Характеристика подросткового возраста
Подростковый возраст - один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 12 до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма - делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опеки и контроля родных, учителей и других воспитателей. Нередко это стремление приводит и к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения. С другой стороны, всё более очевидным становятся и дефекты в воспитательной работе с подростками. Особенно значимыми в этом отношении являются неправильные взаимоотношения в семье, возросший уровень разводов.
Современный подросток живёт в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создаёт массу "шумов", глубинно воздействующих на подростка, у которого ещё не выработано чёткой жизненной позиции. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше
общество, что вызывает у детей чувство безнадёжности и раздражения. При этом у молодых людей развивается чувство протеста, часто неосознанного, и вместе с тем растёт их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности ведёт к эгоизму. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, в экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, старые разрушены, новые не созданы.
Подростковый возраст - это период развития от 11-12 до 15 лет (что соответствует приблизительно среднему школьному возрасту, учащимся 5-7 в классам), отличающийся мощным подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой организма. Начало подросткового возраста характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личную автономию. Основная особенность подросткового периода - резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. У разных подростков эти изменения происходят в разное время: некоторые подростки быстрее, некоторые в чем-то отстают от остальных, а в чем-то опережают их. Кроме того, и психическое развитие каждого происходит неравномерно: одни стороны психики развиваются быстрее, другие медленнее.
В это время происходит интенсивное формирование личности, энергичный рост моральных и интеллектуальных сил. Подростковый возраст называется иначе переходным возрастом, так как он характеризуется переходом от детского состояния к взрослому, от незрелости к зрелости. Подросток - уже не ребенок, но ещё и не взрослый человек. Нередки, например, случаи, когда интеллектуальное развитие школьника существенно опережает развитие личностных особенностей: по интеллекту он уже подросток, а особенностями личности - ребёнок. Распространены и противоположные случаи, когда сильные потребности - в самоутверждении, общении - не обеспечены соответствующим уровнем развития рефлексии и подросток не может дать себе отчёт, что именно с ним происходит [20].
В подростковом возрасте происходит ломка многого из того, что являлось привычным, уже сложившимся у подростка. Это касается почти всех сторон его жизни и деятельности. Особенно заметные изменения претерпевает характер учебной деятельности - в подростковом возрасте начинается систематическое усвоение основ наук, что требует изменения привычных форм работы или перестройки мышления, новой организации внимания, приемов запоминания. Этот возраст - время бурного и плодотворного развития познавательных процессов и характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания или устойчивой памяти.
В это время активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, опирающееся на понятия, не связанные с конкретными представлениями, развиваются гипотетико-дедуктивные процессы, появляется возможность строить сложные умозаключения, выдвигать гипотезы и проверять их. Именно формирование мышления, приводя к развитию рефлексии, способности делать предметом своей мысли саму мысль, даёт средство, с помощью которого подросток может размышлять о себе, то есть делает возможность развития самосознания. Изменяется и отношение к окружающему: подросток уже не ребенок и требует к себе иного отношения.
Традиционно подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых, однако современные исследования показывают сложность и амбивалентность отношения подростка к взрослым. Ярко выражена как стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать собственную независимость и права, так и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, важность их одобрения и оценок. Значимость взрослого отчетливо проявляется в том, что для подростка существенна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека [21].
Подростковый возраст - это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст исканий, особенно если это имеет общественное значение, возраст кипучей деятельности, энергичных движений. Эти качества часто находят свое проявление в весьма неорганизованной форме. Наряду с этим при правильном и твердом руководстве коллектив детей этого возраста уже способен организованно и самостоятельно провести ряд общественных мероприятий. Чувства дружбы и товарищества становятся более глубокими и стойкими. Значительные сдвиги отмечаются в усвоении моральных понятий и развитии их под влиянием воспитательной работы школы и семьи. Недостаточное участие в общественной жизни, отсутствие общественных интересов делает жизнь подростка бесцветной, пустой, сугубо личные интересы, как правило, не могут принести ему удовлетворение.
Особенностями подросткового возраста, как утверждают Штерн, Бюлер и их последователи, является анархизм, упрямство, эгоизм, индивидуализм, уход в мир собственных переживаний, стремление к одиночеству, замкнутость, а также лень, грубость, раздражительность. Американский психолог Р.Кулена говорит о трудностях развития подростка, выделяя биологические и социальные трудности. Он критикует взгляды ряда психологов (например, Стенли Холла), в частности, следующие положения: а) подростковый возраст - период внезапного и резкого изменения всех сторон личности; б) этот возраст - период колебаний и потрясений, период «бури и натиска» и в) указанные изменения имеют в основе биологическую причину. Автор определяет подростковый возраст как период, когда дети овладевают умением решать определенные проблемы социально-полового характера, выбора профессии, освобождение от влияния родителей.
Важным фактором психического развития в подростковом возрасте является общение со сверстниками, выделяемое в качестве ведущей деятельности этого периода. Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной конформностью ценностям или нормам группы сверстников [22].
Новый уровень самосознания, формируясь под влиянием ведущих потребностей возраста, - в самоутверждении и общении со сверстниками, одновременно определяет их и влияет на их развитие.
Подростки - особая социально-психологическая и демографическая группа, имеющая свои собственные нормы, установки, специфические формы поведения, которые образуют особую подростковую субкультуру. Чувство принадлежности к «подростковой» общности и определенной группе внутри этой общности, часто отличающиеся не только интересами и формами проведения досуга, но и одеждой, языком и т.д., имеет существенное значение для развития личности подростка, влияя на формирующиеся у него формы и ценности.
Устремленность в будущее наиболее ярко проявляется в юношеских идеалах, которыми молодой человек руководствуется в настоящем и которые определяют содержание его самовоспитания.
Самореализация старшего школьника проявляется при самых различных условиях, но особенно ярко на уровне произвольной деятельности. Подросток действует менее непосредственно, менее импульсивно, он учится обдумывать свои поступки, самостоятельно принимать решения и действовать в соответствии с сознательно поставленными целями. В труде эта самоорганизация проявляется в том, что подростку уже доступны самостоятельная постановка трудовых целей, сознательное подчинение им своих действий, организация своей трудовой деятельности в целом. Важной предпосылкой трудового обучения и воспитания подростка являются изменения в его активности. Эта активность, как и склонность к самоорганизации по мнению Н.С.Лейтеса, одно из универсальных внутренних условий осуществления любой деятельности, становления самых различных способностей. Наиболее ярко эта активность проявляется в интеллектуальной сфере. Изменения этой активности выражаются в более избирательном отношении к содержанию труда, в возрастающей готовности к волевым усилиям при достижении различных целей.
В подростковом возрасте начинается отчетливая дифференциация в отношении к умственным и физическим компонентам трудовой деятельности. Наблюдения показывают, что именно в подростковом возрасте происходит становление устойчивых интересов к тем или иным видам труда. Одни школьники увлекаются трудом, носящим исследовательский характер (например, опытничеством), другие интересуются трудом, который связан с техникой. Эти интересы затем нередко перерастают в профессиональные: выбирается та профессия, в которой наиболее полно представлен интересующий и уже знакомый вид труда.