Лк. 11. Психологическая служба в сфере социальных отношений (1 ч.)
1. Задачи работы и направления деятельности психолога в производственной сфере.
2. Задачи работы и направления деятельности психолога при работе с семьей.
Вопрос 1. Психологическая служба в организациях и промышленности имеет богатую историю. Именно промышленные предприятия в XIX в. становились первыми заказчиками психологических исследований, с целью повышения уровня продуктивности, снижения брака в работе, формирования благоприятного социально-психологического климата.
С того времени «ассортимент психологического заказа» предприятий и организаций психологам значительно расширился. Сейчас перед специалистами психологических служб, служб персонала стоят задачи подготовки кадрового резерва, формирования корпоративной лояльности сотрудников, снижения рисков промышленного шпионажа, консультативная работа с сотрудниками и руководителями, помощь в разрешении кризисных межличностных ситуаций, подготовка сотрудников к организационным изменениям, помощь в оценке имиджа компании на рынке услуг. Задачи, которые ставят перед специалистом-психологом руководители организаций, зависят от потребностей организации и от уровня компетентности самого специалиста-психолога. Чем выше уровень квалификации психолога, тем более сложные организационные задачи он может решать.
Психологическая служба может быть представлена в организации кадровой службой или службой персонала и работающими в структуре этих служб отдельными специалистами психологами или собственно психологической службой как отдельным структурным подразделением. Как правило, только достаточно крупные по численности сотрудников организации могут позволить себе выделение психологической службы в структурную единицу, чаще используется вариант внедрения специалистов-психологов в кадровую службу (службу персонала). Соответственно и подчинение психологов зависит от того, в каком структурном подразделении они работают. Психолог, работающий в организации (на предприятии), должен быть компетентным в таких областях, как организационная психология, психология труда, инженерная психология, социальная психология, психология общения, психология управления.
Ю. Тукачев предлагает выделить ряд концептуальных идей, важных для обоснования модели психологической службы на предприятии:
– «концепция профессионального становления личности (Э. Ф. Зеер), профессионально обусловленная структура личности и деятельности;
– концепция личностно ориентированного профессионального образования;
– концепция ключевых квалификаций, метапрофессиональных качеств, компетенций и компетентностей;
– концепция акмеологических инвариант профессионализма;
– идея непрерывности образования;
– модель сопряжения образовательных и профессиональных стандартов.
Психологическое обеспечение промышленного производства путем создания психологической службы (на основе разработанной модели) позволит реализовать возможность многомерного движения личности работника в пространстве профессионального труда, создания оптимальных условий для такого движения, формирования конкурентоспособности и развития кадрового потенциала предприятия [http://flogiston.ru/articles/labour/psyslujba//Ю. Тукачев. К вопросу о психологической службе промышленного предприятия].
Феноменология деятельности психологической службы может быть реализована в следующих направлениях:
– личность сотрудника и его отношение к труду;
– структура, функции, динамика развития организации;
– социально-психологический климат;
– причины возникновения и способы разрешения конфликтов;
– процесс внедрения нововведений – подготовка к их введению сотрудников и клиентов;
– адаптация вновь прибывших работников в организационных условиях конкретного предприятия, знакомство с особенностями корпоративной культуры;
– личность руководителя и социально-психологические требования к личности и деятельности руководителей различных рангов;
– подбор, расстановка и аттестация персонала в организациях;
– организация профессионального и социально-психологического обучения работников;
– изучение потребностей, интересов, норм, ценностей, профессионально важных качеств работников организации;
– тип и степень удовлетворенности сотрудниками профессиональной деятельностью;
– способы (методы) стимулирования производительности и мотивации профессиональной деятельности.
Психологи в организациях (на предприятиях) работают преимущественно над вопросами повышения эффективности (производительности) профессиональной деятельности, учета влияния различного рода социально-психологических факторов на эффективность, надежность сотрудника.
Л. Г. Почебут, В. А. Чикер описывают две позиции психолога, работающего в организации.
1. Внешняя позиция – психолог-консультант и исследователь, работающий в качестве приглашенного специалиста, не входящего в штат. Чаще всего реализуются задачи «психологического аудита» – оценка и аттестация персонала, оценка психологического климата, разрешение конфликтных ситуаций, обучение персонала.
2. Внутренняя позиция – практический психолог, работающий в штате организации и выполняющий задачи, традиционно ставящиеся перед психологом в организации, а также задачи, связанные с представлениями руководства о деятельности психолога в данной организации.
Л. Г. Почебут, В. А. Чикер указывают на наличие существенной разницы между этими позициями. Психолог – внешний консультант может занимать нейтральную позицию по отношению к сотрудникам, клиентам, руководству в процессе решения организационных задач, чем обеспечивает беспристрастность, объективность, относительную неподверженность внешнему влиянию. Трудности возникают в том случае, если специалисту-психологу не хватает внешне наблюдаемой информации об организационной ситуации, требуется больше времени на определение факторов, сопутствующих условий организационной ситуации, требующей решения. Такую позицию занимают сотрудники рекрутинговых и консалтинговых компаний.
Психолог – штатный сотрудник, с одной стороны, не испытывает трудностей с информированностью относительно той или иной организационной ситуации и имеет возможность своевременного вмешательства в кризисную ситуацию, с другой стороны, психолог, будучи включенным в ситуацию, испытывает трудности с объективной оценкой ситуации, вынужден учитывать позиции значимых членов коллектива (формальных и неформальных лидеров), возможен переход к позиции «коллективной жилетки», к которой обращаются сотрудники по любому поводу. Внутреннюю позицию занимают психологи, работающие в отделе по персоналу, отделе кадров, отделе обучения и развития.
Л. Г. Почебут, В. А. Чикер указывают, что психолог в организации выполняет несколько функций: исследовательскую, консультационную, просветительскую.
Исследовательская или экспертная функция. В отличие от традиционного исследования изучается не теоретическая проблема, а конкретная ситуация. Требования к проведению такого рода исследований достаточно жесткие: формулировка проблемы, постановка гипотез, обоснование выбора методов и методик, протоколируемая фиксация данных и результатов (обеспечивающая внешнюю проверку), интерпретация полученных результатов и оформление отчета.
Когда психолог выступает в роли эксперта – это работа уже постфактум, по случившейся ситуации (разрешение конфликта, внедрение новых подходов и технологий, изменение стиля руководства), его задача – дать оценку ситуации, ее продуктивности для организации, прогноз развития ситуации.
Значимыми факторами успешной работы эксперта являются:
– кредитность в той области знания, которую он представляет (в нашем случае – организационной психологии) в актуальной социокультурной ситуации;
– кредитность самого эксперта (организация, которую он представляет, ученая степень, звание, должность, опыт работы);
– личные отношения доверия-недоверия между экспертом и заказчиком.
Л. Г. Почебут, В. А. Чикер отмечают, что «ответственность эксперта за качество экспертного заключения является и полной и ограниченной. Это означает, что исследователь отвечает за обоснованность и соответствие своего заключения современному уровню психологических знаний в области организационной (индустриальной) психологии, но он, однако, не несет ответственности за конкретные решения руководства организации или заказчика, принятые на основе экспертного заключения. Основная задача экспертной оценки не склонить заказчика экспертизы к определенным решениям и шагам, а учесть анализ предметной ситуации, проведенный специалистом. Именно поэтому экспертное заключение должно быть понятным и локализованным (указывающим на границы точности и компетентности эксперта)» [Л. Г. Почебут, В. А. Чикер. 2002. С. 6].
Консультационная функция. Психолог консультирует как по так называемым организационным, так и по личным вопросам. К организационным могут быть отнесены:
– прием на работу;
– подготовка к нововведениям в организации (сокращения, увольнения, реорганизация);
– переход на новый должностной уровень;
– коррекция стиля управления;
– условия организации труда;
– условия и направления развития организации.
К личным вопросам, с которыми обращаются к психологу, могут быть отнесены следующие:
– конфликт между сотрудниками;
– конфликты между сотрудниками и руководством;
– трудности во взаимоотношениях, установлении адекватного, рабочего контакта с клиентами;
– трудности внутриличностного и семейного характера.
Просветительская функция связана с наличием интереса сотрудников к познанию психологии. Кроме того, люди, информированные о тех или иных особенностях работы психики, оказываются продуктивными в решении организационных и межличностных задач. Задача психолога – передавать общие знания о закономерностях и особенностях человеческой психики на доступном для неспециалистов языке. Такое просвещение выполняет профилактическую функцию: люди стремятся отрефлексировать происходящее, понять причины и найти адекватное решение.
Задачи организационного психолога могут быть представлены в трех категориях:
1. Работа с персоналом:
– оценка персонала в целях найма, аттестации и перемещения (изучение и фиксация деловых, профессиональных качеств, способностей);
– профессиональная ориентация и консультирование;
– социально-психологическое обучение персонала и повышение квалификации сотрудников;
– ускорение процессов адаптации работников в организации – взаимодействие руководителя с подчиненными;
– введение нового работника в курс дел в организации. Психолог беседует с новичком об истории фирмы, о его роли в выполняемой работе, знакомит с начальством, традициями организации;
– решение вопросов о профессиональном обучении и повышении квалификации работников. Психолог принимает решение о том, кого учить (кто и в какой учебе нуждается), чему учить, как учить, как стимулировать и оценивать результаты учебы и ее влияние на эффективность труда;
– частные психологические консультации персонала и управляющих.
2. Организация труда:
– аттестация должностей, включенных в штатное расписание (описание должностных обязанностей, составление профессиограмм, должностных инструкций);
– изучение условий труда, организации рабочих мест;
– анализ личности работника в системе организации (изучение отношения к труду, удовлетворенности трудом, мотивации и стимулирования труда, безопасности труда);
– улучшение организации труда (уменьшение монотонии, создание эстетической среды в организации).
3. Организационное управление и социальное планирование:
– социально-психологическое обеспечение внедрения нововведений и реорганизации;
– формирование групповых норм, морали, организационной культуры;
– профилактика и разрешение конфликтов;
– контроль за состоянием социально-психологического климата в коллективе, его совершенствование и оздоровление;
– создание «команды»;
– повышение дисциплины труда;
– лояльность по отношению к организации;
– оценка трудового вклада работников. Психолог осуществляет периодическую оценку труда каждого сотрудника и его соответствие получаемой заработной плате. Типичными пунктами оценки являются: а) качество работы; б) количество работы; в) физическая и морально-психологическая надежность сотрудника; г) степень заслуженного доверия; д) склонность к сотрудничеству с администрацией;
– разработка средств поддержания дисциплины и эффективных приемов поощрения и наказания сотрудников;
– участие в разборе жалоб, посредничество в переговорах рабочихипрофсоюзовс администрацией, социально-психологическое обеспечение переговорного процесса в ситуации конфликта;
– участие в организации системы коммуникаций в организации (выбор и сравнительная оценка различных средств коммуникаций, анализ содержания и доходчивости информации);
– организация предпринимательской пропаганды и рекламы, изучение рыночного спроса (маркетинг) [Л. Г. Почебут, В. А. Чикер, 2002. С. 8].
Вопрос 2. Семья, безусловно, — важнейшая сфера человеческих отношений, однако ее роль в становлении и развитии отдельной личности, эмоциональных состояний и качеств человека была осознана многими учеными и практиками только во второй половине XX века. С тех пор значительно возросло количество исследований и публикаций по этой теме.
Семью исследуют различные научные дисциплины: социология, демография, этика, юриспруденция, педагогика, психология, медицина. В последние десятилетия во многих странах расширяется сеть организаций, оказывающих помощь семье. Создаются психологические, педагогические, юридические, медицинские консультации, службы знакомств.
Семья как объект психологической работы привлекает большое внимание исследователей и практических работников. Научно-практический подход к психологическому изучению семьи концентрируется обычно на следующей проблематике:
- психология сексуальности, симпатия и эмоциональное притяжение, любовь;
- функции семьи;
- этапы развития семьи;
- функционально-ролевая структура семейных отношений;
- психология супружеских отношений;
- психология детско-родительских отношений;
- виды консультирования семьи;
- концептуальные модели психотерапевтической работы с семьей (Дружинин, 2000; Эйдемиллер, Юстицкис, 1999; Навайтис, 1999; Шнейдер, 2000; Семейная психотерапия, 2000; Браун, Кристенсен, 2002; Психология семейных отношений, 2002).
Психологи обращают внимание, прежде всего, на межличностные отношения в семье, на ее психологические функции. Хотя понятие «нормальная семья» весьма условно (Дружинин,2000, с. 11 — 12), и в разных культурах существует разное представление о нормальной семье, тем не менее ученые и практики явно или неявно к изучению семьи подходят с точки зрения нормы. Нормальная семья — это семья, создающая условия для эмоционального благополучия ее членов, для функционирования и развития каждой личности, для воспитания детей.
Именно с этих позиций в научных исследованиях семьи изучаются структуры, функции, механизмы, факторы оптимального функционирования супружеских и детско-родительских отношений.
С точки зрения социальной психологии, объектом изучения в семье являются:
— личность (супруга, родителя, ребенка) в контексте семейных (супружеских и детско-родительских) отношений;
— процессы межличностного взаимодействия (супругов, детей и родителей) в семье;
— семья как малая группа и отношения в ней.
Практические психологические проблемы работы с семьей ориентированы на следующие аспекты:
— диагностика личности и типов семейных отношений;
— консультирование;
— психотерапия семьи.
Основой половых и семейных отношений являются различия, которые формируются у людей в индивидуальном развитии. «Пол» и «половые» свойства обозначают явление, связанное с различением мужчины и женщины, мальчика и девочки. Эти различия биологически и социально обусловленны. Биологический пол — это совокупность генетически предопределенных контрастирующих анатомических и физиологических признаков особей одного вида. Социальный пол — это комплекс соматических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обеспечивающий индивиду личный, социальный и правовой статус мужчины или женщины (Шнейдер, 2000, с. 400). В научной литературе часто различают понятия «пол» и «гендер». Термином «тендер» обозначают пол как социальное явление и понятие, характеризующее совокупность личностных и социальных свойств, отличающих мужчину и женщину. Половые различия людей генетически предопределены. Тендерные различия формируются в онтогенезе в результате социализации, на основе усвоения половых ролей мужчины и женщины и формирования у детей половой идентичности. Половая (тендерная) идентичность и становится основой формирования межличностных отношений между мальчиками и девочками, юношами и девушками, мужчинами и женщинами.
Психология эмоциональных отношений между людьми разного пола, их межличностная и сексуальная симпатия, притяжение, дружба, любовь рассматриваются в психологии обычно или в возрастной и педагогической психологии, или в социальной психологии, или в медицинской психологии, или в связи с психологией семейных отношений. В последнем случае речь идет о подготовке молодежи к семейной жизни или добрачных отношениях мужчины и женщины (Навайтис, 1999; Шнейдер, 2000).
Психология семьи охватывает весь комплекс научных и практических проблем, которые возникают или могут возникать до создания семьи, в процессе ее существования и развития, а также после ее распада. Научно-психологические исследования направлены на изучение психологических закономерностей сексуальных отношений, эмоционального притяжения и любви, механизмов формирования семьи и определенных типов супружеских и детско-родительских отношений, состава семьи, семейных ролей и позиций, причин дисгармонии в семейных отношениях, психологических факторов благополучия в семейной жизни (Дружинин, 2000; Шнейдер, 2000). Весь комплекс социально-психологических проблем семьи обычно сводят к трем основным группам:
1) добрачные;
2) супружеские;
3) взаимоотношения детей и родителей (Психология семейных отношений, 2002; Шнейдер, 2000).
Первым направлением работы практического семейного психолога. является диагностика.Она позволяет получить информацию об отношениях супругов, родителей и детей на разных этапах функционирования семьи, психологических дисгармониях или специфике взаимоотношений в данной семье. В качестве средств диагностики семейных проблем, психологического статуса членов семьи и их взаимодействия используются диагностическая беседа или интервью, тесты, направленные на изучение разных аспектов семейных отношений (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999, с. 279—307; Навайтис, 1999, с. 88—102; Психология семейных отношений, 2002, с. 129—136).
Вторым направлением работы практического семейного психологаявляется психологическое консультирование.Его цель — психологическая помощь членам семьи в решении их проблем. В зависимости от основной проблемы выделяют добрачное и предбрачное консультирование, по поводу дисгармонии супружеских отношений, по поводу сложностей взаимоотношений с детьми, консультирование в ситуации развода (Навайтис, 1999; Немое, 1999, с, 281—293; Психология семейных отношений, 2002). Семейное консультирование по поводу детско-родительских отношений по содержанию сходно с психолого-педагогическим. Основным методом психологического консультирования является беседа как диалог консультанта и клиента. Различают следующие виды консультирования: индивидуальное (с отдельным членом семьи), супружеской пары, семьи, групповое консультирование семей (Навайтис, 1999, с. 125—132). Семейное консультирование может осуществляться по телефону, хотя отношение к нему разных специалистов неоднозначное (там же, с. 102). Организуя психологическую помощь семье, консультанты могут исходить из разных теоретических моделей консультирования, основанных на соответствующих психологических концепциях (Навайтис, 1999, с. 15—87).
Третьим направлением работы семейного психолога является психотерапия.Она осуществляет коррекцию серьезной дисгармонии семейных отношений, ставших источником травматизации личности, обеспечивает лечение членов семьи психологическими сред--ствами (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999). Возникновение семейной терапии как мировоззрения и метода относят к 50-м годам XX столетия и обычно связывают с работами Н. Аккермана. В своей книге «Психодинамика семейной жизни» он указал на необходимость исследования семьи при изучении ряда психических заболеваний, предложил методы семейной диагностики и воздействия на семью в терапевтических целях (цит. по Эйдемиллер, Юстицкис, 1999, с. 14). Семейная психотерапия в своих истоках непосредственно не была нацелена на решение социально-психологических проблем. Она возникла в противовес традиционной индивидуальной терапии членов семьи и стала отраслью медицинской психологии. В настоящее время существуют многочисленные направления семейной психотерапии — психодинамическое, коммуникативное, поведенческое и др. Они различаются психологической трактовкой основных проблем семьи как источника психических и соматических заболеваний и применяемыми методами (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999, с. 14; Браун, Кристенсен, 2001).
В целом под семейной терапией понимается система психологических воздействий на семью с целью оптимизации ее функционирования (Семейная психотерпапия, 2000, с. 14). Семейная психотерапия может быть определена также как «разговоры (переговоры) членов семьи друг с другом, в присутствии и при участии психотерапевта — посредника и переводчика, на том языке, который доступен им» (там же). В этом смысле порой бывает трудно разграничить психологическое консультирование и психотерапию семьи.
Основным объектом семейной психотерапии является семья как источник психической травматизации личности, нарушения в функционировании семьи. В зависимости от основного объекта терапии выделяют три ее вида: — психотерапия супружеских отношений;
- психотерапия детско-родительских отношений;
- психотерапия при психических и соматических заболеваниях
отдельных членов семьи (Семейная психотерапия, 2000).
В то же время часто необходимым оказывается комплексный подход.
Семейная психотерапия проводится в различных условиях: в центрах психического здоровья, школах, психолого-педагогических консультациях, клиниках, агентствах социальной защиты, а также в условиях частной практики (Браун, Кристенсен, 2001, с. 300-321).