе необходимо поставить дату написания работы и подпись автора. Все страницы должны быть пронумерованы.
Текст контрольной работы должен быть написан в научном стиле, который позволяет наиболее глубоко выразить содержание поднимаемой проблемы. Следует располагать его части в логической последовательности. Язык должен быть научным, содержать специальную терминологию. Полностью исключаются просторечия, бытовые обороты, повторы, неточное использование слов.
Выполнение указанных требований влияет на оценку контрольной работы и оценку на зачете.
Выполнение контрольной работы служит допуском к сдаче зачета во время зачетной сессии.
КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Защита начинается со вступительного слова обучающегося, в котором излагается основное содержание работы и выводы. Затем следуют ответы на вопросы научного руководителя по исследованной проблеме. После этого научный руководитель называет оценку и мотивирует ее выставление.
Оценка по контрольной работе выставляется по двухбалльной системе «зачтено» и «незачтено».
Критериями оценки контрольной работы являются:
· степень разработанности темы исследования;
· полнота обзора научной литературы;
· творческий подход к написанию контрольной работы;
· наличие, правильность и научная обоснованность выводов;
· аккуратное и правильное оформление контрольной работы.
«Зачтено» получают те работы, в которых отмечено высокое качество по указанным выше критериям, содержатся элементы творчества, делаются грамотные самостоятельные выводы и обобщения, приводится аргументированный критический анализ теоретической литературы на основе глубоких знаний в области экстремальной психологии. Также ставится зачтено, когда в работе полно и всесторонне освещаются вопросы темы, но нет должной степени творчества, есть незначительные замечания по оформлению работы.
«Незачтено»обучающийся получает в случае, когда работа полностью и частично не отвечает требованиям ее выполнения, а обучающийся не может ответить на замечания и вопросы преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной проблемы. В этом случае научный руководитель устанавливает дату дополнительных консультаций и срок повторной защиты контрольной работы с доработкой представленных материалов.
В контрольных работах не допускаются ссылки на документы для служебного пользования и ИНТЕРНЕТ. Если обучающийся пользовался одним учебником или взял готовый реферат из Интернета, его работа будет оценена на «незачтено».
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
1. История развития экстремальной психологии.
2. Особенности психического состояния и поведения людей в чрезвычайных ситуациях (ЧС).
3. Профессионально важные качества (ПВК) специалиста экстремального профиля.
4. Психологическая устойчивость.
5. Анализ этапов профессионального становления и динамики профессионально важных качеств на примере биографий сотрудников МЧС России.
6. Индивидуальные особенности реагирования людей на стресс.
7. Виды психологических защит.
8. Коппинг–механизмы.
9. Механизмы адаптации к экстремальной ситуации.
10. Профессиональное выгорание: внешние признаки синдрома «выгорания» специалиста, фазы развития.
11. Травматическая ситуация.
12. Факторы риска нарушений профессионального здоровья и развития профессиональных деструкций.
13. Дебрифинг.
14. Система профилактики негативных последствий профессионального стресса в системе МЧС России.
15. Профессионально важные качества (ПВК) специалиста экстремального профиля.
16. Методы и приемы профилактики ПТСР.
17. Система приемов и методов саморегуляции.
18. Медитация как способ саморегуляции.
19. Роль и место психологического сопровождения деятельности специалистов в системе профилактики негативных последствий профессионального стресса.
20. Психическое состояние и поведение пострадавших в ЧС, основные группы психогенных реакций и расстройств.
21. Факторы, влияющие на психическое состояние и поведение пострадавших в ЧС.
22. Динамика психического состояния пострадавших в различных ЧС.
23. Экстренная психологическая помощь пострадавшим в ЧС.
24. Группы пострадавших в ЧС: особенности оказания экстренной допсихологической помощи.
25. Механизмы адаптации к экстремальной ситуации.
26. Анализ оказания помощи пострадавшему с ОСР и анализ возможных ошибок при оказании помощи пострадавшему с ОСР.
27. Кризисы развития и кризисы жизни. Последствия кризисов.
28. Суицид как форма кризисного реагирования.
29. Особенности психологического состояния людей в толпе.
30. Влияние СМИ на психическое состояние пострадавших в ЧС.
31. Методы и приемы профилактики образования толпы и превращения толпы в действующую.
32. Стратегии разрешения конфликтов. Особенности конфликтов в ЧС.
33. Прогноз развития конфликта в чрезвычайной ситуации при различных стратегиях разрешения конфликта.
34. Особенности ведения переговорного процесса в условиях ЧС.
35. Система психологического сопровождения деятельности специалистов экстремального профиля.
36. Психологическое сопровождение деятельности сотрудников системы МЧС России.
37. Управление коллективом в условиях ЧС.
38. Особенности конфликтов в ЧС.
39. Переживание горя, утраты.
40. Специфика течения процесса горевания в условиях ЧС.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
1. Психология деятельности в экстремальных условиях: учеб. пособие: Рекомендовано УМО / В.Н. Непопалов, В.Ф. Сопов, А.В. Родионов и др.; Под ред. А.Н. Блеера. – 256 с. издательский центр «Академия», 2013 г.
2. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных: учебное пособие, СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, Под ред. Ю.С. 2014. – 188 с.
3. Смирнов В.Н. Психология управления персоналом в экстремальных условиях: учеб. пособие: Рекомендовано УМО. –– 256 с. издательский центр «Академия», 2013 г.
4. Сергиенко Е.А., Крюкова Т.Л., Доценко О.Н., Екимчик О.А., ред. Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте, 2011. http://iprbookshop.ru/15651
Дополнительная литература
1. Игумнов, Сергей Александрович. Стресс и стресс-зависимые заболевания: пособие / С. А. Игумнов, В. А. Жебентяев. - СПб. : Речь, 2011. - 346 с
2. Конфликтология: учебник/ В.П. Ратников [и др.]. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.— 543 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7023.
3. Конфликтология, Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Кибанов А.Я., Коновалова В.Г. Гриф УМО по классическому университетскому образованию, Из-во: Инфра-М, Москва, Серия: Высшее образование, 2011г.- 301с.
4. Кузнецов И.Н. Деловое общение. Учебное пособие, 2012. http://iprbookshop.ru/10915
5. Нестерова О.В. Управление стрессами. Учебное пособие, 2012. http://iprbookshop.ru/17051
6. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях : учебное пособие : [гриф УМО] / Н. Г. Осухова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : ACADEMIA, 2012. - 320 с.: табл. - (Высшее профессиональное образование).
7. Рыбников, Виктор Юрьевич. Психология копинг-поведения специалистов опасных профессий: монография / В. Ю. Рыбников, Е. Н. Ашанина ; ВЦЭиРМ МЧС России, СПбИПиСР, СПбУ ГПС МЧС России. - СПб. : Политехника-сервис, 2011. - 120 с. : рис., табл.
Нормативные документы и интернет-ресурсы:
1. Интернет служба Экстренной психологической помощи МЧС России. [Электронный ресурс] — URL: http://psi.mchs.gov.ru/
2. Психологическая служба МЧС России. [Электронный ресурс] – URL: http://www.mchs.gov.ru/powers/?SECTION_ID=455
3. Psychology [Электронный ресурс] // ScienceDirect. – URL: http://www.sciencedirect.com/science/browse/sub/psychology
4. IPRbooks [Электронный ресурс]: Электронно-библиотечная система. – URL: iprbookshop.ru
5. Российская государственная библиотека. Электронная библиотека: Диссертации [Электронный ресурс]. – URL: http://diss.rsl.
6. Методическое руководство по психодиагностическому обеспечению в министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 2011г.
7. Руководство по организации психологической подготовки в МЧС России 2009 г.
8. Методические рекомендации по проведению первичного профессионального психологического отбора кандидатов на обучение в ГОУ ВПО МЧС России, 2011 г.
9. Приказ МЧС России от 20.09.2011г. № 525 «Об утверждении порядка оказания психологической помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах».
10. Организационно-методические указания по подготовке территориальных органов, спасательных воинских формирований, подразделений ФПС на 2014-2016 гг. №2-4-87-27-14 от 10.09.2013 г.
В учебной лаборатории кафедры имеется оборудование и программное обеспечение для получения навыков психодиагностики, а также изучения современных методов психопрофилактики и психокоррекции.
Создана база электронных учебников и подобраны ссылки на интернет-ресурсы для углубленного изучения материалов курса.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
образец оформления титульного листа
МЧС РОССИИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ТЕМА: контрольной работы (реферата).
Выполнил:
курсант (обучающийся)… курса
заочного отделения
… учебной группы
Ф.И.О.
Проверил:
Должность преподавателя
(например, доцент кафедры психологии риска экстремальных и кризисных ситуаций),
ученая степень
и специальное звание
(например, кандидат ….наук, подполковник вн. сл.)
Ф.И.О
Санкт-Петербург – 2017
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
образец оформления таблицы
Таблица 1 – Психогенные расстройства, наблюдаемые во время и после
экстремальных ситуаций
ПРИЛОЖЕНИЕ В
образец оформления рисунков
Рисунок 1 – Зависимость характеристик пожара от температуры кипения
вещества
[1] Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: – М., 2013
МЧС РОССИИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ