Игра как средство психотерапевтической работы

Развитие теории и практики использования игры в тера­певтических и коррекционных целях достаточно долго осуществлялось в рамках двух подходов: первоначально в психоаналитическом, а с 50-х годов XX столетия в гума­нистически ориентированном.

В настоящее время в нашей стране метод игровой тера­пии получил широкое распространение (А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, В. В. Столин и др.). Отличительной осо­бенностью его применения является обогащение теории и практики игротерапии на основе теории психического раз­вития ребенка и теории детской игры, разработанной в тру­дах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина.

В основе игровой терапии, центрированной на ребенке,лежит представление о том, что отноше­ния и связь человека с людьми составляют необхо­димое условие его личностного развития. Основ­ная задача коррекции состоит в создании или восстановлении значимых отношениимежду ре­бенком и взрослым.

Игра как деятельность, свободная от принуждения, под­чинения, страха и зависимости, представляет собой, по мнению сторонников недирективной терапии, единствен­ный вид активности, в котором ребенок получает возмож­ность свободного, беспрепятственного самовыражения и исследования собственных чувств и переживаний.Игра позволяет ему освободиться от груза эмоциональной напряженности, обусловленной сложностью реальных






жизненных отношений между ним и взрослым. Она ста­новится, таким образом, эффективным средством для решения не только коррекционных, но и профилактиче­ских задач. Такое понимание значения игротерапии для личностного развития ребенка позволяет рекомендовать ее для широкого применения во всех детских учреждениях и коллективах.

Сторонники центрированной на ребенке терапии главное значение придают реальным взаимоотношениям ребенка и взрослого в процессе игры. Взрослый в игротерапии реализует как бы двойную функцию:

• во-первых, он выступает в качестве идеального роди­
теля, который посредством эмпатического принятия
обеспечивает ребенку переживание чувства самоцен­
ности и облегчает самопринятие;

• во-вторых, он выступает в качестве партнера по игре,
открывая ребенку возможность приобрести новый
позитивный опыт равноправного сотрудничества и
кооперации, где каждый участник взаимодействия
имеет свободу выбора поступка и право принятия на
себя ответственности.

Принципиально новый характер и содержание отноше­ний между ребенком и взрослым уничтожают традицион­ную для нашей системы воспитания дистанцию между ребенком и взрослым и в значительной степени приводят к возрастанию социальной компетентности ребенка. Как указывает Д. Б. Эльконин, «трудности поведения, которые подвергаются коррекции этим видом терапии, в большинстве своем вызываются конфликтными отноше­ниями между взрослыми и детьми, именно поэтому прак­тика отношений нового типа со взрослым может приводить к коррекции».

Таким образом, основными показаниями для прове­дения игротерапии согласно гуманистическому подходу выступают:

• нарушение роста Я и формирования Я-концепции;

• низкая степень самопринятия, высокая социальная
тревожность, неуверенность в себе и в своих силах,

отсутствие базового доверия к миру и враждебность по отношению к окружающим;

• эмоциональная лабильность, неустойчивость.

Цель терапевтической работы, — утверждение уни­кальности Я ребенка и его самоценности без попыток изме­нения личности, принятие его таким, какой он есть.

Соответственно, задачами игротерапии выступают:

• расширение репертуара форм самовыражения ребенка;

• оптимизация общения в системе отношений «ребе­
нок — взрослый», формирование социальной компе­
тентности ребенка во взаимоотношениях со взрослыми
исверстниками;

• развитие способности эмоциональной саморегуляции и
достижение эмоциональной устойчивости;

• гармонизация развития Я-концепции, повышение сте­
пени самопринятия и уверенности в себе.

Основными функциями игротерапевта являются:

• создание атмосферы принятия ребенка, эмоциональное
сопереживание ему, отражение и вербализация его
чувств и переживаний в адекватной возрастно-пси-
хологическим особенностям форме;

• организация условий, которые позволили бы ребенку
на игровом занятии испытать чувства уверенности
в себе и гордости за свои достижения.

В. Акслайн дает подробную характеристику принципов организации игротерапии.

Наши рекомендации