Психологические особенности социальных классов
Классы – большие организованные группы людей, различающиеся:
· По их месту в исторически определенной системе общественного производства,
· По их отношению к средствам производства (закрепляемому в праве собственности)
· По их роли в общественной организации труда
· По способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают (в виде процента на вложенный капитал, зарплаты или иных доходов).
Определение:
классы – большие группы людей, положение которых связано с правами собственности, отношением к власти, местом в системе разделения труда.
Они возникают как результат развития производительных сил и являются одним из главных факторов, обуславливающих общественные отношения.
В области классовой психологии выделяют такие явления:
· Классовые потребности самая значимая психологическая особенность данной социальной группы. Это определенная структура потребностей, относительное психологическое значение каждой из них задается классовым положением, определяющим объем и состав материальных и духовных благ, которыми может располагать каждый член класса.
· Классовые интересы – элемент эмоциональной сферы классовой психологии. Содержание классовых интересов задается всей системой отношений, в которую данный класс включен, в конкретном типе общества. Возникают как результат различных интересов, определяемых принадлежностью членов группы к разным социальным группам, в которых они взаимодействуют с представителями других классов
· Социальные чувства – определенные характеристики эмоциональных состояний, свойственных группе. Данное понятие чаще употребляется как описательное определение некоторого состояния эмоциональной сферы группы.
· Психологический склад – психический облик, проявляющийся в определенном способе поведения и деятельности, на основании которого можно реконструировать те нормы, которыми руководствуется данная социальная группа. Наиболее устойчивый компонент классовой психологии.
· Социальный характер – проявляется в типичном устоявшемся образе действий представителей разных классов в разных ситуациях их жизнедеятельности и отличает представителей данного класса от представителей других классов
· Привычки, обычаи и традиции – это регуляторы социального поведения и деятельности членов социальной группы. В реальности представители всякого класса объединены в большое количество многочисленных и разнообразных малых социальных групп. Но значимый регулятор поведения не задается непосредственно этими малыми группами.
Стихийные социальные группы
Представляют собой кратковременные объединения большого числа людей, часто с совершенно различными интересами, собравшихся вместе по какому-либо поводу и демонстрирующих какие-либо совместные действия. Эти группы могут быть в определенной мере кем-то организованы, но чаще всего возникают стихийно.
Наиболее существенными характеристиками поведения человека в стихийной группе являются:
· Обезличивание – выражается в ослаблении контроля поведения за своими действиями и преобладанием импульсивности (доминирование инстинктивных форм поведения), в утрате чувства личной ответственности за совершаемые поступки, что является причиной разрушительных действий.
· Чувства преобладают над интеллектом, что усиливает подверженность различным влияниям
· Возрастает подверженность психическому заражению, внушаемости.
В зависимости от степени организованности выделяют:
1. Толпу – образуется на улице по поводу самых различных событий (дорожно-транспортное происшествие, недовольство чьими-то действиями).
2. Масса – стабильное образование с нечеткими границами. Более организованнее, чем толпа. Людям, ее составляющим, заранее известны организаторы мероприятия, место и время проведения (люди на митинге, демонстрация, рок-концерт).
3. Публика – это кратковременное собрание людей для совместного времяпровождения в связи с каким-либо специально организованным зрелищем. Более организованное и управляемое собрание людей, больше ориентирована на соблюдение норм приличия (театр). В более замкнутых помещениях (лекционные залы), публику называют аудиторией. Вероятность присутствия «случайных» людей в подобных группах меньше.
Публика остается массовым собранием людей и в результате какого-либо инцидента может легко стать неконтролируемой. Перейти в состояние толпы.