Положение рук в качестве барьера

(попытка защитить сердце)

*Руки на груди. В детстве мы часто скрываемся от опасности за каким-либо предметом (шкафом, большим камнем и т.п.). Это тоже барьер, чтобы защититься от опасности, отгородиться от надвига­ющейся угрозы и нежелательных обстоятельств. Если человек скре­стил руки, он нервничает, чувствует угрозу. Это - поза обороны. В такой позе человек меньше усваивает слышимой информации.

*Даже если сидеть, скрестив руки на груди, человеку удобно (при­вычка), это все равно отражение его состояния. Кроме того, следу­ет знать, что этот человек с плохой реакцией. Мы часто используем этот жест в толпе незнакомых, в очереди, в лифте - там, где чув­ствуем себя небезопасно. Иногда это поза несогласия (например, когда ругают уважаемого вами человека). Выступающий должен добиться потепления аудитории и расцепления рук, иначе его речь обречена на провал. Надо разомкнуть скрещенные руки собеседни­ка, и он перестанет испытывать к вам недоверие (хотя бы частич­но). Надо вынудить его вытянуть руки или попросить наклониться вперед, чтобы лучше рассмотреть что-либо. Можно задать вопрос: «А что вы об этом думаете?». Если при скрещивании рук на груди еще и пальцы сжаты в кулаки - это знак враждебности. Перед вами наступательная позиция.

*Если при этом вы видите стиснутые зубы или покрасневшее лицо, ждите нападения. Если при скрещивании рук человек держит их, это означает, что он пытается справиться с негативными ощущениями. Ему следует помочь.

*Скрещенные внизу руки (за руки с самим собой). Жест позволяет человеку восстановить чувство эмоциональной безопасности, как в детстве, когда при любой опасности нас берут за руку родители.

*Если человек держит себя за предплечье (неполный барьер), - это означает неуверенность в себе (в момент речи, получения награды и др).

*Замаскировано скрещенные руки символизируют желание скрыть нервозность; например, когда идешь через зал, где все на тебя смот­рят, - поправлять часы, запонку на другой руке, держаться за цве­ты, сумочку или бокал обеими руками.

ПАЛЬЦЫ

*Напряженно выпрямленный указательный палец направлен в про­странство: определять, указывать, привлекать внимание; прямо и косвенно в зависимости от содержания.

*Знак концентрации на внутреннем безотносительно к другим людям; поднимается вертикально до середины лица: всеобщий знак «Внимание!», пробуждение внимательности и напряженности.

*Кончики пальцев нежно ощупывают что-либо - впечатлитель­ность, тонкость чувств, осторожность.

*Кончики указательного и большого пальцев соприкасаются, в то время как остальные, особенно мизинец, оттопырены: высокая сте­пень внимания и концентрации, направленных на тончайшие дета­ли. Типично для гурманов и сибаритов.

*Кончики вытянутых пальцев обеих рук легко касаются друг дру­га при почти ненапряженных руках: одновременно в работе тонкая чувствительность кончиков всех пальцев, тонко чувствующее пе­реживание впечатлений и представлений и сопереживание.

*Указательный палец, прямой, кладется на край губ: бессознатель­ная помощь чувству вкуса или осязания. Чувство неуверенности, жест несколько беспомощного поиска причин, помощи.

*Легко раскрытые пальцы лежат в области рта (а указательный и большой поглаживают hog): рот надежно закрыт, человек полнос­тью обратился к своему внутреннему миру и прислушивается к нему.

*Глаза при этом широко раскрыты и направлены куда-то вдаль: задумчивость, раздумья в направлении самоотдачи пришедшим мыслям или представлениям, чтобы затем поднять их.

*Глаза сконцентрировано смотрят в одну точку или на человека, особенно при напряженности: теперь уже возникает активная готов­ность к деятельности на основе критических переживаний.

*Палец засунут в рот: падение на раннюю ступень развития ощу­щения вкуса; инфантильная наивность, удивление, расцениваемое как опасное, состояние рассеянности, непонимания. Никаких воле­вых усилий по переработке переживаемого, наивно-пассивное бы­тие.

*Палец плотно прижат ко рту: для предотвращения всякого про­явления, восклицания, удивления, импульс к овладению собой. Час­то можно наблюдать у молодых людей или у наивных женщин.

*Палец касается глаз или ушей: опосредствованный знак некото­рой неловкости, например, плохое настроение из-за неудачного про­явления, известная робость; поиски бегства.

*Потирание большого пальца об указательный или кончики дру­гих пальцев символизирует «деньги». Этот жест вульгарен - его можно применять далеко не всегда.

*Сцепленные пальцы рук: символ разочарования и желания чело­века скрыть свое отрицательное к вам отношение, особенно если кисти подняты вертикально. Этот жест часто сопровождается об­манчивой улыбкой.

*Акцентирование больших пальцев. Большие пальцы в хироман­тии обозначают силу характера и личности. В невербалике - тоже. Выставление больших пальцев есть символ властности, превосход­ства, агрессивности. Часто им пользуются хорошо одетые люди. Этот знак очень эффектен, если слова противоположны высокоме­рию жеста (по моему скромному мнению).

*Большие пальцы, выставленные из карманов, - частая поза жен­ской доминантности, обычно при этом женщина встает на цыпочки.

*Акцентирование больших пальцев часто сопровождается скре­щиванием рук на груди (негативный, оборонный сигнал) и покачи­ванием на каблуках.

*Указание на человека большим пальцем есть насмешка, причем крайне обидная; применяется в основном мужчинами.

РУКОПОЖАТИЕ

*В отличие от японцев, европейцы не используют поклон как ежед­невную форму приветствия, хотя и кивок головой является его ре­дуцированной формой. Рукопожатие исполняет во многом ту же самую роль, и некоторые люди вкладывают в него множество зна­чений. Вы сами можете считать, что, протягивая руку незнакомому человеку, вы тем самым демонстрируете дружелюбие, но этот жест может быть воспринят другой стороной как попытка установить доминирование с первой встречи.

*Продавцам, работающим в некоторых фирмах, советуют ждать, пока потенциальный покупатель не протянет руку первым, особен­но если встреча произошла не по инициативе покупателя. Точно так же некоторые традиционно мыслящие мужчины испытывают нелов­кость, когда женщина протягивает руку первой, и расценивают ее поведение как вызывающее. Женщинам полезно иметь это в виду, отправляясь на собеседование для приема на работу, хотя, с другой стороны, претендентка может перейти и в наступление, первой про­тянув руку для проверки; ведь вряд ли в дальнейшем ей приятно будет работать с коллегами, которые считают такое поведение не­приличным.

*В обществе, разумеется, больше, чем на работе, принято, чтобы женщина первая подавала руку мужчине, который может отнестись к этому сравнительно безучастно, а может по-рыцарски поцеловать даме ручку. Не надо только сжимать ей руку до треска в суставах или слишком сильно трясти. То, как вы пожимаете руку, тоже мо­жет передавать какие-то невысказанные сообщения.

*Любому не понравится, если ему подают для пожатия безволь­ную, похожую на дохлую рыбу кисть. Но и сдавливать чужую руку, как в тисках, тоже не следует. Идеальный вариант - уверенное, твер­дое рукопожатие без необязательных в этом случае показных чувств.

*Кое-кто, может быть, постарается сделать так, чтобы его ладонь при рукопожатии оказалась сверху. Чаще так стараются поступить мужчины. Надо сказать, что это тоже попытка установить домини­рование и оказать давление на партнера.

*Некоторые методики в этом случае рекомендуют постараться восстановить исходное нейтральное соотношение сил, например, сделать шаг вперед, как бы вторгаясь в чужое пространство. Одна­ко вряд ли такая реакция имеет смысл. Лучше просто отметить, что ваш партнер сделал попытку взять верх над вами, и в дальнейшем иметь это в виду. Любая методика даст лишь слабую надежду на достижение цели, поскольку настоящего доминирования обычно си­лой не добиться.

*Когда вы при рукопожатии кладете еще и левую руку поверх пра­вой руки вашего партнера, это может быть выражением теплого и дружеского отношения к нему, однако незнакомому человеку такое выражение чувств покажется чрезмерным. По всей видимости, тако­го же впечатления вы добьетесь, если свободной рукой во время ру­копожатия будете придерживать партнера за локоть или запястье -тем самым вы вторгнетесь его пространство. В случае, если вы не очень хорошо знакомы, он может на вас обидеться. Женщина, выра­жающая искренние чувства другой женщине, особенно во время тя­желого состояния, не пожимает рук. Она мягко берет ее руки в свои и с соответствующим выражением лица выражает свою симпатию.

ГЛАЗА

«Нет, у него не лживый взгляд. Его глаза не лгут. Они правдиво говорят,Что их владелец - плут.»

Р. Берне

*Глаза являются самыми мощными знаками body language, во-пер­вых, потому, что они занимают центральное положение в челове­ческом организме, и, во-вторых, потому, что через зрительный ана­лизатор проходит 87% всей информации, получаемой человеком (9% процентов проходит через слуховой анализатор, а на оставшиеся 4% приходится информация, поступаемая в мозг через все прочие органы чувств). Зрачки ведут себя полностью независимо, расши­ряясь от положительных эмоций и сужаясь при отрицательных. Бели человек возбужден, его зрачки расширяются в четыре раза, если сер­дит - сокращаются (в таких случаях говорят: глаза-бусинки или змеиные глаза). Зрачки влюбленных при встрече расширяются (что обычно точно интерпретируется). У детей зрачки физиологически больше, чем у взрослых, и, кроме того, они еще расширены, так как дети хотят завоевать внимание взрослых.

*Поскольку зрачки расширяются от возбуждения, картежникам, в частности, следует играть в темных очках. Если в покере выпало че­тыре туза, зрачки обязательно расширяются, и человек себя разобла­чает. Аналогичный совет можно дать всем людям, находящимся в состоянии нервного возбуждения, которое они хотят скрыть. Чтобы понять состояние человека, ему всегда следует смотреть в зрачок.

Общаясь с человеком, попробуйте ответить на три вопроса:

1. Как он на вас смотрит?

2. Долго ли смотрит?

3. Как долго он может выдержать ваш взгляд?

*Если человек нечестен с вами, скрывает что-то, его глаза встре­чаются с вашими менее чем в течение одной трети части времени общения. Если же его глаза встречаются с вашими больше, чем две трети времени общения, то расшифровать это можно двумя спосо­бами: а) вы для человека очень привлекательны (тогда зрачки бу­дут расширены); б) этот человек враждебен по отношению к вам, он бросает вам вызов (зрачки у него при этом сужены).

*Если вы хотите вызвать в человеке доверие, любовь, все время смотрите ему в глаза (не менее 70% времени общения) - и вы, скорее всего, добьетесь успеха. Скованный, скромный человек с опущен­ными глазами редко пользуется доверием. Поэтому, в частности, на деловые переговоры нельзя надевать темные очки, так как парт­неру покажется, что вы его рассматриваете в упор. Следует знать, что существуют национальные особенности продолжительности взгляда, например, европейцы обычно долго смотрят в глаза, а япон­цы - на шею.

*Взгляд можно и нужно тренировать и верно выбирать. В зависи­мости от обстоятельств могут быть выделены три зоны взгляда:

1. Деловой взгляд направлен на треугольник на лбу партнера по переговорам.

2. Социальный взгляд направлен на треугольник, образованный глазами и ртом речевого коммуниканта.

3. Интимный взгляд направлен на треугольник, образованный глазами и солнечным сплетением речевого коммуниканта.

*В интимном взгляде мужчины обычно бывают откровеннее, чем женщины, но если при этом мужчина прикрыл веки, это означает конец его интереса к женщине.

*Если же прикрытые веки сопровождаются откинутой головой и долгим взглядом, насторожитесь: это сигнал того, что вы вызвали отрицательную реакцию.

СТЕПЕНЬ ОТКРЫТОСТИ ГЛАЗ

*Слишком широко открытые (вытаращенные) глаза: также ненор­мально открытые глаза всегда свидетельствуют об усилении опти­ческой привязанности к окружающему миру.

*Часто одновременно широко раскрыты глаза, рот и нос (разду­тые ноздри). Это происходит всегда, когда мы бессознательно хо­тим получить максимум стимуляции, чтобы не ускользнуло даже самое мельчайшее:

*при удивлении, неожиданности, озадаченности, удивленном вос­хищении (например, у детей при виде новогодней елки или при нео­жиданной встрече с другом на улице);

*при возникшей вдруг наивысшей радости (например, при решаю­щем голе в напряженном футбольном матче);

*при испуге, ужасе (например, у зрителей при прыжках канато­ходца); при шоке такая мимическая картина захватывает на неко­торое время;

*огромное любопытство, напряженное ожидание, жажда, в умень­шенной форме проявляется при надежде или сильном стремлении («глазеть», «смотреть, открыв рот», «пожирать глазами»);

*тотальная беспомощность, неспособность понять, полная наи­вность (например, при ответе простодушного человека «Да?», «Как?» в смысле «Что это такое?»);

*пришедшее вдруг понимание («Ага-переживание»), «где зарыта собака»;

*подстерегающий взгляд: при сильном порицании или упреках: «прими во внимание». При этом - серьезное, напряженное лицо;

*глаза, ждущие ответа: при интенсивном ожидании после постав­ленного вопроса: «Скажите же наконец, я жду!».

*Особенности наличной ситуации и прочие мимические явления скажут нам о том, какое толкование подходит в данном случае, на­пример, оцепенение или блеск глаз, поднимание или опускание угол­ков рта, выставление рук в защитную позицию, общее напряжение или расслабление энергии и т.п.

*Полностью открытые глаза показывают выраженную открытость бытия, то есть высокую восприимчивость чувств и рассудка, по­стоянное безоговорочное восприятие мира (не центрирование -взгляд вдаль), общую живость.

В частности:

*оживленную душевную работу с представлениями, продуктив­ность, прежде всего при интуитивном складе (образы приходят сами собой), например, широко открытые глаза Гете;

*представления в смысле фантазий: мечтательность (часто наблю­даемая у детей), сон с открытыми глазами (типичный случай - об­разы, возникающие при высокой температуре);

*открытость в случае доверия, проявления наивности; типично для детей (еще нет рефлексии партнера);

*опытные мошенники сознательно «работают» с невинно открытыми, излучающими доверие глазами, поэтому - осторожнее при «гладких» проявлениях и действиях!

*бесцеремонное разглядывание другого частично также относит­ся сюда: нахал навязчиво ловит взгляд другого, избегая всего, что может отвлечь.

*Прикрытые, «занавешенные» глаза: верхнее веко более или ме­нее расслабленно свисает вниз и закрывает верхнюю часть глаза. Окружающее касается человека лишь одной своей частью, другими же - нет.

*Душевная и намеренная инертность, тупость, равнодушие, сла­бость побуждений, покорность (тогда: малая напряженность, приот­крытый рот, склоненная голова и т. д.).

*Типичный «взгляд, как в спальне»: отсутствие интереса к осталь­ному миру, полная отдача близости сексуального партнера. Осо­бенно при склоненной набок голове и прочих признаках душевной самоотдачи.

*Надутость, превосходство, высокомерие, чванство: не стоит даже трудиться, чтобы посмотреть как следует на собеседника или на мир вообще (тогда: взгляд сверху, оттянутые назад уголки рта, го­ризонтальные складки на лбу, улыбка или смех одной стороной рта, почти совсем закрытые, лицо отвернуто в сторону). Сильное утом­ление вплоть до истощения.

Явная скука.

*Суженный или прищуренный взгляд. Так делают близорукие, ищущие свои снятые очки. При этом зрительные оси пересекаются в точке, на которую направлен взгляд. Осторожно: дальнейшее тол­кование не годится при сильной близорукости!

Возможные значения:

*Непосредственно: отчетливо сконцентрированное на одной точ­ке пристальное наблюдение. Тот, кто так смотрит, имеет сильное намерение, которому он активно следует. Вместе со взглядом сбо­ку: коварство, хитрость.

*Опосредованно: высокая степень духовной концентрации на чем-то совершенно определенном, часто наблюдается при «Ага-переживании»: «Ах вот как!», со взглядом в одну воображаемую точку в бесконечности. Критическая переработка какой-либо мысли с опре­деленной точки зрения: и потом целенаправленная решимость с вы­сокой духовной концентрацией и дисциплиной или ее переход в ду­ховную суженность, самоограниченность, чрезмерную критику, чер­ствость и возникающие на этой основе недоброжелательность и от­рицание.

*Суженный взгляд всегда участвует в так называемом пронизы­вающем взгляде с его узким, холодным впечатлением.

Пример: кого-то спрашивают о его прошлом переживании, кото­рое он должен вспомнить совершенно точно. Если он всерьез старает­ся это сделать, он тут же устремляет суженный взгляд в бесконеч­ность, наклонив голову (отдача переживаниям прошлой ситуации).

*Закрытые глаза (без особого напряжения): закрыться от внешних воздействий, сосредоточиться на самом себе. Днем обычно бывает редко, лишь на несколько мгновений:

*в основном - изоляция Я с целью тщательного обдумывания;

*рассматривание с наслаждением чувственных образов или мыс­лей (на концерте, на докладе, в глубоком разговоре, в сауне и т.д.);

*незаметное выражение согласия или понимания, иногда соединен­ное с лишь чуть обозначенным кивком головой.

Прищуривание только одного глаза, подмигивание:

*«С тобой все ясно, я вижу тебя насквозь!». Затем твердый, часто боковой взгляд на другого.

*Достижение тайного согласия с кем-то другим.

*Знак кокетства между полами, при этом склоненная набок голо­ва и соответствующая улыбка.

*В жизни часто наблюдается у хитрецов, у важничающих, у на­вязчивых, у дельцов черного рынка и т.д.

НАПРАВЛЕНИЕ ВЗГЛЯДА

*Прямой взгляд с лицом, полностью обращенным к партнеру: полный, неделимый интерес к другому и к делу; человеческое признание другого, внимание к нему;

*ненарушенное естественное доверие, открытость, готовность к прямо­му взаимодействию без запасных вариантов («прямой характер», «мой че­ловек»).

*Преимущественно ближайший или дальний «припал» глаз («смот­рящий далеко вперед» или «близко перед собой», «недалекий» чело­век) во взаимосвязи с направлением взгляда во многих ситуациях разговора имеет очень большое значение. По нему должно созда­ваться надежное общее впечатление.

*Взгляд направлен в неопределенную даль: мысли и интересы скон­центрированы на далеком (на непосредственно-конкретном) содер­жании. Скорее, спекулятивно-абстрактное мышление. Задумчивость, раздумья.

*Взгляд направлен в бесконечность «сквозь» глаза партнера: сво­еобразная смесь ослепления и раздражения. Наиболее сильно выво­дит другого из равновесия, некорректно и небезопасно - вследствие возможной агрессивной реакции. Вызывающее незамечание парт­нера, сквозь которого смотрят, как сквозь воздух: подчеркнутое неуважение.

*Сведение глаз (центрированный взгляд): направленность на кон­кретную ситуацию или реальность из непосредственного окруже­ния. Скорее, конкретное мышление, практическая установка, хоро­шая наблюдательность.

*Взгляд, направленный мимо партнера на какую-либо фиксиро­ванную точку в пространстве: впечатление от разговора с самим собой, нехватка связей с окружающими людьми, направленность на себя.

*Взгляд сбоку, углами глаз, делает возможным контакт глаз с партнером, в то время как лицо более или менее отвернуто от него.

*Отсутствие полной отдачи, незаметное тайное наблюдение ак­тивного рода, резервы, дистанция, скепсис, недоверие. Все это обо­стряется при беззаботном выражении лица и/или неподвижности его черт и тела, соответственно:

*при широко раскрытых глазах: тайный, скрываемый страх; '

*при нормально открытых глазах: критически оценивающий, со­храняющий резервы, тайное любопытство, скрываемая готовность к действиям;

*при суженном взгляде: недоверие, чувство угрожаемости, полностью настороже, «камень за пазухой», недовольство («злой взгляд»), нехоро­шие эгоцентрические намерения, особенно при сильном напряжении;

*при поднятой с одной стороны брови и горизонтальных складках: со­хранение резервов и своеволие, резкое отклонение авторитетов из-за неуверенности, порождающее враждебность, или из-за непо­мерного самомнения с отрицающим все пренебрежением;

*взгляд искоса через плечо: демонстративное пренебрежение, пре­зрение, презрительность.

*Предостережение от неправильных суждений: взгляд сбоку мо­жет быть также следствием некоторых ревматических заболева­ний мышц шеи или же тугоухости, при которой ухо держится бли­же к говорящему. Тогда, конечно, то, что говорилось выше, не го­дится!

Взгляд снизу (при склоненной голове):

*при малой напряженности, согнутой спине: подчиненность, покорство, услужливость;

*при более сильном напряжении и легких вертикальных складках на лбу: расчетливая осторожная самоотдача после скрытого наблю­дения, сознательно принятая поза по отношению к внешнему!

*при сильном напряжении разного рода: от упрямой сдержанности враждебного, а также превосходящего типа до агрессивной готов­ности к борьбе и действиям, особенно при напряженно нагнутой го­лове и напряженном рте.

*Взгляд сверху вниз (при откинутой голове): увеличение дистан­ции из-за критического отношения, чувство превосходства, само­подчеркивание из-за превосходства, истинная гордость, высокоме­рие, презрение, поиски господства.

«Небесный взгляд» - при нормальной посадке головы глазные яблоки повернуты вверх:

*при расслабленности (в лице) и соответствующих условиях: глу­бокие религиозные размышления, восхищение, очарованность, от­дача этическим, высоким мыслям;

*при напряженности (в лице) - особенно если заметно, что это по­зирование: попытка изобразить религиозные размышления при при­верженности высоким этическим идеалам, создать такую видимость и использовать ее для достижения эгоистических целей. Часто на­блюдается у функционеров всех религиозных организаций, редко в хозяйственной деятельности; в политике чаще и когда лишь чуть обозначается, но имеет тогда большое значение!

*Уклоняющийся взгляд всегда уходит, убегает из-за чувства сла­бости: неуверенность из-за боязливости, слишком большой скром­ности или робости, какого-либо чувства вины. Типично при знаком­ствах, когда твердый взгляд одного никак не может поймать глаза другого. Или же - опускание глаз во время разговора, чтобы сде­лать невозможным контакт глаз.

ДВИЖЕНИЯ ВЗГЛЯДА

Твердый фиксированный взгляд:

*на какой-то объект в окружении - однозначная устремленность к цели («смотреть фактам в лицо»);

*на человека: уверенность в себе, хорошее самосознание, сознание сво­их сил и возможностей, обычно неосознанно-критическое рассмотрение других.

*Попеременный контакт глаза в глаза, который сохраняется обоими: по­переменное подтверждение внимания, оба стоят на одинаковой ступени взаимного уважения, поскольку его основой всегда являются абсолютное доверие к другому, полная открытость и свободное выражение всех нега­тивных или рискованных мест или просто чистое знание, которое не нуж­дается в скрытности. В наивной форме это можно хорошо почувствовать в совершенно открытом взгляде детей, а также в любовных отношениях, когда двое погружают свои взоры друг в друга.

*Фиксированный (слишком твердый), прямой и одновременно сужен­ный взгляд: критическое испытание, основанное на дистанцировании и недоверии, проницательность, бесцеремонность, скрытность, тайные на­мерения, в том числе и зловредной природы» агрессивность вплоть до садизма: «холодный», «пронизывающий» многих прокуроров и кримина­листов в известных случаях, или например, бесцеремонные и навязчиво ведущие себя мужчины по отношению к практически беззащитной жен­щине.

*Подчеркнуто прямой, твердый и сознательно-открытый взгляд, изощ­ренно-уверенный, взгляд человека, «прошедшего огонь и воду»: демонст­ративно показываемая открытость - здесь лишь средство достижения не­добрых целей.

*Глаза направлены твердо на партнера, голова и верхняя часть тела от­кинуты назад: защита при готовности к нападению, особенно при напря­женности в посадке головы и мимике.

*Оценивающе-блуждающий прямой взгляд (то есть при полной обращенности лица к партнеру) сверху вниз, или снизу вверх, или во все стороны: при восхищении красивыми вещами, произведения­ми искусства или видами, а также красивыми женщинами. При этом соответствующее выражение наслаждающегося восхищения в об­ласти рта (характерная улыбка) и глаз. При внимательно-критичес­ком рассматривании предмета, например, при принятии решения о покупке. Тогда - трезво-холодное выражение лица. Агрессивно-ос­корбляющий пренебрежительный взгляд на человека сверху вниз, усиленный издаваемым звуком типа «пф»: «смерить кого-нибудь взглядом».

*Неопределенный взгляд: недостаток ясности в целях, недостаток твердости, постоянства. Типичен диффузный взгляд пьяного у неко­торых психических больных: безостановочное движение глаз, непре­рывно протекающее до бесконечности.

Спокойный вялый взгляд:

*Спокойный взгляд: спокойно-уравновешенно отдаваться посту­пающим впечатлениям, соответствующая душевная установка.

*Вялый взгляд: реагируемость на (оптические) раздражители бо­лее-менее заторможена: оцепенение. Типично при помутнении созна­ния у бодрствующих.

*Живой беспокойный взгляд:

*Живой взгляд:

«+»: сильная, часто заметная как любопытство заинтересован­ность, вплоть до двигательной активности; при оживленно движу­щейся голове;

«-»: особенно оживленное скрытое наблюдение; при спокойно держащейся голове, то есть оживленный взгляд из уголков глаз. Часто можно видеть у многих женщин, входящих в незнакомую квар­тиру, чтобы ее тут же оценить.

*Беспокойный взгляд: повышенная возбудимость на впечатления, отвлекаемость, плоские переживания, отсутствие ведущей волевой определенности, непостоянство, граничащее с болезнью.

*Слишком быстрые, торопливые движения глаз, постоянно меня­ющих свое выражение: уже болезненная чувствительность и возбудимость, все идет кувырком, теряет голову; в основе неопределенное чув­ство угрозы.

*Особая форма: характерное вращение глаз, часто после контрольного взгляда, чтобы убедиться, что сигнал воспримут: посылаемое сообщение, что ситуация невыносимо скучна.

***

Если только вы не являетесь профессиональным актером (или секрет­ным агентом), ваше лицо отражает, подобно зеркалу, ваши реальные мыс­ли и чувства, и так это и должно быть. Отдавая себе отчет в том, что иногда приходится скрывать некоторые из них от окружающих, помните, что суть вовсе не в том, чтобы целиком и полностью себя контролировать. Ведь даже если бы вам это и удалось, к вам скорее всего стали бы отно­ситься как к человеку фальшивому и неестественному, что не добавило бы добросердечности в ваши отношения с окружающими.

И все же существуют некоторые рекомендации, которые на всякий слу­чай стоит сохранить в памяти.

Для нее:

• Если хотите утвердить свой авторитет, помните, что «доминирую­щим» партнером в любом разговоре является тот, кто меньше смотрит в глаза другому.

• Пользуйтесь своими способностями понимать выражение лица другого человека (особенное внимание надо обращать на зрачки глаз), чтобы контролировать степень интимности в разговоре: если быстро отведете глаза, это сразу же охладит нежелательный мужс­кой интерес.

• Помните о том, что большинство мужчин менее искусны, чем большинство женщин, в приеме и передаче невербальных сигналов: вы не можете надеяться на то, что мужчина так же хорошо «про­чтет» ваш взгляд, как вы - его. Для того чтобы он все понял, это должно быть написано на вас большими буквами.

Для него:

• Возможно, вам нужно более усердно, чем женщине, работать над тем, чтобы понять тончайшие оттенки чувств, скрытые за вы­ражениями лиц окружающих. Мужчины не могут развить в себе так легко,

*как женщины, навыки понимания и общения, однако все усилия, которые вы на это потратите, будут скоро вознаграждены.

• Вы построите более близкие и теплые отношения с женщиной, если усвоите более «поддерживающую» разновидность «языка глаз»: когда беседуете с женщиной, смотрите ей в глаза чаще и дольше, чем вы это делаете в разговорах с мужчинами, и пусть в вашем взгля­де читается больше интереса, чем вожделения!

• Умение читать выражения женских лиц поможет вам опреде­лить, удалось ли вам заинтересовать женщину. Тогда в случае не­обходимости вы сможете отступить и избежать смущения, вызван­ного отказом, не говоря уже об обвинениях в сексуальных домога­тельствах. По тем же признакам вы сможете уловить искренний «при­зывный» сигнал женщины, которой вы нравитесь, какой вам, веро­ятно, досадно было бы упустить.

РОТ Степень открытости

*Открытый рот {нижняя челюсть свисает вниз, «отпавшая че­люсть»): недостаток готовности к волевым усилиям любого рода, недостаток активности, пассивная основная установка. Одновремен­но почти всегда отсутствие напряжения и прочие знаки пассивнос­ти.

*Предостережение от ошибочных суждений: не действует при затруд­ненности дыхания через нос (например, полипы) или при напряженном прислушивании к слабому запаху!

*Обратите внимание: раскрытие глаз и рта.

*Нормально закрытый рот (расслабленные губы, нормальный контур губ) - никаких особых значений.

*Подчеркнуто закрытый рот (отчетливо воспринимаемое напряжение в губах, активная энергия, никаких свидетельств о скором открыва­нии): решительность, твердость, никакой склонности к дальнейшему обсуждению или переговорам, воля сконцентрирована на активной де­ятельности.

*Сжатый рот (закрытый с напряжением, губы втянуты внутрь, полос­ка рта узкая, бледная, холодная):

*настойчивый отказ от всякого проявления;

*определенность воли, решимость, упорство, жесткость до ожесточения, окостенелость, также холодность чувств и аскеза, отказ как от боли, так и от радости;

*подчеркнутая привязанность к себе, сдержанность вплоть до избегания контактов, часто у чувствительных людей и у нелюдимов, склонность к ложному идеализму, к презрению к миру и к людям;

*своеволие, тенденции быть в оппозиции, упрямство, закоснелость, досада.

*Сжатый рот, естественно, сопутствует с другими связанными по смыслу чертами, как, например, взгляд сбоку, взгляд снизу, сужен­ный взгляд, усмешка половиной рта, опущенные уголки губ. Твер­дое сжимание рта, верхней и нижней губы, нужно твердо и точно отличать от следующих явлений.

Смех и улыбка

*Смех - это особенно предательская вещь. «По смеху узнают глуп­ца». Есть радостный, веселый, окрыленный, беззаботный, звонкий, предупредительный смех, точно так же, как и грохочущий, блею­щий, горький или сладкий, грязный (сальный), ядовитый, ненавидя­щий, издевательский, насмехающийся, злорадный, степенный, уют­ный, смущенный, скрытый, деланный, жеманный, искусственный, вымученный и т.д., смех или улыбка.

*При улыбке губы плотно прилегают к зубному ряду, и их уголки немного поднимаются назад: уже сосунок инстинктивно понимает это как знак подтверждения, доброжелательства и веселого настро­ения.

*Открытый смех: собственно смех с широко раскрытым ртом. Полные люди, веселые по натуре, смеются всем телом, женщины -особенно ритмично:

*при более сильной степени напряжения заметна глубоко врезающаяся длинная носогубная складка: в основе - решительность, ак­тивность;

*при расслабленном смехе: скорее неопределенность, пассив­ность.

*Смех на -а (ха-ха): совершенно открытый, идущий из сердца смех, облегчающий, полный согласия с окружающим миром, назамутненной радости, неусложненный, беззаботный, наивно-веселый нрав.

*Смех на -э (хе-хе): не слишком симпатичный, имеющий что-то блею­щее, вызывающее, дерзкое, завистливое, чем более открыта гласная - тем больше злорадства, хамства, презрения. Здесь всегда сохраняется извест­ная дистанция.

*Смех на -и (хи-хи): хихиканье, уходящее в глубь себя, это не об­легчающий смех изнутри наружу: одновременно скрытный, хитрый, смесь иронии и злорадства, с собственным подтекстом, умыслом (типичен для молодых девушек).

*Смех на -о (хо-хо): звучит хвастливо-угрожающе, с некоторым сомнением, критическим удивлением, протестом, в основе - издева­тельский и протестующий.

*Смех на -у (ху-ху): собственно говоря, это уже не настоящий смех: скрытый страх, боязливость, например, у людей с предрассудками, боящихся привидений.

*Расслабленная улыбка: чем меньше напряженная, чем расслаб­леннее, тем привлекательнее: первоначально пережитая радость безо всяких отвлекающих помех; безоговорочное признание какой-либо ценности, находящейся вне собственной личности.

*Усмешка: закрытые и несколько напряженные губы, то есть не­которое вмешательство воли - некоторая сдержанность, нет безо­говорочной отдачи. Повышенное внимание, собственное мнение о переживаемом, но без негативной установки. Часто с лукавством: радость доставляется скрытым наблюдением, которым тихо наслаж­даются, оставаясь «в себе».

*Смущенная улыбка: нет гладкого, круглого, органического про­текания движений, естественного проявления; она совершенно опос­редована, внезапно появляется, но точно так же исчезает, граничит с гримасой: отсутствует истинное содержание чувств, сердце в этом не участвует, более или менее исполняется долг; робость, затрудни­тельное положение. Например, хорошо видна у многих людей при выражении соболезнований.

*Искаженный, отрицающий смех или улыбка: при подтверждаю­щем характере смеха в опущенных уголках рта скрывается отри­цание, обесценивание: ирония, чувство «я-то лучше знаю», злорад­ство, отречение, надутость.

*Сладкая улыбка: мимические проявления как при реакции на слад­кое, но губы несколько раздвинуты: в большей степени ведома сво­ей чувственностью/чувствительностью. Типична для ханжей и сентиментальных, а также закоренелых льстецов, которые отвечают ей на воз­действие со стороны того, кому они льстят.

*Язвительная ухмылка: улыбка больше похожа на гримасу, неко­торое родство с реакцией на кислое; значительное напряжение вы­дает лежащие в основе ее собственные намерения - типична для на­халов, наглецов и хамов. Ее предварительный этап - лицемерно-деланная, неискренняя улыбка.

*Кривая, лишь с одной стороны лица улыбка и смех: с одной сто­роны - улыбка, с другой - опущенный уголок рта, то есть внутрен­нее противоречие. Значима и в том случае, если лишь легко обозна­чена. Нет безусловной решительности или активной энергичности, но сдержанность и стремление к отрицанию и обесцениванию, кото­рые осознанно скрываются за деланной веселостью. Исходя из си­туации в целом, осознанная критичность, издевка, сарказм, пренеб­режительное превосходство, даже ненавидящее отрицание. Край­ность; застывшая, отдаленная от эмоциональной жизни гримаса, в любом случае - отсутствие округло-переливающегося движения. Односторонне-кривую улыбку можно увидеть, когда начальство рассказывает анекдот, над которым подчиненные по должности дол­жны смеяться.

Наши рекомендации