Использование психодиагностики в целях оптимизации обучения и воспитания

Психологическая диагностика выступает как обязательный этап и средство решения практических задач, возникающих в детских вос­питательно-образовательных учреждениях. Запрос к психологам, работающим в этой сфере, могут формулировать педагоги, социальные педагоги и работники, воспита­тели, родители, учащиеся, администрация. В ряде случаев сам психолог может ставить перед собой практические задачи. Содержание психодиагностической деятельности не зависит от заказчика (того, кто сформулировал запрос), но на этапе интерпретации и сообще­ния результатов возникает проблема перевода диагностических ре­зультатов на язык их пользователя и выработки психологических ре­комендаций.

Очень условно практические задачи, возникающие в сфере воспи­тания и образования, можно отнести к двум классам, исходя из их главных функций — функции образования и функции воспитания.

1. В дошкольных учреждениях в основном осуществляется функция воспитания, хотя есть и отдельные образовательные задачи, связан­ные с усвоением ребенком знаний об окружающем мире.

К основным задачам, решаемым психологом в детском саду путем использования диагностических методик, как правило, относят:

а) контроль за ходом психического развития детей;

б) выявление тех, чье развитие отклоняется от нормального, или имеющих определенные психологические проблемы и трудности (например, повышенная тревожность, нарушение межличност­ных отношений и пр.);

в) оказание психологической, психотерапевтической и коррекционной помощи в социальной адаптации ребенка.

2. Возвращаясь к отмеченным выше двум классам практических за­дач, рассмотрим их в связи с функциями средней школы.

В целом, огрубленно считается, что образовательная функция школы обращена к познавательной, а воспитательная — к личностной сфере пси­хической жизни ученика.

В связи с этим можно сказать следующее:

♦ проблемы, которые относятся прежде всего к образовательной функции школы, в большей степени решаются с использованием методик диагностики познавательной сферы (тесты интеллекта, специальных способностей, достижений, критериально-ориенти­рованные тесты);

♦ задачи же, относящиеся к воспитательной функции школы, ре­шаются в большей степени с использованием личностной психо­диагностики (опросники и проективные методики).

Основные практические задачи, с которыми сталкива­ется школьный психолог и при решении которых требуется использо­вание диагностических методик:

1) диагностика психологической готовности к школе;

2) контроль за интеллектуальным и личностным развитием учащихся;

3) выявление причин неуспеваемости, трудностей в учебной деятель­ности;

4) выявление учащихся, с которыми необходимо проводить коррекционную работу, направленную на повышение уровня умствен­ного развития;

5) отбор в специальные классы и школы (с углубленным изучением некоторых предметов);

6) оценка программ и методов обучения, степени и характера их вли­яния на умственное развитие учащихся;

7) оценка эффективности работы школы, учителей;

8) решение проблем так называемых трудных детей (с отклоня­ющимся поведением, конфликтных, агрессивных и пр.);

9) профессиональная ориентация;

10) решение разноообразных проблем межличностного взаимодей­ствия (нарушенный социально-психологический климат в педаго­гическом коллективе, конфликтные отношения между учащими­ся и учителями, отсутствие нормального взаимодействия среди школьников и пр.).

Таким образом, психодиагностика является непременным этапом работы психолога в сфере образования и воспитания и обеспечивает решение многих практических задач, возникающих в этой области

2. Использование психодиагностики в медицинских учреждениях

Психодиагностика активно используется в области медицины, в част­ности в психиатрических и неврологических клиниках. Диагностические методы исследования психологических особенностей пациентов этих клиник рассматриваются как вспомогательные, подчиненные за­дачам и интересам клиники. Эти методы разрабатываются и разви­ваются в рамках особых отраслей психологии—патопсихологии и нейро­психологии.

С какими целями в клинике используются методы психодиагнос­тического обследования?

1. Во-первых, в тех случаях, когда у врачей возникают трудности с постановкой диагноза. Известно, что в ряде случаев психодиагнос­тические методы позволяют уточнить медицинский диагноз.

2. Во-вторых, психодиагностика часто применяется для оценки эф­фективности терапии.

3. И, наконец, психодиагностика необходима при исследовании паци­ентов с целью трудовой, воинской и судебной экспертизы.

Главной чертой психодиагностического обследования пациентов кли­ники является значительная роль, которую играют малоформализованные методы диагностики — наблюдение и беседа. Необходимо, чтобы данными методами психолог-клиницист владел в совершенстве, обладал большим искусством беседы с больными, точного наблюде­ния за ними и тонкого описания их психических состояний. В беседе устанавливается контакт с больными, выявляются различные оттен­ки их психического и физического состояния, симптомы заболевания, фиксируются жалобы, проявления болезни, ее влияние на взаимоот­ношения с другими людьми и пр. Манера рассказа, особенности речи могут дать представление об особенностях личности больного, его ха­рактере, что может оказаться весьма полезным для эффективного вза­имодействия врача и пациента.

Наблюдение, как и беседа, занимает первостепенное место при пси­ходиагностическом обследовании больных, сопровождает другие ме­тоды исследования. Особую роль оно играет в выявлении симуляции и диссимуляции больного.

Однако психолог-клиницист не может ограничиться использовани­ем только методов беседы и наблюдения, они обязательно дополняются экспериментальным исследованием, дающим более точную инфор­мацию о пациенте.

При экспериментальном исследовании больному предлагают вы­полнить ряд заданий, направленных на диагностику отдельных пси­хических функций. Анализ выполнения является системным, учиты­вающим тот факт, что при аномалиях психической сферы нарушение одного какого-либо психического процесса ведет к системному эффек­ту, т. е. к нарушению других процессов. Фиксируются и самые общие элементы структуры деятельности, такие как:

♦ активная ориентировка в материале;

♦ целенаправленность;

♦ критичность.

Проводится качественный анализ процесса выполнения заданий, оценивается поведение испытуемого в момент диагностирования, вы­являются типы ошибок.

При постановке диагноза принимается во внимание, что симптомы расстройств психики имеют свой собственный, иногда очень сложный механизм развития; причина каждого симптома может быть очень раз­личной, она не задана, не предопределена самим поражением мозга.

Для достижения этой цели в клиническом консультировании экс­периментальное исследование проводится с соблюдением особых прин­ципов, среди которых можно выделить следующие:

♦ большая «отработанная» простота инструкции;

♦ тщательность протоколирования опыта;

♦ видоизмененная мотивировка заданий;

♦ направленность на качественный анализ выполнения и др.

Больные должны обследоваться всесторонне, с помощью ряда ме­тодик, выбор которых определяется клинической задачей и состояни­ем пациента.

Наши рекомендации