Лк. 13. Психологическая служба в сфере экономики (1 ч.)
Задачи и функции психолога в сфере экономики. Психология в управлении. Психология в рекламе.
Большие возможности для использования знаний профессиональных психологов существуют в сфере экономики. К сожалению, психологов до сих пор редко привлекают для объяснения экономических явлений. Экономисты, принимающие важные решения, часто не способны или не считают нужным учитывать психологию людей. Если же пытаются учесть психологический фактор, то делается это часто на основе не научных данных, а так называемой житейской психологии, или просто здравого смысла. Необходимо развивать психологический подход к оценке экономических процессов. Это становится все более и более очевидно. Практическая психология постепенно находит место в различных сферах экономической жизни.
Экономическая психология как научная дисциплина изучает психологические механизмы и процессы, лежащие в основе потребления и других видов экономического поведения. Она имеет дело с предпочтениями, выборами, решениями и факторами, оказывающими на них влияние, а также изучает последствия этих решений и выборов, связанные с удовлетворением потребностей. Кроме того, она изучает воздействие внешних экономических факторов на поведение и самочувствие человека.Эти исследования могут относиться к различным уровням общности — от домашнего хозяйства и индивидуального потребления до макроуровня жизни целой нацииВ качестве основных направлений профессиональной психологической работы в сфере экономики выделяются:
1) изучение условий и факторов положительной мотивации к труду и к профессии, оптимизация трудовых отношений в рабочих группах, командах, формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе, формирование рабочих команд;
2) изучение восприятия человеком стимулов и условий труда, проблема справедливости вознаграждения;
3) психологическая консультация и профессиональная ориентация;
4) исследование процессов творчества в экономической сфере, выявление факторов инновационного поведения, создание условий для его проявления;
5) изучение половых и возрастных особенностей поведения человека в производственной среде 'и сфере потребления;
6) психология предпринимательства, лидерства, руководства, менеджмента;
7) психология конкурентоспособности на рынке труда, психология различных форм занятости;
8) психологические аспекты конфликтов в экономической среде и меры по их профилактике и урегулированию;
9) психология поведения личности и группы в экономических ситуациях;
10) психология поведения клиента, акционера, сотрудника организации;
11) психология мошенничества и других форм деструктивного поведение в организации;
12) психология экономического выбора и предпочтений;
13) исследование психологических особенностей, проявляющихся в условиях экономических отраслей (промышленность, транспорт, сельское хозяйство) и функциональных экономических институтов (финансы, кредит, экономика природопользования);
14) изучение национальных психологических особенностей России и их влияния на поведение в экономической среде (Муравьев, Локшина и др., 1998, с. 14-15).
Особый интерес для психологии в условиях экономики переходного периода представляют:
- особенности мотивации профессиональной деятельности в зависимости от форм собственности,
- влияние разных форм материальной ответственности на взаимоотношения в трудовом коллективе,
- роль фактора занятости в поведении личности и группы,
- личность предпринимателя,
- стратегии поведения личности и группы перед лицом конкуренции,
- психология экономического риска (Муравьев, Локшина и др., 1998, с. 17).
Практическая экономическая психология составляет важнейшую часть работы службы маркетинга. Функция маркетинга — изучение возможностей удовлетворения желаний и нужд потребителей. Психология призвана помочь ответить на основные вопросы, стоящие перед маркетингом: кто покупатель, каковы его желания и потребности, как побудить его купить товар, как воспринимается товар (его название, внешний вид, упаковка), как наиболее эффективно информировать покупателя, какие слова подобрать в рекламе, как будет психологически восприниматься цена?
Ученые Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, занимающиеся проблемами экономической психологии, выделили следующие основные функции экономиста-психолога фирмы:
1. Разработка системы психолого-экономических показателей, которые должны стать ограничениями для управленческих решений на самых различных уровнях.
2. Обучение персонала деловому общению, формирование коммуникативных навыков у экономистов различных профилей.
3. Консультирование по проблемам фирмы и персонала: подбор и тренировка команды, подбор и оптимальное использование специалистов (с учетом организационной структуры, распределения функций, прав и обязанностей, а также психологических характеристик людей); вопросы, связанные с созданием имиджа фирмы, ее внутрифирменной этики; вопросы, связанные с созданием имиджа отдельного лица.
4. Исследование и формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективах, создание продуктивных рабочих команд.
5. Анализ факторов, определяющих трудовое поведение, причин возникающих противоречий и споров, корректировка поведения, урегулирование конфликтов.
6. Психологическая защита и безопасность отдельных лиц: подбор средств и методов психологического самосовершенствования в профессии и достижения психологического комфорта, деятельность, направленная на обеспечение социального партнерства и социальной защиты персонала.
7. Мониторинг системы управления фирмой, оценка и прогнозирование психологических последствий экономических решений руководства. Важные управленческие решения должны быть предварительно оценены экономистом-психологом с точки зрения их психологических последствий: как они будут восприняты, как их привести в действие с наименьшими искажениями. Необходим учет психологического состояния персонала при принятии важных решений.
8. Исследование культуры организации и психологического состояния персонала, их влияния на экономическую деятельность, анализ психологических факторов, определяющих условия труда и отношение к труду работников, разработка мер по их улучшению.
9. Помощь руководству при подготовке и внедрении экономических нововведений (например, новой системы оплаты или компенсаций): оценка последствий нововведения, устранение (смягчение) попыток сопротивления нововведениям.
10. Оценка и развитие экономического потенциала отдельной личности и персонала в целом, мотивация и стимулирование, в особенности творческого отношения к труду.
11. Участие в системе внутрифирменного аудита путем исследования личностных качеств и обстоятельств жизни работников, которые могут стать предпосылками к совершению действий в ущерб организации.
12. Изучение экономической культуры социальной среды (этика хозяйственной деятельности, ценности, традиции и т.д.) и ее влияния на экономическую политику фирмы. Это необходимо фирмам, действующим на территории других стран (Муравьев, Локшина и др., 1998, с. 43—45).
Для успешного выполнения этих функций специалисту в области экономической психологии необходим солидный объем знаний, умений, навыков, которые могут быть приобретены как в процессе обучения в вузе, так и в последующей трудовой деятельности.
Для успешной практической работы в сфере экономики и бизнеса современный психолог должен быть универсалом, владеть знаниями не только из различных отраслей психологии, но и из многих других наук.Заказчики работ, обращающиеся за консультацией или решением какой-либо экономической проблемы, предпочитают комплексное решение. Руководителю понятно, если специалист говорит с ним на языке прибыли, процентов, себестоимости. Как отмечает Т.А. Солтицкая, консультанту-непсихологу порой легче найти общий язык с компанией, т.к. консультирование организаций не есть психологическое консультирование в чистом виде.Необходимыми оказываются также знания в области экономики, социологии, менеджмента. Психологического образования здесь явно недостаточно.Психология составляет при этом не более 20% (Солтицкая, 1998, с. 8—9). Как показывает опыт, самые активные и успешные консультанты в бизнесе — это люди с хорошим образованием, постоянно пополняющие его, обучаясь новым технологиям работы.