Игры с общественно-политическим сюжетом

Игры с общественно-политическим сюжетом - student2.ru Такие игры представлены в первую очередь играми на военно-исторические темы (в войну, в индейцев, в пар­тизан), а также возникшими в последнее время играми в выборы Думы и президента, в митинги, в сбор подпи­сей и т. д.

В дошкольном возрасте спектр сюжетов игры ребенка расширяется от бытовых к производственным и обществен­но-политическим.

Содержание игры — это содержание деятельности лю­дей, которое воспроизводится играющим ребенком в ходе развертывания сюжета, моделирование социальных и меж­личностных отношений и жизненных событий и ситуаций. Содержание не остается неизменным на протяжении до-

школьного детства, а развивается, отражая развитие по­знания ребенком мира — от внешних действенно-предмет­ных сторон человеческой деятельности к ее внутренним смыслам и нравственно-ценностным нормативам.

В начале дошкольного возраста содержание игры ребен­ка составляет воспроизведение простых операций с предме­тами и последовательности предметных действий, затем в качестве содержания выступает уже воспроизведение социальных ролей в соответствии 'с заданными нормами и правилами и, наконец, на более позднем этапе — вос­произведение социальных и межличностных отношений.

Это можно проследить на примере игры ребенка в дочки-матери. Сначала ее содержанием является выполнение отдельных действий из репертуара ролевого поведения матери: приготовление обеда, раскладывание пищи на та­релки, разливание чая в чашечки и пр., т. е. исключительно предметно-манипулятивные действия социальной направ­ленности. Действие обладает самоценностью, и на первый план выступает его предметно-операциональная сторона, тогда как межличностно-смысловая сторона игрового дей­ствия еще не занимает центрального места для субъекта игры. В игре не находит должного отражения социальное содержание действий, направленность действия на партне­ра: играющий ребенок часто забывает накормить куклу, не заботится о том, сыта ли она, нравится ли дочке еда и пр. Интерес для него представляет сама возможность действо­вать с предметом, подражая взрослому, повторять те дей­ствия и операции, которые он наблюдал у взрослых. Затем в центре внимания ребенка оказывается собственно социальная сторона действия, и игровые предметные дей­ствия трансформируются в целостное ролевое поведе­ние, обращенное к партнеру: мать кормит ребенка, ее заботит, вкусна ли, полезна ли еда, и т.д. Само предмет­ное действие выступает в его отношении к другому чело­веку, причем само действие оказывается обусловленным целой системой норм и правил, определяющих ролевые отношения между людьми. Мать решает, чем и когда кор­мить ребенка, потому что она несет за него ответственность и обладает в диаде «родитель — ребенок» правом приня­тия решений.




И наконец, при высоком уровне развития сюжетно-ролевой игры на авансцену выходит воспроизведение плана смыс­лов межличностных и социальных отношений, мать любит ребенка, заботится о нем, стремится, чтобы ему бы­ло хорошо, — моделирование аффективной стороны соци­ального взаимодействия в игре позволяет подойти к вос­произведению смысла изображаемых в игре отношений между персонажами.

Вопрос о мотивах детской игры является одним из центральных в понимании ее психологических механиз­мов. Мотивы игры определяются, с одной стороны, стрем­лением ребенка быть таким, как взрослый, действовать так, как взрослый, а с другой — внутренней логикой хода его психического развития.

По выражению Л. С. Выготского, игра представ ляет собой реализацию в воображаемом плане (воображаемой ситуации) мотивов и потребно­стей, которые не могут быть реализованы в обыч­ной деятельности.

Игра возникает как следствие формирования обобщен­ных аффектов, связанных с желаниями и мотивами, кото­рые в силу возрастных особенностей ребенка не могут найти своего выражения при сохранении тенденции к немедленной реализации желаний. Взрослые, предостав­ляя ребенку игрушки, демонстрируя способы действий с ними и подчеркивая сходство игровых действий с реаль­ными, стимулируют его к игре и подкрепляют ее.

Д. Б. Эльконин, говоря о характере игровых мотивов, подчеркивает их социальное значение.

Игровые мотивы реализуют потребность ребенка жить совместной со взрослыми жизнью, участво­вать в социальной деятельности, занимать опре­деленное место в обществе.

Именно поэтому сюжетно-ролевая игра возникает лишь на определенном этапе исторического развития общества,




когда мотивы ребенка войти во взрослую жизнь уже немогут быть непосредственно удовлетворены. Таким обра­зом, игра становится способом участия ребенка в жизни взрослых, благодаря которому возможно развитие новых социальных потребностей и мотивов, возникновение новых видов отношения ребенка к действительности.

Д. Б. Эльконин различает следующие структурные ком­поненты игры:

• роль;

• игровые действия;

• игровое употребление предметов (замещение);

• реальные (партнерские) отношения между играющими
детьми.

Эти структурные компоненты не рядоположены: цент­ральным и определяющим компонентом, единицей игры является роль.

Наши рекомендации