Использование психодиагностики для решения проблем, относящихся к сфере трудовой деятельности

Применение психодиагностики для решения проблем, относящихся к сфере трудовой деятельности касается в первую очередь следующего:

♦ профессионального отбора;

♦ организации профессионального обучения;

♦ профессионального консультирования.

Для их решения необходимо научное представление о такой психо­логической категории, как психологическая пригодность к профессии.К. М. Гуревич определил ее как свойство личности, о котором можно судить по двум критериям:

*по успешности овладения профес­сией и

*по степени удовлетворенности человека своим трудом.

Психологическая пригодность к профессии — это соответствие психологических особенностей работника требованиям профессии, которое формируется в процессе профессиональной деятельностии определяется наличием комплекса профессионально важных ка­честв индивида, обеспечивающих успешное выполнение профес­сиональной деятельности.

В зависимости от того, какова природа этих качеств, К. М. Гуревич предложил выделить два типа профессий.

Первый тип—с абсолютной профессиональной пригодностью; эти деятельности требуют важных индивидуальных черт, имеющих природное происхождение (задатков). К ним можно отнести профес­сии в области искусства и такие, где нужна специальная выражен­ность свойств нервной системы. Профессионально важные качества в такой работе носят некомпенсируемый характер, поэтому для них необходим профессиональный отбор кандидатов, которые обладают нужными природными свойствами. По отношению к профессиям пер­вого типа основное назначение психодиагностики — профессиональ­ный отбор.

Профессии второго типа—с относительной профессиональ­ной пригодностью; они не ставят для желающих работать в них инди­видов непреодолимых преград (в виде особых природных качеств). Пригодность к профессиям второго типа может быть сформирована у любого человека на базе разнообразных индивидуальных черт. Поэто­му отбор здесь не нужен. Психодиагностика по отношению к работаю­щим в этих профессиях (или кандидатам на работу в них) нужна для выявления и оценки степени сформированности профессионально важных качеств, требующихся для эффективной работы в данной сфе­ре деятельности. Диагностическое обследование проводится в этом случае для того, чтобы помочь индивиду сформировать свою профес­сиональную пригодность, а также свой индивидуальный стиль дея­тельности, который помог бы ему овладеть профессией, преодолеть те функциональные ограничения, которые обнаружились в результате такой работы психолога.

Профориентация и профконсулътированиепроводятся в тех случа­ях, когда перед человеком стоит проблема выбора профессии, а он не знает, на чем остановиться, что ему больше подходит. При проведении такой работы следует помнить о двух типах профессий. Собственно диагностика здесь должна быть в первую очередь направлена на оцен­ку и выявление склонностей, профессиональной мотивации клиентов. Использование методов беседы и опросников позволяет судить о том, чем охотнее всего и подолгу занимается индивид. Психологам извест­но, что точность прогноза уровня профессионализма в выбираемой профессии по этому фактору намного выше, чем на основе индивиду­ально-психологических свойств.

В процессе профориентации и профконсультирования психологиче­ская диагностика предоставляет специалисту следующие возможности:

1) обсуждение совместно с клиентом некоторых параметров его инди­видуальности с точки зрения наличия и уровня развития необхо­димых и полезных для избираемой профессии психологических особенностей. Это важно для выработки стратегии формиро­вания профессиональной пригодности, индивидуального стиля
деятельности, организации профессионального обучения;

2) выяснение:

• уровня и характера осведомленности индивида;

• особенности его социального окружения (в частности, професс­иональную принадлежность близких людей);

• планов родителей относительно профессионального будущего их ребенка и др.

Консультирование проводится в свете всей разнообразной инфор­мации, в результате чего клиент должен самостоятельно и осознанно сделать свой выбор. Этот итог работы есть следствие принятия инди­видом активной позиции относительно своего будущего. Последнее связано с тем, что человек с помощью специалиста приходит к отчет­ливому пониманию своих склонностей, интересов, индивидуальных черт, а также к знанию профессий, условий труда в них, характера про­фессиональных учебных заведений, потребности общества в этих про­фессиях и пр.

Таким образом, роль психодиагностики в работе психолога, связан­ного с какой-либо профессиональной сферой, меняется в зависимости от типа профессии, но она является обязательным этапом, выполня­ющим важнейшую функцию — помочь каждому найти свое место в сфере труда и стать в выбранной работе профессионалом высокого уровня.

Наши рекомендации