Положение рук в качестве барьера
(попытка защитить сердце)
*Руки на груди. В детстве мы часто скрываемся от опасности за каким-либо предметом (шкафом, большим камнем и т.п.). Это тоже барьер, чтобы защититься от опасности, отгородиться от надвигающейся угрозы и нежелательных обстоятельств. Если человек скрестил руки, он нервничает, чувствует угрозу. Это - поза обороны. В такой позе человек меньше усваивает слышимой информации.
*Даже если сидеть, скрестив руки на груди, человеку удобно (привычка), это все равно отражение его состояния. Кроме того, следует знать, что этот человек с плохой реакцией. Мы часто используем этот жест в толпе незнакомых, в очереди, в лифте - там, где чувствуем себя небезопасно. Иногда это поза несогласия (например, когда ругают уважаемого вами человека). Выступающий должен добиться потепления аудитории и расцепления рук, иначе его речь обречена на провал. Надо разомкнуть скрещенные руки собеседника, и он перестанет испытывать к вам недоверие (хотя бы частично). Надо вынудить его вытянуть руки или попросить наклониться вперед, чтобы лучше рассмотреть что-либо. Можно задать вопрос: «А что вы об этом думаете?». Если при скрещивании рук на груди еще и пальцы сжаты в кулаки - это знак враждебности. Перед вами наступательная позиция.
*Если при этом вы видите стиснутые зубы или покрасневшее лицо, ждите нападения. Если при скрещивании рук человек держит их, это означает, что он пытается справиться с негативными ощущениями. Ему следует помочь.
*Скрещенные внизу руки (за руки с самим собой). Жест позволяет человеку восстановить чувство эмоциональной безопасности, как в детстве, когда при любой опасности нас берут за руку родители.
*Если человек держит себя за предплечье (неполный барьер), - это означает неуверенность в себе (в момент речи, получения награды и др).
*Замаскировано скрещенные руки символизируют желание скрыть нервозность; например, когда идешь через зал, где все на тебя смотрят, - поправлять часы, запонку на другой руке, держаться за цветы, сумочку или бокал обеими руками.
ПАЛЬЦЫ
*Напряженно выпрямленный указательный палец направлен в пространство: определять, указывать, привлекать внимание; прямо и косвенно в зависимости от содержания.
*Знак концентрации на внутреннем безотносительно к другим людям; поднимается вертикально до середины лица: всеобщий знак «Внимание!», пробуждение внимательности и напряженности.
*Кончики пальцев нежно ощупывают что-либо - впечатлительность, тонкость чувств, осторожность.
*Кончики указательного и большого пальцев соприкасаются, в то время как остальные, особенно мизинец, оттопырены: высокая степень внимания и концентрации, направленных на тончайшие детали. Типично для гурманов и сибаритов.
*Кончики вытянутых пальцев обеих рук легко касаются друг друга при почти ненапряженных руках: одновременно в работе тонкая чувствительность кончиков всех пальцев, тонко чувствующее переживание впечатлений и представлений и сопереживание.
*Указательный палец, прямой, кладется на край губ: бессознательная помощь чувству вкуса или осязания. Чувство неуверенности, жест несколько беспомощного поиска причин, помощи.
*Легко раскрытые пальцы лежат в области рта (а указательный и большой поглаживают hog): рот надежно закрыт, человек полностью обратился к своему внутреннему миру и прислушивается к нему.
*Глаза при этом широко раскрыты и направлены куда-то вдаль: задумчивость, раздумья в направлении самоотдачи пришедшим мыслям или представлениям, чтобы затем поднять их.
*Глаза сконцентрировано смотрят в одну точку или на человека, особенно при напряженности: теперь уже возникает активная готовность к деятельности на основе критических переживаний.
*Палец засунут в рот: падение на раннюю ступень развития ощущения вкуса; инфантильная наивность, удивление, расцениваемое как опасное, состояние рассеянности, непонимания. Никаких волевых усилий по переработке переживаемого, наивно-пассивное бытие.
*Палец плотно прижат ко рту: для предотвращения всякого проявления, восклицания, удивления, импульс к овладению собой. Часто можно наблюдать у молодых людей или у наивных женщин.
*Палец касается глаз или ушей: опосредствованный знак некоторой неловкости, например, плохое настроение из-за неудачного проявления, известная робость; поиски бегства.
*Потирание большого пальца об указательный или кончики других пальцев символизирует «деньги». Этот жест вульгарен - его можно применять далеко не всегда.
*Сцепленные пальцы рук: символ разочарования и желания человека скрыть свое отрицательное к вам отношение, особенно если кисти подняты вертикально. Этот жест часто сопровождается обманчивой улыбкой.
*Акцентирование больших пальцев. Большие пальцы в хиромантии обозначают силу характера и личности. В невербалике - тоже. Выставление больших пальцев есть символ властности, превосходства, агрессивности. Часто им пользуются хорошо одетые люди. Этот знак очень эффектен, если слова противоположны высокомерию жеста (по моему скромному мнению).
*Большие пальцы, выставленные из карманов, - частая поза женской доминантности, обычно при этом женщина встает на цыпочки.
*Акцентирование больших пальцев часто сопровождается скрещиванием рук на груди (негативный, оборонный сигнал) и покачиванием на каблуках.
*Указание на человека большим пальцем есть насмешка, причем крайне обидная; применяется в основном мужчинами.
РУКОПОЖАТИЕ
*В отличие от японцев, европейцы не используют поклон как ежедневную форму приветствия, хотя и кивок головой является его редуцированной формой. Рукопожатие исполняет во многом ту же самую роль, и некоторые люди вкладывают в него множество значений. Вы сами можете считать, что, протягивая руку незнакомому человеку, вы тем самым демонстрируете дружелюбие, но этот жест может быть воспринят другой стороной как попытка установить доминирование с первой встречи.
*Продавцам, работающим в некоторых фирмах, советуют ждать, пока потенциальный покупатель не протянет руку первым, особенно если встреча произошла не по инициативе покупателя. Точно так же некоторые традиционно мыслящие мужчины испытывают неловкость, когда женщина протягивает руку первой, и расценивают ее поведение как вызывающее. Женщинам полезно иметь это в виду, отправляясь на собеседование для приема на работу, хотя, с другой стороны, претендентка может перейти и в наступление, первой протянув руку для проверки; ведь вряд ли в дальнейшем ей приятно будет работать с коллегами, которые считают такое поведение неприличным.
*В обществе, разумеется, больше, чем на работе, принято, чтобы женщина первая подавала руку мужчине, который может отнестись к этому сравнительно безучастно, а может по-рыцарски поцеловать даме ручку. Не надо только сжимать ей руку до треска в суставах или слишком сильно трясти. То, как вы пожимаете руку, тоже может передавать какие-то невысказанные сообщения.
*Любому не понравится, если ему подают для пожатия безвольную, похожую на дохлую рыбу кисть. Но и сдавливать чужую руку, как в тисках, тоже не следует. Идеальный вариант - уверенное, твердое рукопожатие без необязательных в этом случае показных чувств.
*Кое-кто, может быть, постарается сделать так, чтобы его ладонь при рукопожатии оказалась сверху. Чаще так стараются поступить мужчины. Надо сказать, что это тоже попытка установить доминирование и оказать давление на партнера.
*Некоторые методики в этом случае рекомендуют постараться восстановить исходное нейтральное соотношение сил, например, сделать шаг вперед, как бы вторгаясь в чужое пространство. Однако вряд ли такая реакция имеет смысл. Лучше просто отметить, что ваш партнер сделал попытку взять верх над вами, и в дальнейшем иметь это в виду. Любая методика даст лишь слабую надежду на достижение цели, поскольку настоящего доминирования обычно силой не добиться.
*Когда вы при рукопожатии кладете еще и левую руку поверх правой руки вашего партнера, это может быть выражением теплого и дружеского отношения к нему, однако незнакомому человеку такое выражение чувств покажется чрезмерным. По всей видимости, такого же впечатления вы добьетесь, если свободной рукой во время рукопожатия будете придерживать партнера за локоть или запястье -тем самым вы вторгнетесь его пространство. В случае, если вы не очень хорошо знакомы, он может на вас обидеться. Женщина, выражающая искренние чувства другой женщине, особенно во время тяжелого состояния, не пожимает рук. Она мягко берет ее руки в свои и с соответствующим выражением лица выражает свою симпатию.
ГЛАЗА
«Нет, у него не лживый взгляд. Его глаза не лгут. Они правдиво говорят,Что их владелец - плут.»
Р. Берне
*Глаза являются самыми мощными знаками body language, во-первых, потому, что они занимают центральное положение в человеческом организме, и, во-вторых, потому, что через зрительный анализатор проходит 87% всей информации, получаемой человеком (9% процентов проходит через слуховой анализатор, а на оставшиеся 4% приходится информация, поступаемая в мозг через все прочие органы чувств). Зрачки ведут себя полностью независимо, расширяясь от положительных эмоций и сужаясь при отрицательных. Бели человек возбужден, его зрачки расширяются в четыре раза, если сердит - сокращаются (в таких случаях говорят: глаза-бусинки или змеиные глаза). Зрачки влюбленных при встрече расширяются (что обычно точно интерпретируется). У детей зрачки физиологически больше, чем у взрослых, и, кроме того, они еще расширены, так как дети хотят завоевать внимание взрослых.
*Поскольку зрачки расширяются от возбуждения, картежникам, в частности, следует играть в темных очках. Если в покере выпало четыре туза, зрачки обязательно расширяются, и человек себя разоблачает. Аналогичный совет можно дать всем людям, находящимся в состоянии нервного возбуждения, которое они хотят скрыть. Чтобы понять состояние человека, ему всегда следует смотреть в зрачок.
Общаясь с человеком, попробуйте ответить на три вопроса:
1. Как он на вас смотрит?
2. Долго ли смотрит?
3. Как долго он может выдержать ваш взгляд?
*Если человек нечестен с вами, скрывает что-то, его глаза встречаются с вашими менее чем в течение одной трети части времени общения. Если же его глаза встречаются с вашими больше, чем две трети времени общения, то расшифровать это можно двумя способами: а) вы для человека очень привлекательны (тогда зрачки будут расширены); б) этот человек враждебен по отношению к вам, он бросает вам вызов (зрачки у него при этом сужены).
*Если вы хотите вызвать в человеке доверие, любовь, все время смотрите ему в глаза (не менее 70% времени общения) - и вы, скорее всего, добьетесь успеха. Скованный, скромный человек с опущенными глазами редко пользуется доверием. Поэтому, в частности, на деловые переговоры нельзя надевать темные очки, так как партнеру покажется, что вы его рассматриваете в упор. Следует знать, что существуют национальные особенности продолжительности взгляда, например, европейцы обычно долго смотрят в глаза, а японцы - на шею.
*Взгляд можно и нужно тренировать и верно выбирать. В зависимости от обстоятельств могут быть выделены три зоны взгляда:
1. Деловой взгляд направлен на треугольник на лбу партнера по переговорам.
2. Социальный взгляд направлен на треугольник, образованный глазами и ртом речевого коммуниканта.
3. Интимный взгляд направлен на треугольник, образованный глазами и солнечным сплетением речевого коммуниканта.
*В интимном взгляде мужчины обычно бывают откровеннее, чем женщины, но если при этом мужчина прикрыл веки, это означает конец его интереса к женщине.
*Если же прикрытые веки сопровождаются откинутой головой и долгим взглядом, насторожитесь: это сигнал того, что вы вызвали отрицательную реакцию.
СТЕПЕНЬ ОТКРЫТОСТИ ГЛАЗ
*Слишком широко открытые (вытаращенные) глаза: также ненормально открытые глаза всегда свидетельствуют об усилении оптической привязанности к окружающему миру.
*Часто одновременно широко раскрыты глаза, рот и нос (раздутые ноздри). Это происходит всегда, когда мы бессознательно хотим получить максимум стимуляции, чтобы не ускользнуло даже самое мельчайшее:
*при удивлении, неожиданности, озадаченности, удивленном восхищении (например, у детей при виде новогодней елки или при неожиданной встрече с другом на улице);
*при возникшей вдруг наивысшей радости (например, при решающем голе в напряженном футбольном матче);
*при испуге, ужасе (например, у зрителей при прыжках канатоходца); при шоке такая мимическая картина захватывает на некоторое время;
*огромное любопытство, напряженное ожидание, жажда, в уменьшенной форме проявляется при надежде или сильном стремлении («глазеть», «смотреть, открыв рот», «пожирать глазами»);
*тотальная беспомощность, неспособность понять, полная наивность (например, при ответе простодушного человека «Да?», «Как?» в смысле «Что это такое?»);
*пришедшее вдруг понимание («Ага-переживание»), «где зарыта собака»;
*подстерегающий взгляд: при сильном порицании или упреках: «прими во внимание». При этом - серьезное, напряженное лицо;
*глаза, ждущие ответа: при интенсивном ожидании после поставленного вопроса: «Скажите же наконец, я жду!».
*Особенности наличной ситуации и прочие мимические явления скажут нам о том, какое толкование подходит в данном случае, например, оцепенение или блеск глаз, поднимание или опускание уголков рта, выставление рук в защитную позицию, общее напряжение или расслабление энергии и т.п.
*Полностью открытые глаза показывают выраженную открытость бытия, то есть высокую восприимчивость чувств и рассудка, постоянное безоговорочное восприятие мира (не центрирование -взгляд вдаль), общую живость.
В частности:
*оживленную душевную работу с представлениями, продуктивность, прежде всего при интуитивном складе (образы приходят сами собой), например, широко открытые глаза Гете;
*представления в смысле фантазий: мечтательность (часто наблюдаемая у детей), сон с открытыми глазами (типичный случай - образы, возникающие при высокой температуре);
*открытость в случае доверия, проявления наивности; типично для детей (еще нет рефлексии партнера);
*опытные мошенники сознательно «работают» с невинно открытыми, излучающими доверие глазами, поэтому - осторожнее при «гладких» проявлениях и действиях!
*бесцеремонное разглядывание другого частично также относится сюда: нахал навязчиво ловит взгляд другого, избегая всего, что может отвлечь.
*Прикрытые, «занавешенные» глаза: верхнее веко более или менее расслабленно свисает вниз и закрывает верхнюю часть глаза. Окружающее касается человека лишь одной своей частью, другими же - нет.
*Душевная и намеренная инертность, тупость, равнодушие, слабость побуждений, покорность (тогда: малая напряженность, приоткрытый рот, склоненная голова и т. д.).
*Типичный «взгляд, как в спальне»: отсутствие интереса к остальному миру, полная отдача близости сексуального партнера. Особенно при склоненной набок голове и прочих признаках душевной самоотдачи.
*Надутость, превосходство, высокомерие, чванство: не стоит даже трудиться, чтобы посмотреть как следует на собеседника или на мир вообще (тогда: взгляд сверху, оттянутые назад уголки рта, горизонтальные складки на лбу, улыбка или смех одной стороной рта, почти совсем закрытые, лицо отвернуто в сторону). Сильное утомление вплоть до истощения.
Явная скука.
*Суженный или прищуренный взгляд. Так делают близорукие, ищущие свои снятые очки. При этом зрительные оси пересекаются в точке, на которую направлен взгляд. Осторожно: дальнейшее толкование не годится при сильной близорукости!
Возможные значения:
*Непосредственно: отчетливо сконцентрированное на одной точке пристальное наблюдение. Тот, кто так смотрит, имеет сильное намерение, которому он активно следует. Вместе со взглядом сбоку: коварство, хитрость.
*Опосредованно: высокая степень духовной концентрации на чем-то совершенно определенном, часто наблюдается при «Ага-переживании»: «Ах вот как!», со взглядом в одну воображаемую точку в бесконечности. Критическая переработка какой-либо мысли с определенной точки зрения: и потом целенаправленная решимость с высокой духовной концентрацией и дисциплиной или ее переход в духовную суженность, самоограниченность, чрезмерную критику, черствость и возникающие на этой основе недоброжелательность и отрицание.
*Суженный взгляд всегда участвует в так называемом пронизывающем взгляде с его узким, холодным впечатлением.
Пример: кого-то спрашивают о его прошлом переживании, которое он должен вспомнить совершенно точно. Если он всерьез старается это сделать, он тут же устремляет суженный взгляд в бесконечность, наклонив голову (отдача переживаниям прошлой ситуации).
*Закрытые глаза (без особого напряжения): закрыться от внешних воздействий, сосредоточиться на самом себе. Днем обычно бывает редко, лишь на несколько мгновений:
*в основном - изоляция Я с целью тщательного обдумывания;
*рассматривание с наслаждением чувственных образов или мыслей (на концерте, на докладе, в глубоком разговоре, в сауне и т.д.);
*незаметное выражение согласия или понимания, иногда соединенное с лишь чуть обозначенным кивком головой.
Прищуривание только одного глаза, подмигивание:
*«С тобой все ясно, я вижу тебя насквозь!». Затем твердый, часто боковой взгляд на другого.
*Достижение тайного согласия с кем-то другим.
*Знак кокетства между полами, при этом склоненная набок голова и соответствующая улыбка.
*В жизни часто наблюдается у хитрецов, у важничающих, у навязчивых, у дельцов черного рынка и т.д.
НАПРАВЛЕНИЕ ВЗГЛЯДА
*Прямой взгляд с лицом, полностью обращенным к партнеру: полный, неделимый интерес к другому и к делу; человеческое признание другого, внимание к нему;
*ненарушенное естественное доверие, открытость, готовность к прямому взаимодействию без запасных вариантов («прямой характер», «мой человек»).
*Преимущественно ближайший или дальний «припал» глаз («смотрящий далеко вперед» или «близко перед собой», «недалекий» человек) во взаимосвязи с направлением взгляда во многих ситуациях разговора имеет очень большое значение. По нему должно создаваться надежное общее впечатление.
*Взгляд направлен в неопределенную даль: мысли и интересы сконцентрированы на далеком (на непосредственно-конкретном) содержании. Скорее, спекулятивно-абстрактное мышление. Задумчивость, раздумья.
*Взгляд направлен в бесконечность «сквозь» глаза партнера: своеобразная смесь ослепления и раздражения. Наиболее сильно выводит другого из равновесия, некорректно и небезопасно - вследствие возможной агрессивной реакции. Вызывающее незамечание партнера, сквозь которого смотрят, как сквозь воздух: подчеркнутое неуважение.
*Сведение глаз (центрированный взгляд): направленность на конкретную ситуацию или реальность из непосредственного окружения. Скорее, конкретное мышление, практическая установка, хорошая наблюдательность.
*Взгляд, направленный мимо партнера на какую-либо фиксированную точку в пространстве: впечатление от разговора с самим собой, нехватка связей с окружающими людьми, направленность на себя.
*Взгляд сбоку, углами глаз, делает возможным контакт глаз с партнером, в то время как лицо более или менее отвернуто от него.
*Отсутствие полной отдачи, незаметное тайное наблюдение активного рода, резервы, дистанция, скепсис, недоверие. Все это обостряется при беззаботном выражении лица и/или неподвижности его черт и тела, соответственно:
*при широко раскрытых глазах: тайный, скрываемый страх; '
*при нормально открытых глазах: критически оценивающий, сохраняющий резервы, тайное любопытство, скрываемая готовность к действиям;
*при суженном взгляде: недоверие, чувство угрожаемости, полностью настороже, «камень за пазухой», недовольство («злой взгляд»), нехорошие эгоцентрические намерения, особенно при сильном напряжении;
*при поднятой с одной стороны брови и горизонтальных складках: сохранение резервов и своеволие, резкое отклонение авторитетов из-за неуверенности, порождающее враждебность, или из-за непомерного самомнения с отрицающим все пренебрежением;
*взгляд искоса через плечо: демонстративное пренебрежение, презрение, презрительность.
*Предостережение от неправильных суждений: взгляд сбоку может быть также следствием некоторых ревматических заболеваний мышц шеи или же тугоухости, при которой ухо держится ближе к говорящему. Тогда, конечно, то, что говорилось выше, не годится!
Взгляд снизу (при склоненной голове):
*при малой напряженности, согнутой спине: подчиненность, покорство, услужливость;
*при более сильном напряжении и легких вертикальных складках на лбу: расчетливая осторожная самоотдача после скрытого наблюдения, сознательно принятая поза по отношению к внешнему!
*при сильном напряжении разного рода: от упрямой сдержанности враждебного, а также превосходящего типа до агрессивной готовности к борьбе и действиям, особенно при напряженно нагнутой голове и напряженном рте.
*Взгляд сверху вниз (при откинутой голове): увеличение дистанции из-за критического отношения, чувство превосходства, самоподчеркивание из-за превосходства, истинная гордость, высокомерие, презрение, поиски господства.
«Небесный взгляд» - при нормальной посадке головы глазные яблоки повернуты вверх:
*при расслабленности (в лице) и соответствующих условиях: глубокие религиозные размышления, восхищение, очарованность, отдача этическим, высоким мыслям;
*при напряженности (в лице) - особенно если заметно, что это позирование: попытка изобразить религиозные размышления при приверженности высоким этическим идеалам, создать такую видимость и использовать ее для достижения эгоистических целей. Часто наблюдается у функционеров всех религиозных организаций, редко в хозяйственной деятельности; в политике чаще и когда лишь чуть обозначается, но имеет тогда большое значение!
*Уклоняющийся взгляд всегда уходит, убегает из-за чувства слабости: неуверенность из-за боязливости, слишком большой скромности или робости, какого-либо чувства вины. Типично при знакомствах, когда твердый взгляд одного никак не может поймать глаза другого. Или же - опускание глаз во время разговора, чтобы сделать невозможным контакт глаз.
ДВИЖЕНИЯ ВЗГЛЯДА
Твердый фиксированный взгляд:
*на какой-то объект в окружении - однозначная устремленность к цели («смотреть фактам в лицо»);
*на человека: уверенность в себе, хорошее самосознание, сознание своих сил и возможностей, обычно неосознанно-критическое рассмотрение других.
*Попеременный контакт глаза в глаза, который сохраняется обоими: попеременное подтверждение внимания, оба стоят на одинаковой ступени взаимного уважения, поскольку его основой всегда являются абсолютное доверие к другому, полная открытость и свободное выражение всех негативных или рискованных мест или просто чистое знание, которое не нуждается в скрытности. В наивной форме это можно хорошо почувствовать в совершенно открытом взгляде детей, а также в любовных отношениях, когда двое погружают свои взоры друг в друга.
*Фиксированный (слишком твердый), прямой и одновременно суженный взгляд: критическое испытание, основанное на дистанцировании и недоверии, проницательность, бесцеремонность, скрытность, тайные намерения, в том числе и зловредной природы» агрессивность вплоть до садизма: «холодный», «пронизывающий» многих прокуроров и криминалистов в известных случаях, или например, бесцеремонные и навязчиво ведущие себя мужчины по отношению к практически беззащитной женщине.
*Подчеркнуто прямой, твердый и сознательно-открытый взгляд, изощренно-уверенный, взгляд человека, «прошедшего огонь и воду»: демонстративно показываемая открытость - здесь лишь средство достижения недобрых целей.
*Глаза направлены твердо на партнера, голова и верхняя часть тела откинуты назад: защита при готовности к нападению, особенно при напряженности в посадке головы и мимике.
*Оценивающе-блуждающий прямой взгляд (то есть при полной обращенности лица к партнеру) сверху вниз, или снизу вверх, или во все стороны: при восхищении красивыми вещами, произведениями искусства или видами, а также красивыми женщинами. При этом соответствующее выражение наслаждающегося восхищения в области рта (характерная улыбка) и глаз. При внимательно-критическом рассматривании предмета, например, при принятии решения о покупке. Тогда - трезво-холодное выражение лица. Агрессивно-оскорбляющий пренебрежительный взгляд на человека сверху вниз, усиленный издаваемым звуком типа «пф»: «смерить кого-нибудь взглядом».
*Неопределенный взгляд: недостаток ясности в целях, недостаток твердости, постоянства. Типичен диффузный взгляд пьяного у некоторых психических больных: безостановочное движение глаз, непрерывно протекающее до бесконечности.
Спокойный вялый взгляд:
*Спокойный взгляд: спокойно-уравновешенно отдаваться поступающим впечатлениям, соответствующая душевная установка.
*Вялый взгляд: реагируемость на (оптические) раздражители более-менее заторможена: оцепенение. Типично при помутнении сознания у бодрствующих.
*Живой беспокойный взгляд:
*Живой взгляд:
«+»: сильная, часто заметная как любопытство заинтересованность, вплоть до двигательной активности; при оживленно движущейся голове;
«-»: особенно оживленное скрытое наблюдение; при спокойно держащейся голове, то есть оживленный взгляд из уголков глаз. Часто можно видеть у многих женщин, входящих в незнакомую квартиру, чтобы ее тут же оценить.
*Беспокойный взгляд: повышенная возбудимость на впечатления, отвлекаемость, плоские переживания, отсутствие ведущей волевой определенности, непостоянство, граничащее с болезнью.
*Слишком быстрые, торопливые движения глаз, постоянно меняющих свое выражение: уже болезненная чувствительность и возбудимость, все идет кувырком, теряет голову; в основе неопределенное чувство угрозы.
*Особая форма: характерное вращение глаз, часто после контрольного взгляда, чтобы убедиться, что сигнал воспримут: посылаемое сообщение, что ситуация невыносимо скучна.
***
Если только вы не являетесь профессиональным актером (или секретным агентом), ваше лицо отражает, подобно зеркалу, ваши реальные мысли и чувства, и так это и должно быть. Отдавая себе отчет в том, что иногда приходится скрывать некоторые из них от окружающих, помните, что суть вовсе не в том, чтобы целиком и полностью себя контролировать. Ведь даже если бы вам это и удалось, к вам скорее всего стали бы относиться как к человеку фальшивому и неестественному, что не добавило бы добросердечности в ваши отношения с окружающими.
И все же существуют некоторые рекомендации, которые на всякий случай стоит сохранить в памяти.
Для нее:
• Если хотите утвердить свой авторитет, помните, что «доминирующим» партнером в любом разговоре является тот, кто меньше смотрит в глаза другому.
• Пользуйтесь своими способностями понимать выражение лица другого человека (особенное внимание надо обращать на зрачки глаз), чтобы контролировать степень интимности в разговоре: если быстро отведете глаза, это сразу же охладит нежелательный мужской интерес.
• Помните о том, что большинство мужчин менее искусны, чем большинство женщин, в приеме и передаче невербальных сигналов: вы не можете надеяться на то, что мужчина так же хорошо «прочтет» ваш взгляд, как вы - его. Для того чтобы он все понял, это должно быть написано на вас большими буквами.
Для него:
• Возможно, вам нужно более усердно, чем женщине, работать над тем, чтобы понять тончайшие оттенки чувств, скрытые за выражениями лиц окружающих. Мужчины не могут развить в себе так легко,
*как женщины, навыки понимания и общения, однако все усилия, которые вы на это потратите, будут скоро вознаграждены.
• Вы построите более близкие и теплые отношения с женщиной, если усвоите более «поддерживающую» разновидность «языка глаз»: когда беседуете с женщиной, смотрите ей в глаза чаще и дольше, чем вы это делаете в разговорах с мужчинами, и пусть в вашем взгляде читается больше интереса, чем вожделения!
• Умение читать выражения женских лиц поможет вам определить, удалось ли вам заинтересовать женщину. Тогда в случае необходимости вы сможете отступить и избежать смущения, вызванного отказом, не говоря уже об обвинениях в сексуальных домогательствах. По тем же признакам вы сможете уловить искренний «призывный» сигнал женщины, которой вы нравитесь, какой вам, вероятно, досадно было бы упустить.
РОТ Степень открытости
*Открытый рот {нижняя челюсть свисает вниз, «отпавшая челюсть»): недостаток готовности к волевым усилиям любого рода, недостаток активности, пассивная основная установка. Одновременно почти всегда отсутствие напряжения и прочие знаки пассивности.
*Предостережение от ошибочных суждений: не действует при затрудненности дыхания через нос (например, полипы) или при напряженном прислушивании к слабому запаху!
*Обратите внимание: раскрытие глаз и рта.
*Нормально закрытый рот (расслабленные губы, нормальный контур губ) - никаких особых значений.
*Подчеркнуто закрытый рот (отчетливо воспринимаемое напряжение в губах, активная энергия, никаких свидетельств о скором открывании): решительность, твердость, никакой склонности к дальнейшему обсуждению или переговорам, воля сконцентрирована на активной деятельности.
*Сжатый рот (закрытый с напряжением, губы втянуты внутрь, полоска рта узкая, бледная, холодная):
*настойчивый отказ от всякого проявления;
*определенность воли, решимость, упорство, жесткость до ожесточения, окостенелость, также холодность чувств и аскеза, отказ как от боли, так и от радости;
*подчеркнутая привязанность к себе, сдержанность вплоть до избегания контактов, часто у чувствительных людей и у нелюдимов, склонность к ложному идеализму, к презрению к миру и к людям;
*своеволие, тенденции быть в оппозиции, упрямство, закоснелость, досада.
*Сжатый рот, естественно, сопутствует с другими связанными по смыслу чертами, как, например, взгляд сбоку, взгляд снизу, суженный взгляд, усмешка половиной рта, опущенные уголки губ. Твердое сжимание рта, верхней и нижней губы, нужно твердо и точно отличать от следующих явлений.
Смех и улыбка
*Смех - это особенно предательская вещь. «По смеху узнают глупца». Есть радостный, веселый, окрыленный, беззаботный, звонкий, предупредительный смех, точно так же, как и грохочущий, блеющий, горький или сладкий, грязный (сальный), ядовитый, ненавидящий, издевательский, насмехающийся, злорадный, степенный, уютный, смущенный, скрытый, деланный, жеманный, искусственный, вымученный и т.д., смех или улыбка.
*При улыбке губы плотно прилегают к зубному ряду, и их уголки немного поднимаются назад: уже сосунок инстинктивно понимает это как знак подтверждения, доброжелательства и веселого настроения.
*Открытый смех: собственно смех с широко раскрытым ртом. Полные люди, веселые по натуре, смеются всем телом, женщины -особенно ритмично:
*при более сильной степени напряжения заметна глубоко врезающаяся длинная носогубная складка: в основе - решительность, активность;
*при расслабленном смехе: скорее неопределенность, пассивность.
*Смех на -а (ха-ха): совершенно открытый, идущий из сердца смех, облегчающий, полный согласия с окружающим миром, назамутненной радости, неусложненный, беззаботный, наивно-веселый нрав.
*Смех на -э (хе-хе): не слишком симпатичный, имеющий что-то блеющее, вызывающее, дерзкое, завистливое, чем более открыта гласная - тем больше злорадства, хамства, презрения. Здесь всегда сохраняется известная дистанция.
*Смех на -и (хи-хи): хихиканье, уходящее в глубь себя, это не облегчающий смех изнутри наружу: одновременно скрытный, хитрый, смесь иронии и злорадства, с собственным подтекстом, умыслом (типичен для молодых девушек).
*Смех на -о (хо-хо): звучит хвастливо-угрожающе, с некоторым сомнением, критическим удивлением, протестом, в основе - издевательский и протестующий.
*Смех на -у (ху-ху): собственно говоря, это уже не настоящий смех: скрытый страх, боязливость, например, у людей с предрассудками, боящихся привидений.
*Расслабленная улыбка: чем меньше напряженная, чем расслабленнее, тем привлекательнее: первоначально пережитая радость безо всяких отвлекающих помех; безоговорочное признание какой-либо ценности, находящейся вне собственной личности.
*Усмешка: закрытые и несколько напряженные губы, то есть некоторое вмешательство воли - некоторая сдержанность, нет безоговорочной отдачи. Повышенное внимание, собственное мнение о переживаемом, но без негативной установки. Часто с лукавством: радость доставляется скрытым наблюдением, которым тихо наслаждаются, оставаясь «в себе».
*Смущенная улыбка: нет гладкого, круглого, органического протекания движений, естественного проявления; она совершенно опосредована, внезапно появляется, но точно так же исчезает, граничит с гримасой: отсутствует истинное содержание чувств, сердце в этом не участвует, более или менее исполняется долг; робость, затруднительное положение. Например, хорошо видна у многих людей при выражении соболезнований.
*Искаженный, отрицающий смех или улыбка: при подтверждающем характере смеха в опущенных уголках рта скрывается отрицание, обесценивание: ирония, чувство «я-то лучше знаю», злорадство, отречение, надутость.
*Сладкая улыбка: мимические проявления как при реакции на сладкое, но губы несколько раздвинуты: в большей степени ведома своей чувственностью/чувствительностью. Типична для ханжей и сентиментальных, а также закоренелых льстецов, которые отвечают ей на воздействие со стороны того, кому они льстят.
*Язвительная ухмылка: улыбка больше похожа на гримасу, некоторое родство с реакцией на кислое; значительное напряжение выдает лежащие в основе ее собственные намерения - типична для нахалов, наглецов и хамов. Ее предварительный этап - лицемерно-деланная, неискренняя улыбка.
*Кривая, лишь с одной стороны лица улыбка и смех: с одной стороны - улыбка, с другой - опущенный уголок рта, то есть внутреннее противоречие. Значима и в том случае, если лишь легко обозначена. Нет безусловной решительности или активной энергичности, но сдержанность и стремление к отрицанию и обесцениванию, которые осознанно скрываются за деланной веселостью. Исходя из ситуации в целом, осознанная критичность, издевка, сарказм, пренебрежительное превосходство, даже ненавидящее отрицание. Крайность; застывшая, отдаленная от эмоциональной жизни гримаса, в любом случае - отсутствие округло-переливающегося движения. Односторонне-кривую улыбку можно увидеть, когда начальство рассказывает анекдот, над которым подчиненные по должности должны смеяться.