Порядок стандартизации тестов
В силу популяризации большого количества тестов, происхождение которых не известно, не имеющих стандартных оценок или несоответствия группы стандартизации группе обследуемых, необходимо провести дополнительную работу по приведению психодиагностического инструментария к состоянию, допускающему его использование. Так, если стандартные оценки теста, используемого в колонии строгого режима, вводятся на основе подростковой выборки или выборки студентов, или если группа стандартизации вообще не называется автором (если он вообще есть), то использование теста является, по меньшей мере, не корректным. В данном случае возникает необходимость в стандартизации или в построении «частных» тестовых норм. Низкий уровень развития психодиагностической науки и подготовки практических психологов в нашей стране часто приводит к тому, что специалисты подчас не подозревают о том, что и чем они измеряют и насколько надёжны получаемые результаты.
Отсутствие государственного контроля над деятельностью психологов, имеющего место в развитых странах, оставляет единственный выход – взывание к их профессиональной этике, к осознанию последствий неверного прогноза. В конечном итоге это бьёт по статусу всей психологической науки.
Несмотря на то, что статистическая обработка экспериментальных данных является довольно трудоёмким процессом, тем не менее, процесс стандартизации теста достаточно прост. В данном случае речь идёт только об адаптации уже разработанных тестов, подтвердивших свою надёжность в других областях.
Нормирование «сырых» баллов
Для создания психометрических (стандартных) шкал необходимо преобразование первичного распределения «сырых» баллов в нормальное распределение, имеющую форму кривой Гаусса – форма нормального распределения. Так, если сравнить рост всех людей, то самых низкорослых и самых высоких будет гораздо меньше, чем людей со средним ростом. Обычно распределение каких-либо характеристик, в том числе и психологических, имеет форму, близкую к гаусовой кривой:
Стандартизация может быть проведена только на основе нормального распределения. Для определения характера распределения предварительных оценок, необходимо построить следующий график, содержащий информацию о количестве лиц, получивших одинаковый «сырой» балл:
Если распределение имеет подобный вид, то перевод в нормальные оценки производится по формуле:
Z = (X – X)/s,
где Z – стандартизованный показатель, Х – необработанный («сырой») показатель, Х – среднее (всех показателей), s - стандартное отклонение.
Стандартное отклонение, в свою очередь, считается по формуле:
s = Sх2/N, где Sх2 – сумма квадратов всех “сырых” баллов, а N – размер выборки.
Полученный Z - показатель представляет собой стандартную оценку по шкале от –3 до 3 (среднее – 0).
“Сырые” показатели | Вычисление | Z – показатель |
(60-50) /10 | 1.0 | |
(65-50) /10 | 1,5 | |
(50-50) /10 | ||
(40-50) /10 | -1.0 | |
(54-50) /10 | 0,4 |
Поскольку Z- показатели не очень удобны для использования, их можно преобразовать в любые другие, наиболее часто используемые, по формуле:
ZT=А+В Z, где ZT – преобразованный показатель, А – среднее значение преобразованного распределения, Z – первичный Z- показатель.
Перевод может быть осуществлён в Т-баллы (Т = 50 + 10 Z), IQ (IQ = 100 + 15 Z), стены (S = 5,5 + 1,5 Z).
“Сырые” баллы | Z – показатель | Т-баллы | IQ | Стены |
1.0 | 50+1х10=60 | 100+1х15=115 | 5,5+1х1,5=7 | |
1,5 | 50+1,5х10=65 | 100+1,5х15=122,5 | 5,5+1,5х1,5=8 | |
50+0х10=50 | 100+0х15=100 | 5,5+0х1,5=5,5 | ||
-1.0 | 50-1х10=40 | 100-1х15=85 | 5,5-1х1,5=4 | |
0,4 | 50+0,4х10=54 | 100+0,4х15=106 | 5,5+0,4х1,5=6 |
Если распределение «сырых» баллов не является нормальным, необходимо, предварительно осуществить нормализацию распределения.
Рассмотрим шаги по нормализации распределения данных выборки из 330 человек [14]:
1. Установим диапазон «сырых» оценок от минимального до максимального значения (например, 0-34).
2. Установим число лиц (f), получивших одинаковый «сырой» балл Р.
3. В 3 столбце сложением (f) каждой строки в столбце 2 установим кумулятивную частоту (cum f) для каждой оценки.
4. Процентная ранговая шкала (5 столбец) составляется путём вычисления процентных ранговых значений для каждой строки.
5. Стандартная шкала PR в случае необходимости может быть преобразована в любую другую стандартную шкалу с помощью специальных таблиц, имеющихся в литературе по статистике.
Р | f | cum f | cum f - f /2 | cum f %=PR (cum f- f/2) / N Х 100 | IQ |
2,4 | |||||
6,7 | |||||
35,5 | 10,8 | ||||
15,8 | |||||
20,3 | |||||
79,5 | 24,1 | ||||
28,5 | |||||
111,5 | 33,8 | ||||
123,5 | 37,7 | ||||
135,5 | |||||
45,6 | |||||
51,8 | |||||
223,5 | 67,7 | ||||
73,6 | |||||
260,5 | 78,9 | ||||
288,5 | 84,4 | ||||
88,8 | |||||
91,8 | |||||
309,5 | 93,8 | ||||
314,5 | 95,8 | ||||
96,7 | |||||
321,5 | 97,4 | ||||
98,6 | |||||
99,1 | |||||
- | - | ||||
- | - | ||||
328,5 | 99,6 | ||||
- | - | ||||
329,5 | 99,9 | ||||
- | - | ||||
- | - | ||||
- | - | ||||
- | - | ||||
- | - |
Важным является также проверка устойчивости полученного распределения тестовых баллов к расщеплению выборки (например, зависимости от возраста, пола, образования и других характеристик могут быть различные стандартные оценки).
Литература:
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. М. 1997.
2. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х томах. М. 1982.
3. Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз: система основных понятий. Киров. 1995.
4. Бурлачук Л.Ф. Морозов С.М. Словарь – справочник по психологической диагностике. C-Петербург. 1999.
5. Дружинин В.Н. Психологическая диагностика способностей. Саратов. 1990.
6. Елисеев О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. Практическая психология. Псков. 1994.
7. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев 1994.
8. Леонтьев Д.А. Тематический апперцепционный тест. М. 1998
9. Обозов Н.Н. Психологическое исследование и консультирование. С.П. 1998.
10. Общая психодиагностика. / Под ред. А.А. Бодалёва, В.В. Столина/ М. 1987.
11. Пирожков В.Ф.Криминальная психология. М. 1998.
12. Пособие по применению ММРI. НПЦ «Психодиагностика». Ярославль. 1993
13. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара. 1998 г.
14. Психодиагностика. /Под ред. Н.Ф. Талызиной. Перевод с нем./. М. 1986.
15. Психодиагностика осуждённых. /В.Г. Деев, А.И. Ушатиков, О.Г. Ковалёв, Е.Н. Казакова/, Вологда. 1997.
16. Психологическая диагностика. /Под ред. К.М. Гуревича, Е.М.Борисовой/. М. 1997.
17. Психология личности. Тесты, опросники, методики. М. 1995.
18. Рабочая книга школьного психолога. М. 1991.
19. Рабочая книга пенитенциарного психолога. М. 1998.
20. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М. 1980.
21. Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Введение в пенитенциарную психологию. Рязань. 1998.