История изучения малой группе

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Социальная психология – отрасль психологии, изучающая психологические особенности и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

Ею рассматриваются закономерности взаимодействия личности и общества, формирования и развития групп. Социальная психология возникла на «перекрестке» двух наук: социологии и психологии, что явилось причиной трудности в определении предмета и круга ее проблем.

Закономерности, изучаемые социальной психологией, являются актуальными для всех сфер общественной жизни: различные сферы воспитания, области промышленного производства, средства массовой информации, сфера управления, наука, спорт.

Предмет - психологические явления, возникающие в системе взаимодействия личности и групп (малые и большие), е. психические явления 9процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу, как субъектов социального взаимодействия. Это:

1. Психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы: семью, коллективы, и в целом в систему социальных отношений: экономических, политических, управленческих; наиболее часто изучаются такие проявления личности в группах, как общительность, агрессивность, конфликтогенность.

2. Феномен взаимодействия между людьми, т.е. общения: супружеского, детско-родительского, психотерапевтического. Взаимодействие может быть личностным, межличностным, групповым, межгрупповым.

3. Психические процессы, состояния и свойства различных социальных групп как целостных образований, отличающихся друг от друга и не сводимых к индивиду. Это социально-психологический климат группы и конфликтных отношений, групповых состояний, лидерства и групповых действий, сработанности и конфликтности.

4. Массовые психические явления, такие как поведение толпы, паника, слухи, мода, массовые эмоции, массовый энтузиазм, апатия, страхи.

Объект - деятельность малых и больших групп, а так же личности в системе общественных отношений, или социальная психика, включающая в себя:

· Массовые, групповые, межгрупповые, межличностные и личностные настроения.

· Массовые, групповые и индивидуальные эмоции.

· Массовые действия.

· Стереотипы.

· Установки.

· Сознательные и бессознательные, формальные и неформальные санкции человеческой деятельности.

Подсистема социальной психики:

1. Общественное настроение.

2. Общественное мнение

3. Социальная воля

Выявление социально психики происходит на трех уровнях:

· Социальном

· Групповом

· Индивидуальном

Структура:

1. Специфические закономерности непосредственного общения (отношения между средствами и способами взаимовлияния людей; механизмы подражания, внушения, самоутверждения, заражения, убеждения).

2. Возникающие в результате общения групповые психические явления, состояния, процессы (коллективные чувства, настроения, групповое мнение, влечения, потребности, групповые ориентации, традиции, обычаи).

3. Устойчивые психические особенности различных социальных групп (национальные, профессиональные, демографические, находящие выражение в установках, ценностных ориентациях, в устойчивых социальных чувствах).

4. Обусловленные мим психические состояния индивида в группе, социально-психические механизмы контроля за его поведением (санкции, ролевые предписания, экспектации).

Функции:

1. Интеграция и трансляция социального опыта. Социальная психика обеспечивает управление процессами трансляции социального опыта, формируя единое направление мыслей, воли и чувств в данной социальной группе. Для этого широко используются не только механизмы педагогического, социально-педагогического, художественного, массово-коммуникативного общения. Особая роль здесь принадлежит праздничному общению и его модификации – ритуально-игровому общению. У всех народов мира ритуал всегда был важнейшим средством социально-психологической интеграции и трансляции социального опыта.

2. Социальная адаптация. Социальная психика способна приводить индивидуальное сознание в соответствие с принципами и нормами, господствующими в социальной группе. Всякая культура вырабатывает формы и правила коммуникации, соответствующие конкретным условиям взаимодействия между людьми и призванные обеспечить наиболее эффективное достижение социальных и индивидуальных целей. Социальная психика облегчает взаимное приспособление людей и создает для адаптации личности к определенным образцам поведения. Социальная адаптация личности происходит в процессе ее общения с другими.

3. Социальная корреляция. Социальная психика коррелирует поведение личности, приводя его в соответствие с конвенционными нормами, принятыми в данном социуме.

4. Социальная активация. Социальная психика способна усиливать и активизировать человеческую деятельность воздействием групповых чувств и воли.

5. Социальный контроль. Социальная психика – носитель системы неформальных санкций общества, или социальных групп, т.е. санкций регулирующих поведение личности. Социальная психика аккумулирует, транслирует нормативные санкции, посредством которых и осуществляет свою контрольную функцию

6. Проективная разгрузка. Наличие неудовлетворенных желаний порождает в людях психологическую и социально-психологическую напряженность. Социальная психика призвана освобождать от этого напряжения не нарушая общепринятых норм. Так, праздники, обеспечивают разрядку агрессивных импульсов, негативного эмоционального возбуждения. Люди могут переживать экстаз, чувство чувство экзальтации, восторга, благоговения, что и обеспечивает катарсис их души, т.е. очищение от низменных чувств, животной злобы.

Традиционно социальная психология делитсяна три области исследования

· Изучение индивидуального социального поведения.

· Изучение диадического социального взаимодействия и коммуникативных процессов.

· Изучение малых групп и психологическое изучение социальных проблем

Процессы:

К числу наиболее активно разрабатываемых процессов в современных исследованиях можно отнести:

1. Процессы атрибуции.

2. Групповые процессы.

3. оказание помощи.

4. Аттракция и аффилиация.

5. Агрессия.

6. Преступления.

7. Установки и их изучение.

8. Социальное познание.

9. Социальное развитие личности (социализация).

10. Кросскультурные исследования.

Основные разделы:

1. Психология общения – раздел психологии, изучающий закономерности общения и взаимодействия людей.

2. Психология групп – изучаются психологические характеристики социальных групп как больших, так и малых, изучаются такие явления, как сплоченность, совместимость, лидерство, процесс принятия решений.

3. Социальная психология лидерства – изучает проблемы социализации, формирования социальных установок личности.

Отрасли социальной психологии:

· Этническая психология – изучает особенности людей как представителей различных этнических общностей

· Психология управления – в центре внимания находится анализ проблем, связанных с воздействием на группы и общество в целом.

· Политическая психология – исследует явления и процессы, относящиеся к сфере политической жизни общества и политической деятельности людей.

· Психология религии – изучает психологию людей, являющихся участниками религиозной деятельности.

· Психология общения – изучает процессы взаимодействия и обмена информации между людьми и социальными группами.

· Психология конфликтных отношений (конфликтология) - изучает психологические особенности протекания конфликтов и возможности по их наиболее эффективному разрешению.

Социальная психология связана с рядом других наук: с общей психологией, социологией. Междисциплинарно она связана с такими отраслями знаний:

1. Философия – дает возможность методологического и теоретического обоснования в понимании сущности социально-психологических явлений.

2. Исторические науки – дают возможность анализировать развития социальной психики и сознания людей, находящихся на различных этапах становления общества.

3. Экономические науки - позволяют раскрыть сущность и своеобразие функционирования экономических процессов общества и их влияние на общественные отношения и на их проявление в социальной психики и общественном сознании людей.

4. Культурология и этнография – позволяют социальной психологии корректно интерпретировать лияние культуры и национальной принадлежности на специфику проявления социально-психологических явлений.

5. Педагогические науки – дают информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяя тем самым социальной психологии вырабатывать рекомендации по социально-психологическому обеспечению этих процессов.

Отличие психологических явлений от психических в том, что психологические явления формируются и развиваются в структуре общения людей и они обусловлены (их появление) – социально. А психические явления и их появление обусловлены биологическими предпосылками деятельности мозга.

Методология и методы социальной психологии.

Методология – это система принципов (основополагающих идей), способов, правил организации регуляции и построения теоретической и практической деятельности человека, а также учение об этой системе.

Методология выполняет две основные функции:

1. Она позволяет описать и оценить деятельность с позиции внутренней организации.

2. В ее рамках вырабатываются рекомендации и правила, те нормы, которыми следует руководствоваться в своей деятельности.

Применительно к науке различают:

· Общую методологию – общий философский подход, общий способ познания, признаваемый исследователем.

· Специально-научная методология – (методология конкретной науки) – позволяет формулировать внутри научные законы и закономерности, относящиеся к своеобразию функционирования тех явлений, которые исследуются данной наукой.

· Специальная методология социальной психологии адаптирует общефилософские принципы применительно к нуждам социально-психологических исследований.

· Частная методология - совокупность методов, способов, приемов, методик, техник исследования тех явлений, которые составляют предмет и объект анализа данной науки.

Существует ряд классификаций методов социальной психологии, которые подразделяются:

1. Методы исследования: А) методы сбора информации - наблюдение, изучение документов, анкетирование, интервью, тесты, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);

Б) методы обработки полученной информации – факторный и корреляционный анализ, методы моделирования, техники компъютерной обработки полученных данных.

2. Методы воздействия - социально-психологический тренинг, который основан на активных приемах групповой работы и позволяет решать широкий круг задач: повышение компетентности в общении, достижение более высокого уровня сплоченности группы, овладение навыками уверенного поведения.

Среди методов эмпирического исследования наиболее широкое распространение получили: наблюдение, анализ документов, опрос, социометрия, ГОЛ, тесты, шкалы измерения социальных установок и аппаратурный метод, эксперимент.

Предметное поле (методология социальной психологии):

· Общение как основа социальной психики.

· Личность как субъект общения.

· Малая группа как совокупный субъект общения.

· Малая группа как совокупность субъектов общения.

· Механизмы общения.

· Формы общения.

· Динамика общения.

· Социальные технологии общения.

История становления и развития социальной психологии

История социальной психологии за рубежом

Западные специалисты определяют социальную психологию как науку. Изучающую взаимозависимость поведения людей и факта их взаимоотношений и взаимодействий. Эта взаимозависимость означает, что поведение индивида рассматривается одновременно и как результат, и как причина поведения других людей.

В историческом плане процесс развития любой научной дисциплины и социально- психологических идей это – зарождение социально-философских знаний, отпочкование двух других дисциплин – психологии и социологии, давших непосредственную жизнь социальной психологии.

Исторически социальная психология возникла в начале XX века. Годом ее зарождения принято считать 1908-й, когда были опубликованы первые две книги по социальной психологии – «Введение в социальную психологию» английского психолога В. Макдаугалла и «Социальная психология» американского социолога Э. Росса.

В истории социальной психологии можно выделить три периода:

1. Период накопления знаний в сфере философии и общей психологии (VIек до н.э. – середина XIX века).

2. Период выделения описательной социальной психологии из философии (социологии) в самостоятельную область знаний (50-60-е годы IX века – 20-е XX века).

3. период оформления социальной психологии в экспериментальную науку (20-е годы XX века) и ее современного развития.

Социальная психология была подготовлена 4 школами:

1. Школа социальной философии (Платон, Монтескье, Гоббс, Локк, Руссо).

2. Школа социальной антропологии (Лацарус, Штейнталь, В. Вунд).

3. Школа английского эволюционизма (Ч. Дарвин, Г. Спенсер).

4. Школа ранней социологии (Конт, Дюркгейм).

5. Науки о человеке:

· Антропология (Тейлор)

· Археология (Морган)

· Этнография (Леви-Брюль)

· Общая психология (Болдуин, Макдаугалл, Вунд, Рибо).

· Психиатрия (Мечников)

· Биология (Гольцендорф, Петражицкий).

Теоретико-методологическое развитие западной социальной психологии происходило в русле общепсихологических знаний – бихевиоризма и фрейдизма, так и новых собственно социально-психологических школ и направлений, к которым относятся:

1. Необихевиоризм (Эю Богардус, Г. Оллпорт, В. Ламберг, Р. Бейлс, Г. Хоуменс, Э. Мейо).

2. Неофрейдизм (К. Хорни, Э. Фромм, А. Кардинер, Э. Шиллз, А. Адлер).

3. Теория поля и групповой динамики (К. Левин, Р. Липпит, Р. Уайт, Л. Фестингер, Г. Келли).

4. Социометрия (Дж. Морен, Э. Дженнинге, Дж. Крисуэл, Н. Бронденбреннер).

5. Трансактивная психология (Э. Кентрил, Ф. Килпатрик, В. Иттельсон, А. Эйме).

6. Гуманистическая психология (К. Роджерс).

7. Когнитивистские теории, а также интеракционизм (Г. Мид, Г. Блумер, М. Кун, Т. Сарбин, Р. Мерон).

Зарождение социальной психологи как научной дисциплины происходило первоначально на базе философии:

· В античной (древнегреческой) философии социально-психологические идеи разрабатывались Сократом, Платоном, Протагором, Аристотелем,

· В философии Нового времени – Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, Гегель.

В IX веке складываются предпосылки для выделения социальной психологии в самостоятельную научную дисциплину. Но прежде произошло выделение в самостоятельные области знаний:

· Социологии – основоположник французский философ Огюст Конт_.

· Психологии – основоположник научной психологии немецкий физиолог, психолог и философ В. Вунд

Предпосылками для выделения социальной психологии в отдельную область знаний послужили:

1. Потребность в организации и управлении группами людей, занятых выполнением совместных функций.

2. накопление вопросов, которые не могли быть решены в рамках других наук (психологии, социологии, криминологии, этнографии, языкознания).

Для второго периода в истории социальной психологии большое значение имела философия французского мыслителя Конта, который одним из первых обратил внимание на необходимость объективно-инструментального изучения собственно социальных явлений.

С конца 19 века социальная психология развивалась в двух направлениях:

1. Индивидуальная психология (индивидуально-психологическое направление), где центр внимания индивид. Через его индивидуальные качества предпринималась попытка объяснить жизнь общества.

2. Социологическое направление исходило из определяющей роли социальных факторов и считало психологию индивида продуктом общества.

После Конта буржуазное развитие социологии начало притягивать представителей многих наук. Наиболее ярко о себе заявили сторонники органического направления во главе со Спенсером. Его заслугой явилось ведение им понятия «социальное развитие».

В то же время земляк Спенсера Генри Бокль выдвинул мысль о том, что все в мире меняется – моральное состояние конкретного общества. Его труды по «истории человеческой цивилизации» называют первыми этно-психологическими исследованиями, и во многом социально-психологическими.

В конце 19 начале 20 века влияние на развитие социальной психологии оказывала социология и особенно французские социологи: Дюркгейм и Леви-Брюль.

Непосредственное возникновение описательной социально психологии

Датируется 1859 годом, когда философ Штейнталь совместно с этнографом Лацарусом начали издавать журнал «Психология народов и языкознание». Эти ученые являлись основоположниками одной из первых форм социально-психологических теорий – психология народов, которая сложилась в Германии.

К числу первых, социально-психологических концепций второй половины девятнадцатого века относятся:

1. «Психология народов», авторы немецкий философ М. Лацарус (1824-1903), языковед Г. Штейнталь (1823-1893), В. Вунд (1832-1920). В России идеи психологии народов развивались лингвистом, психологом, этнографом А.А. Потебней (1835-1891). Развивалась преимущественно в Германии в середине IX века.

Основная идея концепции в том, что психология сталкивается с явлениями, причины которых следует искать не в индивидуальном сознании, а в сознании народа. Сознание народа или дух целого выражается в мифах, обычаях, религии, искусстве. В данном направлении была сформулирована очень ценная идея том, что помимо индивидуального сознания существует еще нечто, свойственное для психологии группы. Основная мысль в том, что главная сила истории – народ, который и выражает себя в искусстве, религии, языке. А индивидуальное сознание – лишь его продукт. Задача социальной психологии – открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа.

В дальнейшем идеи «психологии народов» развил В. Вунд. Он изложил мысль о том, что психология должна состоять из двух частей:

· Физической психологии – это эксперим6нтальная дисциплина, но эксперимент, по мнению В. Вунда, не пригоден для исследования речи и мышления.

· Здесь начинается «психология народов», в которой должен применяться анализ предметов культуры, языка, обычаев. «Психология народов» должна быть описательной дисциплиной, которая не претендует на открытие законов.

· Основная «Психология народов» носила идеалистический характер, но эта концепция поставила вопрос о том, что существует нечто, характеризующее индивидуальное сознание, психологию группы.

2.Примерно в то же время, во Франции сложилась другая форма социально-психологических теорий «Психология масс», авторы Г. Тард, итальянский юрист С. Сигеле (1868-1913), французский социолог Г. Лебон (1841-1931). Развивалась в романских странах – Италии, Франции во второй половине 19 века. В ее основе лежат идеи Г. Тарда о роли подражания в социальном поведении. С точки зрения представителей Сигеле, Лебона это направление сосредоточилось на изучении больших скоплений людей – «массы», главной чертой которых является утрата способности к наблюдению и самонаблюдению. Характерными чертами поведения человека в массе являются обезличивание, выражающееся в господстве инстинктивных реакций, преобладании чувств над интеллектом, что является причиной повышенной внушаемости, потерей личной ответственности. В данном направлении противопоставлялись массы и элиты общества. По мнению Г. Лебона, масса нуждается в лидере, роль лидера в обществе призвана выполнять элита. Такой вывод был сделан на основе единичных случаев проявления массы, а главное в ситуации паники.

3. «Теория инстинктов социального поведения», автор английский психолог У. Макдугалл (1871-1938). Сформулированы были в Англии и США в начале XX века: В. Меде в Европе, Олппорт – в США. Возникла в 1908 в Англии. Работа «Введение в социальную психологию» и этот год считается годом окончательного утверждения социальной психологии как самостоятельной науки.

Основным понятием теории инстинктов социального поведения было понятие «инстинкт». Поведение людей, согласно мнению Магдугалла, обусловлено врожденными инстинктами. Он выделил инстинкт борьбы, бегства, воспроизведения рода, приобретения, строительства, стадный инстинкт, инстинкт войны. Инстинкты лежат в основе всей социальной жизни, в частности: инстинкт борьбы, является причиной войн, а инстинкт приобретения детерминирует рыночные отношения. Эта идея является реализацией стремления к цели, которая свойственна животным и человеку. Макдугалл назвал свою теорию «целевой» или «гармической» (от греческого слова гормэ – желание, порыв). По его мнению, «гормэ» и выступает как движущая сила интуитивного характера, объясняющая социальное поведение «Гормэ» реализуется в качестве инстинктов. Внутренним выражением инстинктов являются эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями имеет определенный характер. Макдугалл перечислил пары связанных между собой инстинктов и эмоций:

· Инстинкт борьбы и соответствующий ему гнев и страх

· Инстинкт воспроизведения рода – ревность и женская робость

· Инстинкт приобретения - чувство собственности

· Инстинкт строительства – чувство созидания

· Инстинкт стадный – чувство принадлежности

· Инстинкт бегства – чувство самосохранения

· Инстинкт войны – агрессия

Из инстинктов выводятся все социальные учреждения: семья, торговля, разные общественные процессы. В первую очередь обосновывает проведение войн, т.к. это реализует инстинкт агрессии. Не смотря на большую популярность теории Макдугалла, ее роль в истории социальной психологии оказалась отрицательной, так как рассмотрение социального поведения с точки зрения спонтанного стремления к цели, узаконивало значение бессознательных влечений в качестве движущей силы не только индивида, но и всего человечества.

Положительное значение первых концепций заключалось в том, что в них были поставлены вопросы о соотношении сознания отдельного человека и сознания группы (психология народов и психология масс), о движущих силах социального поведения (теория инстинктов социального поведения). Недостатком был описательный характер, отсутствие исследовательской практики.

Развитие социальной психологии в начале 20 века выявило два основных направления исследования проблем:

1. Исследовались соотношения сознания индивида и сознание группы.

2. Изучались движущие силы социального поведения.

Толчком для экспериментального развития социальной психологии послужила первая мировая война. В США, в странах Европы, в Японии начинается разработка социально-психологических проблем, нацеленных на нужды армии, производства, пропаганды. Это объясняется тем, что в ходе войны остро встают вопросы предотвращения таких явлений, как страх, паника, сплоченность воинских групп. А все эти вопросы являются социально-психологическими по своему характеру.

Начало экспериментального этапа развития социальной психологии вязано с работами В. Меде (Европа) и Ф. Оллпорта (США), В.М. Бехтерева (Россия). Внимание этих ученых было сосредоточено на изучении социально-психологических явлений в группе. В качестве метода использовался лабораторный эксперимент.

Суть экспериментов В. Меде и Ф. Оллпорта состояла в том, что каждый опыт начинался с одним испытуемым, а затем количество участников увеличивалось. Цель эксперимента состояла в том, чтобы выявить разницу между индивидуальным выполнением деятельности и в присутствие группы. Исследователями были выявлены особенности протекания познавательных процессов при индивидуальном выполнении и в условиях группы. Они сформулировали требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину и перешли к систематическому экспериментальному изучению социально-психологических явлений в группах.

В развитии психологии к этому времени сформировались три теоретические школы – психоанализ, бихевиоризм, гештальт-психология, на положения и идеи которых стала опираться социальная психология. Особенно привлекательными были идеи бихевиорального подхода, наиболее соответствующие идеалу построения строго экспериментальной дисциплины.

Под влиянием экспериментальной методологии, которую социальная психология начала интенсивно использовать в период между двумя мировыми войнами. Первоначальная интегративная задача «социализации» психологии в основном редуцировалась до изучения влияния управляемого социального окружения на индивидуальное поведение в лабораторных условиях.

История социальной психологии в России

В дореволюционной России социальной психологии как самостоятельной дисциплины не существовало. Российская же психология являлась частью мировой науки и по уровню своего развития занимала третье место в мире после США и Германии.

Социально-психологическая проблематика разрабатывалась во всем комплексе общественных наук. Знания о поведении личности в группе, групповых процессах накапливались в военной практике, в юриспруденции и медицине в изучении национальных особенностей.

Существенное влияние на развитие социально-психологических идей в дореволюционный период оказали представители общественных наук, в частности социологи.

Наиболее разработанная социально-психологическая концепция содержится в трудах Н.К. Михайловского (1842-1904), одного из основателей социологии в России. Оказал большое влияние на развитие науки, образования, литературы, журналистики. Михайловскому принадлежит разработка психологии массовых социальных движений, одной из разновидностей которой является революционное движение. Согласно его взглядам, действующими силами социального развития являются герои и толпа. Герой должен учитывать общественное настроение массы, чтобы она шла за ним, что до сих пор является одним из наиболее убедительных объяснений феномена лидерства. Исследуя проблему общения между героем и толпой, Михайловский в качестве механизмов общения выделяет: подражание, заражение, внушение, противопоставимость. Ему принадлежит первенство в разработке проблем подражания, по сравнению с Г. Тардом.

В правоведении социально-психологическая проблематика представлена в трудах Л.И. Петражицкого. Он является одним из основателей субъективной школы в правоведении. Согласно его взглядам психология является фундаментальной наукой и основой для всех общественных наук. Реально существуют только психические явления, а социально-исторические образования представляют собой их проекции. Развитие права, морали, этики, эстетики является продуктом народной психики. Как правоведа, Петражицкого интересовал вопрос о мотивах человеческих поступков, о социальных нормах поведения. Истинным мотивом поведения человека он считал – эмоции.

Существенный вклад в развитие социально-психологических идей внес А.А. Потебня (1835-1891). Он разрабатывал вопросы теории фольклора, этнографии, языкознания. Согласно мнению Потебни главным признаком любого этноса, обусловливающего существование народа, является язык. Функция языка – не обозначение уже готовой мысли, а сотворение ее через преобразование первоначальных до язычных элементов. Представители разных народов посредством национальных языков формируют мысль своим, отличным от других народов способом.

Дальнейшее развитие идеи Потебни получили в трудах его ученика и последователя Д.Н. Овсянико-Куликовского (1853-1920).

Социальная психология постепенно вбирала в себя различные трактовки социального поведения людей. В этом плане значительный интерес представляют работы В.М. Бехтерева (1857-1927) – русский физиолог, психиатр и психолог (основал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию, а затем психоневрологический институт), который в своей работе «Коллективная рефлексология» (1921) пытался объяснить социальное поведение через физиологические законы и принципы живого организма. Этот труд рассматривается как первый в России учебник по социальной психологии, где дано развернутое определение предмета социальной психологии. Таким предметом, по Бехтереву, является изучение деятельности участников собраний в широком смысле этого слова. Он формулирует «Закон ритма», «Закон периодичности», изобретает такие принципы поведения, как: изменчивость, инерция, дифференциация, сцепление, воспроизведение, отбор, к которым, якобы, подчинены в своем развитии личность и общество. Бехтеревым было установлено, что группа способствует изменению отношений к поступку, позволяет выдержать более сильные раздражители. В ходе эксперимента изучались половые, возрастные, образовательные, природные различия протекания психических процессов в условиях групповой деятельности. Бехтерев выделил системообразующие признаки коллектива: общность задач и интересов побуждает коллектив к единству действий. Органическое влечение личности в общность привело ученого к пониманию коллектива как собирательной личности. В качестве социально-психологических феноменов он выделяет: взаимодействие, взаимоотношение, общение. В качестве коллективных – наследственные рефлексы, настроение, сосредоточение, наблюдение, творчество, согласование действий. Объединяют людей в коллективы: взаимовнушение, взаимоподражание, взаимоиндукция. Бехтерев обобщил большой эмпирический материал, полученный социально-психологическими методами наблюдения, опроса, применением анкет. А экспериментальные исследования влияния общения и совместной деятельности на формирование процессов восприятия и памяти явились началом экспериментальной социальной психологии в России.

Использование экспериментального метода в изучении групп позволило социальной психологии набрать силу как научной дисциплины.

После Октябрьской революции 1917 года интерес к социальной психологии резко возрос. Это было обусловлено рядом причин: необходимостью осмысления революционных преобразований в обществе, острой идеологической борьбой, необходимостью решать задачи по восстановлению народного хозяйства, борьбой с беспризорностью, ликвидацией безграмотности.

Характерной особенностью социальной психологии в послереволюционной России был поиск своего пути. В этом процессе существенную роль сыграло освоение марксистских идей и применение их к пониманию сути социально-психологических явлений. В дискуссии по проблемам «психология и марксизм» приняли участие представители различных наук: филолог и журналист Л.Н. Войтловский, юрист М.А. Рейснер, психологи А.Б. Залкинд, К.Н. Корнилов и П.П. Блонский, психолог и философ Г.И. Челпанов, зоопсихолог В.А. Вагнер, невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев. Суть этой дискуссии – обсуждение предмета социальной психологии, соотношения индивидуальной и социальной психологии, соотношения социологии и социальной психологии. Особое место в этой дискуссии занимал Г.И. Челпанов. Он говорил о необходимости существования социальной психологии наряду с психологией индустриальной, экспериментальной. Социальная психология, по его мнению, изучает общественно-детерминированные психические явления. Они тесно связаны с идеологией, теорией марксизма.

В 1914 году по его инициативе открылся Психологический институт имени Л.Г. Щукиной – первое в России психологическое научно-образовательное учреждение. Он отстаивал точку зрения, согласно которой психологию надо разделить на две части:

1. Социальную психологию, которая должна разрабатываться на основе марксизма

2. Собственную психологию, должна остаться эмпирической наукой, не зависимой от какого-либо мировоззрения.

Против предложения Г.И. Челпанова выступили те ученые, которые разделяли идею перестройки психологии на основе марксизма. П.П. Блонский (1884-1941), А.Б. Залкинд (1888-1936), В.А. Артемов. Суть возражения состояла в том, что с точки зрения марксизма вся психология становится социальной и, следовательно, нет необходимости выделять еще какую-либо специальную психологию. Против Г.И. Челпанова выступил В.М. Бехтерев. Он выступил с предложением создать коллективную рефлексологию.

М.А. Рейснер считал, что способом построения марксистской социальной психологии является «прямое соотношение физиологического учения И.П. Павлова с историческим материализмом… социальная психология должна стать наукой о социальных раздражителях и их соотношениях с действиями человека».

Идеи Л.Н. Войтловского (1876-1941) относительно развития социальной психологии лежали вне непосредственной полемики с Г.И. Челпановым. Войтловский считал, что предметом коллективной психологии (так называли тогда социальную психологию) должна являться психология масс. Он рассмотрел ряд психологических механизмов, которые, реализуясь в толпе, обеспечивают особый тип эмоционального напряжения, возникающего между участниками массового действия. Методом исследования психологии масс – анализ отчетов непосредственных участников и наблюдение свидетелей.

Особое место в построении марксистской социальной психологии занимали труды Г.В. Плеханова (1856-1918), который дал с позиции исторического материализма определение понятия «общественная психология» и показал ее место и роль в истории общества, исходя из принципов социальной обусловленности общественного сознания.

Особое значение для отечественной социальной психологии имели работы Л.С. Выготского (1896-1934). Ему принадлежит создание культурно-исторической теории развития психики. Культура – создает особые формы поведения, видоизменяет деятельность психической функции. Он доказал, что высшие психические функции (произвольное внимание, память, абстрактно-логическое мышление, воля) являются социально-обусловленными. Их нельзя понять как функцию мозга, для понимания их природы необходимо выйти за пределы организма и искать причины их развития в жизни общества.

К 1930-м годам относится пик развития социально-психологических исследований в прикладных отраслях:

– педологии - исследования проводились по проблемам взаимоотношения коллектива и личности, факторов формирования детских коллективов, стадий их развития, феномена вожачества, психологические проблемы беспризорных

- психотехнике.

Во второй половине 1930-х годов ситуация в стране и в науке резко меняется. Начинается изоляция отечественной науки от западной, усиление идеологического контроля над наукой, сгущение атмосферы декретирования и администрирования. А это: ненужность социальной психологии, выделяя социально-психологические феномены; социальная психология попала в число лженаук; невостребованность результатов социально-психологических исследований; идеологическое давление на науку.

Период перерыва в естественном развитии социальной психологии продолжался до второй половины 1950-х г

Наши рекомендации