Игра как средство психотерапевтической работы
Развитие теории и практики использования игры в терапевтических и коррекционных целях достаточно долго осуществлялось в рамках двух подходов: первоначально в психоаналитическом, а с 50-х годов XX столетия в гуманистически ориентированном.
В настоящее время в нашей стране метод игровой терапии получил широкое распространение (А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, В. В. Столин и др.). Отличительной особенностью его применения является обогащение теории и практики игротерапии на основе теории психического развития ребенка и теории детской игры, разработанной в трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина.
В основе игровой терапии, центрированной на ребенке,лежит представление о том, что отношения и связь человека с людьми составляют необходимое условие его личностного развития. Основная задача коррекции состоит в создании или восстановлении значимых отношениимежду ребенком и взрослым.
Игра как деятельность, свободная от принуждения, подчинения, страха и зависимости, представляет собой, по мнению сторонников недирективной терапии, единственный вид активности, в котором ребенок получает возможность свободного, беспрепятственного самовыражения и исследования собственных чувств и переживаний.Игра позволяет ему освободиться от груза эмоциональной напряженности, обусловленной сложностью реальных
жизненных отношений между ним и взрослым. Она становится, таким образом, эффективным средством для решения не только коррекционных, но и профилактических задач. Такое понимание значения игротерапии для личностного развития ребенка позволяет рекомендовать ее для широкого применения во всех детских учреждениях и коллективах.
Сторонники центрированной на ребенке терапии главное значение придают реальным взаимоотношениям ребенка и взрослого в процессе игры. Взрослый в игротерапии реализует как бы двойную функцию:
• во-первых, он выступает в качестве идеального роди
теля, который посредством эмпатического принятия
обеспечивает ребенку переживание чувства самоцен
ности и облегчает самопринятие;
• во-вторых, он выступает в качестве партнера по игре,
открывая ребенку возможность приобрести новый
позитивный опыт равноправного сотрудничества и
кооперации, где каждый участник взаимодействия
имеет свободу выбора поступка и право принятия на
себя ответственности.
Принципиально новый характер и содержание отношений между ребенком и взрослым уничтожают традиционную для нашей системы воспитания дистанцию между ребенком и взрослым и в значительной степени приводят к возрастанию социальной компетентности ребенка. Как указывает Д. Б. Эльконин, «трудности поведения, которые подвергаются коррекции этим видом терапии, в большинстве своем вызываются конфликтными отношениями между взрослыми и детьми, именно поэтому практика отношений нового типа со взрослым может приводить к коррекции».
Таким образом, основными показаниями для проведения игротерапии согласно гуманистическому подходу выступают:
• нарушение роста Я и формирования Я-концепции;
• низкая степень самопринятия, высокая социальная
тревожность, неуверенность в себе и в своих силах,
отсутствие базового доверия к миру и враждебность по отношению к окружающим;
• эмоциональная лабильность, неустойчивость.
Цель терапевтической работы, — утверждение уникальности Я ребенка и его самоценности без попыток изменения личности, принятие его таким, какой он есть.
Соответственно, задачами игротерапии выступают:
• расширение репертуара форм самовыражения ребенка;
• оптимизация общения в системе отношений «ребе
нок — взрослый», формирование социальной компе
тентности ребенка во взаимоотношениях со взрослыми
исверстниками;
• развитие способности эмоциональной саморегуляции и
достижение эмоциональной устойчивости;
• гармонизация развития Я-концепции, повышение сте
пени самопринятия и уверенности в себе.
Основными функциями игротерапевта являются:
• создание атмосферы принятия ребенка, эмоциональное
сопереживание ему, отражение и вербализация его
чувств и переживаний в адекватной возрастно-пси-
хологическим особенностям форме;
• организация условий, которые позволили бы ребенку
на игровом занятии испытать чувства уверенности
в себе и гордости за свои достижения.
В. Акслайн дает подробную характеристику принципов организации игротерапии.